СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Попранная расчетливость и Обман Случая, или Катастрофа Германна (А.С. Пушкин, «Пиковая дама»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Попранная расчетливость и Обман Случая, или Катастрофа Германна (А.С. Пушкин, «Пиковая дама»)»

8 класс. Тема урока: Попранная расчетливость и Обман Случая, или Катастрофа Германна (А.С. Пушкин, «Пиковая дама») Цели урока 1.Осознать место и значение карточной игры в жизни русского общества XVIII-XIX веков. 2.Проанализировать данную тему в повести Пушкина «Пиковая дама». 3.Выявить причины персонального финансового кризиса Германна и понять, мог ли он его избежать. Материалы к уроку:

· Требуется предварительное знакомство с рассматриваемым произведением.

· В качестве предварительного материала ученики получают на дом отрывок из начала «Пиковой дамы» (см. Приложение 5) с выделенными словами и заданием подготовить к ним комментарий. При этом заранее известно, что домашние изыскания будут использованы на уроке в игровой форме - чтобы установить, кто лучше разобрался в тексте. Заранее можно и распределиться на команды - это будет служить дополнительным мотивирующим фактором («не подвести команду»).

· При желании возможно использовать аудиоэпиграф к занятию из одноименной оперы П.И. Чайковского («Что наша жизнь? - Игра!» и т. п.).

Структура урока
  1. Игра «Толковый словарь “Пиковой дамы”»
Итак, мы начинаем с вами - с игры. Разделитесь на команды по 4-5 человек.(На экран начинают по очереди выводиться выделенные слова из отрывка, приведенного в Приложении 5) - Дома вы уже подумали над комментариями к этим словам. Среди них есть карточные термины, есть реалии финансовой составляющей дворянско-помещичьей жизни, а есть знаковые высказывания - ключевые для понимания всего текста. Поясняйте эти слова по очереди: первая команда называет слово (и затем оно выводится на экран), вторая комментирует, затем первая дополняет комментарий, если может. Затем вторая команда называет слово, третья комментирует и так далее. Учитель модерирует игровое обсуждение и в конце подводит его итоги, обобщая успехи всех команд В результате комментариев и дополнений формируется «Толковый словарь “Пиковой дамы”» (важно, чтобы команды их фиксировали во время обсуждения). В качестве продолжающего творческо-проектного задания этот толковый словарь может быть оформлен классом как настенный наглядный материал с дополнительными иллюстрациями, цитатами и т. п. II. Анализ образа главного героя (Голиков Д. – кратко о сюжете) Вопросы для обсуждения Нашли ли вы знаменитую рифмованную строчку, характеризующую Германна, которую автор спрятал в тексте? (Подсказка: «Германн немец: он расчетлив.) Пушкин как бы кодирует (ритмически шифрует) главную черту Германна, которой суждено быть перечеркнутой развитием сюжета.

1.Уже в начале повести мы узнаем что-то важное о Германне: сразу и из его уст, и из высказываний о нем. О чем идет речь? Приведите цитату, где есть пояснение такой позиции Германна, которую он четко сформулировал в разговоре с игроками. - Игра занимает меня сильно, - сказал Германн, - но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее.

- Германн немец: он расчетлив, вот и все! - заметил Томский. 

2.В чем заключается двойственность натуры Германна и чем объясняется характер его поведения до основной интриги с тремя заветными картами? В Приложении 5 (п. 2) - большой фрагмент повести с выделенными внутри него важнейшими сведениями о судьбе и свойствах натуры Германна. (Сулейменов А.) III. «Пиковая дама» - и карточная Игра как модель жизни русского дворянства (Газизова Вита). В качестве дополнительного материала к данному уроку можно использовать главу «Карточная игра» из книги Ю.М. Лотмана «Беседы о русской культуре». - «Пиковая дама» - ключевой текст русской литературы по теме карточной игры: он обозначил горизонты возможных смыслов и значений карт и карточной игры в жизни русского дворянства: Игра - Свобода - Случай - Непредсказуемость Риск - Азарт - Возможность Счастья - Обогащение Протест против Порядка, Государственности, Службы, Закона и Предсказуемой Жизни как олицетворения Скуки Задания и вопросы для обсуждения 1.Скажите, а что значит Игра для разных героев повести (игроки-офицеры, графиня, граф Сен-Жермен, Германн), какая роль игры в их жизни? 2.Является ли жажда обогащения определяющим фактором для кого-либо из этих персонажей? 3.На что делал ставку Германн? Какова была его цель, какие средства он выбрал для ее достижения и почему проиграл? Какова формула жизни Германна? Перед вашими командами - цитаты из повести, каждая из которых содержит ключевое понятие из смыслового ряда «Игра - Карты - Тайна - Деньги - Судьба». Вам нужно разложить эти цитаты в той последовательности, в какой они следуют в тексте, то есть собрать своего рода пазл, составить из частей целое - и в каждой цитате найти ключевое понятие. (Цитаты приведены в Приложении 5 - они пронумерованы, но номера случайны.) Все цитаты можно либо просто распечатать и вырезать, либо наклеить на реальные игральные карты - на оборот, прямо на «рубашку» карт. Теперь, когда вы выстроили цитаты в правильном порядке, видно, что все они говорят об интриге - двигателе сюжета повести, и все так или иначе встроены в смысловой ряд «Игра - Карты - Тайна - Деньги - Судьба». IV. Анализируем жизненное и финансовое фиаско Германна. (Непайда – Кривчун) Вопросы для обсуждения 1.Как вы думаете, в чем причина фиаско Германна в финале? Это роковая случайность, наказание за эгоизм и жестокость, ирония судьбы, расплата за измену собственным принципам? 2.В чем заключаются основные жизненные и финансовые принципы Германна? Он сам обозначает их - помните ли вы этот фрагмент? («Нет! расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!») Кстати, а когда и почему мы узнаем об этих принципах Германна? V.Формулируем выводы Как вы думаете, а могло ли всё сложиться иначе? Может, герою надо было и дальше лишь в душе оставаться игроком, не нарушая своих принципов? (Свободное обсуждение.) Домашнее задание: Напишите сочинение-размышление с ответами на эти вопросы. При желании (и с дополнительным поощрением оценкой или развитием работы до творческого проекта / конкурсной работы) можно сочинить альтернативную концовку - но так, чтобы придуманный финал не противоречил разобранном на занятии чертам характера Германна.




ПРИЛОЖЕНИЕ

А.С. Пушкин «Пиковая дама» (фрагменты)

1.Фрагмент начала повести с выделенными словами:

«А в ненастные дни Собирались они Часто; Гнули - бог их прости! - От пятидесяти На сто, И выигрывали, И отписывали Мелом. (для обозначения повышения ставки игрок загибал угол карты, на которую он ее ставил. Играли на деньги, ставили на кон «от пятидесяти до ста», а мелом на доске счет записывали). Так, в ненастные дни, Занимались они Делом.

Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова. Долгая зимняя ночь прошла незаметно; сели ужинать в пятом часу утра. Те, которые остались в выигрыше, ели с большим аппетитом, прочие, в рассеянности, сидели перед пустыми своими приборами. Но шампанское явилось, разговор оживился, и все приняли в нем участие.

- Что ты сделал, Сурин? - спросил хозяин.

- Проиграл, по обыкновению. Надобно признаться, что я несчастлив: играю мирандолем (Играть мирандолем — играть одними и теми же скромными кушами, не увеличивая ставки), никогда не горячусь, ничем меня с толку не собьешь, а все проигрываюсь!

- И ты ни разу не соблазнился? ни разу не поставил на руте?( Положениекогда много раз подряд ставят на одну и ту же карту).. Твердость твоя для меня удивительна.

- А каков Германн! - сказал один из гостей, указывая на молодого инженера, - отроду не брал он карты в руки, отроду не загнул ни одного пароли (карточной игре удвоить выигранную ставку), а до пяти часов сидит с нами и смотрит на нашу игру!

Игра занимает меня сильно, - сказал Германн, - но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее.

- Германн немец: он расчетлив, вот и все! - заметил Томский. - А если кто для меня непонятен, так это моя бабушка графиня Анна Федотовна.

- Как? что? - закричали гости.

- Не могу постигнуть, - продолжал Томский, - каким образом бабушка моя не понтирует! (ставить на карту известную сумму)

- Да что ж тут удивительного, - сказал Нарумов, - что осьмидесятилетняя старуха не понтирует?

- Так вы ничего про нее не знаете?

- Нет! право, ничего!

- О, так послушайте:

Надобно знать, что бабушка моя, лет шестьдесят тому назад, ездила в Париж и была там в большой моде. Народ бегал за нею, чтоб увидеть la Vйnus moscovite; Ришелье за нею волочился, и бабушка уверяет, что он чуть было не застрелился от ее жестокости.

В то время дамы играли в фараон ( карточная игра, которая пользовалась огромной популярностью в конце XVIII и начале XIX веков). Однажды при дворе она проиграла на слово герцогу Орлеанскому что-то очень много. Приехав домой, бабушка, отлепливая мушки с лица и отвязывая фижмы, объявила дедушке о своем проигрыше и приказала заплатить.

Покойный дедушка, сколько я помню, был род бабушкина дворецкого (старший лакей). Он ее боялся, как огня; однако, услышав о таком ужасном проигрыше, он вышел из себя, принес счеты, доказал ей, что в полгода они издержали полмиллиона, что под Парижем нет у них ни подмосковной, ни саратовской деревни, и начисто отказался от платежа. Бабушка дала ему пощечину и легла спать одна, в знак своей немилости».

2.Характеристика Германна (Сулейменов А.) Ролевая игра.

«Я сын обрусевшего немца, отец оставил мне маленький капитал. Будучи твердо убежден в необходимости упрочить свою независимость, я не касался и процентов, жил одним жалованьем, не позволял себе малейшей прихоти. Впрочем, я скрытен и честолюбив, и товарищи мои редко имели случай посмеяться над моей излишней бережливостью. Я имею сильные страсти и огненное воображение, но твердость спасла меня от обыкновенных заблуждений молодости. Так, например, будучи в душе игрок, никогда не брал я карты в руки, ибо рассчитал, что его состояние не позволяло ему (как сказывал он) жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее, - а между тем целые ночи просиживал за карточными столами и следовал с лихорадочным трепетом за различными оборотами игры.

Анекдот о трех картах сильно подействовал на моё воображение и целую ночь не выходил из его головы. «Что, если, - думал он на другой день вечером, бродя по Петербургу, - что, если старая графиня откроет мне свою тайну! - или назначит мне эти три верные карты! Почему ж не попробовать своего счастия?..)».

3.«Перепутанные» цитаты для задания по выстраиванию в правильной последовательности («сложи пазл»)

А. «С этим словом он вынул из кармана пистолет»

Б. «Однако принятое ею письмо беспокоило ее чрезвычайно. Впервые входила она в тайные, тесные сношения с молодым мужчиною. Его дерзость ужасала ее».

В. «Не пугайтесь, ради бога, не пугайтесь! - сказал он внятным и тихим голосом. - Я не имею намерения вредить вам; я пришел умолять вас об одной милости».

Г. «Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло; улицы были пусты. Изредка тянулся Ванька на тощей кляче своей, высматривая запоздалого седока. Германн стоял в одном сертуке, не чувствуя ни ветра, ни снега».

Д. «Этот Германн, - продолжал Томский, - лицо истинно романическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства»

Е. «Тройка, семерка, туз - преследовали его во сне, принимая все возможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлора, семерка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком. Все мысли его слились в одну, - воспользоваться тайной, которая дорого ему стоила. Он стал думать об отставке и о путешествии. Он хотел в открытых игрецких домах Парижа вынудить клад у очарованной фортуны. Случай избавил его от хлопот».

Ж. «Моту не помогут ваши три карты. Кто не умеет беречь отцовское наследство, тот все-таки умрет в нищете, несмотря ни на какие демонские усилия. Я не мот; я знаю цену деньгам. Ваши три карты для меня не пропадут. Ну!».

З«Деньги, - вот чего алкала его душа!»

И. «Германн стоял у стола, готовясь один понтировать противу бледного, но все улыбающегося Чекалинского. Каждый распечатал колоду карт. Чекалинский стасовал. Германн снял и поставил свою карту, покрыв ее кипой банковых билетов. Это похоже было на поединок. Глубокое молчание царствовало кругом».

К. «… ему пригрезились карты, зеленый стол, кипы ассигнаций и груды червонцев. Он ставил карту за картой, гнул углы решительно, выигрывал беспрестанно, и загребал к себе золото, и клал ассигнации в карман».

Л. «… Вдруг это мертвое лицо изменилось неизъяснимо. Губы перестали шевелиться, глаза оживились».

М. «В гостиной за длинным столом, около которого теснилось человек двадцать игроков, сидел хозяин и метал банк. Он был человек лет шестидесяти, самой почтенной наружности; голова покрыта была серебряной сединою; полное и свежее лицо изображало добродушие; глаза блистали, оживленные всегдашнею улыбкою».

Н. «Германн их писал, вдохновенный страстию, и говорил языком, ему свойственным: в них выражались и непреклонность его желаний, и беспорядок необузданного воображения».

О. «Одно его ужасало: невозвратная потеря тайны, от которой ожидал обогащения».

П. «У Лизаветы Ивановны воспитывается бедная родственница».

Р. «Время шло медленно. Все было тихо. В гостиной пробило двенадцать; по всем комнатам часы одни за другими прозвонили двенадцать, - все умолкло опять. Германн стоял, прислонясь к холодной печке. Он был спокоен; сердце его билось ровно, как у человека, решившегося на что-нибудь опасное, но необходимое.»

С. «В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась. Необыкновенное сходство поразило его…»

Т. «Этот эпизод возмутил на несколько минут торжественность мрачного обряда. Между посетителями поднялся глухой ропот».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!