СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Поразмышляем в шести шляпах" над романом Е. Замятина "Мы".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературе в 11 классе.

Просмотр содержимого документа
«"Поразмышляем в шести шляпах" над романом Е. Замятина "Мы".»

«Поразмыслим в шести шляпах» над романом Е. Замятина «Мы»


Краткая аннотация.


П. Л. Лавров писал: «Обществу угрожает опасность застоя, если оно заглушит в себе критически мыслящие личности». Традиционная система обучения, на мой взгляд, недостаточно решает проблему работы с текстом и умение увидеть в обычном необычное. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) предполагает развитие самостоятельности мышления и решения возникающих проблем разными путями. Если ученик научится критически мыслить, то он овладеет разнообразными способами интерпретации, способностью аргументировать свою точку зрения на основе собственных наблюдений и опираясь на мнение собеседника, т. е. используя и осознавая многополярность окружающего мира.

Вышеуказанная технология раскрепощает ребенка и выпускает на свободу детское творчество. Технология РКМЧП. рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы и ее решение.


Учебный предмет: литература


Уровень образования школьников: 11 класс


Форма учебной работы: классно- урочная.


Описание разработки:


Различают четыре этапа развития КМ : на начальной стадии ученик видит мир черным или белым, правильным или неправильным. Затем у ученика появляется склонность к сомнению. После чего ученик начинает мыслить аналитически, не рассматривая знания как абсолют, не принимая чужое мнение безоговорочно. И, наконец, проявляется умение проводить анализ и синтез информации, пользоваться объективными аргументами при определенной точке зрения и менять свою точку зрения с появлением новой информации.

Задачи учителя:

  1. Научить учащихся самим добывать информацию.

  2. Создать для ученика среду для развития, самопознания и самовыражения личности.

  3. Развивать способность учащихся к самостоятельной работе с информацией любой степени сложности

  4. Формировать у учащихся навыки самообразования.

  5. Организация груповой и парной работы на уроке.

  6. Создание в классе атмосферы партнерства.

В основе урока лежит базовая трехфазная модель: вызов-осмысление-рефлексия.

На стадии вызова учащиеся могут свободно высказывать свою точку зрения по поводу определения проблемы урока, фиксировать на бумаге. Целесообразно сочетать индивидуальную и групповую работы. Индивидуальная работа позволяет каждому ученику активизировать свои знания и опыт. Обмен мнений в группе может способствовать выработке новых идей.

Роль учителя – не поправлять, не критиковать, не морализирировать.

Стадия осмысления – работа с текстом.

Заключительный этап урока – рефлексия (послетекстовая дискуссия).

Занятия по этой технологии проводятся 2-3 раза в четверть. Дети с плохо развитой речью бывают не в состоянии перенести конфликт на словесный уровень и решают его силой. Владение всеми видами речи дает учащимся возможность повысить самооценку и принимать активное участие в жизни общества.


ПРИЛОЖЕНИЕ


Тема: «Поразмыслим в шести шляпах» над романом Е. Замятина «Мы».

Цели: Познакомить со стратегией «шести шляп».

Развивать критическое мышление учащихся.

Развивать навык сжатого отбора материала.

Обучать умению анализировать текст.

Оборудование: Шесть шляп в соответствии с таблицей.

Словари, энциклопедии.

Тексты произведения.

Цветная бумага, фломастеры.

Ход урока.

  1. Стадия вызова(вызов интереса к теме, активизация учащихся)

- Как вы понимаете выражение «поразмыслим в шести шляпах»?

(фиксирование высказываний на доске без комментариев)

- Мы не только по-разому воспринимаем мир, но и по-разному мыслим. И мыслить можно шестью способами, обозначенными цветными шляпами. Метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдуард де Боно(дословно – надень свою мыслительную шляпу-на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Э де Боно и предлагает «поразмыслить шестью различными способами»).

-Сформулируйте конкретнее, каким видом деятельности мы будем заниматься на уроке.

Подберите как можно больше синонимов к слову «мыслить», используя словари.Сколько их получилось?(можно подобрать 23)

- Выполняя это задание, вы, безусловно, активно мыслили.Что такое мышление? Проверьте себя по словарю Ожегова, Энциклопедии для детей.

-Какие виды мышления вы можете назвать? (творческое, интуитивное, образное, символическое, критическое...). Стратегия «шести шляп» и предполагает шесть разных видов мышления. Он побуждает нас к разноцветной, разнообразной, нестандартной оценке изученного и пережитого.

ЗНАКОМСТВО С ТАБЛИЦЕЙ.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


БЕЛАЯ мыслим фактами, Без эмоций, без субъек- -Какие события произо-

цифрами. тивных оценок. Только шли? Даты. Количество

ШЛЯПА факты! предметов...


ЖЕЛТАЯ положительное, Выделение позитивных Что положительного,

ШЛЯПА позитивное мыш- сторон и аргументирова- полезного...

ление. ние.

ЧЕРНАЯ критическая. Выявление противоречий, Что было трудно, неясно,

ШЛЯПА критическое мышле- недостатков, их причин. проблематично...

ние.

КРАСНАЯ эмоциональная Связь изменения эмоц. С какими явлениями свя-

ШЛЯПА состояния с рассматри- заны эмоции:грусть, оби-

ваемыми явлениями. да, радость...

ЗЕЛЕНАЯ творческая Поиск новых граней в Что можно сделать иначе?
ШЛЯПА изученном материале. Усовершенствовать?

СИНЯЯ философская, Поиск обобщающих парал-
ШЛЯПА обобщающая. лелей, общие выводы.


  1. Осмысление (смысловая стадия)

- «Мы»- роман о будущем, написанный в эпоху, когда будущее созидается и сомнений в своей «единственной правильности не вызывает». Определите основные вопросы романа.(Что является предметом изображения в романе?(будущее). Для чего изображается далекое будущее?(взаимоотношения личности и государства, индивидуальности и коллектива).Каковамодель общества будущего? Каково место человека в таком государстве? Счастлив ли он? Каков смысл названия? Что противостоит обезличиванию человека?(любовь).

Давайте сформулируем проблему нашего исследования.(как решает Е. Замятин проблему выбора «Я – МЫ», выявление авторской концепции человека и мира)


Работа в группах.

Каждая группа получает одну из шляп.

Наобсуждение дается 10 минут.

Выступления групп(по одному представителю)


Анализ выводов, обобщение.

- Каждая группа рассматривала роман под определенной точкой зрения и пришла к следующим выводам...(все фиксируется на бумаге фломастерами)


  1. Рефлексия.

- Что дала вам работа по стратегии «шести шляп»?

- Изменилось ли ваше восприятие романа?


  1. Домашнее задание.

Написать эссе «Размышления после прочтения романа»