1.Сообщение темы урока -Сегодня у нас на уроке будет гость, а кто он давайте узнаем из загадки: Я привык на юге жить. Я умею говорить! День-деньской могу летать, Разным звукам подражать. Кто такой я? Угадай! Разноцветный …(попугай) -Правильно -Попугай принес нам на своих разноцветных крыльях тему урока, а звучит она так: «Поразрядное вычитание чисел с переходом через разряд». -Сегодня на уроке мы будем учиться решать выражения с переходом через разряд, решать задачи 2.Изучение нового материала -Ребята, а теперь решите такой пример: 31-16 -Как из 31 вычесть 16? -Сколько десятков и сколько единиц в составе числа 31? (3 десятка, 1 единица.) – А сколько десятков и единиц в составе числа 16? (1 десяток, 6 единиц.) – Сколько десятков и сколько единиц нужно вычесть? (1 десяток и 6 единиц.) – Почему нельзя использовать разложение числа 31 на разрядные слагаемые? (Мы не можем из 1 единицы вычесть 6 единиц.) – На какие удобные слагаемые разложили число 31? (20 + 11.) 31 – 16 = (20 + 11) – (10 + 6) = (20 – 10) + (11 – 6) = 15 -Откройте свои учебники на странице 57 -Глядя на тему нашего урока, что мы можем сказать, вернее что нам уже известно? - Что такое разряды? Назовите известные вам разряды. (Разряды единиц, десятков) - Что такое вычитание? Назовите компоненты вычитания. Давайте устно решим задание, которое нам приготовил наш гость. -Устно выполним №2 -Вычислите значение разности 31 – 14. -Как будем вычитать? -Как из 31 вычесть 14? -Что делаем с числом 31? 14? -Сколько десятков и сколько единиц в составе числа 31? (3 десятка, 1 единица.) А сколько десятков и единиц в составе числа 14? (1 десяток, 4 единицы.) – Сколько десятков и сколько единиц нужно вычесть? (1 десяток и 4 единицы.) -Почему нельзя использовать разложение числа 31 на разрядные слагаемые? (Мы не можем из 1 единицы вычесть 4 единицы.) – На какие удобные слагаемые разложили число 31? (20 + 11.) 31 – 14 = (20 + 11) – (10 + 4) = (20 – 10) + (11 – 4) = 17 -Верно, продолжаем работать. - А сейчас откройте свои тетради и запишите число, классная работа. -Сегодня 7 марта -Обратимся к №3 -Из данных разностей выберите те, в которых уменьшаемое 50, а вычитаемое – двузначное число. -Внимательно посмотрите, какие выберем выражения? –А сейчас вычислите значения этих выражений, разложив уменьшаемое 50 на удобные слагаемые. 50 – 33 = (40 + 10) – (30 + 3) = (40 – 30) + (10 – 3) = 17 50 – 35 = (40 + 10) – (30 + 5) = (40 – 30) + (10 – 5) = 15 50 – 19 = (40 + 10) – (10 + 9) = (40 – 10) + (10 – 9) = 31 50 – 24 = (40 + 10) – (20 + 4) = (40 – 20) + (10 – 4) = 26 50 – 12 = (40 + 10) – (10 + 2) = (40 – 10) + (10 – 2) = 38 -Правильно, молодцы! -Сейчас с вами отдохнем 3.Физкультминутка Жил на свете попугай. Крылья шире расправляй. (руки в стороны, влево, вправо) Он любил летать всех выше, Выше пальм, жирафов выше. (потянуться на носках, руки вверх) В гости к деткам прилетал, Вместе с ними отдыхал, (делать приседания) Прыгал, кланялся, (наклоны головы или туловища вперед) С малышами говорил. -Тихо присели на свои места -Откройте учебник на странице 58 -Решим с вами задачу №5 «На одну машину погрузили 40 мешков моркови, а на другую-на 4 меньше. Сколько мешков моркови погрузили на другую машину?» – Прочитайте задачу. – Что известно в задаче? -Что требуется узнать? -Сколько на одну машину погрузили мешков моркови? -Сколько на вторую машину погрузили мешков моркови? -Что значит на 4 меньше? -Как будем решать задачу? -Почему вычитаем? -Сейчас отступите 2 клетки вниз и запишите слово «Задача» -Запишем краткую запись Запись: Iм.-40 меш. IIм.-?, на 4 меш.меньше, чем Iм. -Решите задачу 40 – 4 = 36 (меш.) – на 2-ой машине. -Запишите ответ Ответ: 36 мешков на другой машине -Молодцы. -Сейчас наш попугай придумал нам задания для самостоятельной работы, найдите задание 6. -Это задание вы выполните самостоятельно, вам нужно вычислить значения разностей, разложив уменьшаемые на удобные слагаемые, первое из которых равно 30. А затем мы проверим, как вы усвоили новый прием вычитания. 42-15=(30+12)-(10+5)=(30-10)-(12-5)=27 48-19=(30+18)-(10+9)=(30-10)-(18-9)=29 46-18=(30+16)-(10+8)=(30-10)-(16-8)=28 41-13=(30+11)-(10+3)=(30-10)-(11-3)=28 44-16=(30+14)-(10+6)=(30-10)-(14-6)=28 -Проверим, сколько у вас получилось в первом выражении, втором…. -Молодцы! |