СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Порграмма внеурочной деятельности "Весёлые нотки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Весёлые нотки"

Просмотр содержимого документа
«Порграмма внеурочной деятельности "Весёлые нотки"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АЛАДЬИНСКАЯ ШКОЛА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -

ЧУЧКОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ


Программа рассмотрена

на педагогическом Совете

«____» _______________ 20___г.

Протокол №_______


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

_______________/А.А.Еремина/

«______»____________________20____ г.

Приказ №___________








Программа внеурочной деятельности



«Весёлые нотки»




Срок реализации - 1 год.

Возраст обучающихся - 8– 9 лет
















с. Аладьино

2016

  1. Пояснительная записка


Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусства. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Музыкальные занятия пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать у них музыкальную культуру и художественную самодеятельность школы. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится во внеурочной работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят в вокальному искусству. По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной и предусматривает тесное взаимодействие одного предмета с другими: музыка, литература, живопись. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.
Программа рассчитана на 1 год обучения - 34 ч. Работа по ней ведется с детьми 7– 9 летнего возраста.

Направление программы – музыкально-эстетическое.




II. Цель программы

Индивидуальное оптимальное певческое развитие каждого учащегося, обучение его умению петь в хоре ,вокалом, формирование его певческой культуры, качеств личности.

III. Задачи

  1. На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

  2. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.

  3. Развивать навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.

  4. Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения.

  5. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.

  6. Сформировать потребности в общении с музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.

IV Основные методы работы

♦ Объяснительно-иллюстративный

(беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).

♦ Репродуктивный

(разучивание, закрепление материала).

♦ Исследовательский

(самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).

♦ Метод побуждения к сопереживанию

(эмоциональная отзывчивость на прекрасное).

♦ Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности)


V. Формы проведения занятий по программе

Обучение осуществляется через различные виды вокальной деятельности:

  • главными из которых является сольной и ансамблевое пение,

  • слушание различных интерпретаций исполнения,

  • пластическое интонирование,

  • добавление элементов импровизации,

  • движения под музыку,

  • элементы театрализации.

Формы занятий разнообразны: беседы, викторины, конкурсы, праздники, совместная работа с ДК с. Аладьино.

Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой.

VI. Содержание и методика проведения занятий

Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов, что позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности.
Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала.

Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.

Музыкальную основу программы составляют произведения для детей и юношества, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов-песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках внеурочной деятельности. Имеет место варьирование.

В программе выделены следующие направления:
1. Вокально-хоровая работа.
2. Музыкально-теоретическая подготовка.
3. Теоретико-аналитическая работа.
4. Концертно-исполнительская деятельность.

Вводное занятие.
Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач вокальных внеурочных занятий. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

I. Вокально-хоровая работа.
Певческая установка.
Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.
Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими:
- голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;
- стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;
- в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота;
- при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на коленях, если не нужно держать ноты;
- сидеть, положив нога на ногу, совершенно недопустимо, ибо такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.
Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет её книзу, то в гортани также создается излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выдоха. Если певцы во время репетиций сидят, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.

Распевание.
Занятия с хором обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию:
1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;
2) развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений.
Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голос образующего комплекса.
Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок на первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции.
Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Построенные на терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий.
Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармонического слуха. Желательно как можно чаще пользоваться записью пения на магнитофон, сверяя звучание собственного голоса с голосами профессиональных певцов, Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона и возвращаться обратно.
Все нижеприведенные упражнения даются в тональности до мажор, но каждый занимающийся должен транспонировать их в удобную для себя тональность.
Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ. Упражнения на слоги «бри», «юра», «ля», и др.

Певческое дыхание.
Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.
Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.
Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка. Во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука.
Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения; чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.
Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить.
Дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием.
Например, от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряженности звучания голоса, быстрому утомлению певцов. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу.
Таким образом, певческое дыхание является основой вокально-хоровой техники. Приобретение других вокально-хоровых навыков во многом зависит от приобретения навыка певческого дыхания.

Цепное дыхание.
Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании (например, русской народной песни «Степь да степь кругом», латышской народной песни «Вей, вей ветерок» и многих других).
Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы хора берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке.
Основные правила при выработке навыка цепного дыхания можно сформулировать так:
- не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом;
- не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;
- дыхание брать незаметно и быстро;
- вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой аткой звука, интонационно точно;
- чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.
Только при соблюдении этих правил каждым певцом коллектива можно добиться ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяжности общего звучания хора.

Дирижерские жесты.
Дирижирование песней привлекает внимание к ней, активизирует работу на занятии. Педагог знакомит детей с дирижерскими жестами и их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижерские схемы 2/4, 3/4 , 4/4. Вступление и инструментальные проигрыши к песням дирижируются одной рукой. При достаточно продуктивном освоении детьми дирижерских жестов разного характера можно позволить желающим принять участие в эпизоде занятия над названием «замени педагога». В этом случае желающие проводят покуплетное дирижирование.
Дирижерские указания педагога обеспечивают:
Точное и одновременное начало (вступление). Снятие звука.
Единовременное дыхание (в определённом темпе и характере).
Единообразное звуковедение (legato, поп legato).
Выравнивание строя.
Изменение в темпе, ритме, динамике.

Унисон.
В самом начале работы с хором возникает задача приведения певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.
Полученное звучание следует постепенно переносить на соседние звуки вверх и вниз. Если в звуке хора появится избыточное напряжение, то это будет свидетельствовать о каком-либо нарушении координации в работе голосового аппарата. В таком случае следует вернуться на звук примерной зоны, снять формировку, обратить внимание хористов на правильную певческую установку, по возможности устранить излишнюю напряженность мышц, участвующих в голосообразовании, и при движении голоса вверх попытаться облегчить звук.

Вокальная позиция.
Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию, подготавливая «место» для звука: мягкое нёбо приподнимается, образуя своеобразный «купол», язык уплощается, нижняя челюсть свободно опускается, и все это должно происходить совершенно естественно. При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться, установиться в низкое певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего пения. Очень часто слышны напоминания ученику о близком, позиционно высоком звучании, о ярком, не засоренном никакими лишними призвуками, голосе. Часты напоминания и о работе резонаторов.
Резонаторы - это полости, которые под давлением струи воздуха начинают вибрировать, тем самым придавая голосу окраску, наполняя его обертонами, силой. Существуют головные резонаторы - лобные пазухи, гайморова полость - и грудные резонаторы - бронхи.
Нужно следить за тем, чтобы были задействованы головные и грудные резонаторы. Важно, чтобы звук все время как бы фокусировался в одной точке. Это требование предъявляется как на голосовых упражнениях, так и на упражнениях с закрытым ртом. Чем меньше будет присутствовать во время пения носовых и горловых призвуков, чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественнее будет тембр голоса.

Звуковедение.
В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра.
Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнить упражнение: пение закрытым ртом звука «м». Зубы при этом должны быть разжаты, мягкое нёбо активизировано в легком зевке, звук должен посылаться в головной резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется в виду верхняя часть лица с ее носоглоточной полостью. Посыл звука в переднюю часть твердого нёба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему звук приобретает силу, яркость и полетность.
Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими», собранными по звучанию, они обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка головного звучания начинается с них.
Для овладения приемом прикрытия используются упражнения на пение слогами лё, му, гу, ду. Для формирования прикрытого звука можно рекомендовать пение так называемых йотированных гласных - «е», «ё», «ю», «я», способствующих выработке головного звучания.

Дикция.
Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук.
Дикция зависит от органов артикуляции - нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки типа: «Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать - совсем зарапортовался», «От топота копыт пыль по полю летит», «Купил кипу пик» и т. п.
Развитие артикуляционного аппарата каждого ребенка - это главное условие успешной концертно-исполнительской деятельности коллектива.

Начало двухголосного пения.
Элементы двухголосия в группе даются только в упражнениях и распевании, в хоровом сольфеджио, в песнях. Лучше начинать с песен, в которых имеется самостоятельное движение голосов. На первых занятиях могут быть использованы такие песни, как «В хороводе», «Соловей, соловеюшка», «У меня ль во садочке», «Как пошли наши подружки». Нужно помнить, что при пении на два голоса одной из важнейших задач является выработка у учащихся самостоятельности, сущность которой заключается в четком проведении своей партии при одновременном звучании другой.
Самостоятельность голосоведения устраняет главную трудность первого этапа двухголосного пения - частые переходы второго (нижнего) голоса на партию ведущего, первого. Дети, поющие второй (нижний голос), уверенно ведут свою партию и не сбиваются на партию первого (верхнего) голоса.

Репетиции проводятся перед выступлениями в плановом порядке. Это работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблями, отшлифовывается исполнительский план каждого сочинения.

II. Музыкально-теоретическая подготовка.

Основы музыкальной грамоты.
Знать название звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе (первая, вторая октавы). Устойчивые и неустойчивые звуки, тон, полутон. Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамические и темповые обозначения как основные средства музыкальной выразительности.
Различать тембры фортепиано, скрипки, виолончели, трубы. Также различать тембры певческих голосов: сопрано, альт, тенор, бас.
Систематически развивать, ритмический, ладовый и тембровый слух.
Различать высокие и низкие звуки, восходящие и нисходящие движения мелодии, повторность их звуков, их долготу, громкость.
Петь звукоряд первой октавы - до второй октавы с названием и без названия звуков. Отличать мажорные песни от минорных. Различать на слух и петь от заданного звука тон и полутон в восходящем и нисходящем порядке. Сознательно исполнять звуки различной длительности - от половинной до восьмой, а также целые. Различать ударные и безударные доли такта.
Научить детей петь, чисто интонируя:
а) мажорный звукоряд в восходящем и нисходящем движении.

б) мажорное трезвучие. Пропеть звукоряд из пяти нот (пентахорд). Затем в звукоряде выделить звуки, входящие в трезвучие. Поется трезвучие (без промежуточных звуков) всей группой.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
Использование упражнений по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий, для улучшения чистоты интонирования на одном звуке, на слог «лю», на группу слогов -ля, ле, лю. Практические упражнения по видам движения мелодии (постепенное, «змейкой», скачкообразное).
Сравнительные упражнения на высоту звука с использованием игрового приема, сопровождая пение движением руки вверх, вниз:
- выше, высокие слоги («динь-динь»);
- чуть ниже («дан-дан»);
- еще ниже («дон-дон»).

Развитие чувства ритма.
Это понятие подразумевает особенности распределения звуков во времени.
Метр - это ритмическая пульсация одинаковых длительностей, разделяемых акцентами через определенные промежутки времени на такты. Метр является как бы средством измерения ритма, его мерой. Точное ощущение метра - залог хорошего исполнения.

3. Теоретико-аналитическая работа.

Беседа о гигиене певческого голоса.

Беседа о творчестве композиторов–классиков.

Беседа о творчестве современных композиторов

Использование технических средств. Работа с микрофоном.

Использование фонограммы (минус 1).


4. Концертно-исполнительская деятельность.

Выступление на школьных и выездных концертах.

V. Условия реализации программы: Материально – технические условия: - кабинет; - компьютер; - микрофон.



VI. Содержание учебно-тематического планирования

Содержание программы

Вокально-хоровая работа.

        Ознакомление с правилами пения и охраны голоса.

       Разностороннее воспитание и развитие музыкально-певческих способностей: музыкального слуха, певческого голоса, внимания, потребностей, интересов, вкусов, готовности к художественному труду. Обучение умению петь в хоре: петь в ансамбле, петь без сопровождения, понимать дирижерские жесты и следовать указаниям руководителя хора.

     Пение произведений.

       Беседы о разучиваемых произведениях в яркой, лаконичной, доступной для школьников форме с привлечением материала из школьной программы, из других видов искусств.

        Народная песня.

Раскрытие её значения как выразительности исторического прошлого народы, его труда, быта, дум. Обратить внимание на то, что русские народные песни воспитывают уважение к прошлому народа, к его характерным чертам, к русской культуре.

         Практические занятия.

Показ-исполнение песни. Разбор её содержания. Разучивание материала с сопровождением и без него. Доведения исполнения песни до уровня, пригодного для публичного выступления. Проверка исполнения с помощью магнитофонной записи.

        Пение учебно-тренировочного материала.

        Образное доступное раскрытие каждого нового упражнения и его роли для музыкально - певческого развития каждого ребёнка. Рассказ о распеваниях и специальных упражнениях для развития дыхания, гибкости голоса, ровности звучания по тембру и т.д.

Музыкальная игра и движения под музыку.

Объяснение условий игры или показ определенных движений (марш, элементы народного танца, хоровод или позиции и упражнения классического танца). Краткая характеристика музыкального произведения, сопровождающего игру или движения.

        Практические занятия.

Прослушивание музыкального сопровождения, беседа о его строении, характере, динамических оттенках, о соответствии движений художественному образу музыкального произведения. Разучивание игры музыкальной игры или движения с детьми.

VII. Планируемые результаты


Личностные результаты

    1. Формирование чувства гордости за свою Родину, свой народ.

    2. Формирование уважительного отношения к своему творчеству и творчеству иного человека.

    3. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

    4. Формирование эстетических чувств.

    5. Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произ­ведений музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружаю­щему миру.

    6. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты

      1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи предлагаемой деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.

      2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

      3. Овладение навыками вокально-хоровой деятельности.

      4. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

      5. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


Предметные результаты

        1. Формирование отношения к музыкальным произведениям как искусству.

  • Формирование интереса к хоровому, вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в концертах).

  • Умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.

  • Владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата.

  • Умение двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

  • Формирование стремления передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос.

  • Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных художественных, художественно-конструкторских, организационных задач.


К концу года обучения учащиеся получат возможность научиться:


-проявлять готовность увлечённо и живо « впитывать» музыкальные впечатления, воспринимать музыкальные произведения;


- проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;


- знать о способности и способах (голосом, игрой на музыкальных инструментах, движением) воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека;


К концу года обучения учащиеся научатся:


-выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;


- ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония и т.д.)


- различать характер музыки, её динамические, регистровые, тембровые,


метроритмические, интонационные особенности;


- применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой


деятельности (пении, импровизации, художественном движении).









VIII. Учебно-тематический план работы


Тема занятий

Дата

Корректировка

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

7.09


2

Любимые мелодии - развитие основ музыкальной культуры

14.09


3

Русское народное творчество. Скороговорки. Попевки. Частушки. Потешки.

21.09


4

Мы учимся петь. Русские народные песни.

28.09


5

Певческая установка. Разучивание песни «Как у наших у ворот».

5.10


6

Петь или говорить? Продолжение разучивания песни «Как у наших у ворот».

12.10


7

Работа над звуковедением. Возможности моего голоса

19.10


8

Русские народные инструменты. Ритм.

26.10


9

Народный инструмент «Ложки».Постановка исполнительского аппарата (корпуса, рук)

9.11


10

Приёмы игры на ложках. (Маятник, мячики, трещотка)

16.11


11

Приёмы игры на разных шумовых инструментах

23.11


12

Ансамбль. Мы учимся играть в ансамбле.

30.11


13

Отработка навыка игры в ансамбле.

7.12


14

Унисон. Разучивание песен к Новогоднему празднику.

14.12


15

Дикция. Разучивание песен к Новогоднему празднику.

21.12


16

Выступление на Новогоднем утреннике.

28.12


17

Как правильно дышать. «Цепное» дыхание.

11.01


18

«В гостях у композитора П.И.Чайковского» - слушание классической музыки

18.01


19

Мы учимся петь. Разучивание русской народной песни «Солдатушки – браво ребятушки!».

25.01


20

Музыкальный характер

1.02


21

Разучивание песни о папе.

8.02


22

Красивое и безобразное (учить основам вокала и певческой культуре)

15.02


23

Слышим, слушаем, поем. Разучивание песен к женскому празднику.

22.02


24

Продолжение разучивания песен к женскому празднику.

29.02


25

Участие в концертной программе «Женский день».

7.03


26

Музыкальная грамота. Первая октава.

14.03


27

Музыкальные сказки. Сказка С. Прокофьева

21.03


28

Виртуальное посещение филармонии.

4.04


29

Разучивание песни о дружбе.

11.04


30

Танец и песня – всегда рядом.

18.04


31

Участие в концертной программе праздника «За честь школы»

25.04


32

Виртуальное посещение балета

2.05


33

Участие в концертной программе праздника "День Победы"

9.05


34

Игра: «Угадай-ка»

16.05



































Список использованной литературы:

  1. Пособие для учителя : М.А.Давыдова «Уроки музыки»-М., «ВАКО»2008

  2. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: «Просвещение», 1988.

  3. Самарин В.А. Хороведение. М, 2000.- «Академия», 208с.

  4. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учебное пособие.- М.: «Академия», 2002.-352с.

  5. Соколов В.Г., Попов В.С., Абелян Л.М. Школа хорового пения. М., 1987. Вып. 2. Разд.1 Ветлугина Н. Музыкальный букварь для детей младшего возраста. - М.: «Музыка», 1987.-110с.

  6. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Издательский центр «Академия». 1998.-240с.

  7. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М.: «Музыка», 1972.-30с.

  8. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом» - М.: «Академия», 1999, 222с. Бычков И.В. «Музыкальные инструменты», 2000 г.

  9. Кононова Н.Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду», 1990 г.

  10. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. «Фольклорные праздники (весенние, летние, зимние, осенние), игры и забавы» 1998 г.

  11. Сабатье К., Сабатье Р. «Музыкальные инсрументы», 2002 г.

  12. Шамина «Музыкальный фольклор и дети», 1992 г.

  13. Ф. Такун «Наша школьная страна. Песенник» 2001.

  14. В. Модель «Буратино. Песенник для детей» М. 1988.

  15. А. Широков «Русские народные песни» М. 1988.






Учебно-тематический план работы

(3 год обучения)


Тема занятий

Дата


Звуки музыкальные, смешные и печальные.

Наш гость марш.


1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

5.09

2

Музыка-искусство звуков. Игровые моменты: «Угадай-ка» и «Ритмический диктант».

12.09

3

Звуки высокие и низкие. Разучивание попевок.

19.09

4

Звуки нашего настроения. Сила звука.

26.09

5

Дирижерские жесты. Разучивание песенок об осени.

3.10

6

Разучивание песен к празднику «День матери». (Варись, варись, кашка). Как правильно дышать

10.10

7

Певческая установка. Разучивание песни к празднику «День матери».(Варись, варись, кашка)

17.10

8

Наш гость-марш. Игровые моменты: «Эхо» и «Перекличка».

24.10

9

Виды маршей.

7.11

10

Выступление на празднике «День учителя».

14.11

11

«Песенное дыхание».

21.11

12

Разучивание песни «Воробьиная песенка»

28.11

13

Игра «Угадай мелодию».

5.12


Наш гость – песня. Наш гость – танец.

Встреча музыкальных жанров.


14

Что такое песня?

12.12

15

Разучивание песни «Не дразните собак»

19.12

16

Знакомство с музыкальными инструментами.

26.12

17

Развитие чувства ритма. Игра на ложках.

16.01

18

Признаки жанра танец. Характеры танцев.

23.01

19

Развитие чувства ритма.

Игра на русских народных инструментах.

30.01

20

Встреча жанров. Разучивание детских песен.

6.02

21

Разучивание детских песен о маме.

13.02

22

Разучивание песни «Моя мама».

20.02

23

Встреча музыкальных жанров. Ритмический диктант.

27.02

24

Концерт для мам и бабушек.

6.03

25

Разучивание песен к Новогоднему празднику.

13.03

26

Унисон. Разучивание песен к Новогоднему празднику.

20.03

27

Дикция. Разучивание песен к Новогоднему празднику.

3.04

28

Разучивание песен к Новогоднему празднику.

10.04

29

Красивое и безобразное (учить основам вокала и певческой культуре)

17.04

30

Репетиция. Исполнение разучиваемых песен.

24.04

31

Музыкальная Новогодняя сказка.

8.05

32

Выступление на Новогоднем утреннике.

15.05

33

Колыбельные песни, песни-заклички, колядки.

22.05

34

Симфония.

29.05

35

Виртуальное посещение филармонии.

22.01

36

Разучивание любимых песен.

25.01

37

Знакомство с творчеством С. Прокофьева

29.01

38

Песня и опера (общее и различное).

1.02

39

Музыкальная сказка «Волк и семеро козлят на новый лад»

5.02

40

Армейские песни.

8.02

41

Разучивание песни о папе.

12.02

42

Навыки «цепного» дыхания. Исполнение песни о папе.

15.02

43

Разучивание песен к женскому празднику.

19.02

44

Работа над артикуляцией и дикцией.

22.02

45

Репетиция. Исполнение разучиваемых песен.

26.02

46

Концертная программа «Весенняя капель».

1.03

47

Основы музыкальной грамоты. Запись нот первой октавы.

5.03

48

Основы музыкальной грамоты. Длительность звуков.

12.03

49

Разучивание песни о дружбе.

15.03

50

Основы музыкальной грамоты. Чтение нот первой октавы

19.03

51

Разучивание песни.

22.03

52

Танец и балет.

2.04

53

Игровой момент: «Копилка музыкальных терминов».

5.04

54

Разучивание песни.

9.04

55

Марш и симфония.

12.04


Игры: «Угадай-ка», «Я утверждаю, что…».

16.04

56

Репетиция. Исполнение разучиваемых песен.

19.04

57

Музыкальная речь.

23.04

58

Музыкальная речь. Мелодия.

26.04

59

Музыкальная речь. Регистр.

30.04

60

Музыкальная речь. Тембр.

3.05

61

Музыкальная сказка «Снегурочка».

7.05

62

Музыкально-выразительные средства: форма.

10.05

63

Музыкальная речь. Лад.

14.05

64

Музыкальная речь. Темп.

17.05

65

Музыкальная речь. Динамика.

21.05

66

Репетиция. Исполнение разучиваемых песен.

24.05

67

Праздник: «Музыкальная мозаика».

28.05

68

Отчетный концерт.

31.05



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!