1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
2. Репродуктивный метод обучения;
3. Исследовательский метод обучения.
ЭТАП | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ | МЕТОДЫ И СРЕДСТВА | РЕЗУЛЬТАТ |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
| За окном пасмурно, а на доске солнышко, подарите свои улыбки друг другу. В классе стало солнечно и светло. Солнышко веселое, но оно пока одно. Мы с вами хорошо поработаем, и в конце урока у него появятся друзья. Для этого мы приложим все знания, старания и умения. Вспомним правила работы на уроке: «Понапрасну не болтай, Рассуждай и убеждай. Здесь не нужен шум и гам, Ты решай задачи сам. Если же не сможешь вдруг, Пусть придёт на помощь друг.» Вперед, за дело! Устный счет | Пускают искорку добра, улыбаются друг другу. Договаривают предложение, цепочкой (по рядам), называют правила работы на уроке.
Фронтальная работа | Объяснительно-иллюстративный метод | Личностные УУД (самоопределение): Уметь оформлять свои мысли в устной форме Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать речь других |
2. Актуализация знаний | - Ребята, что вы ждёте от сегодняшнего урока? - Откройте тетради запишите дату, классная работа. Игра «Найди правильный ответ». 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | - Я читаю задания, а вы, выполнив в уме действия, должны полученный результат, т. е. ответ, зачеркнуть крестиком. - Я задумала число, из него вычла 80, получила 18. Какое число я задумала? - Я задумала число, к нему прибавила 12, получила 70. Какое число я задумала? - Первое слагаемое 90, второе слагаемое 12. Найдите сумму. - Соедините полученные результаты. - Какую геометрическую фигуру вы получили? - Расскажите, что вы знаете о данной геометрической фигуре. - Продолжаем работать по карточке. - Найдите разность чисел 100 и 22. - Уменьшаемое 99, вычитаемое 19. Найдите разность. - Возьмите число 25 4 раза. - Начертите внутри треугольника еще 1 треугольник, соединяя полученные результаты. - Сколько треугольников получилось? 2) Решение задач 1. Шаг мужчины 75 см, это на 25 см больше шага мальчика. Сколько см составляет шаг мальчика? 2. Пульс лягушки 30 ударов в минуту, это на 30 ударов меньше, чем у человека. Какой пульс у человека? - Почему эти задачи решили такими действиями? | У каждого ученика лист с числами 98 58 102 Треугольник Имеет 3 стороны, 3 вершины, 3 угла 78 80 100 5 75-25=50 см 30+30=60 ударов в минуту Это задачи в косвенной форме. | Репродуктивный метод | Познавательные УУД: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу. Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
3. Самоопределение к деятельности. | Игра «Кто быстрее?» - Следующее задание называется «Кто быстрее», проверим, кто из вас быстро считает и найдёт значение вот этого выражения: 42 : 7 ∙ 4 : 8 ∙ 0 ∙ 54 : 6 · 12 : 4 - Как смогли так быстро посчитать? - Чем похожи равенства? 42 : 7 ∙ 4 : 8 · 9 42 - 7 + 29 + 16 – 53 - Как считали? | При умножении на 0, результат 0. Одинаковое значение - 27, 1 и 2 числа, количество чисел, действий. По порядку. | Репродуктивный метод | Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
4. Формулирование темы урока.
| - Что нам необходимо сделать, чтобы результаты были верными? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Учитель открывает тему на доске.) - Какая цель сегодняшнего урока? -Какие цели ставите перед собой? (Учитель открывает цели на доске.) - Что нам необходимо сделать, чтобы результаты были верными? | Порядок выполнения действий в выражениях. Познакомиться с правилом порядка действий; научиться обозначать в записи порядок действий; вывести алгоритм этих правил; применять новые знания на практике; закреплять знание таблицы умножения и деления; решать задачи; | Объяснительно-иллюстративный метод | Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
|
5. Работа над новым материалом | - Какие средства помогут нам открыть новые знания на уроке? Кто и что нам помогает? Откуда вы сможете получить эту информацию? - Вернёмся к нашей проблеме. Как нам изменить выражения, судя по результату, они не равны? - Давайте рассуждать. Что можно сказать про правые части выражений? - Чем отличаются левые части? - Какой порядок действий в первом примере? Какое действие выполняли первым, какое вторым? - Какое действие необходимо выполнить первым, какое вторым во втором выражении, чтобы равенство стало верным? - Как же нам узнать, что здесь умножение выполняется первым? - Верно, нужен знак, этот знак называют – скобки. Для того чтобы показать какое действие выполняют первым в выражении, применяют скобки. Если в выражении есть скобки, то сначала выполняют действия в скобках. - Давайте расставим скобки в наших выражениях. Какое действие будем выполнять первым? Какое действие вторым? Проверим результат действий. - Так что же обозначают скобки? | Учебник, учитель, наш жизненный опыт, общение друг с другом. Мы пока еще этого не знаем. Результаты не равны, они разные. Левые части отличаются порядком действий. Сначала выполняли сложение, а потом умножение, тогда результат будет правильный - 21. 2+5х3=21 А во втором выражении сначала надо выполнить умножение, а потом сложение, тогда равенство будет верным. 2+5х3=17 Наверно нужен какой-то знак, указывающий на первое действие, пока о нём мы не знаем. (2+5) х3=21; 2+(5х3)=17 Действия, заключенные в скобки, выполняются раньше других. | Объяснительно-иллюстративный метод | Познавательные УУД: Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные УУД: Формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. |
6. Первичное закрепление. Работа в группе.
| - Предлагаю собраться в группы. - Вспомним правила работы в группе. - Какие правила порядка выполнения действий вы вывели. Заслушаем командиров каждой группы. - А чтобы легче вам было запомнить эти правила, давайте произнесем их вслух. Порядок действий в выражениях особый. И в каждом случае, помни, он свой. В порядке все действия ты выполняй. Сначала в скобках все посчитай. Потом чередом, умножай или дели. И, наконец, вычитай или сложи. - Давайте вместе составим алгоритм порядка выполнения действий. - Какие действия мы выполняем первыми? Вторыми? И т.д. Расставьте карточки в нужном порядке. 1) ( ) 2) «х» или «:» 3) «+» или «-» - Какая тема нашего урока? Какой цели урока достигли? Где пригодятся эти знания? - Откройте учебник на странице 24, прочитайте правила, данные авторами учебника. Совпали ли наши предположения по теме, с выводами в учебнике? | Работать дружно, тихо; говорить по одному; уметь слышать друг друга. Выступление командиров групп. Опираясь, на полученные знания, ученики составляют алгоритм. Расставляют карточки в нужном порядке. Составили алгоритм правила выполнения порядка действий; Знания пригодятся при решении выражений. Работа по учебнику, чтение правил. Да, совпали, значит, мы на верном пути. | Объяснительно-иллюстративный метод | Коммуникативные УУД: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации. |
7. Закрепление изученного материала. Работа в паре. Применение алгоритма. | - Сейчас проверим, как вы научились определять порядок действий в выражениях. В карточках вам надо расставить порядок выполнения действий. Работать будете в паре. Вспомните правила работы в паре. - Используя алгоритм, расставьте скобки в выражениях, чтобы равенства стали верными. 38-10+6=34 24:3х2=16 38-10+6=22 24:3х2=4 - Сравним результаты с образцом с доске. - Какой цели урока достигли? Где пригодятся эти знания? Какими средствами достигли цели урока? - На партах у вас лежат карточки синего и красного цвета. В них вам надо расставить порядок выполнения действий на каждой схеме. (Синие – слабым ученикам, красные – сильным). | Работать дружно, тихо; говорить по одному; уметь слышать друг друга. Работают в паре. Сверяют свою работу с образцом на доске. Научиться обозначать в записи порядок действий; работать по алгоритму; применять новые знания при решении выражений. Самостоятельная работа по карточкам. | Исследовательский метод | Познавательные УУД: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Самостоятельно объяснять информацию; понимать, объяснять и осознанно воспроизводить учебные алгоритмы. |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Завершите высказывания одним предложением. - Вернёмся к лесенке знаний, определите свой уровень знаний и обозначьте себя на этой лесенке. Игра «Улыбнись». - Ребята, вы прекрасно работали на уроке, молодцы. - Кому всё понятно и у кого хорошее настроение - покажите улыбающегося человечка. Если кому-то не все понятно и настроение грустное – грустного человечка. - Давайте улыбнёмся друг другу и скажем спасибо. Спасибо вам за урок. | Ученики заканчивают мысль высказываний. «На сегодняшнем уроке я узнал…», «На этом уроке я похвалил бы себя за …», «Сегодня я сумел …», «После урока мне захотелось…» | Объяснительно-иллюстративный метод | Регулятивные УУД Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
( Синие – слабым ученикам, красные – сильным).
В третьем классе, четырехлетней начальной школы, пятибалльная система оценок знаний.
В процессе обучения была проведена фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах. В планировании и проведении урока учитель играл ведущую роль. Он включал детей в конструктивную деятельность, побуждал их к открытию новых знаний, учил ребят ставить цели, искать пути их достижения, ставил перед детьми учебную задачу и совместно с ними решал её.
Направлял содержание урока в рамки гуманно-личностного, нравственного обучения и воспитания. Формировал эмоционально-коммуникативный компонент урока. Развивал у ребят умение адекватно реагировать на трудность, не бояться ошибок. Развивал навыки самоконтроля, адекватную самооценку, эмпатию, партнёрство и сотрудничество. Отслеживал ход деятельности, диагностирую эмоционально-волевую сферу, с целью составления индивидуального маршрута коррекции и развития особенностей ребёнка.