СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Порядок определения неисправности электрических цепей управления тепловозом

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа по отработке неисправностей электрических цепей управления тепловозом

Просмотр содержимого документа
«Порядок определения неисправности электрических цепей управления тепловозом»

Д альневосточный учебный центр профессиональных квалификаций

структурное подразделение

Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД»


Комсомольское подразделение





Методические указания

по выполнению практических работ


по предмету: «Управление тепловозом»
















Комсомольск-на-Амуре

2022 г.



Тема:

Практическая работа № 25

«Порядок определения неисправности электрических цепей управления тепловозом».



Цели практической работы: Отработать практические навыки по:

- Умению определения неисправности электрических цепей.


Оборудование:

1.Действующий макет высоковольтных камер тепловоза серии ТЭ10.








































Теоретическая часть.


Основные неисправности в электрических цепях и правила их определения

При работе тепловоза в его электрической схеме могут возникнуть следующие неисправности:

1.Нарушение целостности отдельных цепей.

Происходит вследствие ухудшения контактов аппаратов, обрыва проводов, нарушения контактных соединений, перегорания плавких вставок предохранителей или срабатывания автоматов.

2.Замыкание проводов, кабелей или токоведущих деталей на корпус тепловоза.

При наличии корпусных замыканий одновременно в плюсовых и минусовых частях электрических цепей, между этими цепями возникает через корпус ток короткого замыкания. Это приводит к перегоранию предохранителей или срабатывание автоматов. Если в цепи установлен нетиповой предохранитель, то это может привести к пожару. При наличии одновременного заземления в плюсовых частях двух или нескольких цепей управления может произойти "ложное" срабатывание аппаратов, т.е. разворот реверсора, внезапное движение тепловоза и т.д.

3.Повышенное или пониженное напряжение на катушках электрических аппаратов.

Может возникнуть из-за неисправности регулятора напряжения или из-за неисправности цепей резисторов, которые шунтируют эти катушки. Повышенное напряжение вызывает перегрев катушек, а пониженное - приводит к невключению аппарата или к уменьшению нажатия контактов, что приводит к их подгару.

Для быстрого обнаружения неисправностей в электрических цепях локомотивная бригада обязана:

  • хорошо знать исполнительную и монтажную схему электрооборудования тепловоза

  • четко представлять взаимодействие аппаратов, места расположения узлов и распределительных точек схемы, а также расположение всех предохранителей и их принадлежность к различным узлам и цепям

  • знать характерные признаки различных неисправностей

  • уметь пользоваться приборами для отыскания мест повреждений.

Правила отыскания неисправностей

Первое правило. Отыскание неисправностей необходимо начинать с наиболее очевидных, легкодоступных причин, а затем переходить к более скрытым причинам. При такой последовательности появляется возможность доказать скрытую причину методом исключения.

Второе правило. Во многих случаях с появлением неисправности изменяется режим работы взаимосвязанных цепей и аппаратов. Возникает ряд характерных признаков по которым можно значительно сократить участок отыскания неисправности.

Третье правило. Отыскание неисправности необходимо начинать с аппарата, который главенствует над другими аппаратами, с учетом существующей зависимости в их работе.

Четвертое правило. Время поиска неисправностей значительно сокращается если использовать наличие параллельных цепей. В этом случае при включении какого-либо аппарата следует обращать внимание на состояние аппаратов, получающих питание по параллельным разветвлениям этой цепи. Кроме того, большинство аппаратов ведущей секции можно включить с ведомой, и наоборот.

Пятое правило. Резервные цепи по системе многих единиц, цепи обратного направления движения, цепи другого (маневрового, поездного) режима, цепи ручного управления необходимо использовать как средство замены недействующих цепей и как средство для отыскания места расположения неисправностей.

Шестое правило. Восстановление нарушенных участков схемы надо производить за счет ввода в действие заводских аварийных цепей и аппаратов. Постановка обоснованных перемычек не должна нарушать работы схемы и шунтировать контакты защитных реле.

Седьмое правило. При работе в аварийном режиме необходимо усилить контроль над "больной" секцией.


О тыскание неисправностей с помощью контрольной лампы

В качестве контрольной лампы используют обычную лампу освещения тепловоза, вставленную в патрон с двумя гибкими изолированными проводами длиной одного 5м и другого 1м. На конце длинного провода закрепляют пружинный контактный зажим, на коротком - щуп с изолированной ручкой.

Приступая к определению неисправности следует проверить контрольную лампу: присоединить один провод к минус АБ, а другой коснуться + АБ. При включенном рубильнике аккумуляторной батареи исправная контрольная лампа должна загореться.

При проверке плюсовой цепи катушки какого-либо аппарата (повреждение чаще возникает в этой части цепи) длинный провод подсоединяют к общему минусу клеммных реек высоковольтной камеры. После включения проверяемой цепи на напряжение начинают проверять открытые части цепи коротким проводом.

Накал лампы при касании к частям цепи указывает на исправность цепи от плюса до данного места. Точка цепи, при подсоединении к которой лампа не загорается, лежит за местом плохого контакта или обрыва цепи.

При выявлении места повреждения цепи с помощью контрольной лампы нет надобности всегда начинать проверку с плюса аккумуляторной батареи. Необходимо обращать внимание на работу цепей, получающих питание от общих с неисправной цепью узловых точек. Проверку начинают с последней узловой точки, находящийся под напряжением.

Проверку минусовых цепей катушек аппаратов и обмоток возбуждения вспомогательных электрических машин производят аналогично, но зажим длинного провода устанавливают на плюс высоковольтной камеры. В этом случае коротким концом проверяют точки цепи, идя от минусовой клеммы. Точка цепи, при подсоединении к которой лампа не горит, лежит перед местом плохого контакта или обрыва цепи. Если плюсовая и минусовая цепи исправны, то повреждена сама катушка.

О брыв цепи аккумуляторной батареи ищут в случае отсутствия напряжения на зажимах рубильника батареи. При отключенном рубильнике батареи длинный провод контрольной лампы присоединяют к клемме плюсового кабеля батареи. Начиная с клеммы минусового кабеля, последовательно проверяют коротким проводом перемычки банок батареи. Обрыв (нарушения контакта) находится перед клеммой, где лампа получает накал. Если обрыв не обнаружен в первой половине батареи следует, дойдя до 16 банки, переставить длинный провод на минусовой вывод АБ и прощупать клеммы, начиная с плюса АБ.

Проверка контрольной лампой исправности:

1) плюсового и минусового участков цепи катушки реле или контактора

Если лампа горит, а контактор (реле) не включается.

то обрыв в самой катушке, так как " + " и " - " участка цепи питания катушки целы

Если лампа не горит, то цепь оборвана в " + " или "-" участке.

2) минусового участка цепи

При исправном участке лампа горит, а при обрыве нет

3) плюсового участка цепи

При исправном участке лампа горит, а при обрыве нет

4) самой катушки

При исправной "-" цепи при последующем подсоединении к плюсовому выводу катушки лампа загорается, значит, и включающая катушка исправна.



Методы выявления заземлений в электрических цепях тепловоза

Замыкания на корпус (заземления) являются весьма распространенной неисправностью различных электрических цепей тепло­воза. Тепловозы, имеющие заземление в силовой цепи или цепях управления, не разрешается выдавать под поезда. При корпусных замыканиях (вследствие повреждения изоляции или касания кор­пуса оголенными токоведущими частями) создается угроза корот­кого замыкания цепей при появлении заземления и в другой части схемы. Когда потенциалы двух заземленных точек мало отличаются по величине, между ними через корпус протекает ограниченный уравнительный ток. Если же замыкания на корпус появились в плюсовой и минусовой частях цепей, между цепями через корпус возникает ток короткого замыкания. При этом в низковольтных цепях перегорают соответствующие плавкие вставки или выклю­чаются автоматы, а при установке нетипового предохранителя может возникнуть очаг пожара.

П о вольтомметру при приемке локомотива необходимо проверить сопротивление изоляции цепей управления. При нажатии кнопок V+ и V- стрелка вольтметра должна падать на ноль, если стрелка показывает некоторое значение, то по шкале необходимо определить сопротивление изоляции. Минимальное сопротивление должно составлять не менее 0,25Мом.

Основная часть силовой цепи тепловоза защищена от замыканий на корпус с помощью реле заземления. Однако в ряде случаев короткие замыкания возможны и в силовых цепях.

Наличие одновременного заземления в положительных частях двух или нескольких цепей управления замечают по ложному сраба­тыванию аппаратов при включении посторонней цепи.

Характерными признаками корпусных замыканий в цепях явля­ются искрение, сухой треск, появление дыма и запаха горелой изо­ляции.




















Ход практической работы


1

Изучите методические указания по практической работе и бланк отчёта.

2

Заполните бланк отчета:

2.1

Порядок определения средства отыскания неисправности в цепях управления тепловозом.

2.2

Алгоритм и порядок отыскания неисправности электрической цепи управления в плюсовой ее части.

2.3

Алгоритм и порядок проверки минусовых цепей катушек аппаратов и обмоток возбуждения вспомогательных электрических машин.

2.4

Алгоритм и порядок проверки по вольтомметру при приемке локомотива сопротивление изоляции цепей управления.

3.

Прокомментируйте свои действия.

4.

Ответьте на контрольные вопросы (устно).










Отчёт по практической работе


Практическая работа № 25.

Тема: «Порядок определения неисправности электрических цепей управления тепловозом».


  1. Порядок определения средства отыскания неисправности в цепях управления тепловозом.











2. Алгоритм и порядок отыскания неисправности электрической цепи управления в плюсовой ее части.










3. Алгоритм и порядок проверки минусовых цепей катушек аппаратов и обмоток возбуждения вспомогательных электрических машин.








4. Алгоритм и порядок проверки по вольтомметру при приемке локомотива сопротивление изоляции цепей управления.











5.Контрольные вопросы:


5.1

Перечислите основные неисправности, возникающие в электрических цепях?

5.2

Охарактеризуйте первое правило отыскания неисправности в электрических цепях?

5.3

Что необходимо использовать в качестве контрольной лампы на тепловозе?







5.4

Что происходит в электрической цепи при коротком замыкании в + и -- через корпус?

5.5

Как определяется наличие одновременного заземления в положительных частях двух или нескольких цепей управления?

5.6

Назовите аппараты защиты силовой электрической цепи тепловоза?








Литература


1.«Перечень неисправностей, создающих аварийные ситуации на локомотиве, и риски транспортных происшествий на инфраструктуре ОАО «РЖД», утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 05.03.2014 №571р.

2. Пособие машинисту по устранению неисправностей тепловозов 2ТЭ10М, 2М62, ЧМЭ3, Москва «Маршрут» 2006г.

3. Устройство и ремонт тепловозов. Управление и техническое обслуживание тепловозов. Н.Г.Заболотный, Москва «Транспорт» 2007г.