муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Детский сад №54 общеразвивающего вида»
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:
На заседании педагогического совета Заведующий МБДОУ «Детский сад №54»
Протокол№ ___ от «___»____2024 г ____________________ А.А. Пануровская
Приказ № от «___»______.2024 г.
Порядок
психолого - педагогического сопровождения в МБДОУ д\с №54 детей ветеранов (участников) специальной военной операции
Новосибирск
2024г.
Общие положения
Порядок сопровождения (далее Порядок) разработан в целях оказания психолого-педагогической помощи воспитанникам из числа семей ветеранов (участников) специальной военной операции (далее – СВО).
Настоящий Порядок включает в себя рекомендации для администрации, педагогических работников и иных специалистов учреждения.
Дети ветеранов (участников) СВО, военнослужащих, погибших или получивших увечье (ранение, травму, контузию), либо заболевание при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) нуждаются в корректном, внимательном подходе с соблюдением требований по защите персональной информации и этических требований в организации психолого-педагогического сопровождения.
Настоящий Порядок включает в себя рекомендации по следующим направлениям:
По проведению мониторинга психологического состояния детей ветеранов (участников) СВО;
по реализации основных направлений психолого-педагогического сопровождения детей ветеранов (участников) СВО в период обучения;
по организации и проведению мероприятий, направленных на формирование в образовательной организации необходимого психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО;
по оказанию экстренной психологической помощи, психологической коррекции поддержки детям ветеранов (участников) СВО и членам их семей в очном и дистанционном режиме;
по организации сетевого и межведомственного взаимодействия для оказания необходимой помощи и поддержки детей ветеранов (участников) СВО;
по обеспечению информирования детей ветеранов (участников) СВО, членов их семей, педагогических работников образовательной организации о возможности и ресурсах получения психологической помощи, психолого-педагогической поддержки.
1. Проведение мониторинга психологического состояния детей ветеранов (участников) СВО
В отношении воспитанников, чьи родители (законные представители) являются ветеранами (участниками) СВО, на постоянной основе проводится мониторинг психологического состояния.
При выявлении признаков неблагоприятных и деструктивных состояний у воспитанников, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании (далее – ПППВ), целесообразно организовать взаимодействие с педагогам- психологам, а также родителем (законным представителем), не участвующим в СВО.
Для осуществления мониторинга и контроля динамики состояния, а также организации эффективного психолого-педагогического сопровождения детей ветеранов (участников) СВО рекомендуется учитывать основания для отнесения данной целевой группы обучающихся в группу ПППВ, причины для отнесения воспитанников в группу ПППВ и источники сведений) согласно таблице (Приложения №1) настоящего Порядка.
Наряду с предложенным перечнем в качестве источников сведений могут выступать психологические заключения (справки), дополнительно – результаты наблюдений педагогических работников, родителей (законных представителей) воспитанника, а также справки (заключения) профильных специалистов (при наличии).
К настоящему Порядку прилагается форма Примерного протокола (Приложение№2), стандартизированного (нестандартизированного) наблюдения за детьми ветеранов (участников) СВО (далее–Примерный протокол), который заполняется воспитателем.
К работе с воспитанниками, включенными в группу ПППВ, привлекаются другие специалисты в рамках межотраслевого и межведомственного взаимодействия по вопросу сопровождения семей ветеранов (участников) СВО.
Результаты мониторинга используются для качественного проведения ранней диагностики признаков стресса воспитанников, который отражается, прежде всего, на физиологическом состоянии (психосоматические проявления), когнитивных процессах (внимание, память, мышление), и психическом состоянии (раздражительность, апатия, усталость, чувство тревоги и т.д.), поведенческих проявлениях (агрессия, снижение активности, вызывающее поведение).
Выявленные психологические проявления переживаний детей ветеранов (участников) СВО свидетельствуют о необходимости своевременной адресной, индивидуально ориентированной психологической помощи, организации превентивных действий в формате адресных психолого-педагогических программ и технологий (профилактические, просветительские, развивающие, коррекционно-развивающие).
3.Основные направления психолого-педагогического сопровождения воспитанников – детей ветеранов (участников) СВО, и их родителей
Деятельность педагогов по педагогическому сопровождению детей ветеранов (участников) СВО осуществляется по следующим направлениям:
диагностика обучающихся (наблюдение, мониторинг актуального психического состояния;
коррекционно-развивающая работа с обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации;
консультирование участников образовательных отношений;
повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах обучения и воспитания детей, переживших травматическое событие;
психопрофилактика направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников в процессе обучения и воспитания.
Выстраивание работы педагогов по психолого-педагогическому сопровождению детей ветеранов (участников) СВО в зависимости от статуса пребывания воспитанника в образовательной организации с учетом их психологического состояния и индивидуальных потребностей (Приложение №3).
Вместе с тем, необходимо наличия согласия родителей (законных представителей) обучающихся на проведение психодиагностической, коррекционной и развивающей работы (Приложение №4). Кроме того, важным фактором эффективности всей работы является тесное взаимодействие с родителями (законными представителями).
В то же время, самим родителям (законным представителям) воспитанников предоставляется возможность получения консультации специалистов психолого-педагогического сопровождения службы консультирования родителей в очной форме, а также посредством телефонной связи или видеосвязи.
Особенностью проведения мероприятий является уровень эмоциональной близости и теплоты общения педагогов с воспитанником.
При ведении образовательной деятельности важно предпринимать усилия по созданию безопасной атмосферы для обучающихся, где они могут свободно высказывать свои мысли и выражать чувства, не боясь осуждения. Важны работа с переживаниями обучающихся, помощь им в выражении эмоций, понимание того, что все чувства имеют право на существование и нормальны в тяжелой ситуации.
При проведении мероприятий каждому педагогу рекомендуется учитывать следующие особенности (Приложение №5,6,7).
Необходимо помнить, что обсуждение СВО и любых связанных с ней событий, может вызывать у обучающихся сильные эмоциональные реакции (тревога, гнев, страх и иные), и эти реакции надо учитывать при планировании любых воспитательных, профилактических и иных мероприятий. Педагогический коллектив образовательной организации должен быть готов к тому, чтобы помочь воспитаннику справиться с эмоциональными реакциями.
Важно не навредить воспитаннику, и без того переживающему тяжелейшие стрессогенные ситуации. Целесообразно рассматривать агрессивное поведение детей ветеранов (участников) СВО в контексте проблемы, избегать стереотипов. Важно выказывать заботу о состоянии обучающегося, при этом не переусердствовать, не поспешить, не перейти к ложным выводам и интерпретациям.
Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование в образовательной организации необходимого психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО.
Рекомендуется проводимые мероприятия направить в том числе на формирование благоприятного психологического климата, необходимого для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО. Психологический климат предполагает создание условий, при которых все участники образовательных отношений чувствуют поддержку со стороны друг друга.
Для того, чтобы создать благоприятный психологический климат воспитателю важно проводить мероприятия, направленные на формирование позитивного отношения воспитанников к образовательному процессу, на обучение коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции, совладания в трудных и проблемных ситуациях. Вышеперечисленные меры помогают обучающимся развивать способность к сопереживанию, уважению и принятию других людей. Включение таких тем в беседы с обучающимися может также способствовать формированию уважительных отношений между обучающимися и педагогами.
На таких занятиях педагоги могут ставить вопросы эффективного общения, выражения чувств, умения справляться с негативными эмоциями, навыков самоконтроля и саморегуляции, управления своим поведением.
В работе со всеми детьми ветеранов (участников) СВО важно соблюдать следующие рекомендации для педагога:
уважайте потребность в уединении, если воспитанник не хочет общаться; если он не может усидеть на месте, дайте ему возможность подвигаться; когда обучающийся не может совладать со своими эмоциями, помогите ему выразить свои чувства, разобраться в них; в случае потери контроля над поведением введите ясные и четкие ограничения, вместе с тем дайте возможность, как несовершеннолетнему, так и совершеннолетнему лицу, овладеть позитивными формами разрешения ситуации;
создавайте как можно более безопасную атмосферу, в которой воспитанники знают, что все чувства имеют право на существование и нормальны в столь тяжелой ситуации, помочь справиться с переживаниями, переключиться на продуктивную деятельность на примере взрослого.
В целом, создание благоприятного психологического климата в образовательной организации является важной задачей, которая требует комплексного подхода и систематической работы, содержательных мероприятий, направленных на сохранение и (или) восстановление психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО.
Дополнительные ресурсы для обращения за психологической помощью (Приложение №8)
Приложение№1
Перечень оснований для отнесения детей ветеранов (участников) СВО в группу ПППВ
№ п/п | Причины отнесения обучающихся в группу ПППВ | Источники сведений |
1. | Сниженные адаптационные способности (проблемы социальной адаптации) | Психологические заключения. В случае, если это несовершеннолетний дополнительно: результаты наблюдений педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающегося. |
2. | Неудовлетворительное психологическое состояние, в том числе, обусловленное пережитым травмирующим событием, гибелью родственников или близких лиц, ,кризисное состояние, возникшее в результате воздействия психотравмирующей ситуации, перенесенных тяжелых заболеваний, физических травм, медицинского вмешательства и др. | Психологические заключения(справки), справки (заключения профильных специалистов. результаты наблюдений педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающегося. |
3. | Склонность к аддиктивному поведению | Психологические заключения(справки), справки (заключения профильных специалистов. результаты наблюдений педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающегося |
4. | Склонность к девиантному поведению | Психологические заключения(справки). Информация от педагогических работников. |
5. | Склонность к суицидальному поведению | Психологические заключения(справки), справки (заключения профильных специалистов. результаты наблюдений педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающегося |
6. | Нарушения в развитии | Медицинское заключение(справка), заключение ППк / ПМПК / ЦПМПК*. |
7. | Сниженная самооценка | Информация от педагога-психолога/психолога. информация от педагогических работников образовательной организации, родителей (законных представителей) обучающегося. |
8. | Проявления депрессивного состояния | Информация от педагога-психолога/психолога, информация от педагогических работников образовательной организации, родителей (законных представителей) обучающегося. |
ППк–психолого-педагогический консилиум образовательной организации; ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия; ЦПМПК – центральная психолого-медико- педагогическая комиссия.
Приложение№2
Протокол
стандартизированного (не стандартизированного) наблюдения
за детьми ветеранов (участников) СВО
МБДОУ детский сад №54
Группа
Информация о воспитаннике:
Фамилия, имя, отчество Дата рождения:
№ п/п | Причины для отнесения обучающегося в группу ПППВ | Признаки наблюдения | Отметка о наличии | Форма документа | Наличие справок от профильных специалистов | | |
1. | Сниженные адаптационные способности (проблемы социальной адаптации) | Необщительность в группе сверстников | | психологи- ческое заключение (справка) | | | |
Отказ посещать образовательную организацию | | | |
Появившиеся трудности в учебной деятельности | | | |
Нетипичные эмоциональные Реакции | | | |
2. | Неудовлетворите льное психологическое состояние, в том числе, обусловленное пережитым травмирующим событием, гибелью родственников или близких лиц, ИЛИ кризисное состояние, возникшее в результате воздействия психотравмирую щей ситуации, перенесенных тяжелых заболеваний, физических травм, медицинского вмешательства и др. | Избегающее поведение, связанное с травмирующим фактором | | психологи- ческое заключение (справка) | отметка о наличии / отсутствии справок (заключен ий) профиль- ных специали- стов | | |
Подавленность, апатия, пассивность | | | |
Желание все время находиться со взрослым | | | |
Замкнутость, скрытность | | | |
Психосоматическая симптоматика | | | |
Повторяющиеся воспоминания, кошмары, связанные с психотравмирующей ситуацией | | | |
3. | Склонность к аддиктивному поведению | Раздражительность | | психологи- ческое заключение (справка) | отметка о наличии / отсутствии справок (заключен ий) профиль- ных специали- стов | | |
Замедленный или наоборот ускоренный темп речи | | | |
Зависимость от гаджетов (в ущерб другим видам деятельности) | | | |
Плохое самочувствие | | | |
Нездоровый / неопрятный внешний вид | | | |
4. | Склонность к девиантному поведению | Конфликтность, агрессивность | | психологи- ческое заключение (справка) | | | |
Игнорирование поручений педагогов | | | |
Вызывающее поведение | | | |
Эмоциональная неустойчивость: частая смена настроения | | | |
Экстремальный досуг | | | |
5. | Склонность к суицидальному поведению | Подавленность, отрешенность, апатия | | психологи- ческое заключение (справка) | отметка о наличии / отсутствии справок (заключен ий) профиль- ных специали- стов | | |
Прямые высказывания о намерении ухода из жизни, размышления об отсутствии ценности жизни | | | |
Повышенная чувствительность к словам других людей | | | |
6. | Нарушения в развитии (в случае, если это несовершеннолетн ий) | Нарушение когнитивных функций (внимание, мышление, память, речи) | | психологи- ческое заключение (справка) | медицин- ское заключе- ние (справка), заключе- ние ППк / ПМПК / ЦПМПК*.8 | | |
Трудности в обучении (отставание от образовательной программы) | | | |
Повышенная утомляемость | | | |
Трудно контролируемое собственное | | | |
| | эмоциональное состояние | | | | |
7. | Сниженная самооценка | Повышенная самокритика | | психологи- ческое заключение (справка) | - | |
Подавленное настроение, изоляция от окружающих, замкнутость | | |
Проявление тревоги при нахождении в обществе | | |
Навязчивые негативные мысли о своей внешности | | |
8. | Проявления депрессивного состояния | Подавленное настроение | | психологи- ческое заключение (справка) | - | |
Частая изоляция от социума, замкнутость | | |
Нарушение сна, питания. Перестал ухаживать за собой | | |
Жалобы на головные боли, боли в животе, трудности с дыханием | | |
9. | Посттравматичес кое стрессовое расстройство | Трудности со сном (кошмары, плач во сне) | | психологи- ческое заключение (справка) | отметка о наличии / отсутствии справок (заключе- ний) профиль- ных специали- стов | |
Признаки поведения, характерные для более раннего возраста | | |
Навязчивые воспоминания о травме (рисунки, письма) | | |
Подавленный эмоциональный фон | | |
Трудности с контролированием | | |
| | эмоций: гнев, агрессивное поведение | | | |
Острая реакция на громкие звуки | |
Частые проявления страхов | |
воспитатель ______________________/ Фамилия, имя, отчество/
Дата заполнения протокола
* ППк – психолого-педагогический консилиум образовательной организации; ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия; ЦПМПК – центральная психолого-медико- педагогическая комиссия
План выстраивания работы педагогов по педагогическому сопровождению детей ветеранов(участников) СВО в зависимости от статуса пребывания воспитанника в образовательной организации
Воспитанники, вновь зачисленные в МБДОУ д\с №54:
1.Собеседование (на момент поступления), оценка эмоциональной уравновешенности, устойчивости
2. Наблюдение, диагностика ребенка – мониторинг актуального психологического состояния в период адаптации, выявление признаков деструктивного переживания горя, утраты (первые две недели)
3.Психологическое консультирование педагогов и родителей – оказание психологической помощи воспитанникам, пережившим травматическое событие
4. Коррекционно – развивающая работа с воспитанниками (при необходимости)
Воспитанники МБДОУ д\с№54 1.Психологическое консультирование – оказание психологической поддержки в ситуации расставания с родителем, участвующим в СВО
2.Наблюдение, психологическая диагностика ребенка в соответствии с планом мониторинга – отслеживание актуального психического состояния, особенностей взаимодействия со сверстниками и взрослыми (сентябрь – май)
3. Оказание психологической помощи по запросу, в ситуации потери
4.Коррекционно – развивающая работа с воспитанниками (при необходимости)
Согласие
родителей (законных представителей) на психологическое сопровождение детей ветеранов и участников СВО в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении г. Новосибирска
«Детский сад №54 общеразвивающего вида»
Я, ______________________________________________________________ согласен (согласна) на психолого- педагогическое сопровождение моего ребенка _____________________________________________________
Психологическое сопровождение ребенка включает в себя:
психологическую диагностику;
консультирование родителей (по желанию)
при необходимости - посещение ребенком коррекционно-развивающих занятий; Психолог обязуется:
предоставлять информацию о результатах психологического обследования ребенка при обращении родителей (опекунов);
не разглашать личную информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями (опекунами).
Конфиденциальность может быть нарушена в следующих ситуациях Если ребенок сообщит о намерении нанести серьезный вред себе или другим лицам Если ребенок сообщит о жестоком обращении с ним или другими.
Если материалы индивидуальной работы будут затребованы правоохранительными органами
О таких ситуациях Вы будете информированы
Родители (законные представители, опекуны) имеют право:
обратиться к педагогу - психологу МБДОУ «Детский сад №54» по интересующему вопросу;
отказаться от психологического сопровождения ребенка (или отдельных его компонентов указанных выше), предоставив педагогу - психологу заявление об отказе на имя заведующего МБДОУ «Детский сад №54».
«_____» _________20____г
_______________(подпись)
Об особенности взаимодействия с детьми ветеранов(участников) СВО при пережитой ими острой фазе утраты на разных возрастных этапах (рекомендации педагогическим работникам)
При взаимодействии с детьми дошкольного возраста важно учитывать следующее:
У детей дошкольного возраста еще нет собственных навыков совладания с ситуацией, поэтому они практически полностью зависят от взрослого. После травматического события могут наблюдаться регрессия на более ранние поведенческие стадии, изменения режима питания и сна, необъяснимые боли, непослушание, гиперактивность, речевые нарушения, агрессия, отстранение. Ребенок может снова и снова, преувеличивая, рассказывать о травматическом событии.
Печаль–это одна из естественных эмоций. Если ребенок хочет и готов поговорить о своих чувствах, не препятствуйте, поддержите его в этом начинании. Ребенку важно услышать, что вы готовы понять его состояние.
Если обучающийся хочет поговорить о самом факте смерти, используйте простые для него слова, не допускающие недосказанности или двусмысленности. Не передавайте обучающемуся подробности смерти его близкого, если вы узнали их от родителей (законных представителей). Старайтесь следить, чтобы в его окружении также никто этого не делал.
Если обучающийся не хочет говорить об умершем, посещать места, связанные с ним, не настаивайте, не упрекайте обучающегося в этом.
Избегайте обсуждать чересчур серьезные или страшные для воспитанника вещи, если есть вероятность, что он может услышать. Не стоит делать этого, даже если кажется, что обучающийся слишком увлечен, чтобы слушать, или слишком мал, чтобы понимать.
По возможности не оставляйте воспитанника одного в течение дня, особенно, если он просит об этом. Если профессиональная необходимость того требует, сообщите воспитаннику, что уходите на определенное время, а потом вернетесь.
Не надо загружать воспитанника, например, сведениями о геополитических стратегиях и национальных интересах. Масштабные, комплексные и трудноразрешимые проблемы могут дополнительно увеличивать тревожность воспитанника перед незнакомыми системами взаимоотношений и социальными институтами.
Постарайтесь по мере возможности включать воспитанника в тот распорядок дня, который был у него до утраты.
Если родители (законные представители) воспитанника обратятся к вам с вопросом, как сделать так, чтобы воспитанник не забыл умершего близкого человека, предложите им иметь наготове фотографию или другие памятные вещи. Когда воспитанник будет готов, он может попросить рассказать ему об ушедшем человеке.
Дети могут испытывать иррациональный страх преждевременной смерти, не понимая, что это такое и как она наступает. Идея смерти еще не полностью находит понимание у маленьких детей. Осознание реальности и близости смерти может быть травмирующим. Для этого всегда необходимо проговаривать с ребенком, что именно означает смерть, как она происходит, и как люди справляются со смертью близких.
К другим типичным для этого возраста реакциям относятся страх сепарации (утраты) с родителями, беспричинный плач, неподвижность.
При беседе с детьми младшего возраста важно учитывать, что в возрасте от 5 до 7 лет могут дополнительно проявиться страх школы, замкнутость, трудности концентрации, разрыв с прежними друзьями – то есть, целый комплекс поведенческих проблем. Могут также появляться и обостряться жалобы на плохое самочувствие и боли.
Нельзя формировать у воспитанника идею о привлекательности смерти. Следует быть очень осторожным в описании причин смерти родителя. Не стоит рассказывать о смерти родителя как о сценарии, который захочет повторить обучающийся. Абсолютно недопустимо озвучивать любые тезисы, даже минимально напоминающие «Он герой, потому что отдал жизнь», «Он любил тебя, потому и отдал за тебя жизнь», «Своей смертью он доказал, что он хороший».
Конструктивнее уделять больше внимания жизни и достижениям умершего. Каким он был человеком, каким хотел воспитать своего ребенка, каковы были его жизненные ценности. Таким образом, мы можем сделать упор на положительные стороны жизни и сохранить в памяти обучающегося именно самые лучшие моменты, которые остались от его родителя.
Недопустимо и описывать погибшего (умершего) родителя в негативном ключе. Для ребенка родитель в подавляющем большинстве случаев остается фигурой, с которой он себя во многом идентифицирует. Абсолютно недопустимо озвучивать тезисы наподобие «Он погиб, потому что слабо боролся», «Он подвел своих товарищей», «Он глупо поступил». Даже в случае, если в вашем восприятии существуют весомые причины для этого. Разрушение положительного эмоционального образа родителя в восприятии ребенка – это дополнительная травматизация его психики, итак переживающей потерю.
Приложение 6
Психологические особенности детей в кризисном состоянии
Категория детей | Психологические особенности |
Дети, оставшиеся без попечения родителей. | Данной категории детей может быть свойственно: (как со взрослыми, так и со сверстниками); проблемы пищевого поведения; эмоциональная незрелость; сниженная познавательная активность; отставание в психическом развитии; нарушение представлений о временных характеристиках становления личности; избегающее (без взаимности, одностороннее) поведение. |
Дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети ветеранов (участников) СВО. | Возможные психолого-педагогические проблемы, характерные детям в возрасте до 3-х лет: страхи, спутанность чувств. В поведении детей могут отмечаться: нарушение сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми. Возможные психолого-педагогические проблемы, характерные детям в возрасте от 3 до 7 лет: тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыд, отвращение, чувство беспомощности, примирение со случившимся, отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль, болезненное отношение к замечаниям, критике, заискивающее поведение (внешне копирует поведение взрослых), негативизм, лживость, жестокость по отношению к взрослым. В поведении детей могут отмечаться: регрессия поведения, отстранѐнность, агрессия. соматические и психосоматические расстройства (энурез, энкопрез, нервные тики и т.п.). |
Дети, оказавшиеся в экстремальных условиях. |
Дети с отклонениями в поведении. | Детям с отклонениями в поведении свойственно: -проявление вспышек гнева, несвойственных возрасту ребѐнка (частые и плохо контролируемые); -применение намеренного поведения с целью досадить взрослому; -активные отказы выполнять требования взрослых, нарушение установленных ими правил; -частое противостояние взрослым в виде споров; -проявление злобы и мстительности; -преднамеренное разрушение чужой |
| собственности (предметов); нанесение ущерба другим людям с применением опасных предметов; -попытки ухода из детского сада, группы. |
Дети - жертвы насилия. | Существуют разные виды насилия, но для всех них характерны общие признаки: задержка в развитии ребѐнка: речевые нарушения, задержка психического, интеллектуального, эмоционально-волевого развития; трудности в общении со сверстниками, избегание общения с прежними друзьями, отчуждение от братьев и сестѐр, терроризирование младших детей и сверстников, жестокость по отношению к игрушкам; регрессивное поведение; проявление аутоагрессии; изменение в эмоциональном состоянии и общении: замкнутость, изоляция, уход в себя, отвращение, стыд, вина, недоверие, истерическое поведение, враждебность, агрессия, быстрая потеря самоконтроля; глубокие и быстрые личностные изменения: снижение самооценки, неспособность защитить себя, смирение, подавленность, тревожность, уступчивость, угодливость, склонность к уединению, внешний локус контроля; нарушения сна (прерывистый, неглубокий, со вздрагиваниями и повторяющимися кошмарными сновидениями), питание (вплоть до булимии и анорексии); |
Приложение№7
Рекомендации педагогу в ситуации кризисного состояния воспитанника
Ситуации | Внешние признаки | Помощь |
Алгоритм помощи в ситуациях вины | в | Возможно выражение чувства печали, грусти. Слезы, плач. Попытка уйти, изолироваться. Отказ от участия в празднике. | Убедите обучающегося, что с вами он может быть откровенен. Уточните, с чем связано возникшее чувство: возможно воспитанник переживает, что веселится в то время, как кто-то страдает или погиб. Помогите проговорить все то, что хочет сказать воспитанник, но возможно стесняется/стыдиться: такое бывало раньше? Когда примерно началось, с чем связано? Что можно делать во время игры?). Можно привести чувство вины в благодарность–и тому, перед кем ты чувствуешь вину тоже станет легче. |
Алгоритм помощи в ситуациях обиды | Отказ от общения. Противопоставление себя другому обучающемуся (коллективу). Конфликтное общение. Отчужденность. Возможно демонстративное поведение (сесть одному, отказаться от ролей и проч.) | Где живет твоя обида(в теле)?Как ты себя чувствуешь в такой момент? А как хотелось бы чувствовать себя? Можем мы оставить твою обиду в этой комнате хотя бы до окончания праздника? С кем было бы не обидно общаться сейчас И в чем можно принять участие, чтобы тебе стало лучше? |
Алгоритм помощи в ситуациях одиночества | Уклонение / избегание общения Отказ от участия в совместной деятельности под различными предлогами. Отталкивающее поведение. Неловкость в присутствии других. Неспособность устанавливать связи/ контакты. | Тебе нравится быть одному? Хочется, чтобы это заметили другие? Для чего? С кем бы сейчас хотелось бы пообщаться? Постоять рядом? Тебе хочется на всех обидеться, потому что ты один, а все веселятся? Во что можем поиграть (в чем поучаствовать), чтобы тебе было не так одиноко? |
Приложение№8
Дополнительные ресурсы для обращения за психологической помощью
Сервисы показанию психологической помощи/номер телефона | Время работы | Целевая аудитория |
Горячая линия кризисной психологической помощи | 8(800)600-31-14 | круглосуточно | Экстренная психологическая помощь детям, подросткам их родителям (законным представителям), а также взрослым в кризисном состоянии |
Круглосуточная экстренная психологическая помощь МЧС России | 8(495)989-50-50 | круглосуточно | Экстренная психологическая помощь детям, подросткам, их родителям (законным представителям), а также взрослым в кризисном состоянии, в том числе в случае возникновения чрезвычайных ситуаций |
Горячая линия Российского Красного Креста | 8(800)700 44 50 | круглосуточно | Психологическая помощь семьям мобилизованных и военнослужащих |
Горячая линия регионального филиала государственного фонда «Защитники Отечества» | 8(383) 382-80-01 | | Экстренная психологическая помощь детям, подросткам, их родителям (законным представителям), а также взрослым в кризисном состоянии |
Горячая линия Регионального штаба Комитета семей воинов Отечества в Новосибирской области | 8-800-600-20-18 | | Экстренная психологическая помощь детям, подросткам, их родителям (законным представителям), а также взрослым в кризисном состоянии |
Межведомственный центр психолого – педагогической, медицинской, социальной помощи членам семей граждан, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ, проживающие на территории Новосибирской области | 8-951-336-34-00, 8(383) 212-09-99 | Понедельник, пятница с 9-00 до 18-00 | Экстренная психологическая помощь детям, подросткам, их родителям (законным представителям), а также взрослым в кризисном состоянии |
Реестр общественных организаций, осуществляющих меры социальной поддержки участникам специальной военной операции и членам их семей на территории Новосибирской области | | | Экстренная психологическая помощь детям, подросткам,их родителям (законным представителям), а также взрослым в кризисном состоянии |
МБУ Центр «Родник» оказывает психологическую поддержку детям и и семьям участников СВО | 206-38-84 Онлайн-консультации 276-02-12 Очные консультации | | |
Региональный ресурсный центр «Семья и дети» | | | Для родителей и детей с 0 до 18 лет |
Консультацию по вопросам, связанным с разногласиями и спорами в образовательных организациях, на основе использования медиативного и восстановительного подходов можно получить в рабочие дни с 9.00 до 18.00 (мск) по телефону: 8 (800) 222-34-17. Горячая линия также включает возможность получения онлайн-консультации через форму обращения на специализированной странице официального сайта ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» https://fcprc.ru.