Цель урока (определяется в соответствии с типом занятия по ФГОС) | Этапы занятия | Что следует выделить при самоанализе |
Усвоение нового учебного материала. | Организационный этап, постановка учебных целей и задач. Актуализация знаний. Усвоение нового учебного материала. Первичная проверка и закрепления новых знаний. Работа по подготовке к выполнению домашнего задания, рефлексия. | Наиболее эффективные приемы работы, использованные при обработке нового материала. Удалось ли обеспечить понимание учащимися новых правил, алгоритмов. Методы реализации предметных и метапредметных связей. |
Комплексное применение знаний и умений | Организационный этап. Воспроизведение опорных знаний и умений. Проверка домашнего задания. Постановка целей урока, учебных задач. Закрепление знаний (в привычных и измененных учебных ситуациях). Выполнение проблемных заданий с целью самостоятельного освоения учащимися новых знаний. Работа по подготовке к выполнению домашнего задания, рефлексия. | Какие приемы, методы работы позволили добиться правильного воспроизведения образцов выполнения заданий. Анализ педагогической практики по организации работы с проблемными заданиями. |
Актуализация знаний и умений (урок повторения) | Организационный этап. Воспроизведение опорных знаний и умений, необходимых для творческого решения учебных задач. Проверка домашнего задания. Применение знаний в новой ситуации с целью подготовки к тематическому контролю. Обобщение и систематизация знаний. Контроль усвоения учебного материала, коллективное обсуждение и коррекция ошибок. Работа по подготовке к выполнению домашнего задания, рефлексия. | Анализ эффективных методов индивидуальной и коллективной работы с классом. |
Систематизация знаний и умений | Организационный этап. Мотивация учебной деятельности, актуализация знаний. Воспроизведение тематического материала на новом уровне (переформулированные вопросы). Контроль усвоения знаний, обсуждение допущенных ошибок. Рефлексия. Формирование выводов по изученному материалу. | Методы систематизации предметных знаний. Приемы обучения школьников формулированию обобщенных выводов. Определение уровня сформированности УУД. |
Контроль знаний и умений | Организационный этап. Мотивация учебной деятельности, постановка целей и задач занятия. Проведение устного или письменного контроля, в ходе которого выполняется определение уровня сформированности знаний школьников. | Анализ эффективности методов контроля учащихся. |
Коррекция знаний, навыков и умений. | Организационный этап. Определение целей занятия, мотивация учебной деятельности. Диагностика контроля знаний. Определение типичных ошибок, путей их устранения. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Рефлексия. | Корректировка коллективных и индивидуальных способов обучения на основании данных проведенной диагностики. |
Комбинированный урок. | Организационный этап. Определение целей занятия, мотивация учебной деятельности. Первичное усвоение знаний, первичный контроль и закрепление умений, навыков. Контроль усвоения знаний, коррекция ошибок. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Рефлексия. | Анализ эффективности использования методов комплексного обучения. |
Заполнение схемы — еще один простой способ проведения содержательной деятельности по самоанализу, которая может быть выполнена в короткие сроки.
Класс:_____________ Предмет:___________________ ФИО педагога:____________________
Тема урока:______________________________________________________________________
Вопросы для самоанализа | Рекомендации по выполнению рефлексии |
Тип урока и место в системе занятий | Типы школьных занятий согласно системно-деятельностному подходу по ФГОС: усвоение новых знаний и умений; формирование компетенций; обобщение и систематизация знаний и умений; комбинированный. |
Формулировка целей и задач учебной деятельности | Типы задач, которые должны быть реализованы: образовательные (усвоение законов и занятий, формирование ЗУНов); воспитательные (коррекция поведенческих реакций, формирование мировоззрения); задачи речевого развития (привитие навыков формировать связные высказывания, выделять главное, формулировать выводы и обобщения); задачи волевого воспитания (развитие целеустремленности, взаимоуважения, выдержки); развитие когнитивных способностей и интересов. |
Краткая характеристика класса, особенности психофизического развития | Активность и работоспособность классного коллектива, отношение к воспитательно-образовательному процессу, интерес к предмету, сформированность общеучебных и специальных умений. Трудности в работе по предмету с данным классом. |
Выбор и обоснование структуры занятия | Этапы урока: тема, цели, мотивация к учебной деятельности; проверка домашнего задания, актуализация ЗУНов; изучение новой темы; систематизация ЗУН, применение полученных знаний на практике; проверка усвоения нового материала; подведение итогов урока, рефлексия. |
Анализ содержания этапов урочной деятельности | На данном этапе саморефлексии важно выделить задачи занятия, соответствие использованных педагогических методов и приемов программным требованиям, принципам научности, последовательности, доступности; указать межпредметные связи и связь изучаемой темы с реальной жизнью. |
Оценка оптимальности выбранных форм и методов обучения, обоснование педагогической целесообразности | Указание реализованных форм работы (общеклассных, групповых и индивидуальных). Обоснование использованных комплексов методов, к числу которых следует отнести: словесные (беседа, лекция, объяснения); наглядные (демонстрация, презентация, иллюстрация); практические (проведение исследований, опытов, экспериментов); индуктивные и дедуктивные; поисковые, репродуктивные; приемы организации самостоятельной работы; приемы стимулирования активности учащихся (квесты, экскурсии, создание ситуаций успеха); контрольная деятельность — устная и письменная. |
В связи с этим самоанализ педпрактики может считаться удовлетворительным при условии, что структура занятий по новой теме выстроена согласно рекомендациям, представленным в таблице.
Составляющие урока «открытия» новых знаний | Временные рамки этапа, минуты |
Оглашение темы, мотивация к обучению. | 1-2 |
Актуализация ранее полученных знаний, фиксация индивидуальных затруднений. | 5-6 |
Выявление причин образовательных затруднений. | 2-3 |
Определение вариантов решения образовательной проблемы. | 5-6 |
Реализация построенного проекта. | 5-6 |
Первичное закрепление нового знания с проговариванием. | 4-5 |
Выполнение самостоятельной работы по алгоритму с последующей проверкой. | 4-5 |
Включение новых умений в систему знаний. | 4-5 |
Рефлексия, подведение итогов. | 2-3 |