СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Порохом пропахнувшие строки…» Поэзия К.Симонова о Великой Отечественной войне

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Порохом пропахнувшие строки…»

Поэзия К.Симонова о Великой Отечественной войне

Тип урока – урок изучения нового материала

Просмотр содержимого документа
««Порохом пропахнувшие строки…» Поэзия К.Симонова о Великой Отечественной войне»

«Порохом пропахнувшие строки…»

Поэзия К.Симонова о Великой Отечественной войне

Тип урока – урок изучения нового материала

Цель – определить значение поэтического жанра в годы ВОВ

Задачи:

    Образовательные:

1.  Познакомить обучающихся со стихотворным наследием ВОВ

2.  Познакомить обучающихся с судьбой поэта К.Симонова и его

произведениями

3.  Выявить причины популярности поэзии в годы ВОВ

4.  Определить значение поэзии в годы войны

  Развивающие:

1.  Развивать навыки выразительного чтения текстов

2.  Развивать умение анализировать стихотворные тексты

3.  Развивать познавательные способности обучающихся

4.  Способствовать развитию слуховой и зрительной памяти

              Воспитывающие:

1.  Прививать любовь к литературному творчеству русского поэта

2.  Формировать поэтический вкус обучающихся

3.  Воспитывать эстетические и этические качества личности

4.  Формировать гражданско-патриотические качества личности

Оборудование – выставка книг, иллюстрации, портрет К.Симонова, акустическая система

Примечание – заранее дать доклад о жизни и творчестве К.Симонова, раздать стихотворения для чтения наизусть





















План урока

1.Организационный момент

2.Актуализация:

Изучение литературы военных лет является особенно значимым. И неслучайно для нашего открытого урока я выбрала наиболее важную составляющую литературы этого периода. Откройте тетради и запишите тему занятия.

3.Постановка целей и задач:

- Я взяла название из строчек стихотворения С. Орлова, они наглядно показывают, как рождалась литература того сложного времени.

Сегодня наша главная цель – определить значение поэтических произведений в годы ВОВ, а для этого мы должны будем прослушать тексты произведений, проанализировать их тематику и объяснить популярность стихов.

4.Введение новых знаний:

- Мы с вами не в первый раз касаемся литературы военных лет, но проза в годы Великой Отечественной войны не была ведущим жанром литературы. Главное место заняла поэзия, стихи были наиболее любимы воинами русской армии. Рядом со стихами широкое распространение получили песни. Великие события в нашей жизни остаются не только в благодарной памяти людей и на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас.

-А что такое песня? Правильно, это стихи, положенные на музыку.

 -Война… Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний. До песен ли в такое время?

-А что такое война, ребята? С помощью ответов учащихся составляем синквейн на тему «Война»

Война

Кровопролитная, жестока

Убивает, уничтожает, ранит

Самое ужасное на Земле

Борьба

-Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк» . Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола. 
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.


-В первые же годы войны появилось огромное количество песен и стихов. Самую известную и самую первую песню войны вы должны знать… Конечно, это «Священная война».

  - Почему война названа священной?

Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.

Чтение и анализ стихотворения К.Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

- Почему это стихотворение  произвело сильное впечатление на людей, стало очень популярным в народе?

- Какие  картины войны изображает поэт?

- Как создаётся образ русской земли в стихотворении?


- Один из самых известных поэтов военного времени – Константин Симонов.

Сам был на фронте и в его памяти надолго отложились воспоминания о тех событиях, через которые он прошел.

Прослушаем доклад о его деятельности в годы ВОВ.

Доклад учащегося о К. Симонове. 

Чтение наизусть стихотворения «Жди меня».

На фоне музыки военных лет, звучит стихотворение К.Симонова «Жди меня, и я вернусь»

Ученик 1:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Ученик 2:

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Ученик 1:

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло».

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, –

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

- Настоящему мужчине необходимо знать, что его ждут, в него верят. Эта надежда согревает в холода, спасает от пуль.

- На что, по лирическому исполнению, похоже данное произведение? 

(Стихотворение звучит, как призыв, послание)

- В чём особенность построения текста? 

(Призывность, повторение слов «Жди меня, когда…», пафос)


Обобщение и закрепление полученной информации.

5.Первичное закрепление:

- Подумайте и ответьте на такие вопросы:

1.В чем заключается подвиг советских поэтов во время ВОВ?

2. Какие темы чаще всего можно встретить в поэзии ВОВ?

3. Как вы думаете, почему стихотворения получали широкую известность и всеобщую любовь?

6.Подведение итогов:

Рефлексия:

Беседа

Какие еще стихотворения (песни) военных лет вы знаете?

Для чего создавали такое количество произведений о войне?

Ну, конечно же, чтобы мы с вами помнили о победе и никогда не забывали. Попробуем создать другой синквейн на тему «Победа»

Победа

Долгожданная, радостная

Сражались, воевали, победили

Слава и подвиг русского народа

9 мая


Вывод:

- Поэзия в годы Великой Отечественной войны становиться основным и важнейшим жанром литературы. Стихотворения военных лет своей сравнительно малой формой и хорошей запоминаемостью благодаря рифме по праву заслужили всеобщую популярность. Затронутые в них темы мужества, единения, долга, подвига, патриотизма, защиты Родины, верности, близкой победы поддерживали в русском народе боевой дух и веру в свои силы.

Оценки за занятие.

7.Домашнее задание:

 Найти и принести на цифровых носителях аудиозаписи военных песен



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,


Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.


Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,


Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За бога не верящих внуков своих.


Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.


Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и с песнею женскою

Впервые война на проселках свела.


Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.


Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.


"Мы вас подождем!"- говорили нам пажити.

"Мы вас подождем!"- говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.


По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирали товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.


Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,


За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

1941





ПРИЛОЖЕНИЕ 2

































ПРИЛОЖЕНИЕ 3













ПРИЛОЖЕНИЕ 4