СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Портфель класса. Методические рекомендации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

.      В современной школе  все чаще возникает потребность в организации совершенно новых  форм  взаимной деятельности обучающихся  и классного руководителя.    Портфолио класса, как пакет накопляемых документов и интересной информации, может послужить своего рода дневником жизни классного коллектива и общим делом, творческим проектом, равноправными  авторами которого будут и обучающиеся, и их руководитель.          Вообще, какие формы может принять портфолио класса? что он может включать в себя?  какую смысловую нагрузку нести? На мой взгляд, портфолио класса может представлять собой  •    ничто иное, как папку документов классного руководителя: характеристику класса, социальный паспорт, общие сведения об учащихся, план воспитательной работы, разработки тематических классных часов, документы по работе с родителями, протоколы родительских собраний, результаты психолого-педагогического исследования классного коллектива  и т.п.; •    предлагают и другую структуру: 1)общие сведения: список учащихся, фактические адреса проживания, акты обследования семейно-бытовых условий, психолого-педагогическую характеристику класса и т.п 2)наши достижения: документы, отражающие достижения класса в различных мероприятиях, учебе (это могут ксерокопии или оригиналы Грамот, Дипломов, приказов по школе, городу; также возможно дополнить этот раздел фотографиями, заметками из газет, вырезками, относящимися к ученикам класса. 3) наш дневник: в  этом разделе отражается еженедельные текущие дела класса и каждого ученика в отдельности ( этот раздел следует заполнять еженедельно на специально организованных классных “круглых столах”; вести страницы Дневника может классный руководитель, но впоследствии рекомендуется организовать дежурство учеников класса по заполнению); 4)  личные страницы: на каждого ученика заводится страница, куда классный руководитель заносит свои наблюдения за ребенком, результаты проведенных бесед, встреч с родителями, специалистами по проблемам или достижениям этого ученика.          Первый из возможных вариантов не является  предметом совместного творчества, во втором варианте лишь «наш дневник» - третий раздел – становится действительно предметом взаимной  деятельности классного руководителя и обучающихся. Я  предлагаю третий вариант, который  родился  в нашей школе как конкурсная составляющая папки классного руководителя. «Портфель класса» входит в папку классного руководителя в качестве отдельного раздела и включает в себя: •    визитку класса (фото, хобби и таланты , маленькие тайны и многое другое, что  характеризует ваш класс как интересный и уникальный союз); •    традиции  (день именинника,  летопись класса и другие, которые, возможно сложились только в вашем классе); •    ваши достижения  ( грамоты, благодарности, сертификаты); •    классные проекты ( идеи, которые вы совместно реализовали в жизнь; как это было); •    органы самоуправления в классе; •    рейтинговый лист.       В данном случае портфолио класса становится действительно общим делом, творческим проектом, который в итоге может лечь в основу электронного выпускного альбома. 

В нашем портфолио использованы материалы и документы летописи, которую ребята вели с 5 класса в отдельном альбоме: каждый по желанию и по настроению делал свой вклад, при этом имелся и официальный летописец, который систематизировал накапливающийся материал; сюда же включали и результаты рефлексии по итогам недели, месяца, четверти, года. Я никогда не сковывала инициативу ребят в данном вопросе, давала возможность для самовыражения каждому и понимала, что нужно найти способы выражения также и негативных эмоций. Очень помог дневник настроения: в классном уголке в понедельник вывешивала белый лист бумаги, рядом был клей и листки цветной бумаги, дети в течение дня могли наклеить листок такого цвета, который соответствовал бы состоянию души. В конце недели (а иногда в конце дня) обсуждали успехи или неудачи и проблемы, требующие решения. Такая форма работы позволяет обучающимся  выразить свое отношение к происходящему, учит не оставаться равнодушными к чужому горю, служит хорошим индикатором состояния дел в классном коллективе и позволяет классному руководителю быстро реагировать на появляющиеся проблемы.          Электронный вариант портфолио  был составлен совместно с Перминой Машей, ученицей нашего класса. Она реализовала пока еще не все свои идеи ( например, «звездная карта»  будет включать в себя мини-фотоальбомы и шуточные гороскопы – предсказания для каждого одноклассника, пожелания друг другу и т.д.).

         Портфель класса выполнен в программе Power Point 2003. Все разделы портфолио связаны через Визитку, что позволяет проследить логику процесса и создать целостный образ. Также, не входя в Визитку, можно просмотреть все составляющие портфеля по отдельности.

          При работе использованы следующие источники: 1.    На службе у детства. Основы, создание и функционирование воспитательной системы Новая цивилизация. Совместный проект общественной организации «Открытая Россия», молодежного объединения «Новая цивилизация», журналов: «Народное образование», «Школьные технологии», «Социальная педагогика» и «Воспитательная работа в школе», Народное образование, 2003 2.    Г.К. Селевко, Н.К. Тихомирова, О.Г. Левина, Сделай себя сам, Москва, Народное образование, 2006 3.    mu4ilka.narod.ru/metod-public/portfel-klassa-rekom.DOC   4.    www.podarkoff.ru 5.    1podarok.ru 6.    copyshop.uxoft.ru 7.    bronzaurala.ru 8.    www.23f.ru 9.    www.artbridge.ru 10.    www.guelle.ru

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!