. В современной школе все чаще возникает потребность в организации совершенно новых форм взаимной деятельности обучающихся и классного руководителя.
Портфолио класса, как пакет накопляемых документов и интересной информации, может послужить своего рода дневником жизни классного коллектива и общим делом, творческим проектом, равноправными авторами которого будут и обучающиеся, и их руководитель.
Вообще, какие формы может принять портфолио класса? что он может включать в себя? какую смысловую нагрузку нести?
На мой взгляд, портфолио класса может представлять собой
• ничто иное, как папку документов классного руководителя: характеристику класса, социальный паспорт, общие сведения об учащихся, план воспитательной работы, разработки тематических классных часов, документы по работе с родителями, протоколы родительских собраний, результаты психолого-педагогического исследования классного коллектива и т.п.;
• предлагают и другую структуру:
1)общие сведения: список учащихся, фактические адреса проживания, акты обследования семейно-бытовых условий, психолого-педагогическую характеристику класса и т.п 2)наши достижения: документы, отражающие достижения класса в различных мероприятиях, учебе (это могут ксерокопии или оригиналы Грамот, Дипломов, приказов по школе, городу; также возможно дополнить этот раздел фотографиями, заметками из газет, вырезками, относящимися к ученикам класса. 3) наш дневник: в этом разделе отражается еженедельные текущие дела класса и каждого ученика в отдельности ( этот раздел следует заполнять еженедельно на специально организованных классных “круглых столах”; вести страницы Дневника может классный руководитель, но впоследствии рекомендуется организовать дежурство учеников класса по заполнению); 4) личные страницы: на каждого ученика заводится страница, куда классный руководитель заносит свои наблюдения за ребенком, результаты проведенных бесед, встреч с родителями, специалистами по проблемам или достижениям этого ученика.
Первый из возможных вариантов не является предметом совместного творчества, во втором варианте лишь «наш дневник» - третий раздел – становится действительно предметом взаимной деятельности классного руководителя и обучающихся. Я предлагаю третий вариант, который родился в нашей школе как конкурсная составляющая папки классного руководителя.
«Портфель класса» входит в папку классного руководителя в качестве отдельного раздела и включает в себя:
• визитку класса (фото, хобби и таланты , маленькие тайны и многое другое, что характеризует ваш класс как интересный и уникальный союз);
• традиции (день именинника, летопись класса и другие, которые, возможно сложились только в вашем классе);
• ваши достижения ( грамоты, благодарности, сертификаты);
• классные проекты ( идеи, которые вы совместно реализовали в жизнь; как это было);
• органы самоуправления в классе;
• рейтинговый лист.
В данном случае портфолио класса становится действительно общим делом, творческим проектом, который в итоге может лечь в основу электронного выпускного альбома.
В нашем портфолио использованы материалы и документы летописи, которую ребята вели с 5 класса в отдельном альбоме: каждый по желанию и по настроению делал свой вклад, при этом имелся и официальный летописец, который систематизировал накапливающийся материал; сюда же включали и результаты рефлексии по итогам недели, месяца, четверти, года. Я никогда не сковывала инициативу ребят в данном вопросе, давала возможность для самовыражения каждому и понимала, что нужно найти способы выражения также и негативных эмоций. Очень помог дневник настроения: в классном уголке в понедельник вывешивала белый лист бумаги, рядом был клей и листки цветной бумаги, дети в течение дня могли наклеить листок такого цвета, который соответствовал бы состоянию души. В конце недели (а иногда в конце дня) обсуждали успехи или неудачи и проблемы, требующие решения. Такая форма работы позволяет обучающимся выразить свое отношение к происходящему, учит не оставаться равнодушными к чужому горю, служит хорошим индикатором состояния дел в классном коллективе и позволяет классному руководителю быстро реагировать на появляющиеся проблемы.
Электронный вариант портфолио был составлен совместно с Перминой Машей, ученицей нашего класса. Она реализовала пока еще не все свои идеи ( например, «звездная карта» будет включать в себя мини-фотоальбомы и шуточные гороскопы – предсказания для каждого одноклассника, пожелания друг другу и т.д.).
Портфель класса выполнен в программе Power Point 2003. Все разделы портфолио связаны через Визитку, что позволяет проследить логику процесса и создать целостный образ. Также, не входя в Визитку, можно просмотреть все составляющие портфеля по отдельности.
При работе использованы следующие источники:
1. На службе у детства. Основы, создание и функционирование воспитательной системы Новая цивилизация. Совместный проект общественной организации «Открытая Россия», молодежного объединения «Новая цивилизация», журналов: «Народное образование», «Школьные технологии», «Социальная педагогика» и «Воспитательная работа в школе», Народное образование, 2003
2. Г.К. Селевко, Н.К. Тихомирова, О.Г. Левина, Сделай себя сам, Москва, Народное образование, 2006
3. mu4ilka.narod.ru/metod-public/portfel-klassa-rekom.DOC
4. www.podarkoff.ru
5. 1podarok.ru
6. copyshop.uxoft.ru
7. bronzaurala.ru
8. www.23f.ru
9. www.artbridge.ru
10. www.guelle.ru