« Портфолио» и построение образовательного рейтинга выпускника основной школы
Проблемы модернизации Российского образования
- Система концентрирует внимание на результатах ( Усилия органов образования сосредоточены на стремление обеспечить качество программ до их реализации, а не на изучение социальных эффектов и образовательных результатов).
- Излишний контроль над процессами, который мешает школам в выборе соответствующих учебных материалов и методов при условии ответственности за результаты;
- Использование результатов олимпиад, ЕГЭ для оценки школ;
- Не основаны на оценке эффектов системы ( освоение навыков, ключевых компетентностей , самостоятельность и инициативность и т.д.)
Проблемы
- Нет тесной взаимосвязи между образовательными стандартами и конкретными ожидаемыми результатами.
- Стандарт базируется на описании учебного материала по предметам, а нет на системе требований к ожидаемым достижениям уч-ся;
- Авторы мало обращают внимание на разработку материалов для оценки достижений уч-ся и самооценки.
- На первое место выносится изложение содержания программ и отсутствует подробное определение ожидаемым результатов.
Проблемы
- Учебные программы , стандарты и педагогическая практика в школах недостаточно отражает современные представления о том, какого рода образовательные результаты являются востребованными современной экономикой и гражданским обществом.
- Демонстрируется высокий уровень теоретических знаний и развитую способность решать типовые задачи;
- Неготовность применять теоретические знания в реальных жизненных ситуациях для решения нестандартных задач.
Проблемы
- Педагогические кадры не готовы к развитию новых навыков и способностей.
- Стандарты подготовки педагогов носят негибкий и консервативный характер и не предусматривают достаточного объема практических занятий.
- Наиболее распространенное объяснение среди педагогов проблем конкретного уч-ся «недостаток способностей». А не слабость методов обучения
Решение проблем
- Создание стандартов нового поколения;
- Разработка учебных материалов и учебников, методик преподавания на базе новых стандартов и с привлечением психологов;
- Кроме ЕГЭ, выпускных экзаменов должна проводится систематическая оценка уровня компетентности уч-ся, способствующая развитию на протяжении всего периода обучения, позволяющая определить проблемы на ранних стадиях и предлагать целенаправленную помощь;
- Наладить систематический сбор и анализ данных о реальных результатов и долгосрочных социальных эффектов образования.
- Развитие человеческого потенциала;
- Для повышения ответственности школы за результаты ей необходимо самостоятельность в принятии решений и стратегий.
PISA ( PROGRAM for INTERNATIONAL STUDENT ASSESSMENT )
- КОМПЕТЕНТНОСТЬ-СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА РЕЗУЛЬТАТИВНО ДЕЙСТВОВАТЬ В НЕСТАНДАРТНЫХ СИТУАЦИЯХ. ( Компетентность – интегративная характеристика. Два человека могут одинаково успешно решить какую-то проблему , но использовать при совершенно разные способы действия. Одно умение может компенсировать другое).
Основные дефициты в учебных умениях , объясняющие причины неудач российских школьников в тестах PISA .
- Проблема с работой с текстами:
- Умеют читать и понимать тексты, давать на них ответы в разных формах;
- Хорошо схватывают общую канву текста, но невнимательны к деталям;
- Затруднения с работой с составными текстами ( отдельные информационные фрагменты);
- Трудности дать качественный ответ;
- Работают, как правило, ориентированы на общее содержание текстов, либо на отдельные фрагменты;
- Отсутствие опыта работы с различными типами текстов;
2.Проблемы с применением предметных способов действия
- Не могут сами устанавливать тот уровень сложности, точности, детализации;
- Решения только традиционными методами;
- Задание –вопрос содержит признаки, анализ содержания задания подменяется поиском внешних, часто ложных, указаний на способ решения.
Проблемы, связанные с анализом всей совокупности условий, содержащихся в задаче и задании.
- Не умеют привлекать информацию, которая не содержится непосредственно в условиях задачи;
- Задания вопросы требуют выделения важной информации из вопроса, а сам вопрос должен быть уточнен и перефразирован;
- Сложности с вопросами, требующими многократного возвращения к условию с целью получения дополнительной информации;
- Вопросы, требующие отличных ответов;
- Трудности с заданиями, требующими реконструкции замысла, цели автора текста.
Различия текстов в заданиях PISA и отечественных
Тексты PISA
- Тексты группируются вокруг человека, его функциональной грамотности.
- «Примерка» через тексты различных коммуникативных ролей. В таких текстах ставятся задачи , как в реальной ситуации.
Отечественная учебная литература
- Тексты группируются вокруг предмета, вокруг концепции авторов учебника, в лучшем случае вокруг проблемы .
- Тексты «отрываются» от ситуации, в которой они возникают и становятся материалом для постановки решения иных не свойственных им задач.( пример : вставить пропущенные буквы и тд)
Коммуникативная роль ученика остается неизменной
Оценка – это не кнут или не пряник, а просто показатель роста ученика, разумеется, если она максимально точна и достоверна.
Школа не может и не должна рассматривать себя как единственный, монопольный источник информации, знаний, образовательного развития школьника и его оценивания.
Оценка мотивирует:
- Когда ученик уверен в ее объективности;
- Когда ученик воспринимает ее как полезную для себя;
- Знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей;
- Уверен, что ему окажут в этом достижении помощь;
- Уверен в том, что для достижения высоких результатов есть необходимые условия, то есть места, где их можно продемонстрировать.
Всякая оценка предполагает измерение того, что есть и его сравнение с тем, что должно быть, то есть сравнение реального положения с нормой.
Ошибки оценивания :
- Строгость - оценка ниже заслуженной.
- Мягкость – оценка выше заслуженной.
- Центризм – усреднение оценки, сведение к середине определенного диапазона.
- Эффект ореола - тенденция оценивать одинаково по всем сферам деятельности
- Эффект свежести - оценка на основе недавних событий, а не за весь оцениваемый период
- Эффект контраста - влияние на оценку выступлений тех, кто был оценен перед данным школьником, гибкий стандарт
- Атрибуция - использование в качестве результатов деятельности характеристик личности данного школьника.
Изменение философии оценки в следующей системе проекций:
- Дискретность - непрерывность
- Фрагментарность - системность
- Единичность - множественность
- Количество - качество
- Жесткость - гибкость
- Искусственность - естественность
- Оценка - самооценка
Смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности
Процедура самооценки включает:
- Разработку учителем четких эталонов оценивания и ознакомление с ними обучающихся;
- Создание необходимого психологического настроя у обучающихся на анализ собственных результатов;
- Обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания учащимся известны, и они самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты;
- Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.
Новые подходы к оцениванию и оценке:
- Базируются на стандартах обучения
- Построены на концепции компетентности
- Основаны на уровне исполнительского мастерства
- Основаны на конечных результатах обучения
«Стандарт-компетентность-исполнительское мастерство-результат»
Нововведения в рамках предпрофильной подготовки
- Новые методы проведения итоговой аттестации
- Индивидуальная накопительная оценка, учебных достижений - «портфолио»
Философия учебного портфолио предполагает:
- Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету
- Интеграцию количественной и качественной оценок
- Перенос педагогического ударения с оценки учителя на самооценку школьника
Основной смысл портфолио –
«показать все, на что ты способен»
Функции «портфолио »
- Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени
- Целеполагания - поддерживает учебные цели
- Мотивационная - поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей
- Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ
- Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году
- Рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений
Портфолио (США)
- Коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной области.
( Marzano R.J.)
- Рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся.
(Valencia, 1990)
Портфолио (США)
- Целенаправленная коллекция работ учащихся, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях.
(Meier, 1991)
- Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых.
( Vavrus. 1991)
Цель «портфолио» (США – portfolio assessment)
Аутентичное оценивание (истинное, настоящее, подлинное, верное), «подлинное оценивание» или «оценивание реальных достижений учащихся»
Виды «портфолио» США:
- Портфолио документации ( рабочий )
- Портфолио процесса
- Портфолио показательный
- Портфолио оценочный
Портфолио документации (рабочий)
- Этот портфолио показывает развитие и рост в обучении учащихся.
- В нем представлены работы и идентифицированные результаты, собранные на протяжении всего периода обучения.
- Этот портфолио может включать все, начиная от зарождения идеи до ее воплощения и конечного результата.
Портфолио процесса
- Этот портфолио включает все документы, отражающие подходы ко всем аспектам процесса обучения.
- Показывает объединение имеющихся у учащихся знаний и навыков для выполнения различных видов работ (интегративный подход).
- Отражает рефлексию учащегося на процесс обучения с помощью журналов, записей, отзывов и т.п.
Портфолио показательный
- Используется для суммирования мастерства учащихся, полученного по определенным направлениям.
- Включает лучшие работы учащихся, отобранные как самими учащимися, так и учителями.
- Включает только законченные работы.
- Включает электронные отчеты по завершенной работе, фотографии, видеозаписи и т.д.
- Включает письменный анализ или реакцию учащегося на законченный процесс, определяющий включенные работы.
Портфолио оценочный
Используется для контроля роста знаний и навыков учащихся,
а также отношений в определенной учебной обстановке.
- Собирая оценочный портфолио, учащийся участвует в отборе содержания, обосновывает критерии для отбора содержания и его оценивания.
- Процесс сбора работ, выполненных в процессе обучения, является целеустремленным, совместным, саморефлексивным,.
- Оценочный портфолио касается деятельности, которая развивается в ходе естественных взаимодействий и действий в классной комнате.
- «Культура портфолио» поддерживает общение учеников, которые берут на себя ответственность за демонстрацию того, что они знают и умеют делать.
Как создается оценочный портфолио
В классной комнате:
- Осуществляется обычное сотрудничество.
- Учащиеся повторно проверяют и пересматривают свою работу.
- Учащиеся и преподаватели размышляют над работой каждого учащегося и класса в целом.
- Учащиеся понимают и используют стандарты (критерии), чтобы оценить качество своей и других работ.
- Учащиеся гордятся своей работой, готовя ее для публикации и выставки.
Кейс-стади выпускника школы США
В состав портфолио включается 14 обязательных разделов. Если не выполнен хотя бы один из разделов, учащийся не получает сертификат об окончании обучения.
1. План действий после окончания школы .
Учащиеся определяют краткосрочные (на 1-3 года) и долгосрочные (на 5 лет и более) цели жизни и карьеры, анализируют связанные с ними вопросы заработка, жизненных условий.
2. Автобиография.
Предлагается проект на выбор учащегося, например, история семьи, ценности и верования, особые взаимоотношения между людьми и т.д.
3. Общественно-полезная добровольная деятельность в школе и коммуне (стажировка, практика).
Учащиеся разрабатывают резюме о прошлом трудовом опыте, включая опыт занятости, параллельно выполняют проект, демонстрирующий то, чему они научились из предшествующего опыта.
4 . Этические и социальные вопросы .
Учащиеся демонстрируют способности видеть многообразие перспектив, пояснять причины возникновения социальных и моральных проблем через дебаты, редакторское обращение в газете или журнале, через создание проекта.
5 . Искусство и эстетика (оценка творческого выражения и восприятия, умение спонтанно представлять организовывать выставку по какому-нибудь направлению искусства)
6 . Средства массовой информации ( умение продемонстрировать понимание содержания деятельности различных средств массовой информации, их влияния на людей и образ мышления через проект или другие виды деятельности)
Кейс-стади выпускника школы США
7. Практические навыки ( продемонстрировать трудовые навыки в ряде областей- заботы о здоровье, медицинской помощи, занятости, гражданственности, самостоятельной жизни, пользовании компьютерами и новыми технологиями, юридических прав( например : использование водительских прав для участия в выборах)
8. География ( используется разработанный учителем тест и деятельностное оценивание знаний географии и умение использовать карты, глобус и другие средства)
9. Иностранный язык или билингвальная подготовка ( демонстрация компетентности работы на неродном языке. Описать собственный опыт билингвального общения и умение обсуждать социальные и культурные проблемы, связанные с важностью использования языков.
Кейс-стади выпускника школы США
10. Наука и технологии . сдать разработанный тест на оценивание приобретенных компетентностей; продемонстрировать применение научных знаний при выполнении заданий( проведение и описание эксперимента), провести исследование научного развития , включая анализ социальных затрат и прибылей, принять участие в дебатах.
11. Математика ( сдать тест штат на проверку компетентностей; продемонстрировать высокий уровень мыследеятельностных навыков через разработку проекта, используя математические навыки для решения политических, гражданских , потребительских задач)
12. Литература ( приготовить список изученной литературных текстов из различных жанров, приготовить эссе о литературных произведениях, в которых они демонстрируют коммуникативные и рефлексивные навыки, позволяющие анализировать идеи и мысли автора)
Кейс-стади выпускника школы США
13. История ( сдать тест штата; провести историческое исследование с привлечением основных и дополнительных источников, составление библиографии, установить связи между событиями прошлого и будущего)
14. Физическая подготовка ( подтвердить свое участие в спортивных командах , индивидуальные достижения в спорте в течение четырех последних лет)
Суммарная ведомость оценивания портфолио американского школьника.
портфолио
отметка
Разработка плана действий после школы
Дата выполнения
Удовл.
атобиография
Удовл.
12.98
Практические навыки и знания
Стажировка: национальная лаборатория в г.Нью Йорк
Отл.
13.ё12.99
Отл.
1.03.00
Этические и социальные вопросы , философия « Противоречия в афроцентристких школах
28.02.99
Отл.
Литература « влияние на жизнь Малькольма Х.»
Удовл.
28.02.00
История « События , оказавшие воздействие на противоречия в афроцентристких школах»
География» География западного инди»
Удовл.
03.00
удовл
5.06.00
Иностранный язык « испанский : Англроязычие в противовес двуязычию»
28.02.00
Удовл.
Математика « Математические модели : синусы и косинусы»
Отл.
3.01.00
Наука и технология « Разработка векторов выражения с фосфатными базами 1 и2»
Искусство и эстетика « Опера : Женитьба Фигаро «
Отл.
04.00
Удовл.
16.02.00
Средства массовой информации « Развлечения или новости ?Образование наших детей»
13.12.99
Удовл.
Физическая подготовка « Аэробика»
Мин.соот.
24.02.99
17.06.00
Критерии оценивания портфолио
- Развитость мышления (гибкость, рациональность, оригинальность мышления);
- Сформированность умений решать задачи;
- Сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и др.);
- Развитость коммуникативных умений (работать в малых группах, выступать с докладами, сформированность письменного языка, умение четко и аргументировано излагать мысли и др.);
- Сформированность умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей и др.).
Виды портфолио, Россия
- Портфолио «Портрет»
- Портфолио «Коллектор»
- Портфолио «Рабочие материалы»
- Портфолио «Достижения»
«Портфолио» (Россия)
- Совокупность сертифицированных (документированных) индивидуальных учебных достижений учащихся.
( Цели,содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы.
-М., 2003)
Цель «портфолио» (Россия)
выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы .
Механизмы формирования «портфолио»
- Создание МЭК
- Создание в МОС организационной структуры, отвечающей за «портфолио» и вводящей его в действие на своей территории
- Разработка структуры и содержания «портфолио»
- Разработка критериальной базы
- Определение «веса» «портфолио».
- Установление срока, в течение которого индивидуальные учебные достижения являются актуальными и накапливаются в портфолио
- Определение ответственных за формирование портфолио учащегося.
Построение образовательного рейтинга ученика
- Итоговая аттестация (экзамен по русскому языку и математике +два экзамена по выбору с ориентацией на профиль)
- Индивидуальная накопительная оценка (портфолио)
Принципы построения образовательного рейтинга
- Открытость
- Прозрачность
- Простота
- Доступность
- Полнота представления
Механизмы комплектования профильных классов с помощью итоговой аттестации и «портфолио»
Выпускники
9-х классов
Муниципальная
экзаменационная
комиссия:
(4 экзамена:
Русский язык,
Математика,
2 экзамена
по выбору)+
«Портфолио»
Построение
образователь-
ного
рейтинга
каждого
выпускника
Зачисление
в профиль-
ные классы
школ
Типы портфолио
« Портфолио документов»
П ортфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.
Преимущества:
возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио.
Ограничения «портфолио документов»
Портфолио этого типа даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.
Примерная схема исчисления итоговой оценки портфолио
Позиции
Компоненты
Обязательные экзамены-
федеральные
Результаты-баллы
Математика
Русский язык
Экзамены по выбору-два
До 5
До 5
Экзамен 1
Экзамен 2
Блок А
Олимпиады
До 5
До 5
Международная Победитель или призер
Всероссийская Победитель
Призер
Республиканская Победитель
областная,краевая Призер
Городская Победитель
Призер
10
9
8
8
7
7
6
Примерная схема исчисления итоговой оценки портфолио
Позиции
Компоненты
Блок Б
Иные сертифика-ты
Результаты-баллы
Мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями доп.образования, вузами, фондами и др.
Образовательное тестирование и конкурсы по предметам
Конкурсы и мероприятия, организованные МОС
Итоговый рейтинг = Сумма результатов по 4 экзаменам + 1 Макс. балл из портфолио
Максимальный рейтинг = 30 баллов
Минимальный = 12 баллов
От 1 до 5
Сертификаты индивидуальных достижений
- Дипломы олимпиад, конкурсов, соревнований, гранты (международного,федерального, республиканского уровней)
- Дипломы олимпиад, конкурсов, соревнований и т.п. (муниципального, городского, окружного, школьного уровней)
- Сертификаты учреждений дополнительного образования и сторонних организаций, осуществляющих официальное взаимодействие с органами образования.
Ранжирование сертификатов индивидуальных достижений
- Все достижения выше муниципального уровня, не требуют ранжирования и могут давать право быть зачисленными на избранный профиль вне конкурса
- Отсчет ведется от самого высоко уровня внутри муниципальной системы образования
- Приоритетными являются профильные достижения
- Нижний уровень достижений, учитываемых портфолио, определяется органом, отвечающим за портфолио в МОС
«Портфолио работ»
Собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
Преимущества «портфолио работ»:
- предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др.
- даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.
«Портфолио работ»
Оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.
Ограничения «портфолио работ»
- Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.
«Портфолио отзывов»
В ключает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника к своей конкретной деятельности и ее результатам.
«Портфолио отзывов» представляется:
в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее.
Преимущества :
В озможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.
Ограничения :
Сложность формализации и учета собранной информации.
Удельный вес портфолио в суммарном образовательном рейтинге ученика, порядок его исчисления
- Вес портфолио может соответствовать весу 1 экзамена – max 5 баллов;
- Вес портфолио может соответствовать весу 2 экзаменов – max 10 баллов;
Итоговая оценка портфолио определяется максимальным баллом какой-либо одной его составляющей или является интегральной величиной
Дополнительные рекомендации заместителю директора
- Разработать для учеников, проходящих предпрофильную подготовку, зачетный документ , фиксирующий перечень курсов по выбору, освоенных учащимися; результаты, полученные ими на курсах, а также их участие в олимпиадах, конкурсах и т.п.
Эта информация будет учитываться при составлении личного «портфолио» ученика.
Рекомендации по плану мероприятий, необходимых для ввода в действие механизма портфолио
Мероприятия
Сроки
Создание ЭС по портфолио (на базе методического центра или других структур)
Результаты
Июнь 2003
Совещание в МОС с участием представителей МЭК и ЭС, руководителей учреждений образования
Положение об ЭС. Взаимодействие ЭС с МЭК и органами УО
Июнь-июль 2003
Рабочие совещания
Требования к действию портфолио в МОС, учреждений, чьи сертификаты войдут в состав портфолио
Июль-август 2003
Совещания при муниципальном координаторе
Разработка модели портфолио, норм, критериев
Август-сентябрь 2003
Передача в школы информации по портфолио
Уровень В1 — “ПОРОГОВЫЙ.
В 1 — “Threshold”
дата
date
15.01.00
МОНОЛОГ
SPEAKING PRODUCTION
1
Я умею рассказывать небольшие истории, связанные с личным опытом .
2
/ can tell short personally related stories.
3
дата
date
18.06.00
Я могу подробно рассказать о важном событии.
1
/ can describe in detail an important event.
2
3
!
Я умею рассказывать о своих планах, целях, надеждах.
дата
date
20.01.01
/ can speak about my plans, aims, expectations.
1
2
3
!
Языковой портфель
Портфолио начальной школы
- Причины:
- Маленькому ученику важно осознание такого успеха, который может быть «осязаемым», который можно «подержать» в руках показать другим;
- Желание получить оценку себе и своей деятельности со стороны взрослых – только так развивается самооценка;
- Работа с портфелем помогает видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать свои действия , творчески подходить к процессу деятельности;
- Портфель призван способствовать осознанному владению предметами и развитию ответственности детей за процесс и результаты учения;
- Работа с портфолио будет развивать все психические процессы ( внимание, восприятие, мышление и даже воображение);
Портфель начальной школы – красочный, необычный.
- Представлен в виде иллюстрированного дневника;
- Ярко красочно оформлен;
- Содержит ясные и занимательные задания;( при этом должна удовлетворяться потребность младшего школьника в изобразительной деятельности)
- Включает понятные, простые дискрипторы, чтобы дети смогли самостоятельно с минимальной помощью оценить свой уровень умений;
- Предлагает элементы игры, в которых действует необычный персонаж , помогающий детям и направляющий их внимание с помощью специальных символов;
- Использует язык, понятный детям , обращения носят неформальный характер, используют местоимения «я» и «ты».
Структура и содержание
- 1 часть – все обо мне;
- 2 часть – «Мои успехи» (предназначена для самостоятельной оценки своего уровня владения предметом). Здесь предлагаются листы самооценки по предметам , которые представлены так: Когда я слушаю, я понимаю….;Когда я разговариваю ,я умею…; при этом дискрипторы расположены на цветовых листах, предполагающие разные уровни владения . Им предлагается закрасить.
Структура и содержание
- 3 часть – «Моя копилка». Это специальная папка , куда будут складывать то, что они хотели бы сохранить и показать другим , то есть конкретные продукты своей деятельности.
Место
для фото
Портфолио
Фамилия _________________________________
Имя _____________________________________
Отчество _________________________________
Школа № _________________________________
Класс ____________________________________
Период, за который представлены документы и материалы:
с _____________________ 200 ___ г.
по ____________________ 200 ___ г.
Личная подпись школьника _______________________________
Примерная структура портфолио
- Титульный лист.
- Раздел I . «Официальный документы». В этом разделе помещаются все имеющиеся сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения в различных областях деятельности, например, диплом участника предметной олимпиады, сертификат о сдаче экзаменов на знание английского языка, сертификат участника конкурса художественной самодеятельности, удостоверение о наличии спортивного разряда и т.д.
- Раздел II . «Курсы по выбору, творческие работы и социальные практики». В данном разделе собираются:
- зачетная книжка, свидетельствующая о прохождении курсов по выбору;
- творческие работы: проектные работы; исследовательские работы и рефераты; описание моделей и макетов; работы по искусству и т.д.;
- самоотчеты о социальной практике: участие в научных конференциях, конкурсах, образовательных лагерях; различные виды специальной практики: языковая, трудовая, педагогическая; участие в деятельности общественных движений, организаций, фондов и т.д.
- Примечания: 1. В этот раздел включаются те работы и самоотчеты о социальной практике, которые не могут быть подтверждены официальными документами, представленными в Разделе I . «Официальные документы»; 2. Прежде всего, в данный раздел должны быть включены рабочие документы, свидетельствующие о конкретной деятельности ребенка.
- Раздел III . «Отзывы и рекомендации». В этот раздел помещаются различные виды письменного анализа самого школьника своей деятельности и ее результатов: резюме (по заданной схеме); автобиография (в свободной форме); жизненные планы (на ближайшие годы и более отдаленную перспективу) и т.д.
- Сюда же включаются характеристики отношения ребенка к людям, событиям, различным видам деятельности. Такие характеристики могут быть представлены в виде отзывов и рекомендательных писем от учителей, одноклассников, друзей; рецензий на статью, опубликованную в СМИ; благодарственных писем из различных органов и организаций и т.д. Сводная итоговая ведомость портфолио, где указывается количественная оценка каждого официально документа (в баллах) и качественная оценка творческих работ и самоотчетов о социальной практике.
Позиция
Обязательные экзамены (федеральные)
Компоненты
Математика
Результаты (балл)
Русский язык
Два экзамена по выбору (по единым муниципальным заданиям)
до 5
Экзамен 1
до 5
до 5
Экзамен 2
Средний балл аттестата об окончании основной средней школы
Индивидуальная накопленная оценка («портфолио»):
до 5
а) дипломы и грамоты за Олимпиады:
Городская:
до 5
- победитель и призер
- участник
Районная:
5
4
- победитель и призер
- участник
Школьная:
3
2
- победитель и призер
- участник
2
1
б) иные официальные документы (сертификаты, аттестаты и другие свидетельства), подтверждающие достижения школьника:
- в мероприятиях и конкурсах, проводимых учреждениями системы дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др.;
- по итогам образовательного тестирования (TOEFL и т.п.);
- по результатам обучения на курсах по предметам;
- в школьных и межшкольных научных обществах;
- в конкурсах и мероприятиях, организованных муниципальной образовательной сетью;
- в прочих мероприятиях, согласованных с МОС.
до 5
(вес данного параметра оценивается муниципальной экзаменационной комиссией)
Литература
1. Новикова Т.Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта./Развитие образовательных систем в контексте модернизации образования. –М.: ACADEMIA , АПК и ПРО, 2003,с.70
2. Управление школой:Теоретические основы и методы/ Под ред. Лазарева В.С.-М., 1997, гл.7 Афанасьева Т.П.
3. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя . – М., 2000.
4. Теория и практика организации предпрофильной подготовки. – М.: АПК и ПРО, 2003