СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Портфолио – как одна из форм комплексного оценивания достижений учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные образовательные инновации делают акцент на учение, делая учащегося субъектом и центром образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации собственной учебной деятельности. Поэтому в оценивании все больший вес придается самооцениванию, без которого невозможны самостоятельная организация и ответственность. Формой такого наиболее реалистичного оценивания, ориентированного на продукт, результат учебной деятельности и включающего самооценивание, является портфолио. 

Просмотр содержимого документа
«Портфолио – как одна из форм комплексного оценивания достижений учащихся»

Портфолио – как одна из форм

комплексного оценивания достижений учащихся


Каримова Е.В., учитель математики

МОУ "Лицей №12" г. Железногорск


В законе РФ "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных достижений. Базовым уровнем системы оценки качества образования выступает оценка обучающегося через оценку его индивидуальных образовательных достижений.

Современные образовательные инновации делают акцент собственно на учение, делая учащегося субъектом и центром образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации собственной учебной деятельности. Поэтому в оценивании все больший вес придается самооцениванию, без которого невозможны самостоятельная организация и ответственность.

Формой такого наиболее реалистичного оценивания, ориентированного на продукт, результат учебной деятельности и включающего самооценивание, является портфолио. Учащийся выступает как активный участник процесса оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание динамики в процессе обучения, используя результаты, приложенные усилия, материализованные продукты учебно-познавательной деятельности. Портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности учащегося: собственно учебные, творческие, коммуникативные и т.д. Педагогическая философия портфолио предполагает не только акцентирование самооценки, но и перенос ударения с того, чего ученик не знает и не умеет, на то, что он умеет и может.

Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

  • формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

  • содействовать индивидуализации образования школьников;

  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

В работе над созданием портфолио очень важным элементом является взаимодействие учителя и учащегося, при котором определяются цели работы и вырабатываются критерии оценки. Важно, что эти цели и критерии определяются в договорном режиме. Учащийся получает возможность показать способности в разных областях более или менее самостоятельно. Решающим здесь является самоопределение. Оценивается не только достижение, но и пройденный учащимся путь обучения, путь к результату, который помимо самих продуктов – собственно результатов обучения, - он представляет учителям, друзьям, родителям и т.д. И то, как школьник работал для достижения этих результатов, какую оценку дает тому, что ему удалось, что не удалось, говорит о его ближайших учебных планах, интересах, целях. Учащийся готов ответить на все возникающие вопросы, обсудить и защитить свои результаты, пояснить в разговоре с другими свои дальнейшие цели и способы их достижения. Портфолио, как способ оценивания, не только отражает достижения, но и становится инструментом повышения качества обучения. Самое главное – учащийся сам решает, что он хочет положить в свою папку, или портфель. Тем самым от него требуется самооценка. В папке находят свое место, наряду с тем, что учащийся сделал в школе, также домашние и внеклассные дела. Все работы оцениваются как самим учеником, так и учителем. Если собираются работы одного типа или предмета, то по ним можно видеть динамику достижений. Учащийся работает над оформлением своей папки, учитель ему помогает, консультирует, пишет свои комментарии к собранному материалу. Другие учащиеся также могут внести свои замечания и комментарии к отдельным частям работы товарища, тем самым учатся оценивать, вырабатывать и формулировать свое мнение.

 Самая трудная задача для учащихся – это представить, то есть сделать видимым свой собственный путь учения. Проблемным становится сам процесс работы над папкой: обдумывание темы, организация работы, оценка того, насколько успешной была стратегия учащегося и т.д. Здесь становится ясной разница между «папкой достижений» и простым собиранием работ. Все дело в интерпретации: я рассматриваю свое собственное учение, для того, чтобы выявить, как я учусь.

Портфолио помогает:

  • выявить и поддержать учащихся, проявляющих интерес к исследовательской деятельности;

  • оказать помощь учащимся в овладении способами исследовательской деятельности.

Как только портфолио организован, преподаватель может оценивать достижения учащегося. Существующая оценка должна указать развитие учащегося по отношению к имеющимся стандартам, которые соотносятся с учебным планом преподавателя и соответствующими прогнозами развития. Портфолио, как предполагается, не используются для сравнения детей между собой. Они являются документацией, говорящей о конкретном индивидуальном развитии за определенный отрезок времени. Заключения преподавателя о достижениях учащегося, его способностях, силах и потребностях должны быть основаны на полном диапазоне развития этого ребенка, основываясь на данных портфолио и на знании преподавателем учебного плана и стадий развития.

Использование портфолио с целью оценивания учащихся обеспечивает преподавателей выстроенной системой планирования отношений с родителями. Беря портфолио в качестве основы для разговора, преподаватель и родители могут рассматривать конкретные примеры работы учащегося более успешно, чем абстрактно обсуждая его развитие. Соответствующая оценка учащихся должна включать непосредственно самих детей, родителей и преподавателей.

Метод портфолио обеспечивает дифференцированный подход к принятию решений, который повлияет на отношение детей к работе и школе в целом. Это освобождает преподавателя от ограничений, связанных со стандартизацией исследований.

Для прогрессирования в течение учебного года учащиеся и преподаватель могут работать вместе, чтобы определить особенно существенные или важные вещи и процессы, которые будут задействованы в портфолио. Дополнительно они могут взаимодействовать, чтобы определить назначенные степени и оценки. Рубрики, правила, ключевые положения могут быть разработаны для разнообразия компонентов портфолио. В конечном итоге некоторые устные обсуждения могут быть включены как частичное оценивание. Этот компонент должен включать учителя, учащегося для обдуманного изучения компонентов портфолио.

Используя портфолио, преподаватель имеет возможность расширить работу в классе и с каждым учащимся. Кроме того, использование портфолио позволяет сосредоточить свое внимание на учащемся и развивать межличностные отношения с ним. Портфолио предполагают идеальный вариант для контроля прямого опыта учащихся при оценке работ программы и измерения изучения значимых задач. Они могут фиксировать как конечные результаты, так и продолжающееся развитие мышления учащихся при занятости в подобных мероприятиях.

Из всего сказанного можно сделать вывод: портфолио является современной эффективной формой оценивания, а также помогает решать важные педагогические задачи, развивая учебную активность и самостоятельность школьников.

Положение о портфолио учащихся основной школы


Основные положения


1. "Портфолио" предполагается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося в определенный период его обучения на II ступени общего образования. Портфолио учащегося - это комплекс документов, представляющих совокупность индивидуальных образовательных достижений, исполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся.

2. Цель Портфолио - представить документированные результаты процесса образования школьника, которые позволят увидеть "картину" значимых образовательных достижений учащегося в целом. Портфолио позволяет информационно обеспечить достижения индивидуального развития учащегося в широком образовательном контексте, документально демонстрировать спектр его способностей, культурных практик, интересов, склонностей.

3. Цели и задачи составления портфолио:

  • Основными целями   являются: развитие самостоятельности   и объективности в оценке деятельности учащихся, повышение их конкурентоспособности.

  • Основными задачами являются: систематизация  контроля над различными  видами деятельности учащихся, включая     учебную,     внеклассную,     научную,     творческую,     спортивную деятельность; создание   условий   для   индивидуальной   оценки      деятельности   каждого учащегося; организация   сравнения   результатов   деятельности   учащихся   с   помощью разработанной шкалы баллов портфолио; развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся.

4. Портфолио учащегося состоит из трех частей:

  • перечень документов: резюме, зачетная ведомость успеваемости, ведомости оценки деятельности в творческих, спортивных мероприятиях, участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях, документы, подтверждающие участие и наличие призовых мест в конкурсах всех видов и уровней;

  • перечень творческих, исследовательских и проектных работ;

  • пакет отзывов, рецензий, высказываний.

5. Участие и информация о присвоении призовых мест в конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях должны быть подтверждены документально (грамоты, дипломы, свидетельства, удостоверения и т.д.).

6. Основные направления деятельности по составлению портфолио:

  • Заполнение   портфолио   осуществляется   учащимися  лицея.

  • Классные    руководители    осуществляют   контроль    за    наполняемостью    и правильностью заполнения портфолио.

  • Учителя  лицея,   администрация,   руководители зачетных и проектных работ,  педагоги отделений дополнительного образования имеют   право   составления   отзывов  и  рецензий  для   портфолио   о   проделанной учащимися работе.

7. Для   оценки   результатов   учебной деятельности и  участия   в   различных   мероприятиях    разрабатывается шкала баллов оценки портфолио.

8. Оценка результатов деятельности учащихся осуществляется в соответствии со шкалой баллов портфолио.

9.  Итоговый балл портфолио за каждое полугодие и по результатам учебного года определяется как совокупный балл по всем видам деятельности учащегося.

10.  На  основании  итогового балла портфолио составляется    рейтинг достижений учащихся по параллелям за каждое полугодие и по итогам учебного года.

11. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, включая экзамены, и является современной эффективной формой оценивания образовательной деятельности школьника.

12. Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в Портфолио, а также всего Портфолио в целом, является как качественной, так и количественной.

13. Введение Портфолио повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным.



Порядок формирования Портфолио


1. Портфолио, наряду с результатами итоговой аттестации, является одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы и играет важную роль при зачислении их в профильные классы и школы.

2. Период накопления (сбора) Портфолио - 6-9 классы основной школы.

3. Процессу формирования Портфолио предшествует разъяснительная работа с учащимися, родителями, начиная с 5 класса.

4. Лицей выдает выпускнику итоговый документ по Портфолио, заверенный школьной печатью и подписью представителя администрации.