СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Портфолио, как одна из форм оценивания достижений младшего школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Портфолио, как одна из форм оценивания достижений младшего школьника»

Макурина Любовь Васильевна, учитель начальных классов, МБОУ «Мезенская средняя школа имени А.Г.Торцева»

Портфолио, как одна из форм оценивания достижений младшего школьника


Для того чтобы обеспечить качество образования, соответствующее новым стандартам, современному учителю необходимо овладеть образовательными технологиями, которые основаны на деятельностном подходе. Одна из таких технологий - технология портфолио, нацелена на то, чтобы показать личные достижения ученика в процессе непрерывного образования.

Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика  в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В начальной школе «Портфолио»  должно носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность.

На сегодняшний день существует много вариантов ведения портфолио. Изучив литературу по данной теме, учителями нашего методического объединения было разработано положение о Портфеле достижений учащегося начальной школы, в котором прописаны цель, задачи, структура, содержание и требования к оформлению.

Работа с портфолио состоит из следующих этапов:

1 этап. Подготовительный (1 класс, I четверть) – Подготовка рабочих материалов, оформление папок, информирование детей и родителей о значимости портфолио и необходимости его ведения

2 этап. Информационно-диагностический (1-4 класс) Работа по развитию навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности. Психологическая диагностика. Формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Организация различных внеклассных и внеурочных мероприятий по защите творческих проектов, деловые игры, школьные олимпиады и т.п.

3 этап. Аналитический (1-4 класс).   Индивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностик и выбору образовательного маршрута.   Индивидуальное консультирование родителей по итогам работы за определенный период. Анализ результатов работы по накоплению портфолио.

4 этап. Заключительный (4 класс, IV четверть). Отбор материала, который в дальнейшем поможет определить индивидуальный маршрут и повысить образовательный рейтинг.  Анализ мнения родителей, классного руководителя, учителей-предметников. Подведение итогов диагностической работы.

Портфолио наших учеников имеет следующую структуру:

Титульный лист содержит основную информацию (фамилию, имя и отчество, дату рождения, класс), фото ученика.

Раздел «Знакомьтесь, это я!» даёт возможность познакомиться с личностью создателя, его семьёй, увлечениями, а так же оценкой самого себя. Заполнение данных рубрик помогает сформировать у учащегося познавательные и коммуникативные УУД, так как предполагают активную работу с информацией и её презентацию.

Раздел «Мои достижения в учебной деятельности» посвящен школьным предметам и заполняется написанными контрольными и проверочными работами, тестами, а также рисунками, докладами, систематизированными материалами наблюдений (оценочными листами, листами наблюдений), показывающих динамику обученности, что позволяет увидеть и проследить за процессом овладения универсальными учебными действиями. Данный раздел заполняется как учителем, так и детьми. В результате работы учащихся с данным разделом формируются регулятивные и личностные УУД, т.к. ребятам приходится учиться планировать, и корректировать свои действия, давать оценку своей учебной деятельности, формируется мотивация к дальнейшему обучению.

Раздел «Мои достижения во внеурочной деятельности» включает всю внеурочную (школьную и внешкольную) и досуговую деятельность ученика. Заполняется рисунками, фотографиями поделок, что позволяет увидеть интересы ребёнка и дальше их развивать. Включает в себя накопление грамот, сертификатов, дипломов, похвальных листов, что помогает проследить динамику личностного роста, сформировать ситуацию успеха. Сюда включаются исследовательские и проектные работы Ценность работы с данным разделом состоит в том, что происходит мотивация к активной общественной работе и развитие личностных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Результат работы над созданием Портфеля достижений - участие в ежегодном школьном конкурсе «Золотой портфель», который проводится среди учащихся 1-4 классов. Согласно положению, разработанному учителями нашего методического объединения, итоги подводятся по параллелям классов. При подведении результатов используется накопительная оценка, которая включает в себя систему баллов, учитывающую как успеваемость, так и творческие, спортивные, интеллектуальные и социальные достижения школьника. По итогам конкурса участник, набравший максимальное количество баллов в каждой параллели награждается на школьной ассамблее дипломом победителя, а абсолютный победитель является обладателем «Золотого портфеля».

Таким образом, ведение портфолио это совместная деятельность учителя, ребёнка и родителей. Родители, раскрывая талант ребенка, постепенно и целенаправленно могут помочь своим детям стать специалистами в той или иной области. Классный руководитель поддерживает ситуацию успеха, оказывает педагогическую помощь детям. Совместная деятельность всех участников образовательного процесса определяет зону ближайшего развития каждого ребёнка. В процессе работы над портфолио, дети учатся замечать собственные успехи, а,  следовательно, саморазвиваются и самореализуются. Школьники, которым трудно учиться, могут преуспевать в других видах деятельности, а, значит, повысить самооценку и успешно социализироваться в классном коллективе. Портфолио даёт возможность каждому ученику показать всё, на что он способен.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!