МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»


педагога дополнительного образования
руководителя шахматного клуба
«Белая ладья»
г. Колпашево
2014
Общие сведения о педагоге (Приложение №1)
Ф.И.О. Дорофеева Ольга Сергеевна
Дата рождения: | 25 сентября 1970 г. |
Место работы: | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр» г. Колпашево Томской области |
Должность: | Педагог дополнительного образования. Дата назначения 15.01.1997 г. |
Образование: высшее | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет», 2004 г. Специальность: педагогика и методика начального образования; Квалификация: учитель начальных классов. |
Квалификационная категория: | Высшая квалификационная категория. Дата присвоения – 26 декабря 2009 г. Приказ № 1088 от 28 декабря 2009 г. |
Курсы повышения квалификации: | Удостоверение № 2971; ТОИПКРО (Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования) тема: «Взаимодействие основного и дополнительного образования как условие реализации ФГОС начального общего образования» 12.04.2012г.; 72 ч. |
Стаж педагогической работы (по специальности) | 17 лет в данной должности 17 лет; в данном учреждении 17 лет. |
Общий трудовой стаж | 23 года |
Имеющиеся награды (грамоты, дипломы, знаки отличия, и др.) | Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, 2014 г. Почетная грамота Администрации Колпашевского района, 2011г. |
Наличие учебной степени, звания | нет |
Наличие опыта работы в экспертных комиссиях, апелляционных комиссиях, предметных комиссиях по проверке ГИА, ЕГЭ, в жюри профессиональных конкурсах | нет |
Самоанализ профессиональной педагогической деятельности
«Без шахмат нельзя представить
воспитания умственных способностей
и памяти…»
Сухомлинский В. А.
Одной из основных целей деятельности нашей образовательной организации является формирование духовно богатой, физически здоровой, социально активной и творческой личности ребенка. И целью моей работы, как педагога дополнительного образования, является формирование и развитие личности ребенка посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
Образовательные:
научить овладевать системой качественных шахматных знаний и умений, необходимых для практической игры;
способствовать расширению кругозора;
научить активизировать мыслительную деятельность.
Развивающие:
формировать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер, поддерживать постоянный интерес к шахматам;
развивать творческие способности и содействовать творческому поиску обучающихся, через умение воплощать собственные идеи в игре;
развивать навыки работы в коллективе.
Воспитательные:
Шахматный клуб «Белая ладья» существует более 17 лет. Принимаются сюда все желающие от 6 до 16 лет. Занятия проводятся по дополнительным образовательным программам физкультурно-спортивной направленности:
«Шахматы для самых маленьких», срок реализации 1 год, возраст 6 лет;
«Шахматы – наука, спорт, искусство», срок реализации 3 года, возраст 7 – 14 лет;
«Путь совершенствования», срок реализации 2 года, возраст 11- 16 лет.
Образовательный процесс я строю в три этапа обучения:
Первый этап – подготовительный этап (по программе «Шахматы для самых маленьких»)
Второй этап – основной (первый и второй года обучения по программе «Шахматы – наука, спорт, искусство»), который предполагает формирование основных знаний и умений в шахматном искусстве, создаёт предпосылки для собственной творческой деятельности.
Третий этап – творческий, который содействует самореализации детей при создании шахматных партий, задач и этюдов (третий год обучения по программе «Шахматы – наука, спорт, искусство» и по программе «Пути совершенствования»).
Каждое занятие в клубе является запланированным и представляет собой цепочку одного связующего звена образовательных программ.
На своих занятиях я каждому ребёнку стараюсь дать возможность проявить свою индивидуальность в разных областях шахматного искусства: решение шахматных задач и придумывание своих собственных задачек; изучение наследия шахматистов мирового класса и учение на своих ошибках. Все это значительно ускоряет процесс творческого развития, помогает повысить свою самооценку и позволяет лучше выстроить межличностные отношения с окружающим людьми.
Каждое творческое задание спланировано так, чтобы в конце занятия ребенок видел результаты своего труда.
Чтобы не возникало трудностей в реализации образовательной программы, каждый учебный год приходиться вносить корректировки в учебно-тематический план.
С более успешными детьми я работаю по программе «Пути совершенствования». Эти обучающиеся уже более углубленно изучают шахматную науку, являются постоянными участниками соревнований и обладателями призовых мест (Кудрякова Юлия, Пашковский Игорь, Кузнецов Михаил) (Приложение 3).
Для организации успешной работы имеется отдельный оборудованный кабинет, в котором представлены в достаточном объеме наглядно-информационные материалы, хорошее верхнее освещение, наличие необходимых шахматных столов с набором шахматных фигур и шахматных часов.
А также в достаточном количестве имеется учебно-методическая литература:
книги; журналы; схемы; образцы шахматных задач, которые систематизированы по уровню сложности, по тематике, по годам обучения.
Разработана система оценивания результативности прохождения образовательных программ. Мониторинговые карты позволяют выявить уровень обученности, воспитанности обучающихся шахматного клуба «Белая ладья». По этим картам определяются пять уровней по 15-бальной шкале: низкий уровень – 1-3 балла; ниже среднего уровня – 4-6 баллов; средний уровень – 7-9 баллов; выше среднего уровня – 10-12 баллов; высокий уровень – 13-15 баллов.
Также в клубе фиксируется результативность участие в шахматных соревнованиях по рейтинговой системе. Турниры на рейтинг – это одна из уникальных находок для меня как для педагога. Эти турниры прекрасно стимулируют здоровую борьбу. Даже если участник турнира и не занимает призового места, у него есть возможность подняться в рейтинге, а это тоже результат. Наглядное отображение рейтинговых результатов отражается в таблице результатов и на графике, т.е. для каждого участника рейтинговых турниров заведена шкала и по ней видно рост учащегося.
Кроме рейтинговых турниров, результативность детей можно оценить и через участие их в конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании собственных портофолио и дневников спортивных достижений.
Среди традиционных форм контроля эффективности образовательного процесса я на занятиях часто использую дидактические игры «Почта» (для лучшего знания шахматной доски – шахматной нотации), «Что изменилось на шахматной доске» (для развития зрительной памяти), «Один в поле не воин», «Уничтожение защиты», «Как попасть на ракету» (для более быстрого усвоения хода каждой фигурой), «Придумай сам» и т.д., в такие игры ребята играют с великим удовольствием. Они развивают у детей способность к синтезу и анализу, гибкости и мобильности в поисках решений и генерирования идей. Вызывают искреннее желание работать сегодня лучше, чем вчера. И позволяют мне отследить базовые знания и умения юных шахматистов.
Повышая свой уровень профессиональной подготовки, я участвую в методических объединениях, профессиональных конкурсах педагогического мастерства, муниципальных семинарах-практикумах, региональных конференциях, посещаю открытые занятия своих коллег и сама делюсь опытом проведения учебных занятий; прохожу курсы повышения квалификации.
В моей педагогической практике существует проблема воспитания перворазрядников. Почему возникла эта проблема? Во-первых, для повышения шахматного мастерства ребятам необходим опыт игры с более сильным соперником. А также для получения разряда необходимо побеждать в рейтинговых турнирах областного уровня, причем несколько раз подряд. Во-вторых, территориальная удаленность от областного центра и наличие природной преграды в межсезонье (невозможность добраться на другой берег реки Оби) не всегда позволяют участвовать в областных турнирах. В-третьих, в последние годы турниры для организаций дополнительного образования не финансируются, только для общеобразовательных школ (соревнование «Самый шахматный класс», турнир на приз «Белая ладья»).
Без выходных ситуаций не бывает, и по счастливой случайности, в 2013 году мне удалось вступить во всероссийскую шахматную ассоциацию под руководством Анатолия Карпова. Благодаря этому дети получили возможность участвовать во всероссийских рейтинговых турнирах и повышать свой личный рейтинг. Так уже ребята поучаствовали во всероссийских шахматных соревнованиях, проводимых школой имени Анатолия Карпова: командный турнир «Новое шахматное поколение» г. Туапсе (2013 г.) и г. Анапа (2014 г.), личное первенство «Петровская ладья – зима и лето – 2014года» г. Санкт-Петербург, где Кудрякова Юлия выполнила норму первого разряда.
Также, для повышения шахматного мастерства, ребята участвуют в шахматных он-лайн турнирах (играя с более сильным игроком) и интернет-конкурсах, по решению шахматных задач.
Идея педагогического опыта заключена в многогранности шахматной игры. Это и спорт, и наука, и искусство. Спорт – борьба, соревнование. Наука – думать на десять ходов вперед, изобретать комбинации. Искусство – создавать красивые партии. Необходимо лишь учесть: затаенная красота шахмат мало доступна поверхностному взгляду, она раскрывается постепенно, в пережитых и прочувствованных партиях по мере накопления опыта, попутно с ростом понимания законов шахматного творчества. Убеждена, что в шахматах сочетаются творчество и справедливость. Мои ученики знают, что игра в шахматы подчиняется строгим правилам, но у них остается широкий простор для самостоятельности и выдумки. Путь к победе не бывает легким. Игроки в шахматы состязаются разумом. Шаг за шагом я веду своих учеников к успеху, к их победе. И первую очередь, победе над собой. И я твердо знаю, что если мой ученик научился играть в шахматы, он уже в выигрыше, и удача и успех всегда будут рядом.
Шахматный клуб «Белая ладья» посещают дети разного возраста (от 6 до 16 лет), из разных образовательных организаций, из семей разного уровня достатка (это откладывает отпечаток и на внешность, и на интересы и потребности ребенка). Большинство обучающихся – мальчики с холерическим типом темперамента, поэтому занятия приходится выстраивать так, чтобы интерес у ребят не пропадал. Более активных из ребят я приобщаю к тренерской, судейской работе (направляю излишнюю энергия в нужное русло). Постоянно использую технологию личностно-ориентированного подхода. На наших занятиях ребята решают шахматные задачи разной сложности в зависимости от своей подготовки и своих способностей, выполняя норму 4-го, 3-го или 2-го разряда по шахматам – у каждого свой личный рост. Кроме учебных занятий, ребята шахматного клуба постоянно участвуют в общедюцевских мероприятиях. Ежегодно мы участвуем в традиционном конкурсе «Кружковец года». В 2014 году Юлия Клочан стала победителем в своей возрастной категории. Большую роль в ее победе сыграла сплоченная команда шахматистов, поддержавшая ее на конкурсе. Также традиционным стало воспитательное мероприятие, посвященное 23-му февраля, «Курс молодого бойца». Мужская половина шахматного коллектива проходят испытания, а женская половина являются членами жюри.
И конечно, в дальних поездках закладываются основы сплоченного коллектива, ребята становятся более внимательными друг к другу, стараются протянуть руку помощи в любой момент. При возникновении конфликтных ситуаций я применяю игровые методы разрешения конфликтов, в которых дети могут встать на место другого.
Сотрудничество с родителями тоже улучшают атмосферу в шахматном коллективе. В ежегодных родительских собраниях «Наши первые успехи» проводимых «Детско-юношеским центром», где я знакомлю родителей с деятельностью шахматного клуба, первыми успехами юных шахматистов, с ожидаемыми результатами по образовательной программе.
На выставках шахматных задач «Юный изобретатель» родители знакомятся с достижениями своих детей. Выставки проводятся по полугодиям, на родительские собрания. Фотографии работ помещаются в портфолио детского объединения и спортивные дневники обучающихся.
Совместные соревнования обучающихся с родителями позволяют раскрыть, показать способности детей. Основная цель данных турниров сплочение семейных отношений. В свою очередь родители лучше узнают о своих детях, а также больше узнают о деятельности шахматного клуба. По счету в шахматном клубе состоялся уже 25-ый шахматный семейный турнир.
Консультации: «Создание условий для детей играть в шахматы дома» проводятся по мере обращения родителей, по мере необходимости.
При организации учебно-воспитательного процесса большая роль отводится организации самостоятельной работы обучающихся.
Одной из первых моих педагогических находок была модульная технология. Мною разработаны книжки – модули для учащихся 1-го года обучения: «Шахматные фигуры» («Шахматные фигуры» - это ключевая тема, на ней основывается весь курс обучения шахматам) и «Тактические удары».
Данные модульные разработки – прекрасный дидактический материал для самостоятельного изучения материала обучающимися.
Также технология проблемного обучения широко применяется при организации самостоятельной работы обучающихся. Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. Более 10 лет мы с ребятами шахматного клуба проводим исследования по интересующим их темам, например, история происхождения шахматных фигур, японские шахматы «Сеги», личностные качества необходимые шахматисту, трехмерные шахматы. Результатом наших исследовательских работ стали призовые места на районных научно-практических конференциях «Наука. Юность. Культура», на VII региональном фестивале проектов среди общеобразовательных учреждений г. Томска и Томской области и на всероссийских дистанционных конкурсах ученических рефератов «Кругозор» (Приложение 3).
Также на учебных занятиях и на соревнования, я всегда приветствовала желания детей фиксировать понравившуюся комбинацию на шахматной диаграмме. Так начинали рождаться первые сборники шахматных задач. Только за аттестационный период ребятами было изобретено около десяти сборников шахматных задач (от 20 до 50 задач в каждом сборнике):
«Космос на шахматной доске» - задачи-ракеты, задачи-планеты и т.д;
«Шахматная азбука» - весь русский алфавит на шахматной доске;
Сборник шахматных задач «Для будущих чемпионов» - набор задач и заданий на разные темы;
Сборник шахматных задач за каждый учебный год – в течение года очень интересные задачи, комбинации, этюды юных шахматистов зарисовываются и формируется сборник задач;
Сборник «Победа» к 9 мая – на шахматной доске появляются танки, самолеты и т.д.
Сборник «Задание для сапера» - при изучении хода любой фигуры, есть задание пробраться через минные поля, и ребята с большим интересом придумывают такие задачи, зарисовывают их и обмениваются заданиями.
Эти сборники являются прекрасным дидактическим материалом при изучении различных тем. Начинающие шахматисты с удовольствием прорешивают данные задачки и у них появляется стимул к созданию собственных шахматных шедевров.
Результативность участия обучающихся в конкурсах, соревнованиях в межаттестационный период шахматного клуба «Белая ладья»
Название конкурсных мероприятий | Учебный год | Уровень мероприя тия | Кол-во участников | Результат (участие, наличие победителей, призеров, лауреатов с указанием Ф.И. обучающего (воспитанника)) |
Очные |
91-й общероссийский шахматный фестиваль «Петровская ладья – лето 2014» г. Санкт-Петербург | 2014 | Всероссийский | 1 | Диплом участника Дорофеев Елисей |
91-й открытый шахматный фестиваль «Петровская ладья» – этапа детского Кубка России 2014, г. Санкт-Петербург | 2014 | Всероссийский | 1 | Сертификат участника Чайка Георгий |
89-й общероссийский шахматный фестиваль «Петровская ладья – зима 2014» г. Санкт-Петербург | 2014 | Всероссийский (очно) | 1 | Диплом 1 степени Кудрякова Юлия |
89-й общероссийский шахматный фестиваль «Петровская ладья – зима 2014» г. Санкт-Петербург | 2014 | Всероссийский (очно) | 1 | Диплом участника Кайгородова Мария |
Турнир по шахматам в честь международного дня шахмат | 2014 | Муниципальный (очно) | 1 | Грамота 1 место Кузнецов Михаил |
Турнир по шахматам в честь международного дня шахмат | 2014 | Муниципальный (очно) | 1 | Грамота 3 место Пашковский Игорь |
XVII Всероссийский шахматный фестиваль А. Е. Карпова «Новое шахматное поколение» г. Анапа | 2014 | Всероссийский (очно) | 5 | Диплом участника: Чайка Георгий Кайгородова Мария Унжакова Анастасия Жиляев Алексей Кривоносенко Елизавета |
Научно-практическая конференция «Юность. Наука. Культура» | 2013 | Региональный (очно) | 2 | Диплом I степени Кудрякова Юлия Пашковский Игорь проектная работа «Шахматы в 3D формате» |
Соревнования на приз Деда Мороза по шахматам среди женщин | 2013 | Муниципальный (очно) | 1 | Грамота за 1 место Унжакова Анастасия |
XI Всероссийский фестиваль А. Е. Карпова «Новое шахматное поколение» г. Туапсе | 2013 | Всероссийский (очно) | 5 | Грамота участника команда г. Колпашево: Кайгородова Мария Унжакова Анастасия Жиляев Алексей Кузнецов Михаил Пашковский Игорь |
Турнир по шахматам «Открытый чемпионат» | 2013 | Муниципальный (очно) | 1 | Грамота 1 место Назаркин Андрей |
Турнир по шахматам «Открытый чемпионат среди учителей» | 2013 | Муниципальный (очно) | 1 | Грамота 1 место Кириенко Валерия |
Финальные соревнования по шахматам в зачет 27-х областных спортивных игр школьников Томской области | 2012 | Региональный (очно) | 1 | Диплом II степени Кудрякова Юлия (4 доска) |
Финальные соревнования по шахматам в зачет 27-х областных спортивных игр школьников Томской области | 2012 | Региональный (очно) | 1 | Диплом I степени Пашковский Игорь (3 доска) |
Соревнования по шахматам на призы Деда Мороза | 2012 | Муниципальный (очно) | 1 | Грамота 1 место Кудрякова Юлия |
Заочные |
Дистанционный конкурс ученических рефератов «Кругозор» | 2014 | всероссийский | 1 | Диплом II степени Буряков Иван проектная работой «Игра генералов» |
Дистанционный конкурс ученических рефератов «Кругозор» | 2013 | всероссийский | 2 | Диплом I степени Кудрякова Юлия Пашковский Игорь проектная работа «Шахматы в 3D формате» |
VII региональный фестиваль проектов среди общеобразовательных учреждений г. Томска и Томской области | 2012 | региональный | 1 | Диплом III степени Кудрякова Юлия с проектом «Рейтинг – показатель квалификации игрока» |
Основной эффективностью своей работы, я могу считать высокий процент сохранности и стабильности обучающихся шахматного клуба «Белая ладья» на протяжении уже многих лет.
Мониторинговые обследования и наблюдения обученности и воспитанности подтверждают, что избранные технологии, формы и методы работы оптимально раскрывают интеллектуальные и творческие способности детей, дают им возможность попробовать себя в творческой деятельности и, что немаловажно, создают для детей ситуацию успеха и успешности. При обучении и воспитании с годами происходит положительная динамика обучающихся:
прочнее овладевают знаниями предусмотренной программой;
творчески выполняются практические задания;
формируется культура общения;
повышается уровень самостоятельности.
Дальнейшая перспектива моей педагогической деятельности будет основываться на уже выстроенной педагогической системе с добавлением новшеств научно-технического прогресса. Я на своих занятиях давно уже использую слайдовые презентации, которые позволяют наглядно и оперативно представить новую тему или повторить пройденный материал, а также показываю обучающие шахматные видеоуроки. Также ребята работают с шахматными компьютерными программами, участвуют в он-лайн турнирах. В дальнейшем необходимо освоить новые шахматные программы по анализу сыгранных партий и по изучению дебютного репертуара.
В моей жизни шахматы занимают большое место. Когда-то это было простым увлечением, посещение школьного кружка, и игра по вечерам дома с братом. А теперь шахматы стали для меня делом моей жизни. И пока я чувствую, что шахматы нужны детям, что их увлекает эта древняя мудрая игра, я буду с ними рядом. Ведь, самое интересное, совершенствованию в этом виде спорта нет предела. Глубина и красота шахмат неисчерпаемы.
Результаты профессиональной педагогической деятельности.
Показатели сохранности и стабильности контингента обучающихся по годам обучения Шахматного клуба «Белая ладья».
Название программам | Год обучения | Учебный год | Кол-во обучающихся на начало года | Кол-во обучающихся на конец года | % сохранности контингента | % стабильности контингента |
«Шахматы для самых маленьких» «Шахматы – наука, спорт, искусство» «Пути совершенствования» | I | 2011/2012 | 90 | 80 | 88 | 92 |
II | 38 | 32 | 84 | 74 |
III | 32 | 28 | 87 | 72 |
I | 2012/2013 | 90 | 85 | 94 | 84 |
II | 35 | 31 | 88 | 79 |
III | 32 | 26 | 81 | 88 |
I | 2013/2014 | 87 | 81 | 93 | 92 |
II | 40 | 32 | 90 | 86 |
III | 31 | 27 | 87 | 82 |
Всего: | 87% | 83% |
Сохранность и стабильность контингента обучающихся
за 2011 – 2012 учебный год
![]()
Сохранность за период 2011 – 2012 учебного года составляет – 86 %
Стабильность за период 2011 – 2012 учебного года составляет – 79 %
Сохранность и стабильность контингента обучающихся
за 2012 – 2013 учебный год
![]()
Сохранность за период 2012 – 2013 учебного года составляет – 87 %
Стабильность за период 2012 – 2013 учебного года составляет – 83 %
Директор МБОУ ДОД «Детско-юношеский центра» Чукова Т.М.
Сохранность и стабильность контингента обучающихся
за 2013 – 2014 учебный год
![]()
Сохранность за период 2013 – 2014 учебного года составляет – 90 %
Стабильность за период 2013 – 2014 учебного года составляет – 87 %
Сохранность и стабильность контингента обучающихся
за аттестационный период
![]()
Вывод:
Общий процент сохранности за период 2011 – 2014 учебные года составляет – 87 %
Общий процент стабильности за период 2011 – 2014 учебные года составляет – 83 %
Директор МБОУ ДОД «Детско-юношеский центра» Чукова Т.М.
Мониторинг результативности обучения, развития и воспитанности обучающихся по образовательным программам:
2.1. Мониторинг результативности обучения, развития и воспитанности обучающихся шахматного клуба «Белая ладья» за 2011-2012 учебный год.
Год обучения | уровень | Вводный (октябрь) | Итоговый (май) |
Учебная деятельность,% | Личностное развитие % | Учебная деятельность,% | Личностное развитие % |
первый | Высокий 13-15 | 0 | 26 | 3 | 29 |
Выше среднего 10-12 | 22 | 46 | 37 | 57 |
Средний 7-9 | 52 | 23 | 55 | 14 |
Ниже среднего 4-6 | 16 | 5 | 5 | 0 |
Низкий 1-3 | 10 | 0 | 0 | 0 |
второй | Высокий 13-15 | 11 | 40 | 25 | 46 |
Выше среднего 10-12 | 20 | 51 | 36 | 51 |
Средний 7-9 | 58 | 9 | 28 | 3 |
Ниже среднего 4-6 | 11 | 0 | 3 | 0 |
Низкий 1-3 | 0 | 0 | 0 | 0 |
третий | Высокий 13-15 | 12 | 40 | 21 | 40 |
Выше среднего 10-12 | 37 | 44 | 37 | 50 |
Средний 7-9 | 51 | 16 | 42 | 10 |
Ниже среднего 4-6 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Низкий 1-3 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Общие показатели по шахматному клубу «Белая ладья».
уровень | Вводный (октябрь) | Итоговый (май) |
Учебная деятельность % | Личностное развитие % | Учебная деятельность % | Личностное развитие % |
Высокий 13-15 | 12 | 35 | 16 | 38 |
Выше среднего 10-12 | 26 | 47 | 38 | 53 |
Средний 7-9 | 53 | 16 | 44 | 9 |
Ниже среднего 4-6 | 8 | 2 | 2 | 0 |
Низкий 1-3 | 2 | 0 | 0 | 0 |
Директор МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр» Чукова Т.М.
Мониторинг результативности учебной деятельности
шахматного клуба «Белая ладья»
За 2011 – 2012 учебный год
![]()
Мониторинг результативности личностного развития
шахматного клуба «Белая ладья»
За 2011 – 2012 учебный год
![]()
Директор МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр» Чукова Т.М.
Мониторинг результативности обучения, развития и воспитанности обучающихся шахматного клуба «Белая ладья» за 2012-2013 учебный год.
Год обучения | уровень | Вводный (октябрь) | Итоговый (май) |
Учебная деятельность,% | Личностное развитие % | Учебная деятельность,% | Личностное развитие % |
первый | Высокий 13-15 | 2 | 26 | 3 | 29 |
Выше среднего 10-12 | 27 | 46 | 37 | 57 |
Средний 7-9 | 47 | 28 | 55 | 14 |
Ниже среднего 4-6 | 14 | 0 | 5 | 0 |
Низкий 1-3 | 10 | 0 | 0 | 0 |
второй | Высокий 13-15 | 13 | 40 | 25 | 46 |
Выше среднего 10-12 | 20 | 51 | 49 | 51 |
Средний 7-9 | 56 | 9 | 23 | 3 |
Ниже среднего 4-6 | 11 | 0 | 3 | 0 |
Низкий 1-3 | 0 | 0 | 0 | 0 |
третий | Высокий 13-15 | 13 | 40 | 26 | 40 |
Выше среднего 10-12 | 37 | 44 | 32 | 50 |
Средний 7-9 | 50 | 16 | 42 | 10 |
Ниже среднего 4-6 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Низкий 1-3 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Общие показатели по шахматному клубу «Белая ладья».
уровень | Вводный (октябрь) | Итоговый (май) |
Учебная деятельность % | Личностное развитие % | Учебная деятельность % | Личностное развитие % |
Высокий 13-15 | 9 | 35 | 18 | 38 |
Выше среднего 10-12 | 28 | 47 | 40 | 53 |
Средний 7-9 | 51 | 18 | 40 | 9 |
Ниже среднего 4-6 | 9 | 0 | 2 | 0 |
Низкий 1-3 | 3 | 0 | 0 | 0 |
Директор МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр» Чукова Т.М.
Мониторинг результативности учебной деятельности
шахматного клуба «Белая ладья»
За 2012 – 2013 учебный год
![]()
Мониторинг результативности личностного развития
шахматного клуба «Белая ладья»
За 2012 – 2013 учебный год
![]()
Директор МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр» Чукова Т.М.
Мониторинг результативности обучения, развития и воспитанности обучающихся за 2013-2014 учебный год.
Год обучения | уровень | Вводный (октябрь) | Итоговый (май) |
Учебная деятельность,% | Личностное развитие, % | Учебная деятельность,% | Личностное развитие, % |
первый | Высокий 13-15 | 3 | 26 | 2 | 29 |
Выше среднего 10-12 | 26 | 46 | 38 | 57 |
Средний 7-9 | 57 | 28 | 60 | 14 |
Ниже среднего 4-6 | 14 | 0 | 0 | 0 |
Низкий 1-3 | 0 | 0 | 0 | 0 |
второй | Высокий 13-15 | 3 | 40 | 3 | 51 |
Выше среднего 10-12 | 20 | 46 | 54 | 46 |
Средний 7-9 | 51 | 14 | 43 | 3 |
Ниже среднего 4-6 | 26 | 0 | 0 | 0 |
Низкий 1-3 | 0 | 0 | 0 | 0 |
третий | Высокий 13-15 | 13 | 40 | 16 | 40 |
Выше среднего 10-12 | 27 | 44 | 32 | 50 |
Средний 7-9 | 44 | 16 | 52 | 10 |
Ниже среднего 4-6 | 16 | 0 | 0 | 0 |
Низкий 1-3 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Общие показатели по шахматному клубу «Белая ладья».
уровень | Вводный (октябрь) | Итоговый (май) |
Учебная деятельность % | Личностное развитие % | Учебная деятельность % | Личностное развитие % |
Высокий 13-15 | 5 | 32 | 6 | 36 |
Выше среднего 10-12 | 24 | 46 | 40 | 53 |
Средний 7-9 | 54 | 22 | 54 | 11 |
Ниже среднего 4-6 | 17 | 0 | 0 | 0 |
Низкий 1-3 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Директор МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр» Чукова Т.М.
Мониторинг результативности учебной деятельности
шахматного клуба «Белая ладья»
За 2013 – 2014 учебный год
![]()
Мониторинг результативности личностного развития
шахматного клуба «Белая ладья»
За 2013 – 2014 учебный год
![]()
Вывод: при обучении и воспитании с годами происходит положительная динамика обучающихся:
прочнее овладевают знаниями предусмотренной программой;
творчески выполняются практические задания;
формируется культура общения;
повышается уровень самостоятельности.
Директор МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр» Чукова Т.М.
Технология определения обученности детей по программе дополнительного образования.
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества |
I. Теоретическая подготовка обучающихся. 1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана образовательной программы) 1.2. Владение специальной терминологией. | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям. Осмысленность и правильность использования специальной терминологии. | 1-3 балла – обучающийся не овладел знаниями предусмотренных программой и не знает терминологии; 4-6 балла – обучающийся овладел меньше чем 1/2 объема знаний предусмотренных программой и избегает употреблять специальные термины; 7-9 баллов – объем усвоенных знаний составляет более ½ и сочетает специальную терминологию с бытовой; 10-12 баллов – обучающийся освоил весь объем знаний, предусмотренных программой и применяет специальную терминологию; 13-15 баллов – обучающийся свободно воспринимает теоретическую информацию и умеет работать со специальной литературой. Осмысленность и полнота использования специальной терминологии. |
II. Практическая подготовка обучающихся. 2.1. Практические и умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана образовательной программы) 2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением. 2.3. Творческие навыки. | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям. Отсутствия затруднений в использовании специального оборудования и оснащения. Креативность в выполнении практических заданий. | 1-3 балла – обучающийся не овладел умениями и навыками предусмотренных программой, не умеет работать с оборудованием и не в состоянии выполнить задания педагога; 4-6 балла – обучающийся овладел меньше чем 1/2 объема умениями и навыками предусмотренных программой, испытывает серьезные затруднения при работе с оборудование и в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога.; 7-9 баллов – объем усвоенных умений и навыков составляет более ½, работает с оборудование с помощью педагога и выполняет в основном задание на основе образца; 10-12 баллов – обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренных программой, работает с оборудованием самостоятельно и в основном выполняет практические задания с элементами творчества; 13-15 баллов – обучающийся свободно владеет умениями и навыками, предусмотренных программой. Легко преобразует и применяет полученные знания и умения. Всегда выполняет практические задания с творчеством. |
III. Личностное развитие. 3.1. Культура поведения, общения со сверстниками и педагогами. 3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности и умение организовать свое рабочее место. 3.3. Умение аккуратно выполнять работу, качественный результат. | Владение культурой поведения, общения со сверстниками и педагогами. Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям. Способность самостоятельно готовить рабочее место и убирать его за собой. Аккуратность и ответственность в работе. | 1-3 балла – обучающийся не владеет культурой поведения, не знает правил безопасности, не умеет готовить рабочее место и не аккуратен в работе. 4-6 балла – обучающийся удовлетворительно владеет культурой поведения, овладел меньше чем на 1/2 объема навыков соблюдения правил безопасности, и способностью готовить рабочее место, работы делает не качественно. 7-9 баллов – обучающийся владеет культурой общения на среднем уровне, объем усвоенных навыков и способность готовить свое рабочее место составляет более ½, к работе относится старательно, не всегда ответственен. 10-12 баллов – обучающийся владеет культурой общения на хорошем уровне, освоил практически весь объем навыков правил соблюдения безопасности и готовит свое рабочее место иногда с напоминания педагога, в работе аккуратен. 13-15 баллов – обучающийся владеет культурой поведения, освоил весь объем навыков предусмотренных программой. Самостоятельно готовит свое рабочее место, аккуратен и ответственный при выполнении задания. |
1-3 балла – низкий уровень 4-6 балла – ниже среднего уровня 7-9 балла – средний уровень | 10-12 балла – выше среднего уровня 13-15 балла – высокий уровень |
Спортивный дневник достижений обучающихся по дополнительной образовательной программе.
В дневнике прописываются значимые достижения обучающегося за весь период обучения по образовательной программе «Шахматы – наука, спорт, искусство», «Пути совершенствования». Виден творческий рост ребенка. Учащиеся с удовольствием заполняют дневники, и интересом следят за успехами сверстников.
Спортивный дневник
моих достижений
Кудрякова Юлия
шахматный клуб «Белая ладья» МБОУ ДОД «ДЮЦ»
№ | Дата | Название соревнований и конкурсов | Достижение |
| … | | |
1 | 2011 г. | Матчевая встреча по шахматам | Грамота Победитель |
2 | 2011г. | Соревнования по шахматам в честь Дня Победы | Грамота 1 место |
3 | 2011г. | Соревнования по шахматам в честь Дня России | Грамота 1 место |
4 | 2012г. | Шахматный турнир на звание «Чемпион клуба – 2012» | Грамота Чемпион клуба – 2012 среди девушек |
5 | 2012г. | За высокие результаты в обучении, творческие успехи и активное участие в жизни «Детско-юношеского центра» | Почетная грамота |
6 | 2012г. | Соревнования по шахматам на призы Деда Мороза | Грамота 1 место |
7. | 2012 г. | Финальные соревнования по шахматам в зачет 27-х областных спортивных игр школьников Томской области | Диплом II степени |
8. | 2012 г. | VII региональный фестиваль проектов среди общеобразовательных учреждений г. Томска и Томской области | Диплом III степени |
9. | 2013 г. | Дистанционный конкурс ученических рефератов «Кругозор» | Диплом I степени |
10. | 2013 г. | Научно-практическая конференция «Юность. Наука. Культура» с проектом «Шахматы в 3D формате» | Диплом I степени |
11. | 2013 г. | За личные достижения и активное участие в жизни «Детско-юношеского центра» | Грамота |
12. | 2014 г. | 89-й общероссийский шахматный фестиваль «Петровская ладья – зима 2014» г. Санкт-Петербург | Диплом 1 степени |
13. | 2014 г. | Лауреат конкурса на премию Главы Колпашевского района | Премия главы района |
| … | | |
Результативность участия обучающихся в конкурсах, соревнованиях в межаттестационный период шахматного клуба «Белая ладья» (Приложение№3)
Название конкурсных мероприятий | Учебный год | Уровень мероприя тия | Кол-во участников | Результат (участие, наличие победителей, призеров, лауреатов с указанием Ф.И. обучающего (воспитанника)) |
Очные |
91-й общероссийский шахматный фестиваль «Петровская ладья – лето 2014» г. Санкт-Петербург | 2014 | Всероссийский | 1 | Диплом участника Дорофеев Елисей |
91-й открытый шахматный фестиваль «Петровская ладья» – этапа детского Кубка России 2014, г. Санкт-Петербург | 2014 | Всероссийский | 1 | Сертификат участника Чайка Георгий |
89-й общероссийский шахматный фестиваль «Петровская ладья – зима 2014» г. Санкт-Петербург | 2014 | Всероссийский (очно) | 1 | Диплом 1 степени Кудрякова Юлия |
89-й общероссийский шахматный фестиваль «Петровская ладья – зима 2014» г. Санкт-Петербург | 2014 | Всероссийский (очно) | 1 | Диплом участника Кайгородова Мария |
Турнир по шахматам в честь международного дня шахмат | 2014 | Муниципальный (очно) | 1 | Грамота 1 место Кузнецов Михаил |
Турнир по шахматам в честь международного дня шахмат | 2014 | Муниципальный (очно) | 1 | Грамота 3 место Пашковский Игорь |
XVII Всероссийский шахматный фестиваль А. Е. Карпова «Новое шахматное поколение» г. Анапа | 2014 | Всероссийский (очно) | 5 | Диплом участника: Чайка Георгий Кайгородова Мария Унжакова Анастасия Жиляев Алексей Кривоносенко Елизавета |
Научно-практическая конференция «Юность. Наука. Культура» | 2013 | Региональный (очно) | 2 | Диплом I степени Кудрякова Юлия Пашковский Игорь проектная работа «Шахматы в 3D формате» |
Соревнования на приз Деда Мороза по шахматам среди женщин | 2013 | Муниципальный (очно) | 1 | Грамота за 1 место Унжакова Анастасия |
XI Всероссийский фестиваль А. Е. Карпова «Новое шахматное поколение» г. Туапсе | 2013 | Всероссийский (очно) | 5 | Грамота участника команда г. Колпашево: Кайгородова Мария Унжакова Анастасия Жиляев Алексей Кузнецов Михаил Пашковский Игорь |
Турнир по шахматам «Открытый чемпионат» | 2013 | Муниципальный (очно) | 1 | Грамота 1 место Назаркин Андрей |
Турнир по шахматам «Открытый чемпионат среди учителей» | 2013 | Муниципальный (очно) | 1 | Грамота 1 место Кириенко Валерия |
Финальные соревнования по шахматам в зачет 27-х областных спортивных игр школьников Томской области | 2012 | Региональный (очно) | 1 | Диплом II степени Кудрякова Юлия (4 доска) |
Финальные соревнования по шахматам в зачет 27-х областных спортивных игр школьников Томской области | 2012 | Региональный (очно) | 1 | Диплом I степени Пашковский Игорь (3 доска) |
Соревнования по шахматам на призы Деда Мороза | 2012 | Муниципальный (очно) | 1 | Грамота 1 место Кудрякова Юлия |
Заочные |
Дистанционный конкурс ученических рефератов «Кругозор» | 2014 | всероссийский | 1 | Диплом II степени Буряков Иван проектная работой «Игра генералов» |
Дистанционный конкурс ученических рефератов «Кругозор» | 2013 | всероссийский | 2 | Диплом I степени Кудрякова Юлия Пашковский Игорь проектная работа «Шахматы в 3D формате» |
VII региональный фестиваль проектов среди общеобразовательных учреждений г. Томска и Томской области | 2012 | региональный | 1 | Диплом III степени Кудрякова Юлия с проектом «Рейтинг – показатель квалификации игрока» |
Уровень | 2012г. | 2013г. | 2014г. |
кол-во участников | призеры | кол-во участников | призеры | кол-во участников | призеры |
Всероссийский | - | - | 5 | - | 8 | 5 |
Областной | 3 | 3 | 2 | 2 | - | - |
Районный | 1 | 1 | 3 | 3 | 2 | 2 |
итого | 4 | 4 | 11 | 5 | 10 | 7 |
результативность | | 100% | | 50% | | 70% |
Наличие побед:
Всероссийский уровень - 5 | Областной уровень – 5 | Районный уровень – 6 |
Количество обучающихся
шахматного клуба «Белая ладья»,
участвующих в конкурсах разного уровня
в период с 2012 по 2014 г.г.
![]()
Директор МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр» Чукова Т.М.
Методическая деятельность педагога дополнительного образования.
Программа дополнительного образования детей «Шахматы – наука, спорт, искусство». (Приложение №2)
Аннотация.
Образовательная программа «Шахматы – наука, спорт, искусство» относится к физкультурно-спортивной направленности, являясь интеллектуальной, носит практико-ориентированный характер. Разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к физкультурно-спортивному образованию.
Актуальность данной программы заключается в соединении умственного и творческого содружества, которое является одной из основ здорового образа жизни человека. Программа содержит направление на познание многообразия и вариативности шахматных комбинаций и шахматных задач, изучение наследия шахматистов мирового уровня и учение на собственных ошибках, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта шахматиста, его морально-волевых и нравственных качеств перед работой направленной на освоение предметного содержания.
Образовательная программа «Шахматы – наука, спорт, искусство» рекомендована педагогам общеобразовательных школ, для более углубленного изучения шахматного искусства, педагогам дополнительного образования.
Паспорт программы
Образовательная программа дополнительного образования детей
физкультурно-спортивной направленности
«Шахматы – наука, спорт, искусство»
Автор образовательной программы: Дорофеева Ольга Сергеевна
Организация: МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр»
Адрес организации: Томская обл., г. Колпашево, ул. Комсомольская, дом 9
Телефон/факс: (838-245) 5-19-65
Должность автора: педагог дополнительного образования
Целевые группы: дети 7-14 лет
Цель программы: - формирование и развитие личности детей посредством обучения игре в шахматы.
Срок реализации программы: 3 года.
Вид программы: модифицированная.
Уровень реализации: основное общее
Уровень освоения: углубленный
Способ освоения: творческий
Учебно-методический комплекс к образовательным программам.
Учебно-программные материалы:
«Шахматы – наука, спорт, искусство»
«Шахматы для самых маленьких»
«Пути совершенствования»
Учебно-методический материалы:
Учебно-практические материалы:
Технологические карты выполнения хода каждой фигурой «Памятки ход каждой фигуры» – папки по годам обучения;
Наборы тематических шахматных задач;
Наборы шахматных задач для нормы четвертого разряда по шахматам;
Наборы шахматных задач для нормы третьего разряда по шахматам;
Наборы шахматных задач для нормы второго разряда по шахматам;
Разработка материалов и заданий для проведения занятий, 2011-2014гг.;
Разработка раздаточного материала и инструментария, постоянное его обновление, 2011-2014гг.;
Создание презентаций Power Point .
Программа «Шахматная школа»
Программа «Chess диаграмм»
Программа для анализа сыгранных шахматных партий
Мультимедийный альбом «Шахматы в мультфильмах»
Видеоуроки шахмат.
Компьютерные программы по решению шахматных задач: «Мат в 1 ход», «Мат в 2 хода», «Как бы вы сыграли?».
Учебно-теоретические материалы:
Специализированная литература: Гик Е.Я. Беседы о шахматах, М. «Просвещение», 1985 |
Вольф П. Шахматы, М., «Издательство АСТ», 2004 |
Журавлев Н.И. Шаг за шагом, М. «Просвещение», 1986 |
Зак В.Г. О маленьких для больших, М, «ФиС», 1973 |
Карпов А.Е. Шахматы. Энциклопедический словарь, М. «Советская энциклопедия», 1990 |
Катьев А.Н. Учителю о шахматах, М. «Просвещение», 1986 |
Мильто Г.И., Побережников Ю.В., Уроки шахмат в авторской школе, Томск, 1994 |
Начальная школа, №9, стр. 40, 1994 |
Никитин А. С Каспаровым ход за ходом, год за годом, М. «64», 1998 |
Пожарский В. Шахматный учебник, - Ростов н/Д «Феникс», 2000 |
Теория и практика шахматной игры, М. «Высшая школа», 1984 |
Шахматный кодекс СССР, М., «ЦШК», 1990 |
Шахматы – школе, М. «Педагогика», 1990 |
Литература для обучающихся: Авербах Ю. Л. Бейлин М.А., Путешествие в шахматное королевство, 3-е изд., М., ФиС»,1988 |
Бареев И.А. Гроссмейстеры детского сада, М., 1995 |
Карпов А.Е. Учитесь шахматам, Россия «Эгмонт», 1997 |
Костров В. Занимательные шахматы, серия «Нескучный ученик» С.П. «Тригон», 1998 |
Новотельнов Н.А. Знакомьтесь: шахматы, М. «ФиС», 1981 |
Норвуд Д. Начальный курс шахмат, учебное издание, М., «Астрель «АСТ», 2004 |
Хенкин В. Л. Я б в гроссмейстеры пошел…, М., 1979 |
Использование ресурсов интернет
Диагностические материалы:
«Мониторинг»
«Дневники спортивных достижений»
«Индивидуальные образовательные маршруты»
Доклады (Приложение 4)
Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности в межаттестационный (доаттестационный) период (Приложение 4)
№ | Форма представления опыта работы (доклад, публикация, творческий отчет, мастер-класс и т.д.) | Уровень представления (муниципальный, региональный,…) с указанием названия мероприятия | Тема представленного опыта работы | Дата представления |
1. | Публикация на сайте http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=1221&ur2=1324 | Всероссийский Дистанционный фестиваль «IT – урок» в номинации «IT – технологии для создания и реализации медиаурока» | Медиазанятие «Выигрыш. Проигрыш. Ничья» | 2011 |
2. | Доклад | Муниципальный В рамках сетевого образовательного мероприятия – семинара-практикума «Формирование у младших школьников универсальных учебных действий и способностей их использования в учебной и социальной практике» | «Формирование информационных компетенций у обучающихся при обучении в игре в шахматы» | 2013 |
3. | Публикация на сайте http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=855&ur2=1672 | Всероссийский Дистанционный конкурс «Школьный задачник» в номинации «Задания, стимулирующие познавательный интерес» | Шахматный задачник «Изобразительный задачи, или скахографические задачи» | 2013 |
4. | Доклад | Региональный В рамках открытых межмуниципальных сетевых педагогических чтений «Развитие дополнительного образования в современных условиях» | «Инновационные технологии в обучение игре в шахматы» | 2013 |
5. | Публикация на сайте http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=855&ur2=1504 | Всероссийский Дистанционный конкурс «Мозаика презентаций» | «Виды шахматной нотации» | 2013 |
6. | Доклад | Областной Семинар экспериментальной площадки ТОИПКРО в рамках 6-х Рождественских педагогических чтений по теме: «Новая образовательная практика в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования» | «Формирование информационных компетенций у детей при обучении игре в шахматы в рамках реализации ФГОС» | 2014 |
Результативность участия в профессиональных конкурсах. (Приложение № 5)
№ | Название профессионального конкурса | Название конкурсной работы | Учебный год | Уровень | Результат |
1 | Дистанционный конкурс «Фестиваль «IT – урок» | Авторская разработка медиазанятия «Выигрыш. Проигрыш. Ничья» - | 2011г | Всероссийский | Диплом III степени |
2. | Всероссийский дистанционный конкурс «Школьный задачник» | Шахматный задачник «Изобразительный задачи, или скахографические задачи» | 2013 | Всероссийский | Диплом За 3 место |
3. | Всероссийский дистанционный конкурс «Мозаика презентаций» | Презентация для внеурочного мероприятия «Виды шахматной нотации» | 2013 | Всероссийский | Диплом участника |
4. | Конкурс «Педагогическая инициатива» | «Лучшая образовательная программа» | 2014 | Региональный | Диплом лауреата |
Директор МБОУ ДОД «ДЮЦ» Чукова Т. М.
Отзывы, благодарности. Фото галерея. Печать в СМИ (Приложение №7)
№ | Награда, звание, благодарности | Дата получения |
1. | Администрация Колпашевского района Благодарственное письмо за участие в областных спортивных соревнованиях по шахматам | 2011 |
2. | МБОУ ДОД «ДЮЦ» выражает Благодарность за профессионализм, педагогическое мастерство. | 2011 |
3. | Администрация Колпашевского района Благодарственное письмо за участие в областных спортивных соревнованиях по шахматам | 2012 |
4. | МБОУ ДОД «ДЮЦ» благодарность участнику предметной недели «Талантлив педагог – талантливы дети» | 2012 |
5. | | |