Ориентировочный | Подведение к теме урока | Словесный | Ф | Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Летчик или балерина, Или Васька, твой сосед,- Обязательно картина называется - ПОРТРЕТ! -Что же будем рисовать? | Слушают стихотворение Отвечают хором Портрет |
Поисково-исследовательский (20 мин) | Изучение новой темы. | Словесный | Ф | - Кто знает, что означает слово «портрет»? Портрет - это жанр изобразительного искусства. Портретом называют картину с изображением человека или группы людей. В портретах художники стремятся не только точно передать внешнее сходство, но и характер человека и его статус. Слово «портрет» пришло к нам из французского языка и переводится как «изображение», «описание». Как вы думаете, чем портрет отличается от фотографии человека? Что может художник выразить в портрете, но не всегда выражает простая фотография? Задача художника - передать эти особенности с помощью средств художественной выразительности. На портрете человек может быть изображен по грудь, по пояс, по бедра, по колени, в полный рост. На портрете может быть разный поворот головы: в анфас, в четверть поворота направо или налево, вполоборота, в три четверти, в профиль. Портрет разделяется по размеру: портретная миниатюра, станковый портрет (живопись, графика, скульптура), монументальный портрет (монумент, фреска, мозаика). Портреты бывают разными по виду: - Автопортрет-изображение художника, выполнен им самим с помощью зеркала или по памяти. - Групповой портрет, включающий не менее трех персонажей. - Семейный портрет - изображение семьи. Двойной портрет - изображение двух человек. - Камерный портрет - персона, представлена на тёмном фоне, изображена по пояс, по грудь, либо по плечи. - Парадный портрет - показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне. Чаще всего изображают человека выдающегося, добившегося определенных успехов, лидера, обладателя высоких наград и званий. - Поясной портрет или портрет с руками - изображение человека по пояс. Обычно выполняют, чтобы включить в кадр руки. | Ответы детей Портрет - это изображение человека с передачей его внутреннего мира, выразительное изображение человека. Каждый человек неповторим, он обладает своим особым характером, настроением, внешностью. |
Практический (10 мин) | Закрепить изученный материал | Словесный (объяснение) Наглядный (демонстрация) | И | Сегодня мы с вами попробуем нарисовать портрет. Сначала рисуем тонкими линиями лицо - в форме яйца. К голове дорисовываем шею и плечи. Для облегчения рисования ровно по центру рисуем вертикальную линию, делящую портрет на две части и две горизонтальные линии, делящие его на 3 части: 1.- лоб-брови; 2.- глаза-нос; 3.- рот-подбородок. На верхней линии рисуем дуги-брови. Ниже располагаются глаза. Форма глаз состоит из дугообразных линий. В середине рисуется радужка и зрачок. Не забудьте нарисовать ресницы, на верхнем веке они длиннее, чем на нижнем. Рисование носа - нос посередине, начало у бровей, сужается к переносице, рисуется плавной дугообразной линией. Макушка носа закругляется и сбоку прорисовываются крылья носа и ноздри. Рот находится ниже носа. Рисуем линию рта, уголки поднимаем вверх для улыбки, сверху верхняя губа - две дугообразные линии немного темнее, снизу нижняя губа - большая дугообразная линия. По сторонам на уровне носа рисуем уши, дорисовываем шею плечи. Затем волосы: короткие или длинные, прямые или кудрявые, волнистые, с челкой или нет. Раскрашиваем. Простым карандашом нарисуйте портрет любого человека, но постарайтесь передать не только внешнюю красоту, но и настроение, в котором он находиться. Напишите на обратной стороне своих листов слово, которое будет характеризовать вашу работу, а в конце урока мы все вместе попробуем угадать по вашим рисункам, что вы в них зашифровали. Краски, фломастеры или цветные карандаши помогут вам закончить рисунок. Постарайтесь сделать его ярким и выразительным. | Слушают алгоритм |
Рефлексивно-оценочный (2 мин) | Подвести итоги урока и провести рефлексию. | Словесный (беседа) | Ф | - Ребята, что мы изучали на уроке? - Какие учебные задачи ставили перед собой? - Решили мы эти задачи? - Какие виды портретов вы запомнили? - Что вам больше всего понравилось на уроке? - Какие были сложности? Самооценивание. | Отвечают на вопросы Оценивают свою деятельность на уроке |