СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Портрет в музыке и изобразительном искусстве»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Антонио Страдивари в 13 лет получил разрешение самостоятельно сделать скрипку от начала и до конца. А последний свой инструмент великий мастер создал, когда ему перевалило за девяносто.

Мы говорим: «Звуки скрипки так дивно звучали». Но как возникает это дивное звучание?

Когда-то скрипачи играли ровным «белым» звуком. Играть полным, мощным звуком считалось неприличным. Но великий итальянский скрипач-виртуоз 19 века Никколо Паганини показал, что на скрипке можно играть музыку страстную, волнующую, глубокую. Он не хотел играть в салонах для развлечения, вышел в зал, где его услышали тысячи любителей музыки.

Просмотр содержимого документа
««Портрет в музыке и изобразительном искусстве»»

Урок в 5 классе.

«Портрет в музыке и изобразительном искусстве»


Ребята, на предыдущих уроках мы говорили о пейзажах в музыке.

А может ли быть портрет музыкальным?

Учитель предлагает учащимся работу в парах: произведения, какое их них можно отнести к музыкальному пейзажу, а какое к музыкальному портрету.

Проигрывание фрагментов знакомых произведений.

Обсуждение с учащимися правильности ответов.

Звучит фрагмент музыки. Послушайте голос этого инструмента и назовите его.

Слушание фрагмента Н. Паганини «Каприс№24»

Ребята, что нового вы хотите узнать на уроке?

Пришло время составить план работы на сегодня и определить тему нашего урока.

Работа с текстом учебника на стр. 114 и ответы на вопросы:

- Когда появилась скрипка?

- У кого скрипка была любимым инструментом?

- В каких странах скрипка сохранилась как народный инструмент?

Работа с текстом учебника на стр. 114 и ответы на вопросы:

- Только ли у народа скрипка была любимым инструментом?

- Чем отличается тембр звучания скрипки?

Творческое задание в парах.

Послушайте, как звучат музыкальные произведения, сочинённые для скрипки композиторами разных времён. Во втором столбике таблицы опишите словами характер музыки, в третьем столбике изобразите мелодическую линию графически.

композитор, произведение

характер музыки

графическая запись музыки

И.С. Бах

«Чакона»

18 век



П.И. Чайковский «Мелодия»

19 век



А. Шнитке

«Concerto grosso»

20 век



Предполагаемые ответы:

«Чакона» - возвышенный, серьёзный, звучит скрипка-соло, минор – волны

«Мелодия» - мягкий, душевный, диалог скрипки и фортепиано, мажор – дуги

«Концерт» – тревожный, напряженный, отчаянный, ансамбль – ломаные линии.

Работа с текстом учебника на стр. 112-115.

Рассмотрите в учебнике репродукции с изображениями скрипки.

Какие из этих картин созвучны образам услышанной сейчас музыки?

Петь своим неповторимым голосом скрипку научили знаменитые итальянские мастера Амати, Страдивари, Гварнери. Скрипки великих итальянцев дожили до наших дней и звучат так же прекрасно, как и сотни лет назад. Многие мастера пытались создать подобные инструменты, но достичь совершенства скрипок Амати, Страдивари, Гварнери им до сих пор не удалось. Особенно мастерам хотелось повторить успех Страдивари. Но его скрипки остались непревзойдёнными. Возникла даже легенда о секрете Страдивари, великой и непостижимой тайне старого мастера.

Это было давно - более трёхсот лет назад. Знаменитый скрипичный мастер Николо Амати подобрал на одной из улиц итальянского города Кремона мальчишку, который не знал, куда ему деваться. Свирепая болезнь чума, от которой когда-то вымирали целые деревни и города, погубила родных бездомного мальчишки. Амати привёл паренька Антонио к себе в мастерскую и сделал одним из своих помощников.

Антонио оказался очень старательным. В его руках дерево словно оживало, деревянные чурки как будто сами собой превращались в заготовки будущих скрипок. Как особую награду получил старательный подмастерье разрешение самостоятельно сделать скрипку от начала и до конца.

Было ему тогда всего 13 лет. А последний свой, более чем тысячный инструмент великий Антонио Страдивари сделал, когда ему перевалило за девяносто.

Мы говорим: «Звуки скрипки так дивно звучали». Но как возникает это дивное звучание?

Когда-то скрипачи играли ровным «белым» звуком. Играть полным, мощным звуком считалось неприличным. Но великий итальянский скрипач-виртуоз 19 века Никколо Паганини показал, что на скрипке можно играть музыку страстную, волнующую, глубокую. Он не хотел играть в салонах для развлечения, где музыка была в роли прислуги. Он вышел в зал, где его услышали тысячи любителей музыки.

Работа с текстом учебника на стр. 116 и ответы на вопросы:

- Как называется одно из самых известных сочинений Паганини?

- Что означает это слово в переводе с французского языка?

- Прослушайте Каприс № 24 и определите, в какой форме написано это сочинение?

Слушание Каприса № 24

- Какой из представленных портретов Паганини ярче всего передаёт настроение услышанной музыки?

Мелодию Каприса № 24 неоднократно повторяли в своих сочинениях как дань памяти скрипачу-виртуозу разные композиторы и музыканты. Предлагаю вам познакомиться с интерпретацией Каприса в исполнении скрипачки из Кореи Ванессы Мэй.

Слушание Каприса № 24 в исполнении Ванессы Мэй.

- Вам понравилось это выступление?

- Чем отличается интерпретация Каприса Ванессы Мэй?

- Как бы вы определили тему сегодняшнего урока?

- Что нового вы узнали сегодня о скрипке?

- Можно ли назвать это музыкальным портретом скрипки?

Д/З - в тетради составить музыкальный портрет скрипки.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!