СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Портрет воспитателя в рамках личностно - ориентированного подхода

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностно-ориентированный подход — это методо­логическая ориентация в педагогической деятельности, по­зволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддер­живать процессы самопознания, само строительства и само­реализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Просмотр содержимого документа
«Портрет воспитателя в рамках личностно - ориентированного подхода»

Портрет воспитателя в аспекте

личностно-ориентированного подхода

Личностно-ориентированный подход — это методо­логическая ориентация в педагогической деятельности, по­зволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддер­живать процессы самопознания, само строительства и само­реализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Во-первых, личнос­тно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов.

Во-вторых, при использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формиро­вания у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств.

В-третьих, применение этого подхода предполагает  перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъект-субъектных  отношений между педагогами и их воспитанниками.

Личностно-ориентированный подход к ребенку в образовательном процессе объединяет следующие идеи:

  • новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

  • демократизация педагогических отношений;

  • новую трактовку индивидуального подхода;

  • формирование положительной Я – концепции у ребенка;

В современной педагогической литературе нет единого мнения на те значимые профессиональные и личностные качества педагога, определяющие его педагогическую деятельность.

М.В.Кларин называет такие ведущие качества педагога, как искренний интерес к ребенку, широта кругозора, терпимость, конструктивность мышления, доброжелательность, принятие личности ребенка.

Составляя классификацию профессионально значимых качеств, Ю.К.Бабанский выделил те, которые наиболее слабо сформированы: требовательность к себе, педагогический такт, педагогическая ориентировка, чувство нового в педагогической деятельности, знание психолого-педагогических основ обучения и воспитания,  индивидуальный подход к воспитанникам, обеспечение всестороннего развития детей, умение эффективно выполнять план работы, умение объединять свои действия с действиями родителей.

Ю.Н.Кулюткин выделяет три группы качеств личности педагога, исходя из умений рефлексивно управлять педагогической деятельностью: способность понимать внутренний мир другого человека, способность к активному воздействию на воспитанника и устойчивость, то есть способность владеть собой.

Достаточно репрезентативной является шкала основных качеств профессионально значимых для педагога, составленная К.М.Левитаном: умение передавать знания и навыки воспитанникам, требовательность; умение заинтересовать воспитанников, общая эрудиция, доброжелательность; педагогический такт; умение организовывать интересные занятия; любовь к профессии, любовь к детям; терпение, понимание детей, справедливость; стремление к самосовершенствованию, умение внедрять новые технологии в обучение и воспитание; чувство юмора, общительность, хорошая дикция, трудолюбие, уравновешенность, артистичность, умение организовывать работу с родителями и эмоциональность, добросовестность.

По мнению Р. Бруннера, модель идеального педагога состоит из десяти компонентов: эмоциональная стабильность, положительная самооценка, дифференцированное и систематическое планирование профессиональной деятельности, партнёрская установка на воспитанника, преобладание непрямых педагогических воздействий, применение методов взаимодействия между воспитанниками, избегание ригидных способов педагогического воздействия, дифференциальное использование положительных подкреплений, стимулов, гибкость, знание и учёт ожиданий партнёров по профессиональной роли.