Просмотр содержимого документа
«Портретная живопись эпохи классицизма в России»
Портретная живопись
Эпохи классицизма
Основоположниками развития портретной живописи в России по праву являются: РОКОТОВ Федор Степанович и ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич.
Учителями Д.Г.Левицкого в Академии художеств были Л.-Ж.-Ф. Лагрене, Джузеппе Валериани и А.П.Антропов. В работах художника также ощутимо влияние И.Б.Лампи Старшего. Индивидуальная манера Левицкого в парадном портрете совместила в себе черты западноевропейского искусства классицизма с русской традицией лирического портрета, нашедшее свое воплощение еще у Рокотова. «Левицкий наследует привязанность к чувственно-осязаемой предметности в живописном воспроизведении человеческого облика». К детскому портрету Левицкий обратился в поздний период своего творчества. Портрет императора Александра I в десятилетнем возрасте, наряду с портретами сестер Воронцовых и великих княжон вошел в галерею портретов Левицкого, где художник изображает детей.
Портрет вписан в овальный формат, помещен в прямоугольную раму. Изображенный мальчик стоит в трехчетвертном развороте. Перед нами поясной полупарадный портрет, в представлении ребенка отсутствует официальность, несмотря на наличие ордена Святого Александра Невского и ленты ордена Андрея Первозванного. Камерность формата создается за счет невероятной выразительности взгляда портретируемого. Красивые глаза, слегка приподнятые брови, нежный розовато-фарфоровый румянец щек, тонкое лицо, светло-русые, аккуратно причесанные волосы создают образ благовоспитанного венценосного наследника престола. Гладкость кожи и свежесть лица портретируемого достигается с помощью тончайшей лессировки. Во взгляде ребенка, несмотря на возраст, мы видим образованность, мудрость и вдумчивость, казалось бы еще не свойственную его юным годам. Художнику хорошо удалось передать аристократический лоск и светскую сдержанность своей модели.
Портрет великого князя Александра Павловича в детстве (1787 гг.) Левицкий Д.Г .
Классическим примером стиля классицизма в портретном жанре служит знаменитый «Портрет Екатерины II – законодательницы в храме богини Правосудия» (1783, ГРМ) кисти Д.Г. Левицкого.
Основной вклад Рокотова Ф.С. в развитие русского искусства в том, что он стал основоположником жанра камерного женского лирического портрета. Художник учился у Антропова и Ротари, копировал полотна Л. Токке. Рокотову было дозволено писать с натуры портрет Екатерины II. По мнению И. Грабаря, «Рокотов живописец томный, пряный и всегда изящный, более даровитый и умелый нежели Антропов, но зато менее его проникновенный»
Портрет относится к серии московских портретов. Полотно небольшого формата, трехчетвертной разворот модели, погрудный обрез. Композиция несложная. Абсолютная непроработанность фона не означает, что отсутствует пространство. Подобный портрет не был бы востребован в Петербурге, где требовалась официальность. В Москве легче дышалось, не было жестких придворных требований, была обстановка свободы. Это портрет кулуарный, минимизирующий социальные характеристики .
Ф.С. Рокотов. Портрет Екатерины II