СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Портретный очерк

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Портретный очерк»

Очерк – один из распространённых публицистических жанров.

Очерк – один из распространённых публицистических жанров.

РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ ПОРТРЕТНОГО ОЧЕРКА Написание портретного очерка требует хорошего знания того человека, о котором пишешь Пишущий должен иметь собственное мнение о том, кому посвящается очерк, тщательно отбирать языковые средства Во время сбора и записей материала нужно обращать внимание на детали внешнего облика Создавая словесный портрет, важно найти, заметить что-то особенное и выразительно об этом рассказать Кроме внешнего портрета нужно нарисовать портрет внутренний, дать его психологический анализ, рассказать о чертах характера этого человека Создавая портрет, важно подобрать к нему «рамку», т.е. придумать оригинальные начало и конец очерка, которые позволят заинтересовать читателя, не ослабят интерес до конца прочтения.
  • РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ ПОРТРЕТНОГО ОЧЕРКА
  • Написание портретного очерка требует хорошего знания того человека, о котором пишешь
  • Пишущий должен иметь собственное мнение о том, кому посвящается очерк, тщательно отбирать языковые средства
  • Во время сбора и записей материала нужно обращать внимание на детали внешнего облика
  • Создавая словесный портрет, важно найти, заметить что-то особенное и выразительно об этом рассказать
  • Кроме внешнего портрета нужно нарисовать портрет внутренний, дать его психологический анализ, рассказать о чертах характера этого человека
  • Создавая портрет, важно подобрать к нему «рамку», т.е. придумать оригинальные начало и конец очерка, которые позволят заинтересовать читателя, не ослабят интерес до конца прочтения.
Одним из видов очерка является портретный очерк.  Его герой — человек высоких моральных качеств, человек, преобразующий жизнь. В портретном очерке автор рассказывает не только о работе, но и о характере своего героя, его интересах и увлечениях, о его взаимоотношениях с другими людьми  В центре портретного очерка – человек с его характером, вкусами и привычками, своеобразный и неповторимый.
  • Одним из видов очерка является портретный очерк.

  • Его герой — человек высоких моральных качеств, человек, преобразующий жизнь.
  • В портретном очерке автор рассказывает не только о работе, но и о характере своего героя, его интересах и увлечениях, о его взаимоотношениях с другими людьми

  • В центре портретного очерка – человек с его характером, вкусами и привычками, своеобразный и неповторимый.

Выразительно прочитайте отрывок из очерка М.М.Пришвина “Колдуны”.

Сказочник Мануйло - человек высокого роста, с густой бородой, на вид серьезный, строгий. И только когда он начинает рассказывать свои сказки, “манить”, в лице его мелькает что-то такое легкомысленное, такое неподходящее к этому строгому лицу и бороде, что становится смешно. Душа у Мануйлы не простая, а поэтическая, он испытывает приступы тоски, имеет неопределенные желания, его тянет куда-то. Ходит он в лес не просто как полесник-ремесленник, а любитель-охотник. Охотой и сказками он до некоторой степени удовлетворяет себя. Но самая заветная мечта, которую он никак не может осуществить, это сходить в Иерусалим.

Что составляло смысл жизни Мануйлы? (Смысл жизни Мануйлы - в охоте и рассказывании сказок людям, в общении с природой и людьми.)

Каково авторское отношение к Мануйле? (Автор с симпатией относится к герою, любуется им.)

С помощью каких средств передает Пришвин свое отношение к сказочнику? (Описывает внешность, раскрывает внутренний мир героя, используя эпитеты, метафоры.)

Какие слова находит писатель для характеристики внутреннего мира героя? (Душа не простая, а поэтическая и т. п.)

Портретный очерк "Лучший Друг ".  Вот уже три года, как я знаю этого человека. Из всех близких для меня людей он по-особому дорог мне. На первый взгляд, это типичный школьник, ничем не выделяющийся из общей массы. Невысокий рост, приятные черты лица, светлые волосы пшенично-золотистого оттенка и голубые-голубые глаза. И все же он для меня особенны. Это мой лучший друг Андрюшка.  В его глазах светится неугасимый огонёк — это его желание, стремление к чему-то новому, жажда жизни. Он никогда не упустит возможности послушать интересные лекции учителей , сходить в музей, а также научиться новому ремеслу. Это неудержимое стремление помогло ему в свои 15 лет многого добиться в жизни, в учебе, где он и стал "Лучшим учеником -2012 года". Но окружающие тянутся к нему вовсе не потому, что он достаточно знаменит в своей среде и пользуется большим авторитетом, а потому, что в нем очень много положительной энергии, которой он делится с людьми.  По своей натуре это сильный, волевой, очень оптимистичный и жизнерадостный человек, умеющий ставить перед собой цели и добиваться их. Но в то же время он  наивен и эмоционален. Сочетание этих качеств и помогает ему лучше понимать и разбираться в людях. Ему можно довериться в любой ситуации, зная, что он всегда выслушает, даст совет или просто скажет доброе слово. Он легкостью находит общий язык совершенно незнакомыми ему людьми. А людей в свою очередь притягивает его живость и незаурядность.  Конечно он такой не всегда. Ведь иногда просто хочется отдохнуть и понаблюдать за жизнью со стороны. Он любит ходить в театр. Там он словно не в зрительном зале, а на сцене вживавается в роль героев, проживает моменты их жизни, а затем возвращаясь домой, любит поговорить о сегодняшней постановке.  А самое главное приятное то, что этот молодой человек ценит и уважает обычную человеческую дружбу.

  • Встреча в лесу
  • Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя… Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками — дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки.
  • Стояла осень. Если бы можно было собрать всё золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах. Да и выкованные  листья  показались бы грубыми в сравнении с настоящими . Особенно листья осины. Всем известно: они дрожат даже от птичьего свиста.
  • — Как тебя зовут, девочка? — спросил Григ.
  • — Дагни,— вполголоса ответила девочка. Она не испугалась, так как глаза у Грига смеялись.
  • — Вот беда! — сказал Григ.— мне нечего тебе подарить. я не ношу в кармане ни кукол, ни лент
  • — У меня есть старая мамина кукла,— ответила девочка.
  • Григ заметил, что зрачки у неё зеленоватые, и в них поблескивает огоньками золотая листва.
  • — Слушай, Дагни,- я подарю тебе одну интересную вещь, но только не сейчас, а лет через 10
  • — Ой, как долго! А что это такое?
  • — Узнаешь потом. Я сделаю её, может быть, за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям, я делаю подарки для взрослых.
  • — Я не разобью,— умоляюще сказала Дагни.
  • — Ты ещё многого не понимаешь. Учись терпению. а теперь давай корзину, я провожу тебя.
  • Дагни вздохнула и протянула Григу корзину. Она действительно была тяжёлая. В еловых шишках много смолы, и потому они весят гораздо больше сосновых. Когда среди деревьев показался дом лесника, Григ сказал:
  • — Ну, теперь ты добежишь сама. Как зовут твоего отца?
  • — Хагеруп,— ответила Дагни.
  • — Прощай, Дагни!
  • Григ пригладил волосы девочки и пошёл в сторону моря. Дагни смотрела ему вслед. Корзину она держала боком, из неё вываливались шишки.
  • -Я напишу музыку, на заглавном листе я прикажу напечатать: «Дагни-дочери лесника Хагерупа, когда ей исполнится восемнадцать лет». (По К. Паустовскому)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя