портретный очерк
МОУ ГИМНАЗИЯ №4 Хабаровск-2020
презентация учителя русского языка к уроку
8 класс
Очерк – один из распространённых публицистических жанров
- Темой очерка является общественно значимый факт.
- В нём рассказывается о конкретных событиях, о реально существующих людях
Задача очерка — не просто рассказать о каком-то явлении, человеке или событии, но и показать это явление, событие или человека в действии, в развитии, раскрыть сущность этого явления с помощью художественных средств, доказать его общественную значимость.
В портретном очерке автор рассказывает не только о работе, но и о характере своего героя, его интересах и увлечениях, о его взаимоотношениях с другими людьми
- Сказочник Мануйло - человек высокого роста, с густой бородой, на вид серьезный, строгий. И только когда он начинает рассказывать свои сказки, “манить”, в лице его мелькает что-то такое легкомысленное, такое неподходящее к этому строгому лицу и бороде, что становится смешно. Душа у Мануйлы не простая, а поэтическая, он испытывает приступы тоски, имеет неопределенные желания, его тянет куда-то. Ходит он в лес не просто как полесник-ремесленник, а любитель-охотник. Охотой и сказками он до некоторой степени удовлетворяет себя. Но самая заветная мечта, которую он никак не может осуществить, это сходить в Иерусалим.
- (М.М.Пришвин “Колдуны”).
1.Что составляло смысл жизни Мануйлы? 2.Каково авторское отношение к Мануйле? 3.С помощью каких средств передает Пришвин свое отношение к сказочнику? 4.Какие слова находит писатель для характеристики внутреннего мира героя?
Как создать портрет?
- Для изображения внешности героя используется тип речи – описание.
- В этой части очерка возможны разнообразные синтаксические конструкции: сказуемые – простые глагольные и составные именные; согласованные и несогласованные определения; сравнения – простые и развёрнутые. Часто встречаются портретные зарисовки, в которых употребляются обособленные определения, приложения, а также сложноподчинённые предложения с придаточными определительными"
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПОРТРЕТНОГО ОЧЕРКА
- описание внешности героя;
- рассказ о его деле, профессии, творчестве;
- отдельные факты биографии;
- описание особенностей характера героя, его речи;
- эпизод (или несколько эпизодов), раскрывающий в герое главное
Биографический портретный очерк
Здесь ведущее место занимает биография. Обратившись к ней, журналист может получить разнородные сведения о наиболее значимых для человека этапах жизни, о его жизненном опыте, о смене социальных статусов, о жизненных приоритетах и целях и т.п. Посредством этого субъективного материала и воссоздается в конечном итоге история жизни одного человека. Чтобы она не напоминала развернутую биографическую справку, журналисты стараются отобрать наиболее типичные и характерные для героя произведения факты, раскрывающие внутреннюю динамику духовного роста человека, его нравственные поиски, социальные ориентации и взаимоотношения с окружающим миром. Кроме этого, в очерке показывается взаимосвязь индивидуальной истории жизни человека и истории общества, соотносится социальный опыт индивида с опытом его поколения, выявляются специфические особенности индивидуальной жизни героя.
Юбилейный портретный очерк
Поводом для написания подобного произведения является празднование юбилея известного деятеля культуры, искусства, литературы, науки и т.д. В данном случае важно показать тот позитивный вклад, который внес человек в жизнь общества. Чтобы очерк не получился «парадным», от публициста требуется особое мастерство. Юбилейная дата должна быть лишь поводом к размышлению о судьбе человека. Главное, на чем должен сконцентрироваться публицист – это духовные искания личности.
СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ПОРТРЕТНОГО ОЧЕРКА
- В портретных очерках пейзаж применяется:
- в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его природой;
- как средство в раскрытии человеческого характера;
- в качестве фона для портрета героя;
- как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя
СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ПОРТРЕТНОГО ОЧЕРКА
- Деталь. Деталь служит также эффективным средством типизации очерковых образов. Чтобы деталь заняла в произведении достойное место, стала «ключевой», способствовала созданию художественного образа, характеристике героев и художественно-эстетическому осмыслению действительности, журналист должен овладеть различными методами обыгрывания детали.
- Приемы обыгрывания деталей в очерке могут быть самыми разнообразными. В одних случаях детали используются для образной трактовки тех или иных событий, в других – для создания символического образа, в третьих – для ассоциативных связок, в четвертых – для передачи особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений.