Просмотр содержимого документа
«Презентация "Как писать портретный очерк"»
И.Е. Репин. Портрет Д.И.Менделеева в мантии профессора Эдинбургского
университета, 1885.
Цели урока:
- выявление особенностей портретного очерка; отработка умения учащихся определять основную мысль очерка; развитие умения анализировать существенные детали, помогающие раскрыть характер героя очерка; развитие умения анализировать отношение к герою очерка авторское и собственное; формирование умения сравнивать, сопоставлять факты, черты характера одного и того же героя в очерках разных авторов; подготовка учащихся к созданию собственного сочинения.
- выявление особенностей портретного очерка;
- отработка умения учащихся определять основную мысль очерка;
- развитие умения анализировать существенные детали, помогающие раскрыть характер героя очерка;
- развитие умения анализировать отношение к герою очерка авторское и собственное;
- формирование умения сравнивать, сопоставлять факты, черты характера одного и того же героя в очерках разных авторов;
- подготовка учащихся к созданию собственного сочинения.
Оборудование: тексты – очерки, воспоминания о Д.С. Менделееве; портреты Д.С. Менделеева кисти И.Е. Репина, А. Белюкина.
А. Белюкин. Портрет Д.И. Менделеева
- Технология – педагогическая мастерская .
Платон говорил, что «есть три человека в человеке», три слоя сознания, три различных «характера» человека: «животный», «житейский» и «высший», или «разумный». Рисуя словесный портрет человека, нельзя просто утверждать: «Он такой-то и такой-то». Все зависит от обстановки, в которой мы его наблюдаем, от круга деятельности, который в нашем поле зрения, и, конечно, от нашего понимания.
И.Менделеев .
Ход урока:
1.Слово учителя. Индукция.
- Какое слово в теме урока является ключевым?
- Составление ассоциативного ряда к слову «портрет» ( образ, характер, облик, индивидуальность, черты, внешний, внутренний, стиль, манеры, качества, особенности, выражение, взгляд, общение и др.)
- Как помогает эпиграф определить проблему нашего урока?
2.Самоинструкция.
- Учащиеся знакомятся с текстом – очерком Я.Голованова «Дмитрий Менделеев: «Искал и нашёл»
- Мнения учащихся по восприятию словесного портрета Д.И.Менделеева ( Трудолюбивый, упорный подвижник, скромный, заботливый и…порой несносный из-за вспыльчивости и т. д .)
- Элементы портрета внешнего или внутреннего?
- Впечатления учащихся от внешнего портрета («Очень заметный старик»)
- Внимание на репродукции.
3.Социоконструкция.
- Класс делится на группы (всего 5 групп) Каждая группа получает задание и выполняет поисковую работу по тексту. Пути решения поставленной задачи у каждой группы – свободные. Все имеют право на ошибку.
- Оформление результатов работы групп, подготовка к ответу.
4. Социализация.
- Отчет о результатах работы в группах. В отчете задействован , по возможности, каждый участник группы. Допускается оппонирование .
5.Разрыв.
- Что мы знали ранее о том, что такое портрет?
- Какие знания приобрели сегодня?
- Какие рекомендации для написания портретного очерка вы могли бы составить, исходя из тех заданий, которые выполняли сегодня ?
6. Ликвидация разрыва. Обобщение .
- Учащиеся получают подготовленный учителем вариант рекомендаций для написания портретного очерка.
- Чтение учащимися данных рекомендаций и соотнесение с собственными. Корректировка, внесение дополнений в собственные рекомендации (по необходимости)
- Знакомство учащихся со следующим текстом – фрагментом очерка И.Д.Менделеева «Отец глазами сына»
7.Творческое задание.
Учащимся предлагается сравнить два текста о Д.И.Менделееве (Я. Голованова и И.Д.Менделеева) и доказать, что оба они написаны в жанре портретного очерка. Рассуждения оформляются в письменном виде.
8.Рефлексия.
Вопросы учащимся:
- Интересно ли было на уроке?
- Какой этап урока показался самым сложным?
- Чему научились сегодня?
- Насколько интересно было открыть для себя личность Д.И.Менделеева, великого ученого, имя которого стало бессмертным?
- Благодаря такому жанру публицистики, как портретный очерк, читатели часто знакомятся с личностями, заслуживающими особого уважения и интереса.
- Какую отметку поставили бы себе за работу на уроке?
9. Итог работы .
- Оценка учителем работы учащихся на уроке.
- Рецензия учащихся ( по желанию)
10.Домашнее задание .
Упражнения 413-414.
Написать портретный очерк о человеке, которого вы хорошо знаете ( См. упр. 416-417)
Технология « Педагогическая мастерская»
- Данный урок сочетает в себе мастерскую по построению знаний и мастерскую по обучению письму.
- Педагогическая мастерская – одна из интенсивных современных технологий.
- Учитель инициирует творческую, поисковую деятельность учеников. Ряд заданий направляет работу учеников в нужное русло, при этом внутри каждого задания школьники свободны в выборе путей решения.
Основные методические приемы – элементы технологии:
- Индукция – начальный элемент, предполагающий наличие проблемной ситуации. Решение проблемы учащимися путем самостоятельной поисковой деятельности должно обеспечить им приобретение новых знаний .
- Самоконструкция – это индивидуальное или групповое создание гипотезы, решения , текста, проекта и т. п.
- Социоконструкция .
Учитель разбивает задание для групп на ряд частичных задач.
Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.
- Социализация – это важный психологический элемент технологии. В отчете группы по результатам выполнения заданий должны участвовать все члены группы, каждый ученик должен самореализоваться, почувствовать ответственность.
- Разрыв – озарение, инсайд, понимание. Разрыв – это внутреннее осознание участника мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к поиску ответа, к решению проблемы, к сверке нового знания с литературным источником (разрыв со старым обоснованием, со старой теорией)
- Творчество. Мастерская должна давать ученикам творческий «опыт дерзновения». Выполнение заданий должно носить творческий характер.
- Таким образом, технология мастерских включает каждого из ее участников в «самостроительство» своих знаний, через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.
- В предложенном уроке использована групповая форма работы, поисковые, эвристические задачи, метод сравнения и анализа, рецензирование, сочинение, разнообразные по содержанию и форме задания, решение которых позволит учащимся усвоить особенности жанра портретного очерка, создать собственное сочинение.
- Урок имеет также и воспитательное значение.
Использованная литература:
1.Белова Н.Урок-мастерская: приглашение к поиску. Частная школа.-1997. №1.
2.Голованов Я. Этюды об учёных.. - М.: Молодая гвардия.-1983.
3.Власенков А.И. Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. -М: Просвещение.-2001.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. -М.: Народное образование.-1998.
5.Химия. Приложение к журналу «ПС».-№11, 1996;
№ 2, 1996; №7, 1995.