Тема раздела: «Технология художественного рукоделия с элементами декоративно – прикладного искусства. Моделирование швейных изделий. Экономичный раскрой ткани на изготовление фартука. Себестоимость фартука на поясе».
Тема урока: «Пошив фартука. Обработка кармана. Настрачивание декоративной тесьмы».
Цели урока:
Образовательная: Обучать учащихся правильно и последовательно выполнять технологические приёмы работы. Познакомить учащихся с технологией выполнения обработки кармана, со способами отделки кармана.
Коррекционно – развивающая: Развитие логического мышления (составление последовательных действий), устной речи (через вопросно – ответную форму), развитие глазомера (при выполнении машинных строчек), развитие мелкой моторики рук (при выполнении ручных работ).
Коррекционно - воспитательная: Воспитание усидчивости, терпения, прилежания, чувства ответственности в процессе выполнения работы. Воспитывать эстетические чувства, аккуратность в работе.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: традицио: Воспитание усидчивости, терпения, прилежания, чувства ответственности в процессе выполнения работы. Воспитывать эстетические чувства, аккуратность в работе.нный урок с элементами игры
Методы урока: По источнику передачи восприятия учебной информации – перцептивный метод (словесный, наглядный, практический).
Объект труда: детали фартука
Наглядность, пособия: план работы по пошиву фартука на поясе, образец поузловой обработки.
Оборудование, инструменты, приспособления: тетрадь, ручка, ножницы, мел, линейка, швейные машины, нитки, ручные иглы, утюг.
Словарь урока: заметать, застрочить, наметать, настрочить.
М\пред. связь: СБО, математика, чтение, ИЗО
Ход урока
1 Организационный момент
Отметка отсутствующих, назначение дежурных, проверка спецодежды, учебных принадлежностей.
2 Сообщение темы и цели урока
2.1 Целевая установка
- Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Сядьте ровно, ножки вместе,
Руки положи на стол.
Подтянитесь, улыбнитесь
И тихонько все садитесь.
3 Актуализация знаний
- Для того, чтобы наши гости узнали, какое изделие мы шьём, вы разгадаете ребус. Из данных букв соберите слово, и получится название изделия, которое мы шьём.
РТУКФА
(Достаю фартук и показываю всем)
- Вот такой фартук должна сшить каждая ученица. На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с обработкой накладного кармана и научитесь обрабатывать накладной карман.
(Внимание обратить на доску, где написана тема урока)
Стук в дверь, заходит Сашка Портняжкина.
С: - Кажется, я не опоздала.
Я: - Погоди, погоди, а ты кто такая?
С: - Кто, кто?! Я, Сашка Портняжкина! Портняжкина – фамилия такая.
Я: - Очень приятно, но позволь узнать, что ты тут делаешь?
С: - Да ничего, я просто буду с вами шить!
Я: - Так ты, значит, изучала обработку деталей, название срезов, швов, всё умеешь?
С: - А чего там уметь, я и так всё знаю! Фамилия у меня Портняжкина.
Я: - Ну раз ты так утверждаешь, давай мы тебя проверим.
3.1 Устный опрос
- Скажи, пожалуйста, для чего нужен фартук? (не знаю, и пожимает плечами)
- Девочки, подскажите Саше Портняжкиной, для чего нужен фартук? (Фартук относится к спец. одежде и служит для предохранения вещей от загрязнения).
- Правильно.
- Скажи, пожалуйста, какие ткани лучше использовать для пошива фартука? (не знаю)
- Скажите, девочки, какие ткани лучше использовать для пошива фартука?
( Для пошива фартука лучше использовать х/б ткани, так как они хорошо пропускают воздух, легко стираются и утюжатся.)
- Садись, Саша Портняжкина, к девочкам, будешь вместе с нами учится шить.
- А сейчас, девочки, поиграем в игру «Чей паровоз длиннее».
Разделитесь на две команды. У каждой команды образцы разных тканей и набор булавок. Ваша задача, выбрать из тканей только х/б ткани и соединить их между собой булавками. Работаем на время, кто быстрее соединит образцы тканей и у кого будет длиннее паровоз тот и побеждает.
- С заданием справились.
- Скажите, а какие мерки необходимо снять для построения чертежа фартука? (От, Об, Ди)
- Какие детали имеет фартук на поясе? (нижняя деталь, пояс и карман)
- Прежде чем приступить к последующей обработки, давайте обратимся к нашему плану по пошиву фартука. Какие пункты мы уже выполнили?
- Вот мы и подошли к теме нашего урока «Обработка накладного кармана»
4 Изучение нового материала
4.1 Устное объяснение учителя.
- Посмотрите на эти фартуки, чем они отличаются?
- Правильно, один фартук с карманом, а другой без кармана. Фартук может быть и без кармана, и будет существовать, как самостоятельное изделие, а карман относится к дополнительным деталям фартука.
- Карман – это одна из деталей фартука.
- Как вы думаете, для чего нужны карманы? (карманы нужны для хранения мелких предметов: платочек, телефон, бумажку, очки)
- Правильно, карманы нужны для временного хранения различных мелких предметов.
Карманы, выкроенные из ткани и настроченные на изделие, называются НАКЛАДНЫМИ.
- В крое кармана различают верхний срез, боковые и нижний срезы (показываю на чертеже).
- Возьмите свой карман и определите срезы.
- По форме нижнего среза карманы могут быть прямоугольными, овальными и фигурными.
- Назовите, какая форма нижнего среза у ваших карманов. (прямоугольная форма нижнего среза)
- Посмотрите на образцы карманов, сколько разных способов обработки и отделки карманов.
- Украшают накладные карманы отделочной тесьмой, кружевом, шитьём, аппликацией, обтачками.
- Сегодня на уроке вы научитесь обрабатывать накладной карман и настрачивать декоративную тесьму на карман, что бы ваш фартук был более нарядным.
- Верхний срез кармана обрабатывается швом в подгибку с закрытым срезом.
Ширина первого подгиба 0,7 – 1 см. От линии перегиба отложить по линейке 2 см., начертить линию второго перегиба, заметать по линии. Проложить машинную строчку на 0.1 см от подогнутого края, делая закрепки. Удалить нитки временного назначения. Шов приутюжить.
- Отрезать декоративную тесьму, длиной равной ширине кармана, наметать, настрочить. Удалить нитки намётывания. Приутюжить шов.
- Боковые и нижний срез кармана обрабатывают швом вподгибку с открытым срезом. Ширина подгиба 1 см.
4.2 Показ учителя на образце выполнения обработки срезов кармана швом вподгибку с закрытым срезом.
После обработки кармана настрочить декоративную тесьму.
5 Практическая работа учащихся
5.1 Вводный инструктаж
5.1.1 Сообщение темы практической работы «Обработка накладного кармана».
5.1. 2 Повторение ТБ при работе с ножницами, ручными иглами, на швейных машинах, с утюгом.
- Из данного набора букв прочитайте слова, читать можно по вертикали и по горизонтали.
- У нас получились слова: ИГЛА, НОЖНИЦЫ, БУЛАВКА, УТЮГ, МАШИНКА.
- Расскажите ТБ при работе с острыми инструментами, с утюгом и на швейной машине.
5.2 Текущий инструктаж
5.2.1 Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся, пользуясь технологическими картами, выполняют обработку накладного кармана.
В процессе работы осуществлять контроль последовательности и правильности выполнения работы.
5.2.2 Физминутка направлена на расслабление мышц торса, глазных мыщц.
5.2.3 Целевые обходы
Инструктирование по выполнению отдельных операций и задания в целом
Выявление и устранение типичных и индивидуальных ошибок.
Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся
Контроль за соблюдением ТБ и правил поведения учащихся в швейной мастерской.
В процессе работы ориентировать учащихся на качество работы.
Рациональное использование учебного времени
5.3 Заключительный инструктаж
5.3.1 Итоги практической работы
- Какую деталь вы сегодня обрабатывали? (карман)
- Каким швом? (верхний срез кармана - швом вподгибку с закрытым срезом, а боковые и нижний срезы – швом вподгибку с открытым срезом)
- Что мы использовали для отделки кармана? (декоративную тесьму)
5.3.2 Игра «Найди свою половинку»
- Разделитесь на две команды.
- Перед вами термины машинных, ручных и влажно-тепловых работ и к ним пояснение. Соедините правильно термин и его определение. Зачитайте противоположной команде, правильно ли вы соединили?
5.3.3 Проверка качества работы
6 Подведение итогов урока
6.1 Беседа
- Ну что, Саша Портняжкина, побывав у нас на уроке, ты поняла, что прежде чем говорить «Я умею», нужно многому учиться.
- Я думаю, к нашему уроку подойдёт пословица. Посмотрите на доску. Есть начало пословицы, а конец вы должны подобрать по смыслу.
КУРОЧКА ПО ЗЁРНЫШКУ КЛЮЁТ, ДА СЫТА БЫВАЕТ
- Какой вывод можно сделать? Прежде чем хорошо научиться шить, нужно постепенно, поэтапно осваивать мастерство, нужно многому учиться.
- И сегодня на уроке вы познакомились с одним из этапов работы по пошиву фартука. Вы обработали срезы кармана и выполнили отделку, украсив карман декоративной тесьмой.
6.2 Оценка результатов труда
7 Домашнее задание
Повторить по тетради план работы. Повторить последовательность обработки кармана. Швы, применяемые при обработке.
8 Уборка рабочих мест.