СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Посиделки с Иваном Андреевичем"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен для проведения урока по литературе в 6 классе. 

Просмотр содержимого документа
«"Посиделки с Иваном Андреевичем"»

Мероприятие, посвященное творчеству И. А. КРЫЛОВА

«Посиделки с Иваном Андреевичем»

Цель урока:

а) дидактические:

- расширить представление о басне как об одном из старейших жанров литературы;

- показать мастерство Крылова-баснописца в изображении характеров героев, афористичность языка басен, близость их к разговорной народной речи,

б) развивающие:

 - развивать творческие  и актёрские способности учеников;

- развивать познавательные интересы учащихся;

- развивать навыки выразительного чтения;

- развивать умение строить устное высказывание;

в) воспитывающие:

- воспитывать неравнодушное отношение к проблемам, затронутым в произведениях баснописцев.

 - прививать любовь и интерес к чтению.

 - учить сопоставлять различные тексты, самостоятельно делать выводы, находить общее и различное в произведениях разных авторов.



Сценарий мероприятия

СЛАЙД 1 Учитель. Дорогие ребята, девизом нашего мероприятия предлагаю взять слова В.А.Жуковского «Басня есть мораль в действии. Тот мир, который мы находим в басне, есть некоторым образом чистое зеркало, в котором отображается мир человеческий. Басня есть нравственный урок, который с помощью скотов и вещей неодушевлённых, даёте вы человеку. Напрасно вы приписываете изобретение басни рабству, а честь сего изобретения отдают в особенности какому-то азиатскому народу. Басня …принадлежит всем вообще, как и другие рода поэзии».  Это высказывание очень точно и метко говорит о том писателе, чьему творчеству посвящен наш литературный вечер.

СЛАЙД 2 Предлагаю вам ответить на вопросы, чтобы посмотреть, насколько вы готовы к нашему мероприятию.

«На ту беду ... близёхонько бежала» (лиса). Готовы?

«Проказница-Мартышка, Осёл» Козёл, да косолапый Мишка затеяли сыграть ...» (квартет).

«Знать она сильна» что лает на слона». Кто это? (Моська).

«Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» Кто это? (Ворона).

«Вороне где-то Бог послал кусочек...» (сыру).

«По улицам ... водили, как видно, напоказ» (Слона).

«Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали* Что это? (Очки).

«Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться; и надобно ж беде случиться, что около тех мест голодный рыскал ...» Кто? (Волк).

СЛАЙД 3 Учитель. Как вы уже догадались, мы сегодня будем говорить о творчестве великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова.

СЛАЙД 4

«Дедушкой Крыловым» наименовал народ великого русского баснописца, выразив этим свое уважение и любовь к нему. На протяжении полутора веков басни Крылова пользуются горячим признанием все новых и новых поколений читателей. «Книгой мудрости самого народа» назвал Н. В. Гоголь его басни, в которых, как в бесценной сокровищнице, сохраняется народная мудрость пословиц и поговорок, богатство и красота русской речи.

Крылов не только создатель чудесных басен, которые знает и стар и млад. Его яркий талант сказался в самых разнообразных жанрах литературы. Смелый сатирик в своих прозаических произведениях, тонкий лирический поэт, остроумный автор веселых и злых комедий - таков Крылов - писатель конца XVIII века.

СЛАЙД 5

Ребята, встречайте. К нам сегодня в гости приехал сам Иван Андреевич Крылов.

Крылов:- Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно вас видеть. Я пришел к вам из 19 века. Узнали меня?

Разрешите представиться. Иван Андреевич Крылов. Русский баснописец конца 18 начала 19 века.

Родился я в Москве 13 февраля (по новому стилю) 1769 года в семье скромного армейского офицера.

Учитель: Уважаемый, Иван Андреевич, вы приехали к нам издалека. Устали, присаживайтесь, отдыхайте.

Крылов: Благодарствуйте, присяду, присяду.

Учитель.

Крылов очень любил театр. У нас сегодня тоже подготовлены театральные номера по басням И.А. Крылова. Предлагаем их вашему вниманию басни: (басни читают двое учащихся).

СЛАЙД 6

Учитель: Ребята, Иван Андреевич любил не только театр. Он очень любил вкусно покушать. Иван Андреевич сегодня у нас в гостях. Неужели мы его отпустим без угощения? А так как мы находимся на литературном мероприятии, то и угощение у нас не только обычное, но и литературное. Приглашаю всех в литературную столовую.

Литературная гостиная

Учитель: Ребята, мы приготовили для вас необычное меню. Его вам предстоит сейчас угадать.

1) Горячее блюдо, основным компонентом которого является рыба. Им очень навязчиво угощали соседа в одной из басен. (Уха, «Демьянова уха»)

2) Плод, ради которого герой басни мог погубить источник этого продукта. (Жёлудь, «Свинья под дубом»)

3) Запах этого продукта сбивает с ног героев и может вскружить им головы. (Сыр, «Ворона и Лисица»)

4) Очень сочные сладкие ягоды, которые никак не могла достать плутовка. (Виноград, «Лиса и виноград»)

5) Без этого угощения не обходится ни один праздник. Им без разрешения лакомился Кот. (Пирог, «Кот и повар»).

СЛАЙД 7 Учитель: А теперь можно и поиграть. Играть с вами будут литературные герои из басен Крылова. Но для начала вы должны их узнать, отгадав загадки. 1-я загадка.

Этот герой всегда умеет извлечь выгоду из сложившейся ситуации, то хитростью, то обманом добивается своего. Благодаря своей изворотливости, лицемерию и плутовству, он всегда близок к тем, у кого власть, занимает важные посты в царстве зверей и бессовестно пользуется своим положением. Иногда этот герой все равно попадает впросак, но и в такой ситуации находит оправдание своей неудаче.  (Лиса)

СЛАЙД 8

Выходит Лиса

Лиса: Ребята, здравствуйте. Вы знаете, кто я такая? Правильно, я героиня одной из басен Крылова. Мне сказали, что ваш класс очень хорошо знает басни Крылова. Это правда? Тогда вы с легкостью отгадаете мои загадки. Готовы?

Входит Лиса и проводит конкурс.

(1 Представление команд. Конкурс «Узнай басню по цитате»)

Лиса: Многие фразы из басен Крылова стали крылатыми. А произнесли их впервые герои. Вспомните, из каких басен взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы.

“Ты всё пела? Это дело. Так пойди же, попляши!” (“Стрекоза и Муравей”)

“А ларчик просто открывался”. (“Ларчик”)

“Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!” (“Слон и Моська”)

“А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь” (“Квартет”)

“Сильнее кошки зверя нет”. (“Мышь и Крыса”)

СЛАЙД 9

Учитель: Сегодня к нам пришла еще одна героиня басни Ивана Андреевича. Попробуйте угадать, кто это.

2-я загадка.

Этот герой самолюбивый, легкомысленный, безответственный, ленивый. Трудиться он не любит, живет только одним днем, не думая о том, что с ним будет завтра. Кроме того, абсолютно не прислушивается к добрым советам.

(Стрекоза).

СЛАЙД 10

Входит Стрекоза и проводит конкурс.

Стрекоза: Здравствуйте, ребята. Как же много хорошего я о вас слышала. Мне сказали, что вы очень умные и хорошие ребята. Это правда? Тогда предлагаю провести конкурс. Готовы?

СЛАЙД 11

Лиса: А у меня еще есть один конкурс в запасе. Стрекоза, ты поможешь мне его провести?

Стрекоза: Конечно, Лиса.

Лиса: Конкурс называется «Назови термин»

Стрекоза: Изображение неживого предмета как живой (олицетворение).

Лиса: Главная мысль басни, которая находится в начале или в конце произведения, высказанная автором в форме нравоучительного вывода (мораль).

Стрекоза: - Поучительный рассказ со скрытым смыслом, чаще стихотворный (басня).

СЛАЙД 12

Лиса: - Я называю имена героев басен И. А. Крылова. Если в известных вам баснях этот персонаж отрицательный, вы вытягиваете прямые руки перед собой, отталкивая героя; если положительный – руки скрещиваются на груди, обнимаем героя. 
Слон 
Свинья 
Лисица 
Ягнёнок 
Муравей 
Стрекоза 
Дуб 
Волк 

СЛАЙД 13

Стрекоза: Но и это еще не все? Кто самый начитанный и шустрый, поднимите руки. Тогда продолжим. Конкурс «Чьи это слова?»



Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней,-

Им отвечает…

(Соловей, «Квартет»)




Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!

(Стрекоза, «Стрекоза и Муравей»)




Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

(Моська, «Слон и Моська»)




Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,-

Ведь ты б у нас была царь-птица!

(Лисица, «Ворона и Лисица»)



СЛАЙД 14

Лиса: А у меня в запасе есть еще одна игра. Готовы?

Она называется «Загадочные животные».

(Командам даются буквы, из которых они должны составить названия животных – героев басен).    

Стрекоза: Ваша задача заключается в том, чтобы правильно собрать имена героев басен Крылова. Иван Андреевич вы тоже можете помогать ребятам.

К В О Л волк

П У Х Е Т петух

Й Е В А Р У М муравей

Г У Б О Л Ь голубь

Ё С О Л осёл

Л С О Н слон

А Ц И С И Л лисица

Л Ё З О К козёл

И Ш К А М мишка

К А Р рак

А Н О Р О В ворона

К У Щ А щук



СЛАЙД 15

Учитель. Спасибо, вам сказочные герои, что помогли устроить такой замечательный праздник.

– чему учат басни Крылова? (любить Отечество, бороться с недостатками; скромности, доброте, мудрости жизни)

- нужны ли басни Крылова в наше время? (да, потому что и сегодня каждый человек должен работать над собой, искоренять недостатки)

- Я надеюсь, что в вашей памяти надолго останутся слова басен И.А.Крылова, которые помогут вам стать лучше.

Учитель: Ребята, вы устали? Давайте немного отдохнем (чаепитие).

СЛАЙД 16

Учитель: Ребята, давайте дадим слово Ивану Андреевичу.

Крылов: Ребята, я написал более 200 басен. Многие художники делали к ним иллюстрации. Вижу, не зря писал. Вы очень много сегодня вспомнили басен. Порадовали старика. Спасибо. Ну, а теперь разрешите откланяться. До свидания. До новых встреч.

Заключительное слово учителя.






7