СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Посиделки у печки «Как жили люди на Руси»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие для знакомство с истоками русского народа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Просмотр содержимого документа
«Посиделки у печки «Как жили люди на Руси»»

КГБУ «Каменский центр помощи детям,

оставшимся без попечения родителей»


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ № 40

по теме «Гражданско-патриотическое воспитание»


Отведённое время 30-40 минут


Тема занятия: «Как жили люди на Руси»


Цель занятия: воспитывать уважительное отношение к истории родной страны. 

Задачи:

образовательная: знакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной форме;

развивающая: закреплять и расширять знания детей о прошлом нашей Родины;

воспитывающая: воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к родной стране, людям населяющих ее.


Форма организации занятия: посиделки у печки

Оснащение занятия: проектор, ноутбук, бутафорская печь, стол со старинной посудой, вёдра, коромысло, скакалка.


Основное содержание занятия


Организационный момент

Здравствуйте гости дорогие! 
Гости званные, да желанные! 
Проходите поскорее, занимайте все места. 
Проходите, не стесняйтесь. 
Поудобнее располагайтесь

Мотивационно – целевой этап

- Сегодня мы с вами волшебным образом очутились в русской избе. И здесь пройдёт наше занятие. Из которого мы узнаем, а как же жили люди на Руси.

- А почему именно на Руси? Ведь мы сейчас живём в России. Правильно, потому что первое название нашей страны было Русь. Которое постепенно трансформировалось в Россию.

Деятельностный этап

1. Изба

- Посмотрите, мы в русской-народной одежде, и сидим за столом около русской печи. А что вы знаете об истории нашего народа. Где они жили? А как назывались дома в старину?

- Правильно, изба. А как строили избу? Из чего?

- Давайте посмотрим (видео №1)

- Так как же строили избу?

- Из каких деревьев?

- А как сохраняли тепло в избе?

2. Печь

-Центральное место в доме занимала печь. Печь ставили так, чтобы она хорошо освещалась. Вы уже слышали в предыдущем видео, как украшали печь, как ее использовали.
Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, кочергу, совок. 
На шесте у печи стояли чугуны, горшки В нише под шестком хранили инвентарь, дрова. 

Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, сушили

одежду, валенки, на ней спали.

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделил печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок. А в каких русских сказках вы встречали печь? («Гуси-лебеди», «Баба Яга», «Илья Муромец», «По щучьему велению».)

3. «Щи да каша – пища наша»

- Но самым главным назначением печи, помимо обогрева дома, было, конечно же, приготовление пищи.

- А что кушали наши предки?

- Давайте опять обратимся к нашему волшебному экрану. (2 презентация)

- Так какие же блюда в основном готовили наши предки?

4. Распределение обязанностей в семье

Семьи у крестьян были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Они считали, что к 7-8 годам дите уже «входит в разум» и начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами.

Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребенок готовился к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери – хранительницы домашнего очага.

Родители учили детей ненавязчиво: сначала ребенок просто стоял рядом со взрослым и смотрел, как тот работает. Потом ребенок начинал подавать инструменты, поддерживать что-нибудь. Он уже становился помощником.

Через какое-то время ребенку уже доверяли выполнение части работы. Тогда ребенку уже делали специальные детские инструменты: молоточек, грабельки, веретено, прялочку.

- Старшие девочки помогали маме в уходе за младшими. Мастерили для них нехитрые игрушки. Которые служили не только для игры, но и часто были оберегами от болезней и неприятностей. Посмотрите, какая игрушка у Веры в руках. Это кукла. Кукол делали и для игры, и в качестве оберега ребёнка. Старшие девочки помогали маме укладывать младших спать. Да не просто, а с колыбельной.

(Настя демонстрирует)

Кот, котенька – коток. Котя серенький хвосток,

Приди, котя, почевать, Мою дитятку качать.

Уж как я тебе коту, За работу заплачу.

Дам те кринку  молока. Дам те миску творога.

- Что означает слово почевать?(ночевать)

-Какое ещё встретилось старинное слово? (дитятку)

- А ещё дети помогали маме, пока отец со старшими сыновьями были на работе в поле. Например, они носили воду. Для чего нужна вода? (готовить, наводить чистоту, стирать).

- А откуда носили воду?

- А как носили воду?

- Посмотрите, что это? Для чего это? (коромысло). А давайте и вы попробуете принести воду с помощью коромысла. У кого лучше это получится.

5. Одежда

А одевались люди по-особому. В старину мужчины носили рубахи и порты, а женщины – рубахи, сарафаны и кокошники. Рубаха была главной одеждой на Руси. Ее носили все: и дети, и мужчины, и женщины. Рубахи мужские – короткие, женские – длинные. Рубахи праздничные украшались по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. 

(3презентация)
Мужские рубашки имели на груди узоры. Считалось, что они защищают сердце от злых сил. 
- Ребята, а вы знаете, из чего в давние времена шили одежду? (из льняного и шерстяного полотна) 
- Расскажите, ребята, как получали такие полотна? 
(Сначала пряли на прялке лен и шерсть животных – получали нити. Затем нити ткали на ткацком станке – получали полотно – серую холстину) 
- А чтобы ткани получались яркими и нарядными их красили. Вы знаете, чем их красили? 
(Ответы детей) 
- В те времена красок не было. И ткани красили васильком и зверобоем, листьями ягод черники и голубики, корней дуба и липы, луковым отваром, свекольным соком.

- Давайте проведем эксперимент и попробуем покрасить ткань.

6. Игра

- Но предки наши не только трудились изо дня в день. Они любили и отдыхать, и веселиться. Любили поиграть.

Но и игры у крестьян были не простые, а со смыслом. Вставайте, поиграем в игру «Скакалка».

Русская народная игра «Скакалка»

-В этой игре ведущий брал веревку и раскручивал ее. Низко от земли. Остальные прыгали через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство.

Перед началом игры говорили следующие слова: 

Чтоб был долог колосок, Чтобы вырос лен высок,

Прыгайте как можно выше. Можно прыгать выше крыши.

- Кто задел за скакалку, выбывает из игры.

- А сейчас давайте пригласим и наших гостей поиграть с нами. В русскую –народную игру «Ручеёк». (играем)

Оценочно-рефлексивный этап

- Скажите, где мы побывали сегодня на занятии?

- Что нового узнали?

- Что для вас было самым интересным?

- Познакомились мы немного с жизнью наших предков?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!