Программные задачи:
- приобщать детей к истокам русской народной культуры путём проведения занятия в
- закреплять знания о быте, характере и традициях русского народа (как жили на Руси, предметы русского быта, русская традиционная кухня, трудолюбие и гостеприимство русского народа);
- воспитывать интерес к народной культуре, быту и обычаям России, любовь и уважение к русскому народу; доброжелательное отношение друг к другу;
Ход занятия
Организационный момент (2 мин.)
Под аудиозапись русской народной музыки Хозяйка располагается в горнице и приветствует гостей:
Хозяюшка: Мир Вам, гости дорогие!
Вы явились в добрый час –
Встречу тёплую такую
Мы готовили для Вас.
Всем гостям места приметные
В горнице мы отведём –
Хозяйка: Садитесь удобно, у меня в горнице для каждого найдётся и местечко, и словечко.
Хозяйка:
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я беседу поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Русский народ славен дружбой и трудолюбием.
Почему так говорят? (Ответы детей)
Дети: Дружно строили дома, вместе косили сено, вместе убирали урожай.
Хозяйка: Правильно, вместе делали одно дело. Одному человеку справиться было трудно. И никто никогда друг другу в помощи не отказывал. Поэтому избы были красивые, и жилось в них хорошо.
Как называлась самая лучшая комната в избе?
Дети: Самая лучшая комната в избе – горница.
Хозяйка: Кого в ней принимали?
Дети: В горнице принимали гостей.
Хозяйка: Как в избу входили?
Дети: Кланяясь.
Хозяйка: А почему?
Дети: Дверь в избу была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно было набить.
Хозяйка: Что было главным в горнице?
Дети: Печь.
Хозяйка:
Как уютно в нашей горнице!
Спозаранку печка топится…
На дровах огонь, пламя шустрое,
О тебе рассказ, печка русская!
Дети, что вы знаете о русской печке?
Дети: Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, сушили валенки, варежки. Растения от простуды, грибы, ягоды, а ещё лечили больного.
Хозяйка: Поведём беседу дальше.
Левый от печки угол, назывался красным, красивым. Это было особое место для гостей. Правый от печки угол назывался закуток. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления еды. (Показывает закуток в «избе»). Закуток – это отгороженное место, отдельный уголок. Хозяйка здесь готовила еду.
Хозяюшка: Наш народ славен своими традициями. Мы с вами уже многое знаем о русских традициях. Давайте их вспомним.
Дети: народные праздники, гостеприимство, хлебосольство, и т.д.
Хозяюшка: А ещё есть традиции, связанные с приготовлением различных блюд – традиционная национальная кухня. И готовили русские люди из того, что сами выращивали.
Что выращивают в России?
Дети: Пшеницу, рожь, разные овощи.
Хозяйка: настало время, и мы с вами переходим в наш закуток.
И готовить мы будем капустный салат. Это один из овощей, который необходим нашему здоровью. Не случайно блюда из капусты встречается у русского народа на столе. (И на стол не стыдно поставить и съедят не жалко).
Вспоминаем, как правильно пользоваться ножом, теркой. (Ответы детей) И прежде чем приступит к приготовлению, тщательно моем руки с мылом, одеваем косынки и фартуки.
А ведь с капустой связана ещё одна наша традиция – засолка капусты. В октябре собран весь урожай капусты, и чтобы его сохранить, русские люди издавна заготавливали капусту – засоливали её. (заквашивали? квасили? солили?). На Руси было принято рубить капусту, заготавливать её на зиму.
Начинались весёлые вечеринки в честь капусты – капустницы. Нарядные девушки обходили с песнями все дома своей деревни и помогали хозяевам рубить капусту. После того, как капуста была срублена, начинались вечеринки с песнями и плясками.
Хозяйка: А заквашивали капусту так: (Показывает).
Сначала кочаны замывают и очищают от испорченных листьев. Потом вырезают кочерыжки, кочаны мелко рубят сечкой или ножом. Также готовят и морковь. Чтобы дружнее и веселее шла работа, раньше хозяйки приговаривали:
Вилки в ведро,
Руби серебро.
Сечи – мельчи,
В кадку топчи
Нашинкованную капусту перемешивают с солью и морковью в большой кастрюле или деревянном корытце. Потом капусту укладывают в кадку или бочонок и очень хорошо приминают (утрамбовывают) деревянным пестом, пока не выступит сок. Вот так, посмотрите, дети.
Когда кадушка наполнена, сверху кладут деревянный кружок и гнёт – камень. Вот так капустка стоит неделю в тёплом месте – заквашивается, а потом её переносят в холодное место – погреб.
Хозяйка: Но что-то вы, ребятки, немного приуныли. Устали? А ведь на капустинских посиделках всегда было весело – русские люди умели трудиться, умели и отдыхать
Хозяйка: Вот и подошла к концу наша встреча.
О чём мы с вами беседовали сегодня?
Дети: Мы беседовали о русской избе, о том, как устроена горница, какие предметы в ней находятся, о русской печке, о том, как трудились русские люди, вспомнили пословицы о труде, о гостеприимстве, говорили о традициях, о русских национальных блюдах, о том, как заготавливают на зиму капусту.
Хозяйка: Что вам особенно запомнилось?
Что было вам особенно интересным?
Ответы детей
Хозяйка: Да, мы с вами поговорили о том, как жили в старину русские люди, какие предметы их окружали, вспомнили о характере русского народа – трудолюбивый, гостеприимный, вспомнили традиционные русские блюда, поговорили о том, как отдыхали русские люди. Понравилось ли вам у меня, дорогие гости?
Хороводная игра «Завивание капустки».
Просмотр содержимого документа
«В гости к хозяюшки»
Программные задачи:
- приобщать детей к истокам русской народной культуры путём проведения занятия в
- закреплять знания о быте, характере и традициях русского народа (как жили на Руси, предметы русского быта, русская традиционная кухня, трудолюбие и гостеприимство русского народа);
- воспитывать интерес к народной культуре, быту и обычаям России, любовь и уважение к русскому народу; доброжелательное отношение друг к другу;
Ход занятия
Организационный момент (2 мин.)
Под аудиозапись русской народной музыки Хозяйка располагается в горнице и приветствует гостей:
Хозяюшка: Мир Вам, гости дорогие!
Вы явились в добрый час –
Встречу тёплую такую
Мы готовили для Вас.
Всем гостям места приметные
В горнице мы отведём –
Хозяйка: Садитесь удобно, у меня в горнице для каждого найдётся и местечко, и словечко.
Хозяйка:
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я беседу поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Русский народ славен дружбой и трудолюбием.
Почему так говорят? (Ответы детей)
Дети: Дружно строили дома, вместе косили сено, вместе убирали урожай.
Хозяйка: Правильно, вместе делали одно дело. Одному человеку справиться было трудно. И никто никогда друг другу в помощи не отказывал. Поэтому избы были красивые, и жилось в них хорошо.
Как называлась самая лучшая комната в избе?
Дети: Самая лучшая комната в избе – горница.
Хозяйка: Кого в ней принимали?
Дети: В горнице принимали гостей.
Хозяйка: Как в избу входили?
Дети: Кланяясь.
Хозяйка: А почему?
Дети: Дверь в избу была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно было набить.
Хозяйка: Что было главным в горнице?
Дети: Печь.
Хозяйка:
Как уютно в нашей горнице!
Спозаранку печка топится…
На дровах огонь, пламя шустрое,
О тебе рассказ, печка русская!
Дети, что вы знаете о русской печке?
Дети: Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, сушили валенки, варежки. Растения от простуды, грибы, ягоды, а ещё лечили больного.
Хозяйка: Поведём беседу дальше.
Левый от печки угол, назывался красным, красивым. Это было особое место для гостей. Правый от печки угол назывался закуток. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления еды. (Показывает закуток в «избе»). Закуток – это отгороженное место, отдельный уголок. Хозяйка здесь готовила еду.
Хозяюшка: Наш народ славен своими традициями. Мы с вами уже многое знаем о русских традициях. Давайте их вспомним.
Дети: народные праздники, гостеприимство, хлебосольство, и т.д.
Хозяюшка: А ещё есть традиции, связанные с приготовлением различных блюд – традиционная национальная кухня. И готовили русские люди из того, что сами выращивали.
Что выращивают в России?
Дети: Пшеницу, рожь, разные овощи.
Хозяйка: настало время, и мы с вами переходим в наш закуток.
И готовить мы будем капустный салат. Это один из овощей, который необходим нашему здоровью. Не случайно блюда из капусты встречается у русского народа на столе. (И на стол не стыдно поставить и съедят не жалко).
Вспоминаем, как правильно пользоваться ножом, теркой. (Ответы детей) И прежде чем приступит к приготовлению, тщательно моем руки с мылом, одеваем косынки и фартуки.
А ведь с капустой связана ещё одна наша традиция – засолка капусты. В октябре собран весь урожай капусты, и чтобы его сохранить, русские люди издавна заготавливали капусту – засоливали её. (заквашивали? квасили? солили?). На Руси было принято рубить капусту, заготавливать её на зиму.
Начинались весёлые вечеринки в честь капусты – капустницы. Нарядные девушки обходили с песнями все дома своей деревни и помогали хозяевам рубить капусту. После того, как капуста была срублена, начинались вечеринки с песнями и плясками.
Хозяйка: А заквашивали капусту так: (Показывает).
Сначала кочаны замывают и очищают от испорченных листьев. Потом вырезают кочерыжки, кочаны мелко рубят сечкой или ножом. Также готовят и морковь. Чтобы дружнее и веселее шла работа, раньше хозяйки приговаривали:
Вилки в ведро,
Руби серебро.
Сечи – мельчи,
В кадку топчи
Нашинкованную капусту перемешивают с солью и морковью в большой кастрюле или деревянном корытце. Потом капусту укладывают в кадку или бочонок и очень хорошо приминают (утрамбовывают) деревянным пестом, пока не выступит сок. Вот так, посмотрите, дети.
Когда кадушка наполнена, сверху кладут деревянный кружок и гнёт – камень. Вот так капустка стоит неделю в тёплом месте – заквашивается, а потом её переносят в холодное место – погреб.
Хозяйка: Но что-то вы, ребятки, немного приуныли. Устали? А ведь на капустинских посиделках всегда было весело – русские люди умели трудиться, умели и отдыхать
Хозяйка: Вот и подошла к концу наша встреча.
О чём мы с вами беседовали сегодня?
Дети: Мы беседовали о русской избе, о том, как устроена горница, какие предметы в ней находятся, о русской печке, о том, как трудились русские люди, вспомнили пословицы о труде, о гостеприимстве, говорили о традициях, о русских национальных блюдах, о том, как заготавливают на зиму капусту.
Хозяйка: Что вам особенно запомнилось?
Что было вам особенно интересным?
Ответы детей
Хозяйка: Да, мы с вами поговорили о том, как жили в старину русские люди, какие предметы их окружали, вспомнили о характере русского народа – трудолюбивый, гостеприимный, вспомнили традиционные русские блюда, поговорили о том, как отдыхали русские люди. Понравилось ли вам у меня, дорогие гости?
Хороводная игра «Завивание капустки».