СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Посещение детей на дому

Нажмите, чтобы узнать подробности

Добиться высоких результатов воспитательной работы невозможно без сотрудничества с родителями учеников, без информации о семье, в которой живет и  воспитывается ученик.

Просмотр содержимого документа
«Посещение детей на дому»

Изучение семьи! Выполнила: учитель начальных классов ГКОУ «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся г. Троицка Тромбач Ольга Валерьевна

Изучение семьи!

Выполнила: учитель начальных классов ГКОУ «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся г. Троицка

Тромбач Ольга Валерьевна

Добиться высоких результатов воспитательной работы невозможно без сотрудничества с родителями учеников, без информации о семье, в которой живет и  воспитывается ученик. Ведь семья  – это персональная среда жизни  и развития ребенка, качество которой  определяется рядом параметров:
  • Добиться высоких результатов воспитательной работы невозможно без сотрудничества с родителями учеников, без информации о семье, в которой живет и  воспитывается ученик.
  • Ведь семья  – это персональная среда жизни  и развития ребенка, качество которой  определяется рядом параметров:
социально-культурный (зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества); социально-экономический (определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе); технико-гигиенический (зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни); демографический (определяется структурой семьи).
  • социально-культурный (зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества);
  • социально-экономический (определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе);
  • технико-гигиенический (зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни);
  • демографический (определяется структурой семьи).
Семья, призвана решать следующие задачи семейного  воспитания: гармоническое развитие ребенка; забота о здоровье детей; помощь в учении; трудовое воспитание и помощь в выборе профессии; помощь в социализации личности и ее самореализации; формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений; забота об общекультурном и интеллектуальном развитии; развитие интересов, склонностей, способностей и творчества; подготовка к самовоспитанию и саморазвитию; половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Семья, призвана решать следующие задачи семейного  воспитания:

  • гармоническое развитие ребенка;
  • забота о здоровье детей;
  • помощь в учении;
  • трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
  • помощь в социализации личности и ее самореализации;
  • формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
  • забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
  • развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
  • подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
  • половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.
 В сложных современных условиях семье требуется систематическая  и   квалифицированная помощь со стороны  школы. К главным функциям взаимодействия школы и семьи  относятся: информационная; воспитательно-развивающая; формирующая; охранно-оздоровительная; контролирующая; бытовая.

В сложных современных условиях семье требуется систематическая  и 

квалифицированная помощь со стороны  школы.

К главным функциям взаимодействия школы и семьи  относятся:

информационная;

воспитательно-развивающая;

формирующая;

охранно-оздоровительная;

контролирующая;

бытовая.

Задачи взаимодействия: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями; активное участие родителей в воспитании детей.

Задачи взаимодействия:

  • формирование активной педагогической позиции родителей;
  • вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
  • активное участие родителей в воспитании детей.
Сотрудничество  с родителями нельзя выстраивать  «на глазок» или ориентироваться  только на интуицию. Необходимо изучать  семью ученика. При этом учитель  может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение; беседу; тестирование; анкетирование; деловые игры; материалы детского творчества и творчества родителей.

Сотрудничество  с родителями нельзя выстраивать  «на глазок» или ориентироваться  только на интуицию. Необходимо изучать  семью ученика.

При этом учитель  может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики:

  • наблюдение;
  • беседу;
  • тестирование;
  • анкетирование;
  • деловые игры;
  • материалы детского творчества и творчества родителей.
 Изучение семьи  дело тонкое, деликатное. Педагогу важно соблюдать  следующие правила: Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения. Изучение должно быть целенаправленным, планомерным, систематичным. Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны и применяться в комплексе. Результаты изучения являются конфиденциальной информацией, а при необходимости использования должны озвучиваться только в процентном соотношении.

Изучение семьи  дело тонкое, деликатное.

Педагогу важно соблюдать  следующие правила:

  • Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.
  • Изучение должно быть целенаправленным, планомерным, систематичным.
  • Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны и применяться в комплексе.
  • Результаты изучения являются конфиденциальной информацией, а при необходимости использования должны озвучиваться только в процентном соотношении.
 Использование классным руководителем психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение  целей и ожидаемых результов. Классный руководитель должен ответить на следующие вопросы: Что я хочу получить в результате диагностики? Как я буду работать с полученным материалом? Что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?

Использование классным руководителем психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение  целей и ожидаемых результов. Классный руководитель должен ответить на следующие вопросы:

  • Что я хочу получить в результате диагностики?
  • Как я буду работать с полученным материалом?
  • Что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?
3 вида диагностики: предварительная (необходима при знакомстве с семьей, подготовке родительских собраний, тематических консультаций, внеклассных мероприятий, организации поездок и экскурсий, при планировании внеклассной работы …); оперативная (необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся); итоговая (проводится в конце учебного года по результатам работы).

3 вида диагностики:

  • предварительная (необходима при знакомстве с семьей, подготовке родительских собраний, тематических консультаций, внеклассных мероприятий, организации поездок и экскурсий, при планировании внеклассной работы …);
  • оперативная (необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся);
  • итоговая (проводится в конце учебного года по результатам работы).
Отбор диагностических   инструментариев , основывается  на следующих  принципах: гуманизм (полученная информация ни в коем случае не должна повредить тому, кто сообщил вам сведения о себе); валидность (определяется тем, насколько выбранный метод изучения семьи соответствует поставленным целям); точность (соответствие результатов изучения уровню измеряемого качества); надежность (определяется тем, насколько результаты изучения устойчивы при повторных измерениях); корректность (определяется качеством диагностического материала).

Отбор диагностических   инструментариев , основывается  на следующих  принципах:

  • гуманизм (полученная информация ни в коем случае не должна повредить тому, кто сообщил вам сведения о себе);
  • валидность (определяется тем, насколько выбранный метод изучения семьи соответствует поставленным целям);
  • точность (соответствие результатов изучения уровню измеряемого качества);
  • надежность (определяется тем, насколько результаты изучения устойчивы при повторных измерениях);
  • корректность (определяется качеством диагностического материала).
В зависимости  от поставленных целей все методики изучения семьи можно разбить  на 4 блока (по основным направлениям взаимодействия):
  • В зависимости  от поставленных целей все методики изучения семьи можно разбить  на 4 блока (по основным направлениям взаимодействия):
Цель  использования методики (вид диагностики) Изучение  и сопровождение семьи   (предварительная и оперативная диагностика) Необходимая информация  Социально-демографическая  характеристика семьи: социально-демографический портрет семьи; организация и принципы семейного воспитания; взаимоотношения родителей со школой Анкеты и тесты для родителей. Методы и  методики  Сочинения и  рисунки учащихся («Моя семья», «Мой выходной день»…).   Описание учащимися своего генеалогического древа.   Сочинения родителей.   Педагогические консилиумы.   Посещение семьи.   Психолого-педагогическое консультирование (беседы).   Методика незаконченных предложений

Цель  использования методики (вид диагностики)

  • Изучение  и сопровождение семьи  (предварительная и оперативная диагностика)

Необходимая информация

Социально-демографическая  характеристика семьи: социально-демографический портрет семьи; организация и принципы семейного воспитания; взаимоотношения родителей со школой Анкеты и тесты для родителей.

Методы и  методики

  • Сочинения и  рисунки учащихся («Моя семья», «Мой выходной день»…).  Описание учащимися своего генеалогического древа.  Сочинения родителей.  Педагогические консилиумы.  Посещение семьи.  Психолого-педагогическое консультирование (беседы).  Методика незаконченных предложений
Цель  использования методики (вид диагностики) Привлечение родителей к сотрудничеству со школой (предварительная диагностика) Необходимая информация   Информационные  запросы родителей; ориентация родителей  в сфере образования, наличие  свободного времени, материальных и  профессиональных возможностей Методы и  методики Анкеты для  родителей.   Беседы с родителями.   Дискуссионные собрания.   Проведение «круглых столов».

Цель  использования методики (вид диагностики)

  • Привлечение родителей к сотрудничеству со школой (предварительная диагностика)

Необходимая информация

Информационные  запросы родителей; ориентация родителей  в сфере образования, наличие  свободного времени, материальных и  профессиональных возможностей

Методы и  методики

Анкеты для  родителей.  Беседы с родителями.  Дискуссионные собрания.  Проведение «круглых столов».

Цель  использования методики (вид диагностики)  Информационно-просветительская работа с родителями   (предварительная и оперативная диагностика) Необходимая информация  Правовая, психолого-педагогическая компетентность родителей в проблемах  обучения и воспитания. Методы и  методики  Анкетирование и тестирование родителей.   Наблюдение.   Беседы с родителями.   Обсуждение педагогических ситуаций.   Деловые и сюжетно-ролевые игры.   Психолого-педагогическое консультирование.   Тренинги, практикумы…

Цель  использования методики (вид диагностики)

Информационно-просветительская работа с родителями  (предварительная и оперативная диагностика)

Необходимая информация

Правовая, психолого-педагогическая компетентность родителей в проблемах  обучения и воспитания.

Методы и  методики

Анкетирование и тестирование родителей.  Наблюдение.  Беседы с родителями.  Обсуждение педагогических ситуаций.  Деловые и сюжетно-ролевые игры.  Психолого-педагогическое консультирование.  Тренинги, практикумы…

Цель  использования методики (вид диагностики) Внутришкольный  мониторинг (итоговая диагностика) Необходимая информация  Удовлетворенность родителей качеством воспитательной работы Методы и методики Наблюдение.   Анкеты для родителей.   Методика незаконченных предложений.   Беседы с родителями.   «Круглые столы»…

Цель  использования методики (вид диагностики)

Внутришкольный  мониторинг (итоговая диагностика)

Необходимая информация

Удовлетворенность родителей качеством воспитательной работы

Методы и методики

Наблюдение.  Анкеты для родителей.  Методика незаконченных предложений.  Беседы с родителями.  «Круглые столы»…

Многоплановая работа по данным направлениям должна быть систематизирована в карте социального сопровождения  ученика и его  семьи, в которой  обобщены результаты психолого-педагогической диагностики ученика и его семьи.
  • Многоплановая работа по данным направлениям должна быть систематизирована в карте социального сопровождения  ученика и его  семьи, в которой  обобщены результаты психолого-педагогической диагностики ученика и его семьи.
Представленная в ней информация позволит учителю: Легко составить социальный паспорт семьи и представить другую информацию, запрашиваемую администрацией и другими органами. Целесообразно и целенаправленно планировать воспитательную работу с классом в целом и каждым учеником в отдельности. Сделать оптимальный выбор наиболее эффективных методов и приемов работы с учеником, классом и родителями, не вступая в противоречие с традициями и принципами семейного воспитания. Выбирать правильный стиль общения с учеником и его семьей в конкретной ситуации и наиболее эффективные меры педагогического воздействия при подготовке к индивидуальным консультациям (беседам). Избегать или предотвращать развитие конфликтных ситуаций. Плодотворно сотрудничать с родителями, привлекая их к воспитанию, организации внеклассной и досуговой деятельности школьников.

Представленная в ней информация позволит учителю:

  • Легко составить социальный паспорт семьи и представить другую информацию, запрашиваемую администрацией и другими органами.
  • Целесообразно и целенаправленно планировать воспитательную работу с классом в целом и каждым учеником в отдельности.
  • Сделать оптимальный выбор наиболее эффективных методов и приемов работы с учеником, классом и родителями, не вступая в противоречие с традициями и принципами семейного воспитания.
  • Выбирать правильный стиль общения с учеником и его семьей в конкретной ситуации и наиболее эффективные меры педагогического воздействия при подготовке к индивидуальным консультациям (беседам).
  • Избегать или предотвращать развитие конфликтных ситуаций.
  • Плодотворно сотрудничать с родителями, привлекая их к воспитанию, организации внеклассной и досуговой деятельности школьников.
Все это в  свою очередь явится залогом создания оптимальных условий и высокой  эффективности воспитательной работы.
  • Все это в  свою очередь явится залогом создания оптимальных условий и высокой  эффективности воспитательной работы.