Просмотр содержимого документа
«Посещение детей на дому»
Изучение семьи!
Выполнила: учитель начальных классов ГКОУ «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся г. Троицка
Тромбач Ольга Валерьевна
- Добиться высоких результатов воспитательной работы невозможно без сотрудничества с родителями учеников, без информации о семье, в которой живет и воспитывается ученик.
- Ведь семья – это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:
- социально-культурный (зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества);
- социально-экономический (определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе);
- технико-гигиенический (зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни);
- демографический (определяется структурой семьи).
Семья, призвана решать следующие задачи семейного воспитания:
- гармоническое развитие ребенка;
- забота о здоровье детей;
- помощь в учении;
- трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
- помощь в социализации личности и ее самореализации;
- формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
- забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
- развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
- подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
- половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.
В сложных современных условиях семье требуется систематическая и
квалифицированная помощь со стороны школы.
К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:
информационная;
воспитательно-развивающая;
формирующая;
охранно-оздоровительная;
контролирующая;
бытовая.
Задачи взаимодействия:
- формирование активной педагогической позиции родителей;
- вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
- активное участие родителей в воспитании детей.
Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок» или ориентироваться только на интуицию. Необходимо изучать семью ученика.
При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики:
- наблюдение;
- беседу;
- тестирование;
- анкетирование;
- деловые игры;
- материалы детского творчества и творчества родителей.
Изучение семьи дело тонкое, деликатное.
Педагогу важно соблюдать следующие правила:
- Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.
- Изучение должно быть целенаправленным, планомерным, систематичным.
- Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны и применяться в комплексе.
- Результаты изучения являются конфиденциальной информацией, а при необходимости использования должны озвучиваться только в процентном соотношении.
Использование классным руководителем психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и ожидаемых результов. Классный руководитель должен ответить на следующие вопросы:
- Что я хочу получить в результате диагностики?
- Как я буду работать с полученным материалом?
- Что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?
3 вида диагностики:
- предварительная (необходима при знакомстве с семьей, подготовке родительских собраний, тематических консультаций, внеклассных мероприятий, организации поездок и экскурсий, при планировании внеклассной работы …);
- оперативная (необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся);
- итоговая (проводится в конце учебного года по результатам работы).
Отбор диагностических инструментариев , основывается на следующих принципах:
- гуманизм (полученная информация ни в коем случае не должна повредить тому, кто сообщил вам сведения о себе);
- валидность (определяется тем, насколько выбранный метод изучения семьи соответствует поставленным целям);
- точность (соответствие результатов изучения уровню измеряемого качества);
- надежность (определяется тем, насколько результаты изучения устойчивы при повторных измерениях);
- корректность (определяется качеством диагностического материала).
- В зависимости от поставленных целей все методики изучения семьи можно разбить на 4 блока (по основным направлениям взаимодействия):
Цель использования методики (вид диагностики)
- Изучение и сопровождение семьи (предварительная и оперативная диагностика)
Необходимая информация
Социально-демографическая характеристика семьи: социально-демографический портрет семьи; организация и принципы семейного воспитания; взаимоотношения родителей со школой Анкеты и тесты для родителей.
Методы и методики
- Сочинения и рисунки учащихся («Моя семья», «Мой выходной день»…). Описание учащимися своего генеалогического древа. Сочинения родителей. Педагогические консилиумы. Посещение семьи. Психолого-педагогическое консультирование (беседы). Методика незаконченных предложений
Цель использования методики (вид диагностики)
- Привлечение родителей к сотрудничеству со школой (предварительная диагностика)
Необходимая информация
Информационные запросы родителей; ориентация родителей в сфере образования, наличие свободного времени, материальных и профессиональных возможностей
Методы и методики
Анкеты для родителей. Беседы с родителями. Дискуссионные собрания. Проведение «круглых столов».
Цель использования методики (вид диагностики)
Информационно-просветительская работа с родителями (предварительная и оперативная диагностика)
Необходимая информация
Правовая, психолого-педагогическая компетентность родителей в проблемах обучения и воспитания.
Методы и методики
Анкетирование и тестирование родителей. Наблюдение. Беседы с родителями. Обсуждение педагогических ситуаций. Деловые и сюжетно-ролевые игры. Психолого-педагогическое консультирование. Тренинги, практикумы…
Цель использования методики (вид диагностики)
Внутришкольный мониторинг (итоговая диагностика)
Необходимая информация
Удовлетворенность родителей качеством воспитательной работы
Методы и методики
Наблюдение. Анкеты для родителей. Методика незаконченных предложений. Беседы с родителями. «Круглые столы»…
- Многоплановая работа по данным направлениям должна быть систематизирована в карте социального сопровождения ученика и его семьи, в которой обобщены результаты психолого-педагогической диагностики ученика и его семьи.
Представленная в ней информация позволит учителю:
- Легко составить социальный паспорт семьи и представить другую информацию, запрашиваемую администрацией и другими органами.
- Целесообразно и целенаправленно планировать воспитательную работу с классом в целом и каждым учеником в отдельности.
- Сделать оптимальный выбор наиболее эффективных методов и приемов работы с учеником, классом и родителями, не вступая в противоречие с традициями и принципами семейного воспитания.
- Выбирать правильный стиль общения с учеником и его семьей в конкретной ситуации и наиболее эффективные меры педагогического воздействия при подготовке к индивидуальным консультациям (беседам).
- Избегать или предотвращать развитие конфликтных ситуаций.
- Плодотворно сотрудничать с родителями, привлекая их к воспитанию, организации внеклассной и досуговой деятельности школьников.
- Все это в свою очередь явится залогом создания оптимальных условий и высокой эффективности воспитательной работы.