СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Последовательность введения звуков в речь у детей с ТНР

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматривается последовательная постановка звуков у детей дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Последовательность введения звуков в речь у детей с ТНР»

Звуки, которые нельзя ставить одновременно.


При постановке звуков у детей с нарушением звукопроизношения нельзя одновременно ставить:

-Звуки, принадлежащие к одной группе: свистящие, шипящие, губно-зубные, сонорные, заднеязычные.

-Звуки из групп свистящих и шипящих.

Звуки , которые нельзя ставить одновременно, если они произносятся похожим образом:

- Губно-зубные ([ф-в]) со свистящими и шипящими звуками (если они произносятся похожим образом - [ш] или [с] похож на [ф]).

- Шипящие и заднеязычные, когда они произносятся похожим образом ([ш] похож на [х]).

-Свистящие и [т' - д'], когда в произношении [с] похож на [т].

-Заднеязычные и [т' - д'], когда [к] заменяется на [т].

- Звук [л] и губно-зубные звуки, когда [л] напоминает [в].

-Сонорные звуки ([л], [р] [й]) и заднеязычные, когда произношение сонорных напоминает звук [г], когда ребёнок путает эти звуки в словах при произношении, на слух, на письме.

-Звук [х] и губно-зубные звуки, когда [х] похож на [ф].

- Звуки [т' - д'] и [ч - щ], когда произношение [т'] похоже на [ч].

- Звуки [ч - щ] и заднеязычные, если звук [ч] напоминает мягкий звук [к'].

Звуки, которые можно ставить одновременно:

- Свистящие и заднеязычные звуки.

- Шипящие и сонорные звуки.

-Свистящие и сонорные звуки.

-Звуки [т' - д'] и сонорные звуки.

-Губно-зубные и звуки [р] и [й].

-Звуки [ш-ж] и [т' - д'].

Если ребёнок смягчает какие-то звуки, нужно поставить их в первую очередь.

Дополнительные правила постановки звуков. Эти правила не являются обязательными, но их желательно придерживаться для ускорения постановки звуков и для облегчения работы над ними.

- Перед началом систематической работы над звуками нужно попытаться выявить у ребёнка те звуки, которые можно легко и быстро ему поставить. Для этого нужно попробовать поставить ребёнку каждый из звуков (в том порядке, в каком они приводятся в практикуме по формированию произношения) каким-нибудь простым и быстрым в исполнении способом. Может получиться так, что какие-то звуки вдруг пойдут у ребёнка очень легко, практически без особой работы над ними.

Вы можете начать работу над одним звуком, например над [ж], а у ребёнка на каком-то этапе вдруг совершенно неожиданно выскочит другой звук, например, [р]. Этим нужно обязательно воспользоваться – довести до конца постановку случайно возникшего звука и ввести его в речь и только после этого возвратиться к тому звуку, над которым вы первоначально работали.

-Звук [р] считается самым сложным. Поэтому, если у ребёнка уже есть французское произношение этого звука, ставить его нужно последним. Но если ребёнок как-нибудь иначе произносит звук [р], попытайтесь поставить ему его как можно раньше. Это нужно сделать для того, чтобы предупредить формирование у ребёнка грассирующего звука [р], который потом будет достаточно трудно исправить. Если звук не будет получаться, отложите работу над ним, потому что звук действительно трудный. Но если вам удастся поставить ребёнку промежуточный по отношению к [р] звук (одноударный), его нужно будет закрепить и временно ввести в речь ребёнка уже полноценное его произношение.

Однозначно, отталкиваясь от структуры дефекта, развиваем фонематические процессы, работаем над моторикой, выравниваем мышечный фон. Как следствие, в благодарность, организм ребёнка неожиданно откликается появлением правильных звуков. Постановка звуков тоже удивляет: например, работаешь над [л], готовишь почву для [р] и шипящих. Встаёт первым тот звук, который «созрел». Нужно пробовать постучаться во все ворота, какие – то откроются быстрее, какие-то позже.