Звуки, которые нельзя ставить одновременно.
При постановке звуков у детей с нарушением звукопроизношения нельзя одновременно ставить:
-Звуки, принадлежащие к одной группе: свистящие, шипящие, губно-зубные, сонорные, заднеязычные.
-Звуки из групп свистящих и шипящих.
Звуки , которые нельзя ставить одновременно, если они произносятся похожим образом:
- Губно-зубные ([ф-в]) со свистящими и шипящими звуками (если они произносятся похожим образом - [ш] или [с] похож на [ф]).
- Шипящие и заднеязычные, когда они произносятся похожим образом ([ш] похож на [х]).
-Свистящие и [т' - д'], когда в произношении [с] похож на [т].
-Заднеязычные и [т' - д'], когда [к] заменяется на [т].
- Звук [л] и губно-зубные звуки, когда [л] напоминает [в].
-Сонорные звуки ([л], [р] [й]) и заднеязычные, когда произношение сонорных напоминает звук [г], когда ребёнок путает эти звуки в словах при произношении, на слух, на письме.
-Звук [х] и губно-зубные звуки, когда [х] похож на [ф].
- Звуки [т' - д'] и [ч - щ], когда произношение [т'] похоже на [ч].
- Звуки [ч - щ] и заднеязычные, если звук [ч] напоминает мягкий звук [к'].
Звуки, которые можно ставить одновременно:
- Свистящие и заднеязычные звуки.
- Шипящие и сонорные звуки.
-Свистящие и сонорные звуки.
-Звуки [т' - д'] и сонорные звуки.
-Губно-зубные и звуки [р] и [й].
-Звуки [ш-ж] и [т' - д'].
Если ребёнок смягчает какие-то звуки, нужно поставить их в первую очередь.
Дополнительные правила постановки звуков. Эти правила не являются обязательными, но их желательно придерживаться для ускорения постановки звуков и для облегчения работы над ними.
- Перед началом систематической работы над звуками нужно попытаться выявить у ребёнка те звуки, которые можно легко и быстро ему поставить. Для этого нужно попробовать поставить ребёнку каждый из звуков (в том порядке, в каком они приводятся в практикуме по формированию произношения) каким-нибудь простым и быстрым в исполнении способом. Может получиться так, что какие-то звуки вдруг пойдут у ребёнка очень легко, практически без особой работы над ними.
Вы можете начать работу над одним звуком, например над [ж], а у ребёнка на каком-то этапе вдруг совершенно неожиданно выскочит другой звук, например, [р]. Этим нужно обязательно воспользоваться – довести до конца постановку случайно возникшего звука и ввести его в речь и только после этого возвратиться к тому звуку, над которым вы первоначально работали.
-Звук [р] считается самым сложным. Поэтому, если у ребёнка уже есть французское произношение этого звука, ставить его нужно последним. Но если ребёнок как-нибудь иначе произносит звук [р], попытайтесь поставить ему его как можно раньше. Это нужно сделать для того, чтобы предупредить формирование у ребёнка грассирующего звука [р], который потом будет достаточно трудно исправить. Если звук не будет получаться, отложите работу над ним, потому что звук действительно трудный. Но если вам удастся поставить ребёнку промежуточный по отношению к [р] звук (одноударный), его нужно будет закрепить и временно ввести в речь ребёнка уже полноценное его произношение.
Однозначно, отталкиваясь от структуры дефекта, развиваем фонематические процессы, работаем над моторикой, выравниваем мышечный фон. Как следствие, в благодарность, организм ребёнка неожиданно откликается появлением правильных звуков. Постановка звуков тоже удивляет: например, работаешь над [л], готовишь почву для [р] и шипящих. Встаёт первым тот звук, который «созрел». Нужно пробовать постучаться во все ворота, какие – то откроются быстрее, какие-то позже.