СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Последовательность выполнения натюрморта в акварельной живописи

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выполнение учебного задания постановки натюрморта в 4 классе ДХШ. Методические рекомендации. Цель - актуализация изобразительных компетенций учащихся выпускного класса. Визуальные материалы с описанием процесса работы акварелью. 

Просмотр содержимого документа
«Последовательность выполнения натюрморта в акварельной живописи»

«Последовательность выполнения сложного натюрморта

в многослойной акварели»

Автор

Николаева И. Ю.


Натурные постановки в выпускном классе ДХШ отличаются сложностью, как по составу так и по содержанию. На заключительном этапе обучения учащиеся осваивают особенности письма акварелью многокомпонентного натюрморта при сложном освещении. Предметы в постановке имеют различные фактуры по материальности, сложные оттенки цвета, разнообразный характер комплектации сложной формы и деталей. Эти отличительные особенности являются новой сложной ступенью в освоении юными художниками базовых приемов письма акварелью натурной постановки

К четвертому году обучения учащиеся научились основным приемам работы акварелью, изучению в процессе наблюдения объемной формы, изображению средствами акварели пластики предметной формы в пространстве. В данном задании продолжается актуализация приобретенных учениками в процессе обучения в ДХШ изобразительных компетенций.

В классическом понимании, работа в этой манере ведется акварелью по сухой бумаге: кистью наносится контурный рисунок и потом ею же разрабатываются тени. Из такого способа работы сформировались мозаичная манера письма, по преимуществу корпусными, то есть непрозрачными, укрывистыми акварельными красками, и манера письма прозрачными лессировочными красками, которую принято называть техникой многослойной живописи. К выпускному классу все учащиеся в той или иной степени, но в основных приемах освоили данную технику письма постановки натюрморта.

Цель данных материалов заключается в актуализации знаний и навыков о способах и последовательности ведения работы над постановкой в технике многослойной акварельной живописи у обучающихся выпускных классов.

Методические рекомендации составлены с представлением визуального ряда, который показывает последовательность работы, разделяя ее на части. Вначале дана общая характеристика постановки и фото натюрморта. В 1 первой части работы представлены основные этапы подготовительного рисунка. Далее в каждой части дано описание ведения письма, основные акценты на которые обучающимся следует акцентировать внимание.

К методической разработке представлено приложение, которое показывает последовательность выполнения натюрморта в форме видеоролика. Данный материал поможет детям просмотреть процесс работы в динамической последовательности, что поможет кратко повторить основные части выполнения задания.

Материалы можно применят для закрепления знаний о последовательности многослойного письма акварелью в процессе работы над учебным заданием постановки натюрморта в ДХШ.


Общая характеристика постановки натюрморта


Постановка натюрморта составлена в контрастной гамме, освещение сложное, фронтальное, из искусственного источника теплого оттенка.






1 часть

Выполнение рисунка, общее композиционное размещение на формате А3


Выполнение рисунка постановки начинается с общей компоновки в формате листа, затем намечаются основные части натюрморта по общим массам форм предметов с пропорциональными отношениями. Постепенно выполняется прорисовка предметов в планах постановки, учитывая перспективные изменения формы в пространстве.


2 часть

Начало работы цветом, определение общих цвето-тоновых отношений


Перед началом работы цветом отмечаются основные акценты в постановке по контрастам цвето-тоновых отношений. Натюрморт составлен из предметов теплого оттенка и темного ахроматического тона кувшина на холодном фоне в горизонтальной плоскости и нейтральном в вертикальном. Освещение сложное - верхний фронтальный свет образует множество рефлексов и тоновых переходов от контрастного теплого до прохладного в тенях синего фона и нейтрального на втором и третьем планах. Значит на первом этапе работы важно передать в общих заливках характер отношений предметов и фона в тоне и цвете. В начале кистью выполняются большой величины свободные заливки с учетом цветовых отношений и общего колорита. В каждую часть этюда добавляются холодные синие тона и теплые оранжево-желтые, отмечаются теплыми оттенками освещенные части постановки.


3 часть

Выделение центра композиции по цвету и тону


С ледующая стадия работы – это выделение теневых частей предметов и акцент на центре композиции постановки, так как кувшин является самой темной по тону частью натюрморта. Важно помнить об изменении собственного оттенка элементов постановки в условиях данного освещения, о движении теплых к прохладным тонам в теневые части от холодных к теплым в освещенные, особенно к первому плану.


4 часть

Работа над формой предметов средствами акварели


Н а следующем этапе письма начинается проработка объема и формы предметов по полутеням и основным рефлексам. В этюде появляется дробность, что неизбежно на данной стадии работы. Продолжается работа над соединением по колориту всех предметов с помощью рефлексов, пишутся тени на дальнем и первом планах, подчеркивается характер освещения.


5 часть

Работа над материальностью частей постановки


С ледующая часть работы – детализация и усиление контраста по фактуре материала предметов постановки: керамического кувшина, стеклянной поверхности кувшина справа, цветной драпировки первого плана. В многослойной живописи акварелью неизбежно появляются несколько сухие по живописному слою места в этюде. Применяется промывка «глухих» частей, чтобы вернут прозрачность в теневых местах этюда.


6 часть

Завершающая часть письма постановки


На завершающей стадии работы все части этюда объединяются по пространственному расположению предметов. Нужно увести тон корзины в глубину третьего плана и в полутень по цвету с помощью прохладных оттенков, сделать обобщеннее форму винограда, также связав его средними по теплоте оттенками с корзиной, добавить зеленоватых оттенков в белый кувшин третьего плана, увести вертикальный фон также в глубину постановки на дальний план по тону, смягчить слишком теплый тон драпировки рядом с темным кувшином, усилить контрасты тона и цвета на первом плане в объемной форме яблока, подчеркнуть переход горизонтальной части драпировки в вертикальную на первом плане. Завершение работы над постановкой натюрморта – это просмотр общего колорита и гармонии всех элементов в общей композиции листа.