Тема: Последствия войны: революции и распад империй.
Цели урока: создать условия для овладения учащимися знаниями о последствиях Первой мировой войны через работу с учебником и дополнительными источниками информации, анализ и обоснование собственных выводов на основе этой информации.
Задачи урока:
раскрыть существенные признаки терминов и понятий «Великая российская революция», «восстание масс», «коммунистические партии», «Коминтерн», «Союз Спартака», «Баварская советская республика», «Веймарская республика», «фашизм», «кемализм»;
разъяснить связь Великой российской революции с революциями в Европе;
углубить знания учащихся о социальных сдвигах, произошедших в европейском обществе в итоге Первой мировой войны;
формировать умения составлять рассказ на основе данных учебника и исторических документов, анализировать тексты документов и выделять в них логические части;
расширять словарный запас учащихся;
воспитывать уважительное отношение к истории и традициям европейских стран.
Планируемые результаты: предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать её данные; овладевать целостными представлениями об историческом пути европейских стран после окончания Первой мировой войны; давать образную характеристику исторических личностей;
Метапредметные УДД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью ноутбука; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; давать определение понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять существенную информацию из текстов разных видов;
Личностные результаты УДД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; осваивать новый материал.
Основные понятия и термины: Великая российская революция, восстание масс, коммунистические партии, Коминтерн, Союз Спартака, Баварская советская республика, Веймарская республика, фашизм, кемализм
Оборудование: проектор; иллюстрации к уроку
Тип урока: комбинированный
Форма урока: индивидуальная и групповая работа учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний по теме прошлого урока.
Здравствуйте, ребята. Мы с вами на прошлом уроке проходили тему Политическое развитие в 1920-е гг. в нашей стране. Давайте вспомним этот материал (слайд 1).
Задание 1 – терминологическая разминка: https://learningapps.org/watch?v=pty1z07jk22
(слайд 2)
Задание 2 – задание из ЕГЭ 2023. Укажите событие, к годовщине которого приурочен выпуск марки. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа (слайды 3-4).
Задание 3 – работа по вопросам и заданиям на с. 114 (слайд 5).
Переход от Первой мировой войны к миру оказался болезненным и длительным процессом для стран как победивших, так и побеждённых. Война разорила многие страны и обострила социальные проблемы, разрушила хозяйственные, политические системы, существовавшие в Европе до войны.
В результате лишения периода войны выбили из привычной жизни десятки миллионов людей, довели до нищеты и голода прежде всего жителей городов. Нелёгким оказалось и положение солдат, которые вернулись с фронта (слайд 6).
О последствиях войны, революциях и распаде империй мы и будем вести речь на нашем уроке. (слайд 7).
Тема урока: «Последствия войны: революции и распад империй» (слайд 8).
План (слайд 9):
Последствия Первой мировой войны
Революция в Германии 1918-1919 гг.
Распад Австро-Венгерской империи
Распад Российской империи
Антиколониальные выступления в Азии и Северной Африке
Революция в Турции 1918-1923 гг. и кемализм
Проблемный вопрос (слайд 10)
В чём главные различия революций в Германии и России? Могла ли, по вашему мнению, революция в России пойти по германскому сценарию?
III. Работа по теме урока.
1. Последствия Первой мировой войны (слайд 11)
Работая с текстом учебника на с. 43-45 читаем 1 пункт параграфа 5, и отвечаем на следующие вопросы:
Какие социальные сдвиги произошли в европейском обществе в итоге Первой мировой войны?
Почему утрата социального статуса толкает людей к восприятию радикальных взглядов и крайностям общественного поведения?
Слайд 12. Итак, вы узнали о последствиях Первой мировой войны, которые оказались очень болезненными для европейских стран. Выпишите в свой исторический словарь новые понятия: ВЕЛИКАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, ВОССТАНИЕ МАСС, КОММУНИСТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, КОМИНТЕРН, ФАШИЗМ
Слайд 13. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ. Какие особенности имели революции в европейских странах сейчас мы с Вами рассмотрим на примере групповой работы.
Слайд 14. Учащиеся делятся на три группы, каждая работает со своей частью.
1 ГРУППА – Революция в Германии 1918-1919 гг. (с. 45-46)
2 ГРУППА – Распад Австро-Венгерской империи (с. 46-48)
3 ГРУППА – Распад Российской империи (с. 48)
(учащимся даётся время для чтения).
Вопросы к группам.
1 ГРУППА – Революция в Германии 1918-1919 гг. (слайд 15).
К каким последствиям привела революция в Германии?
Работаем по плану:
Новое правительство и его меры
Различные политические течения в Германии
Причины краха Баварской советской республики
Веймарская республика
2 ГРУППА – Распад Австро-Венгерской империи (слайд 16).
Как проходила революция в А-В империи?
Работаем по плану:
Почему Австрийская революция имела много общего с германской?
Как проходила революция в Венгрии? Выделите особенности.
Какие различия Вы увидели при образовании Чехословакии и Югославии? В чём они проявились?
3 ГРУППА – Распад Российской империи слайд 17).
Укажите главные причины распада Российской империи.
Работаем по плану:
Две главные причины.
Как в Польша и Финляндия стали республиками?
Как проходила Гражданская война в Прибалтике?
В каких условиях появился СССР?
(Выслушиваем представителей групп).
Слайд 18. После войны народы колоний и зависимых стран надеялись на обретение свободы и независимости. Однако колониальные державы ограничились несуществующими реформами управления. Колонии Германской и Османской империй были поделены между победителями. Призывы Советской России к народам Востока подняться на борьбу за независимость способствовали росту антиколониальных выступлений. Выпишите даты пункта 4 параграфа 5 на с. 49. Дописать.
Афганистан завоевал независимость в…
Персия (Иран с 1935 г.) опираясь…
С Турцией, Ираном, Афганистаном Советская Россия подписала…
Восстания в 1919 г. в Корее…
Восстание в 1920 г. в Ираке…
Восстания в Египте в 1919 и 1921 гг.….
Слайд 20. Революция в Турции 1918-1923 гг. и кемализм. Отвечаем, опираясь на иллюстрации.
Слайд 21. Запись в тетрадь. Определение. КЕМАЛИЗМ - - идеология турецкого национализма, выдвинутая Мустафой Кемалем Ататюрком. Доныне считается официальной идеологией Турецкой республики.
Работа по группам (слайд 22).
- 1 ГРУППА. Работая с текстом пункта 6-го параграфа 5, перечислите реформы Кемаля (с. 49).
- 2 ГРУППА. Работая с таблицей «Этнический состав государств Восточной Европы (%)» на с. 50, объясните причины пёстрого национального состава населения вновь созданных государств.
Заслушиваем ответы групп.
IV. Подведение итогов урока (слайд 23).
Игровое задание. Проверим результаты нашей работы с помощью игры. На экране будут вопросы, на которые вы должны ответить. Побеждает тот, кто ответит быстрее и точнее всех.
Закрепление. Фронтальный опрос. https://learningapps.org/watch?v=pkkhzk2aa22
Оценки. Рефлексия (слайд 24) Что вы узнали сегодня на уроке? Предлагает поделиться впечатлениями от урока? Благодарю за внимание, работу учащихся.
- Какой же у нас получился урок?
- Закончим наш урок по Новейшей истории
Домашнее задание (открыли дневники) (слайд 25)
Параграф 5, работа по вопросам первого уровня на с. 50; знать новые термины и понятия