СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока: "Последствия войны: революции и распад империй"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена технологическая карта урока: "Последствия войны: революция и распад империй" к учебнику История. Всеобщая история. Новейшая история. Сороко-Цюпа О.С. и др. под ред. Искандерова А.А.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока: "Последствия войны: революции и распад империй"»

Мартыненко В.О.

Технологическая карта урока

Тема урока

Последствия войны: революции и распад империй (§ 4)

(10 класс)


Цель урока:

Сформировать представление о последствиях Первой мировой войны в виде масштабных революций, повлекших за собой распад крупнейших мировых империй: Российскую, Германскую, Австро-Венгерскую и Османскую.

Планируемые результаты:

- личностные

• формирование неприятия любых видов насилия, в том числе революций и военных действий;

• понимание необходимости мирного разрешения социальных конфликтов, в обход силовых методов;

- метапредметные

• осуществлять постановку учебной задачи;

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами;

• определять собственное отношение к историческим событиям;

• выстраивать развернутый ответ в соответствии с заданием, целью;

• на основе анализа текста учебника выделять главное и второстепенное, сравнивать, выделять общие черты и особенности, формулировать выводы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать в группе, участвовать в публичном представлении результатов индивидуальной и групповой деятельности;

- предметные

знание

• последствий Первой мировой войны для европейского общества;

• сущности общественно-политического явления «восстания масс»;

• хронологии исторических событий европейских стран в годы революций;

• причин антиколониальных и революционных выступлений в странах Азии, Африки и Турции;

умение

• анализировать текст исторического источника о «восстании исторических масс»;

• сопоставлять и сравнивать особенности революционного движения в нескольких европейских странах;

• систематизировать учебный материал о последствиях Первой мировой войны, фактами иллюстрировать теоретические положения, отражающие эти последствия;

• различать ведущие политические идеологии, господствовавшие в мире, и активизировавшие свою деятельность из-за Первой мировой войны;

понимание

• причин антиколониальных и революционных общественных выступлений в странах Азии, Северной Африки и Турции;

оценивание

• влияния Первой мировой войны на исторические судьбы мировых держав;

Основные понятия и термины: «восстание масс», революция, фашизм;

Основные даты: 3 ноября 1918 г. – начало революции в Германии;

Персоналии: Ф. Эберт, Р. Люксембург, Мустафа Кемаль;

Тип урока: урок изучения нового материала;

Образовательные ресурсы: учебник А.О. и О.С. Сороко-Цюпа Всеобщая история. Новейшая история, раздаточный материал, проектор, презентация.





Этапы

Содержание урока

Методические приемы

1

Организационный момент


Приветствие, проверка присутствующих, организация начала урока.





Вывод по предыдущей теме: итак, несколько прошлых уроков мы изучали одно из ужасающих событий начала XX века, разделивших мир на «до» и «после» – Первую мировую войну. Давайте вспомним когда и с каких событий началась Первая мировая война? (Она началась 28 июля 1914 года, когда Австро-Венгрия объявила войну Сербии, затем России и Франции. Поводом стало убийство наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда членом националистической сербской организации Гаврилой Принципом). Какие страны стали участниками войны? (Российская империя, Австро-Венгерская империя, Германская империя, Франция, Великобритания, Италия, Турция, Сербия, Болгария, Черногория, Бельгия и др. Война постепенно охватывала все больший географический масштаб).

Какие основные события мы можем вспомнить? (Реализация и провал плана Шлиффена – немецкой стратегии ведения войны, кампании 1914 г. на Западном и Восточном фронтах: битва на Марне, «бегство к морю», наступление турок в Закавказье, военно-морские сражения с участием немецкого и английского флота. В 1915 г. война стала охватывать все большие масштабы, на Восточном фронте доблестно сражалась российская армия на территориях Польши, Белоруссии. Символом 1916 г. стала Верденская мясорубка в которой жертвами стало около миллиона человек с той и другой стороны, а также Брусиловский прорыв, который прорвал австро-венгерский фронт на много километров вперед. В 1917 г. Российская империя вышла из войны, а пришедшие к власти большевики заключили сепаратный Брестский мир с Германией. В 1918 г. в сражение под Амьеном Германии было нанесено решающее поражение).


Война продолжалась с 1914 г. по 1918 и закончилась поражением Четверного союза – стран агрессоров. Страны Антанты сумели перехватить инициативу и в ходе решающих сражений нанесли поражение Германии. Она вынуждена была подписать капитуляцию, что и произошло в Компьенском лесу 11 ноября 1918 г.

Первая мировая война считается самым кровавым и разрушительным событием за всю предыдущую историю. Участницами стали 33 страны, свыше 10 млн. человек погибло на боях сражений. Разорительная война, стала бременем для всех стран без исключения; разрушение традиционной экономики стран; глубокие социальные проблемы – огромные человеческие жертвы, нищета, голод, многие остались без крова над головой, распались несколько сильнейших империй.


Переход: однако противоречия в этих самых империях существовали еще до Первой мировой войны, война стала лишь катализатором, послужившим росту общественной мысли, политической активности людей. Не только поражение в тех или иных сражениях способствовали распаду государств. Изменилось общественное мнение и самосознание. Люди устали от войны и готовы были что-то менять.

3.

Подготовка школьников к восприятию новой темы


Давайте запишем Тему урока: Последствия войны: революции и распад империй


Исходя из названия темы урока и знаний, полученных на предыдущих уроках, какую цель урока мы можем назвать?

Цель: узнать о общественно-социальных последствиях Первой мировой войны, о последствиях войны в виде масштабных революций, повлекших за собой распад крупнейших мировых империй: Российскую, Германскую, Австро-Венгерскую и Османскую.


Проблемный вопрос: почему у ведущих мировых империй не было возможности избежать революции внутри себя и последующего за ними распада государства.

Вводная беседа





Аналитическая беседа



Проблемный вопрос

4.

Изучение нового материала


  1. Последствия Первой мировой войны

На прошлом занятии мы с вами уже разбирали итоги Первой мировой войны и то, на какие жертвы пришлось пойти человечеству чтобы преодолеть это тяжелейшее и кровавое испытание. Сегодня я предлагаю вам подробнее самостоятельно познакомиться с последствиями Первой мировой войны. Вы должны будете проанализировать первый пункт параграфа и выписать в тетрадь в виде перечисления наиболее важные на ваш взгляд последствия?

Последствия войны: 1) разорение как стран победительниц, так и стран побежденных;

2) обострение социальных проблем;

3) разрушение экономических и политических систем;

4) нарушение привычной жизни миллионов людей, массовый общественный шок от ужасов войны;

5) кризис, нищета, безработица, голод, сложности в послевоенном устройстве для фронтовиков;

6) все большее вовлечение народных масс в общественные и политические движение;

7) опасность вовлечения масс в реакционные, стихийные и националистические движения.


В учебнике вам встретилось понятие «восстание масс», как вы его поняли? («Масса – это те, кто плывут по течению и лишены ориентиров» - маргиналы.

Под запись: Опасность массы в том, что она эмоциональна и стихийна, на нее легко могут подействовать влиятельные и амбициозные лидеры. Масса подвластна различным движениям, из которых опасные: радикальные националистические, шовинистические. Она верит в различные обещания лучшей жизни и способна на все.)

Отныне именно массы стали определяющей силой исторического прогресса, люди становились участниками различных политических течений, движений, проникались различными идеологиями. Какие из них существовали ранее, а другим толчок дала Первая мировая война? (либерализм, консерватизм, социализм, национализм – были ранее; коммунистические идеи, фашизм – возникли в течение и после войны)


Под запись: в 1919 году под влиянием коммунистических партий многих государств был создан Коммунистический интернационал (Коминтерн), руководимый большевиками из Москвы. Эта сила стала влиятельной в мировом масштабе.

В ряде стран зародились праворадикальные движения, экстремистские, итальянский фашизм.


  1. Революция в Германии 1918-1919 г.

Революция настигла Германию уже на последних этапах Первой мировой войны, страна была морально и экономически истощена, на разных фронтах войны Германия потеряла более миллиона погибшими. Большая часть населения страны не хотела войны.

Под запись: 3 ноября 1918 г. – восстание матросов в Киле. Начало революции в Германии. 9 ноября 1918 – бегство кайзера из страны, объявление Германии республикой.


9 ноября социал-демократы, во главе с Фридрихом Эбертом объявили о создании Германской республики. По политической ориентации правительство занимало умеренную позицию. Германская империя пала – 11 ноября перемирие с Антантой – 12 ноября программа первых преобразований, важным из которой было образование Конституции – раскол партии и появление левых радикалов «Союз Спартака», по примеру Советской России – активизация коммунистической партии, лидеры Р. Люксембург и К. Либкнехт – 5 янв. 1919 г вооруженное выступление рабочих в Берлине – подавлено. Правительство подавило все выступления и не позволило Советам стать серьезной политической силой – Под запись: 31 июля была принята Конституция, а Германия стала Веймарской республикой.


Как вы считаете, почему правительство социал-демократов во главе с Ф. Эбертом не захотело делить власть с Советами? (Это создавало еще большую опасность втягивания Германии в революционные события, страна и так не могла оправиться от поражения в Первой мировой войне. Правительство хотело хоть ненадолго стабилизировать обстановку, тогда как левые радикалы выступали за усиление революции и более активные преобразования, в том числе и политической идеологии, по примеру Советской России. Революционеры не шли на компромисс поэтом проще было их подавить).

  1. Распад Австро-Венгерской империи.

Австро-Венгрия являлась дуалистической монархией, которая также распалась под влиянием общественных масс и негативных последствий Первой мировой войны.

В чем была особенность административно-территориального оформления страны? (Ранее государство существовала из множества различных мелких государств, королевств, территорий, империя была конгломератом множества наций, которые с трудом уживались друг с другом и хотели независимости).


Под запись: 12 ноября 1918 г. – австрийская революция, свержение монархии.

Австрийская революция во многом была похожа на Германскую. Свержение монархии произошло фактически без серьезной борьбы. Уже в 1920 г. правительство опубликовало Конституцию, а Австрия становилась республикой с демократическим политическим режимом. Был принят ряд различных законов, расширяющих социальное законодательство страны, а с пережитками монархии было покончено.


Под запись: 16 ноября 1918 г. – венгерская революция. Она проходила по более сложному сценарию. Изначально провозглашенная республикой, Венгрия стала очагом межнациональных противоречий, государства хотели пересмотра ее границ. Правительство во главе с социал-демократами нашли решение в установлении власти Советов в стране. 21 марта 1919 г . была провозглашена Венгерская советская республика. Которая однако пала из-за внутриполитических проблем и иностранной интервенции. В 1919 г. в Венгрии был вновь провозглашен монархический строй.


Уже в конце октября 1918 г. страны Балканского полуострова Чехия и Словакии объединились в Чехословакию. А сербы, хорваты, словенцы и Черногория объединились в Югославию.

По какому принципу формировались новые государства в австро-венгерском регионе?


(Крупные государственные образования стремились к обособленности и образованию государств с республиканской формой правления, так 12 ноября 1918 года была образована Австрия, а 16 ноября – Венгрия; мелкие же государства стремились к объединению).


  1. Распад Российской империи

Революция в России началась в конце февраля 1917 г.

Под запись: схема Государства возникшие после распада Российской империи.

  1. Распад Российской империи повлек за собой отделение Польского государства;

  2. Отделилась Финляндия, в которой тоже происходила революция, но социалистический строй не утвердился;

  3. Отделились страны Прибалтики: Латвия, Литва, Эстония с буржуазно-республиканским строем. 30 декабря 1922 г. – образование СССР.


  1. Антиколониальные выступления в Азии и Северной Африке. Революция в Турции

Первая мировая война обеспечила также и политические изменения многолетнего положения зависимых стран. После прочтения пятого пункта параграфа вы должны будете ответить на вопрос: Какие цели преследовали это государства и каким государствам их удалось достичь? (Надеялись обрести свободу и независимость, избавиться от экономического и влияния иностранных держав, Афганистан и Иран получили независимость, обрести уступки со стороны властей в вопросах самоуправления. В Азиатских странах национальный подъем привел к незначительным реформам со стороны властей).

Составной частью колониальной борьбы стала и революция в Турции 1918-1923 гг. под руководством Мустафы Кемаля «Аттатюрка». Турция вышла из торговой и финансовой зависимости от европейских стран и встала на путь модернизации по западноевропейскому образцу.


Сюжетное повествование










Рассказ












Объяснение






Работа с учебником











Сюжетное повествование





Работа с условно-графическими ресурсами








Аналитическая беседа



Рассказ










Работа с учебником

















Аналитическая беседа

5.

Закрепление


Итак, почему у ведущих мировых империй не было возможности избежать революции внутри себя и последующего за ними распада государства. Потому что к 1914 каждая из подвергшихся распаду и дальнейшему преобразованию государств было комплексом социальных, политических, экономических и идеологических противоречий. Первая мировая война стала их катализатором, обнажила и в несколько раз актуализировала и без того имеющиеся проблемы, которые общественные массы уже не могли терпеть.


6.

Рефлексия


Облако тегов.

Было трудно…

Меня удивило…

Хотелось бы узнать об этом подробнее…


7.

Организация домашнего задания


задание § 4 читать, пересказывать, отвечать на вопросы в конце параграфа.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!