В послесловии конкурсного задания хотелось бы сформулировать проблему и возможный путь к её решению, абстрагируясь от академического стиля общения. Имея опыт работы в двух школах двух разных регионов России, исключая работу в колледжах так как в них с этой проблемой выстроена на достаточном уровне, приходилось иметь дело с неопределённостью в том, что от меня, как учителя, требуется сдавать в виде отчётов на протяжении всего учебного года.
Существует негласный договор между администрацией сегодняшней школы и учителями школы: необходимо сдавать и заполнять ту документацию, о которой сообщают с помощью планёрок, педагогических советов, письме из электронного журнала или звонка на личный мобильный телефон. Таким образом, отсутствует система выстроенных рабочих отношений касаемо документооборота, так как из года в год форма того или иного отчёта может меняться по различным причинам. Нельзя исключить и тот факт, что количество документооборота может меняться и он нигде не прописан как обязательный: начиная от трудового договора, заканчивая должностными обязанностями или профессиональным стандартом 01.001 «Педагог».
Отдельной темой является классное руководство, особенно после объявления президентом Российской Федерации В.В. Путиным «Необходимостью уже с 1 сентября 2020 года ввести специальную доплату классным руководителям в размере не менее пяти тысяч рублей за счёт средств федерального бюджета», когда в обязанности учителя-классного руководителя начали поступать новые формы отчётности по своему классу и проведённой с учащимися внеклассной работы ничем не регламентированные. Классное руководство как отдельный вид деятельности педагога теперь ещё в большей мере зависит от желаний администрации школы или высшей инстанции (в городе Калининграде это Управление образованием).
Таким образом, автор конкурсной работы, сталкиваясь с неопределенностью в его должностных обязанностях, делает вывод, что большинство указов, приходя с самых разных источников от заместителей директора по учебным параллелям и заканчивая всероссийскими акциями, старался эту работу оптимизировать, создав программное обеспечение (ПО).
Идея создания ПО появилась от желания понимать на работе учителя, что от тебя требуется в определенный период рабочего времени: месяц, четверть, семестр. Основной алгоритм работы программы был описан в академической части конкурсной работы. Заместитель директора по информатизации или системный администратор школы в начале учебного года загружал необходимые формы документации для заполнения на 2-3 месяца вперёд (а лучше на семестр) и, таким образом, был негласный договор между руководством и учителем, что это является частью методической работы в школе.
Учитель в начале учебного месяца скачивает нужные для заполнения формы, работает с ними в нужным период, и уже не может сказать, что был не уведомлён о необходимости заполнить ту или иную «бумагу». Также, способ взаимодействие через «Автоматизированное рабочее место» (АРМ) позволяет указать в трудовом договоре это как обязательный пункт требований к соискателю: необходимость проверять АРМ и загружать необходимые формы отчётности к себе на компьютер, например, в начале каждого месяца.
Получается ситуация, в которой «выигрывают» две стороны рабочих отношений: учитель может не выполнять ту методическую нагрузку, которая появилась позже, уже после наступления месяца (или, по крайней мере, не чувствовать себя виноватым в нарушении трудовых отношений, если администрация школы хаотично добавляется всё новые и новые формы отчётов), а руководитель может объективно потребовать от своих подчинённых заполнения нужных форм и применить к нарушителям трудового договора меры в рамках действующего законодательства.
Конечно, такая идея не решает саму проблему – загруженность учителя документооборотом, но автор видит в этом способе хотя бы первый этап решения проблемы: оптимизация количества документов, официальный договор между руководителем и педагогом через добавление пункта в трудовые отношения под названием «Обязательная проверка АРМ два раза в месяц и заполнение указанных в нём форм отчётности». Автору видится, что этот способ более жизнеспособный, чем рассылка электронных сообщений через системы «Элжур» и, тем более, через мессенджеры на личные мобильные телефоны педагогов, которые они не обязаны проверять и считать за официальное поручение. АРМ «Учитель» не требует подключения к сети Интернет, работает внутри локальной сети образовательного учреждения, имеет интуитивно понятный интерфейс работы, может модифицироваться если получит отклик общественности, а значит может быть жизнеспособным как один из способов решения проблемы конкурсной работы.
На сегодняшний момент также есть проблема внедрения программы в работу. Мы сталкиваемся с набором ограничений для установки программы и введения её в работу. Так как программа представляет из себя лишь авторскую разработку и несмотря на наличие официального статуса «Программное обеспечения для ЭВМ», автор не может единолично, без позволения высших инстанций проводить эксперимент по внедрению ПО в реальные школы Калининграда. Возможно, участие конкурсной работы и её обширная огласка поможет найти экспериментальную школу, готовую на эксперимент.