СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"После лицея. Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина". Разработка урока по УМК Г.С.Меркина. 7 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по изучению стихотворения А.С.Пушкина "К Чаадаеву" с интересными методическими находками (интерактивный метод, развитие речи)

Просмотр содержимого документа
«"После лицея. Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина". Разработка урока по УМК Г.С.Меркина. 7 класс.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Лицей № 60 городского округа Тольятти









Разработка урока по литературе

«После лицея. Свободолюбивые мотивы в стихотворении А.С.Пушкина «К Чаадаеву»

7 класс по ФГОС

УМК: Литература: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013





Автор проекта

Учитель русского языка и литературы

Коробченко Ирина Васильевна











г.о.Тольятти

2016

Пояснительная записка.

Одна из важнейших задач современной школы - воспитать людей образованных и логически мыслящих, привить им навыки грамотного изложения мысли. Осуществление этой задачи возможно лишь при правильной организации повседневной работы по чтению произведений русской классической литературы, развитию письменной и устной речи учащихся.

Основным условием выполнения поставленной задачи является последовательный переход от чтения и пересказа к рассуждению, от изложения к сочинению. И различные устные работы, проводимые с учащимися на уроках литературы в определенной последовательности, представляют систему обучения детей самостоятельному построению и изложению мыслей.

В связи с этим особую значимость приобретают уроки анализа художественного текста как уроки развития речи и творчества. Здесь должна проявиться индивидуальность каждого ученика, должны развиться его творческие способности, любознательность. Логическим завершением подобных уроков является написание учащимися сочинения на заданную тему или составление устного сообщения.

При разработке уроков литературы любого типа мы ставим перед собой задачу применения разнообразных методических приемов и форм организации деятельности учащихся, а также обеспечения благоприятного эмоционального состояния, возникающего у школьника в результате реализации его задатков и способностей, приносящего ему чувство удовлетворения и служащего стимулом для успехов в дальнейшей учебе.

Разработка урока литературы в 7 классе.

Тема урока: После лицея. Свободолюбивые мотивы в стихотворении А.С.Пушкина «К Чаадаеву».

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Образовательные технологии: РКМЧП, ИКТ, интерактивные технологии

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор

Формы работы учащихся: Групповая, индивидуальная

Цели урока: знакомство с ранним творчеством А.С.Пушкина в контексте принципов русского классицизма, изучение идейно-художественных особенностей стихотворения «К Чаадаеву», формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы, организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:

Личностные:

  • осознание эстетической и воспитательной ценности творчества А.С.Пушкина; уважительное отношение к родному языку и литературе; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

  • стремление к речевому самосовершенствованию; усвоение достаточного объема словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
     адекватное понимание информации устного и письменного характера (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  •  владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;  овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:  способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

Предметные:

  • представление о литературном процессе и литературном направлении;

  • проведение анализа поэтического произведения

  • понимание особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;

  • овладение основными стилистическими ресурсами русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Ход урока.


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

1. Этап «Вызов» 5 мин.

1.1. Приветствие учащихся.

1.2. Представление 19 века как продолжающейся эпохи Просвещения, развития наук; определение главных российских учебных заведений – Московский университет, Царскосельский лицей; актуализация знаний о преподавателях и учениках лицея, о культе дружбы, патриотизма и свободы у лицеистов.





1.1. Приветствие учителя

1.2. Ответы на вопросы учителя, актуализация знаний о писателях и поэтах, создававших патриотические и свободолюбивые произведения (М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны», Г.Р.Державин «Властителям и судьям» и др.), чтение стр. 158-160 учебника и определение темы урока «Свободолюбивые мотивы лирики раннего А.С.Пушкина».

2. Этап «Осмысление». 30 мин.

2.1. Представление слайд-шоу о Петербурге А.С.Пушкина и его окружении (текст, сопровождающий презентацию, представлен в приложении к уроку), выявление понимания учащимися желаний и стремлений молодого поколения того времени.

Примерные вопросы:

- Какими нравственно-этическими качествами обладали люди, окружавшие молодого А.С.Пушкина?

- Каким видит свой путь начинающий взрослую жизнь поэт?

2.2. Чтение и анализ стихотворения «К Чаадаеву»

А) Определение особенностей композиции стихотворения



Б) Выявление глубины понимания стихотворения учащимися по вопросам:

- Значение каких слов вызывает затруднение?

- Назовите приемы, с помощью которых Пушкин создает мир наивного детства и мир пылкой юности. Приведите примеры.

- Как вы оцениваете позицию самого поэта: он созерцатель или активный деятель? Приведите доказательства из текста стихотворения.

- Каковы мечты поэта и какое чувство поглощает лирического героя стихотворения?

- Приведите примеры из стихотворения, подтверждающие патриотический настрой лирического героя и определяющие пафос данного стихотворения.

- Определите стиль стихотворения и свяжите этот факт с историей литературы данного периода.


2.1. Просмотр слайд-шоу о Петербурге А.С.Пушкина и окружении поэта, сообщение о П.Я. Чаадаеве (пропедевтическое задание, включая материалы статьи учебника стр. 165-168), определение высоких идеалов патриотизма, свободы у передовой молодежи начала 19 века.




2.2. Чтение и анализ стихотворения «К Чаадаеву»

А) Определение наличия двух частей в композиции стихотворения: детство с его наивностью и юность с ее пылом, жаждой высокого служения.

Б) Объяснение сложных для понимания слов (1 ученик контролирует по толковому словарю правильность ответов учащихся), работа с текстом с применением цитирования, выборка эпитетов, метафор и иных приемов, раскрывающих идею автора, определение понятия «пафос» (патриотический пафос стихотворения), выявление в стихотворении черт классицизма как основополагающего стиля русской литературы рубежа 18-19 веков (высокая лексика, идеал служения Отечеству, положительное начало и т.д.)






2.3. Физкультминутка – мысленное рисование картины.

На фоне музыки (рекомендовано Моцарт) нарисовать встречу на Невском проспекте М.В.Ломоносова и А.С.Пушкина.

2.4.

А) Организация работы в группах для составления диалогов между Ломоносовым и Пушкиным.

Подсказка: для определения возможных общих для Пушкина и Ломоносова тем и проблем вспомнить «Оду на день восшествия…»





Б) Прослушивание составленных диалогов


2.4.

А) Деление на группы и составление воображаемых диалогов между Ломоносовым и Пушкиным.

Примечание: по опыту проведенного урока, опираясь на изученную «Оду» Ломоносова, учащиеся составляют диалоги на 3 основные темы:

- реформирование русского литературного языка;

- напутствие молодому поколению;

- восхваление просвещенной России.

Б) Представление и оценка составленных диалогов по группам

3. Стадия «Рефлексия» 5 мин.

А) Организация процесса подведения итогов








Б) объявление оценок лидерам групп и наиболее активным учащимся

В) объявление домашнего задания: стихотворение А.С.Пушкина «К Чаадаеву» выучить наизусть


А) Составление синквейна и представление вслух:

1. «Пушкин после лицея»

Пример синквейна:

2. вольнолюбивый, ищущий

3. сочиняет, призывает, дружит

4. певец свободы

5. Петербург

Б) оценка ответов одноклассников, выявление лучших ответов

В) запись домашнего задания


Приложение.

Текст – сопровождение презентации «Пушкинский Петербург»

Петербург… С этим городом тесно связан жизненный и творческий путь Пушкина. Каким же был этот город во времена великого поэта? Для внешнего облика Петербурга характерно сочетание воды, пепельно-розового камня и темно-зеленых садов.

Невский проспект. Представим его таким, каким видел его Пушкин. Широкая и прямая улица от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры. Вместо автобусов и автомобилей – сани и кареты. Сквозь запотевшие окна карет виднеются кавалергардские кивера и бархатные капоры. Вообразим, что мимо Гостиного двора идет Пушкин в цилиндре и с тростью.

Дворцовая площадь… Здание Главного штаба… В центре по обеим сторонам Триумфальной арки выстроился почетный караул колонн. Сама арка – один из самых лучших памятников в честь победоносного завершения Отечественной войны 1812 года. Гении славы, парящие над ее пролетом, венчают лаврами вступающих на площадь героев. Туда же, на площадь, устремлена запряженная шестеркой коней колесница Победы. А в центре – триумфальный столп… И невольно вспоминаются пушкинские строки: «Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа». Вот он, этот столп, запечатленный Пушкиным: «Как знак побед, как вестник славы». Высится он над Дворцовой площадью.

В Летнем саду совершались народные гулянья. Здесь часто бывал Пушкин. Он даже называл шутя Летний сад «своим огородом», куда он выходил «в халате и туфлях», так как жил тогда очень близко. Можно представить себе, что по аллее идет Пушкин…

Вскоре мы на Марсовом поле. Во времена Пушкина на этой площади был военный плац. О военных парадах на Марсовом поле поэт писал: «Люблю воинственную живость потешных Марсовых полей».

И наконец – ночной Петербург. Белые ночи. Нева с разведенными мостами.

Люблю тебя, Петра творенье…. (до слов Адмиралтейская игла)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!