СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Последовательное и параллельное соединение проводников

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме "Последовательное и параллельное соединение проводников"

Просмотр содержимого документа
«Последовательное и параллельное соединение проводников»

Класс

8

Предмет

физика

Тема

Последовательное и параллельное соединение проводников.

Цели:

  • познакомить учащихся с последовательным и параллельным соединениями проводников;

  • познакомить учащихся с закономерностями, существующими в цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников;

  • развивать способности учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы.

  • развивать умение решать задачи.


Ссылки:

Календарно-тематическое планирование, программа

Результаты:

Конечный результат любой деятельности – это учащиеся, владеющие определенными знаниями, умениями по данной теме.

Ключевые идеи:

через укрупнение дидактических единиц добиться глубокого понимания темы.

Тип урока:

Обобщение и систематизация знаний.

Наглядные пособия и оборудование:

презентация (приложение); интерактивная доска;

цепи с последовательно и параллельно соединёнными лампочками.

Форма урока

комбинированный

Эпиграф к уроку:

  «Природа так обо всем позаботилась,
что повсюду ты находишь, чему учиться»

Леонардо да Винчи                                                                     


План урока:

  1. Вводная часть. Сообщение учителя.

  2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.

  3. Последовательное и параллельное соединение проводников. Демонстрация, беседа, презентация,   объяснение нового материала,  работа с таблицей.

  4. Закрепление изученного материала.   Решение задач.

  5. Подведение итогов, домашнее задание. Сообщение учителя.

Ход урока

  1. Актуализация знаний. «Деловая корзина»

Изучая тему «Электрический ток», мы встречались с целым рядом физических величин. Назовите их, пожалуйста?

(- Сила тока; обозначается буквой - I; единица измерения - 1А; прибор для определения – амперметр; физический смысл - характеризует электрический ток.

- Напряжение; обозначается буквой - U; единица измерения - 1В; прибор для определения – вольтметр; физический смысл – характеризует электрическое поле.

- Сопротивление; обозначается буквой - R; единица измерения – 1Ом; физический смысл – характеризует проводник.)

Физические величины: выражаются числом, их измеряют приборами, связь между ними выражается математическим соотношением. Физические величины сила тока, напряжение и сопротивление – связаны между собой законом. Каким же? (Закон Ома.)

Так как сопротивление характеризует проводник, значит, оно зависит от… (Длины проводника, площади сечения проводника, удельного сопротивления проводника.)

Что такое электрическая цепь?(Различные соединения источников и потребителей электрического тока.)

Простейшую электрическую цепь составляют…( Источник, потребитель, ключ, провода.)

2. Изучение нового материала.

Последовательное и параллельное соединения проводников: Электрические цепи, с которыми приходится иметь дело на практике, обычно состоят не из одного проводника электрического тока, а из нескольких различных, которые могут быть соединены между собой по-разному. Зная сопротивление каждого и способ их соединения, можно рассчитать общее сопротивление цепи. Расчеты сложных цепей сводятся к расчетам их участков, представляющих собой последовательное или параллельное соединение.

На слайде появляется таблица, учащиеся переносят её в тетрадь.


Последовательное
соединение

Параллельное
соединение

Схема



Сила тока



Напряжение



Сопротивление



Обсуждается последовательное соединение проводников.

Правила по ТБ при работе с электроприборами.

Последовательное соединение – соединение, при котором конец первого проводника соединяют с началом второго, конец второго – с началом третьего и т.д.

Учитель демонстрирует опыты с цепью с последовательно соединёнными лампочками.

Учащиеся делают выводы:

  • сила тока в цепи при последовательном соединении проводников в любых частях цепи одинакова: I = I1 = I2

  • общее напряжение в цепи равно сумме напряжений на каждом участке: U = U1 + U2

Обсуждается вопрос: Чему рано общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников?

С помощью закономерностей и закона Ома для участка цепи выводится формула для общего сопротивления проводников: R = R1 + R2.

Обсуждается вопрос: Как найти сопротивление n последовательно соединённых одинаковых проводников? R = nR1

Обсуждается параллельное соединение проводников.

3. Физкультминутка.


Параллельное соединение – соединение, при котором начала всех проводников присоединяются к одной точке цепи, а их концы к другой.

Учитель демонстрирует опыты с цепью с параллельно соединёнными лампочками.

Учащиеся делают выводы:

  • cила тока в неразветвлённой цепи равна сумме токов в разветвлениях: I = I1 + I2

  • yапряжение на каждом из параллельно соединённых проводников одинаково: U = U1 = U2



Обсуждается вопрос: Чему рано общее сопротивление цепи при параллельном соединении проводников?

С помощью закономерностей и закона Ома для участка цепи выводится формула для общего сопротивления проводников: .

Обсуждается вопрос: Как найти сопротивление n параллельно соединённых одинаковых проводников? R = 

Преимущества и недостатки соединений.

Пример последовательного соединения: гирлянда.

Пример параллельного соединения: потребители в жилых помещениях.

Преимущества и недостатки соединений:

Последовательное – защита цепей от перегрузок: при увеличении силы тока выходит из строя предохранитель, и цепь автоматически отключается. При выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные.

Параллельное – при выходе из строя одного из элементов соединения, остальные действуют. При включении элемента с меньшим возможным напряжением в цепь элемент перегорит.

Учащиеся заполняют таблицу в тетради с помощью слайда презентации:















1. Сила тока в первом проводнике сопротивлением 10 Ом равна 4 А.

Какова будет сила тока во втором проводнике сопротивлением 30 Ом. (4 А)


При последовательном соединении сила тока везде одинакова, поэтому во втором проводнике сила тока будет 4А.

2. В сеть с напряжением 120 В включены последовательно 3 одинаковые лампы.

Какое напряжение на каждой лампе. (40 В)



3. В классе 10 одинаковых ламп сопротивлением 400 Ом каждая. Чему равно общее сопротивление? (4000 Ом)


Вы готовы решать более сложные задачи.

Для начала разберём задачу с ваших карточек.

Найти напряжение на каждом резисторе, если вольтметр показывает напряжение 12В.

Заполняют карточки (№3)

Решение.

1). Rобщ.=R1+R2=

2).по закону Ома Iобщ.=U/Rобщ=

3). Iобщ.= I1= I2=2А

4). Из закона Ома U1=I∙R1=

U2=I∙R2= или U2=Uобщ.-U1=

т.к. Uобщ = U1 +U2.


Задача №1

Дано: U1=10В, R1=5Ом, R2=3Ом. Найти: R0, I.

Решение.

R0= R1 + R2=5Ом+3Ом=8Ом

I= U1/ R1=

Задача №2

Дано: U0=12В, R1=10Ом, R2=2Ом. Найти: R0, I.

Решение.

R0= R1 + R2=

Задача №3

Дано: U1=8В, U2=4В R1=4Ом.. Найти: R2, I.

Решение.




1. Сила тока в первом проводнике сопротивлением 10 Ом равна 4 А.

Какова будет сила тока во втором проводнике сопротивлением 30 Ом. (4 А)


2. В сеть с напряжением 120 В включены последовательно 3 одинаковые лампы.

Какое напряжение на каждой лампе. (40 В)


3. В классе 10 одинаковых ламп сопротивлением 400 Ом каждая. Чему равно общее сопротивление? (4000 Ом)



Вы готовы решать более сложные задачи.

Для начала разберём задачу с ваших карточек.

Найти напряжение на каждом резисторе, если вольтметр показывает напряжение 12В.

Заполняют карточки (№3)

Решение.

1). Rобщ.=R1+R2=

2).по закону Ома Iобщ.=U/Rобщ=

3). Iобщ.= I1= I2=2А

4). Из закона Ома U1=I∙R1=

U2=I∙R2= или U2=Uобщ.-U1=

т.к. Uобщ = U1 +U2.


Задача №1

Дано: U1=10В, R1=5Ом, R2=3Ом. Найти: R0, I.

Решение.

R0= R1 + R2=

I= U1/ R1=

Задача №2

Дано: U0=12В, R1=10Ом, R2=2Ом. Найти: R0, I.

Решение.

R0= R1 + R2=

Задача №3

Дано: U1=8В, U2=4В R1=4Ом.. Найти: R2, I.

Решение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!