А сила же речи, повторю, в умении мастерски расцветить её метким образным словцом, отработанным веками, устоявшимся народным речением.
А.Байбородин
21 февраля
- Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечается с 2000 года ежегодно 21 февраля с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию
«Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело». Лев Толстой
Родной язык. Он впитан с молоком.
Звучит как музыка, нам сердце услаждая
В международный день родного языка
На языке родном тебе я пожелаю:
Люби язык, храни на день и на века!
Не забывай мелодию родного языка.
МКОУ ТАЛОВСКАЯ СОШ
Проектно-исследовательская работа
ПОСЛОВИЦА НЕДАРОМ МОЛВИТСЯ
Авторы: ученики 4 класса
Руководитель: Твердохлебова Валентина Григорьевна
I . 1. Общая характеристика работы Представленное исследование посвящено изучению роли пословиц в воспитании и развитии речи школьников.
I . 2. Актуальность исследования
Актуальность выбранной нами темы обусловлена:
- недостаточной изученностью влияния пословиц и поговорок как малых жанров фольклора на развитие речи школьника;
- значением изучения пословиц и поговорок для повышения интеллектуального и нравственного уровня школьников.
I . 3. Проблема исследования
- Актуальнейшая проблема сегодня - нравственный облик, культура личности не только коллектива, но и каждого человека.
- Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение говорить и слушать, вести беседу - важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений.
- Изучению малых фольклорных жанров в школе уделяется немного внимания. Между тем пословицы и поговорки – “народные педагогические миниатюры” могут служить прекрасным средством воспитания и развития речи школьников.
- I .4. Объект исследования
- Объектом исследования является речь школьников и взрослых .
I . 5. Предмет исследования
- Предмет исследования состоит в работе над пословицами и поговорками
I. 6. Гипотеза исследования
- 1. Пословицы живут в нашей речи, делают ее яркой, образной, интересной.
- 2. Изучение и употребление в речи пословиц обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
- 3. Благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, а также добросовестности и трудолюбия.
Цели исследования: - Выявить частоту употребления пословиц школьниками и взрослыми. - Выяснить, какую роль играют в нашей речи пословицы.
- Пословица недаром молвится.
- «Старая пословица не в бровь, а прямо в глаз»
- «Глупая речь не пословица»
- «Пословица правду всем говорит».
- «Пословица — всем делам помощница»
- «Пословица век не сломится»
- «Красна речь пословицей.
О пословицах и поговорках…
Опрос учеников 3 класса
Опрос учеников 2 класса
Спрашиваем у старшеклассников и родителей
Опрос учителей
Опрос учителей
Результаты исследования
- Что такое пословица, знают все опрошенные.
- Часто употребляют пословицы в своей речи лишь 30% взрослых и 15% учащихся.
- 90% взрослых и 95% учеников ответили, что иногда употребляют пословицы.
- 5% учеников не употребляют в речи пословицы.
Пословицы
- Кто много читает, тот много знает.
- Волков бояться - в лес не ходить.
- Коли вся семья вместе, так и душа на месте.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- Хочешь дружбы- будь другом.
- Терпенье и труд всё перетрут.
Пословица и поговорка
Поговорка -цветочек,
пословица - ягодка .
Поговорки…
- Гляди в оба.
- Винтиков не хватает.
- Вилами по воде писано.
- Его голыми руками не возьмёшь.
- Языком кружева плетёт.
- Решетом воду носит.
Поговорки…
- Отвяжись худая жизнь, привяжись хорошая.
- Будет и на нашей улице праздник.
- Федот, да не тот.
- У всякого Федорки свои отговорки.
- Эх, Ерёма, сидел бы ты дома.
- Словно Мамай прошёл.
- Крепка рать правдою
- Идёт Кутузов бить французов.
Во 2 классе…
Измени поговорку!
- Аппетит проходит во время еды.
- Город не тётка.
- Машу маслом не испортишь.
- Своя ноша не тонет.
- Готовь сени летом, а телегу зимой.
- Нет козы без шипов.
- Не в свои бани не садись.
Пословица всем делам помощница .
Русский язык
Изучение антонимов.
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Изучение частей речи, орфограмм, словарных слов.
Н е спе ши языком, т о р о пись делом.
Пословица всем делам помощница.
Математика
Одна голова хорошо, а две - лучше.
Семеро одного не ждут.
Технология
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Не затем руки, чтобы зря болтались.
Окружающий мир
Осень идёт и дождь за собой ведёт.
Пословицы в литературных произведениях
Е. Пермяк «Две пословицы»
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Бережливым быть хорошо, а добрым лучше
Русская народная сказка
Пьесы А.Н.Островского
В.И. Даль. Пословицы русского народа .
30 тысяч пословиц
Русские пословицы и поговорки собирали, записывали М. Ломоносов, А. Пушкин, А.Добролюбов, А.Кольцов, Н.Гоголь,
А. Островский, М. Салтыков-Щедрин, Л. Толстой,
М. Горький.
И.А.Крылов
- Хоть видит око, да зуб неймёт.
- От радости в зобу дыханье спёрло.
- Ты всё пела? Это дело.
Так поди же попляши!
Н.В.Гоголь.
Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов. В них отразилось много свойств наших, в них всё есть, издёвка, насмешка, попрёк- словом, всё шевелящее и задирающее за живое…
Работа над проектом
В сельской библиотеке
Пословицы народов мира
Финская.
- Тот не заблудится, кто спрашивает .
Французская
- Каков отец, таков и сын .
Английская.
- После обеда приходится платить.
Тибетская.
- Куда лопата ведёт, туда вода течет.
Немецкая
- Кто надеется на ужин соседа, тот останется голодным.
Японская
- Даже обезьяна иногда падает с дерева.
Чешская.
- Ошпаренный петух от дождя убегает.
Английская.
- В каждом стаде есть своя черная овца.
Вьетнамская.
- Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый конь.
Работа над проектом
Мы работаем…
Самые популярные пословицы
Без труда не выловишь и рыбку из пруда (11)
Любишь кататься – люби и саночки возить (10)
Поспешишь – людей насмешишь (9)
Лучше поздно, чем никогда (7)
Тише едешь – дальше будешь (7)
Семь раз отмерь – один отрежь (6)
Дорога ложка к обеду (5)
Семеро одного не ждут (4)
Делу время – потехе час (3 )
Самые редкие пословицы
- Не потопаешь – не полопаешь
- И на старуху бывает проруха
- Ученье – свет, а неученых – тьма
- В семье не без урода
Воспитательная роль пословиц
- Народные афоризмы имеют определенную воспитательную задачу, созданную самим народом.
- Посредством пословиц и прививается целый ряд человеческих качеств: доброта, дружба, великодушие, отвага, правдивость, красота, гостеприимство , наоборот, осуждаются двуличие, зло, зависть, предательство, лень, трусость, невежество, скупость, подлость.
Современные пословицы
Народная мудрость не стоит на месте, а продолжает развиваться. Новые пословицы и поговорки появляются иногда как интересные переделки старых, а иногда вдруг возникают как будто ниоткуда.
- Рыба любит где глубже, а человек где придется. Не суйся в воду возле химзаводу.
- Не лицо красит женщину, а наоборот.
- Трудно ничего не делать. Hо мы не боимся трудностей!
- Не научила мамка, - научит рекламка!
- Сало есть - ума не надо.
Пословицы
- заключают в себе нравственные нормы и правила;
- нравственно воздействуют на слушателя, объясняют противоречивую сущность многих жизненных явлений;
- обогащают и активизируют словарь учащихся;
- развивают устную речь, её содержательность, точность, ясность и выразительность.
Необходимо возродить былое значение пословиц и поговорок, поднять их на более высокий уровень.
Наше портфолио
Из портфолио…