СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пословица недаром молвится!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектно - исследовательская работа учеников 4 класса на тему "Пословица недаром молвится", посвящённая Международному дню родного языка. Этот день отмечается ежегодно с 21 февраля 2000 года, по решению ЮНЕСКО.

Просмотр содержимого документа
«Пословица недаром молвится!»

  А сила же речи, повторю, в умении мастерски расцветить её метким образным словцом, отработанным веками, устоявшимся народным речением.  А.Байбородин

А сила же речи, повторю, в умении мастерски расцветить её метким образным словцом, отработанным веками, устоявшимся народным речением.

А.Байбородин

21 февраля Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечается с 2000 года ежегодно 21 февраля с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию  «Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело». Лев Толстой  Родной язык. Он впитан с молоком.  Звучит как музыка, нам сердце услаждая  В международный день родного языка  На языке родном тебе я пожелаю:  Люби язык, храни на день и на века!  Не забывай мелодию родного языка.

21 февраля

  • Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечается с 2000 года ежегодно 21 февраля с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию

«Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело». Лев Толстой

Родной язык. Он впитан с молоком.

Звучит как музыка, нам сердце услаждая

В международный день родного языка

На языке родном тебе я пожелаю:

Люби язык, храни на день и на века!

Не забывай мелодию родного языка.

 МКОУ ТАЛОВСКАЯ СОШ   Проектно-исследовательская работа ПОСЛОВИЦА НЕДАРОМ МОЛВИТСЯ   Авторы: ученики 4 класса Руководитель: Твердохлебова Валентина Григорьевна

МКОУ ТАЛОВСКАЯ СОШ

Проектно-исследовательская работа

ПОСЛОВИЦА НЕДАРОМ МОЛВИТСЯ

Авторы: ученики 4 класса

Руководитель: Твердохлебова Валентина Григорьевна

 I . 1. Общая характеристика работы  Представленное исследование посвящено изучению роли пословиц в воспитании и развитии речи школьников. I . 2. Актуальность исследования  Актуальность выбранной нами темы обусловлена:  недостаточной изученностью влияния пословиц и поговорок как малых жанров фольклора на развитие речи школьника;  значением изучения пословиц и поговорок для повышения интеллектуального и нравственного уровня школьников.

I . 1. Общая характеристика работы Представленное исследование посвящено изучению роли пословиц в воспитании и развитии речи школьников.

I . 2. Актуальность исследования

Актуальность выбранной нами темы обусловлена:

  • недостаточной изученностью влияния пословиц и поговорок как малых жанров фольклора на развитие речи школьника;
  • значением изучения пословиц и поговорок для повышения интеллектуального и нравственного уровня школьников.
I .  3. Проблема исследования Актуальнейшая проблема сегодня - нравственный облик, культура личности не только коллектива, но и каждого человека. Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение говорить и слушать, вести беседу - важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений. Изучению малых фольклорных жанров в школе уделяется немного внимания. Между тем пословицы и поговорки – “народные педагогические миниатюры” могут служить прекрасным средством воспитания и развития речи школьников.

I . 3. Проблема исследования

  • Актуальнейшая проблема сегодня - нравственный облик, культура личности не только коллектива, но и каждого человека.
  • Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение говорить и слушать, вести беседу - важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений.
  • Изучению малых фольклорных жанров в школе уделяется немного внимания. Между тем пословицы и поговорки – “народные педагогические миниатюры” могут служить прекрасным средством воспитания и развития речи школьников.
I .4. Объект исследования Объектом исследования является речь школьников и взрослых .   I . 5. Предмет исследования Предмет исследования состоит в работе над пословицами и поговорками
  • I .4. Объект исследования
  • Объектом исследования является речь школьников и взрослых .

I . 5. Предмет исследования

  • Предмет исследования состоит в работе над пословицами и поговорками
I. 6. Гипотеза исследования 1.  Пословицы живут в нашей речи, делают ее яркой, образной, интересной.  2. Изучение и употребление в речи пословиц обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.  3. Благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, а также добросовестности и трудолюбия.

I. 6. Гипотеза исследования

  • 1. Пословицы живут в нашей речи, делают ее яркой, образной, интересной.

  • 2. Изучение и употребление в речи пословиц обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

  • 3. Благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, а также добросовестности и трудолюбия.
Цели исследования:   - Выявить частоту употребления пословиц школьниками и взрослыми.  - Выяснить, какую роль играют в нашей речи пословицы.

Цели исследования: - Выявить частоту употребления пословиц школьниками и взрослыми. - Выяснить, какую роль играют в нашей речи пословицы.

 Пословица недаром молвится.  «Старая пословица не в бровь, а прямо в глаз» «Глупая речь не пословица» «Пословица правду всем говорит». «Пословица — всем делам помощница»  «Пословица век не сломится» «Красна речь пословицей.

  • Пословица недаром молвится.
  • «Старая пословица не в бровь, а прямо в глаз»
  • «Глупая речь не пословица»
  • «Пословица правду всем говорит».
  • «Пословица — всем делам помощница»
  • «Пословица век не сломится»
  • «Красна речь пословицей.
О пословицах и поговорках…

О пословицах и поговорках…

Опрос учеников 3 класса

Опрос учеников 3 класса

Опрос учеников 2 класса

Опрос учеников 2 класса

Спрашиваем у старшеклассников и родителей

Спрашиваем у старшеклассников и родителей

Опрос учителей

Опрос учителей

Опрос учителей

Опрос учителей

Результаты исследования Что такое пословица, знают все опрошенные. Часто употребляют пословицы в своей речи лишь 30% взрослых и 15% учащихся. 90% взрослых и 95% учеников ответили, что иногда употребляют пословицы. 5% учеников не употребляют в речи пословицы.

Результаты исследования

  • Что такое пословица, знают все опрошенные.
  • Часто употребляют пословицы в своей речи лишь 30% взрослых и 15% учащихся.
  • 90% взрослых и 95% учеников ответили, что иногда употребляют пословицы.
  • 5% учеников не употребляют в речи пословицы.
Пословицы Кто много читает, тот много знает. Волков бояться - в лес не ходить. Коли вся семья вместе, так и душа на месте. Человек без Родины, что соловей без песни. Хочешь дружбы- будь другом. Терпенье и труд всё перетрут.

Пословицы

  • Кто много читает, тот много знает.
  • Волков бояться - в лес не ходить.
  • Коли вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Хочешь дружбы- будь другом.
  • Терпенье и труд всё перетрут.
Пословица и поговорка Поговорка -цветочек, пословица - ягодка .

Пословица и поговорка

Поговорка -цветочек,

пословица - ягодка .

Поговорки… Гляди в оба. Винтиков не хватает. Вилами по воде писано. Его голыми руками не возьмёшь. Языком кружева плетёт. Решетом воду носит.

Поговорки…

  • Гляди в оба.
  • Винтиков не хватает.
  • Вилами по воде писано.
  • Его голыми руками не возьмёшь.
  • Языком кружева плетёт.
  • Решетом воду носит.
Поговорки… Отвяжись худая жизнь, привяжись хорошая. Будет и на нашей улице праздник. Федот, да не тот. У всякого Федорки свои отговорки. Эх, Ерёма, сидел бы ты дома. Словно Мамай прошёл. Крепка рать правдою Идёт Кутузов бить французов.

Поговорки…

  • Отвяжись худая жизнь, привяжись хорошая.
  • Будет и на нашей улице праздник.
  • Федот, да не тот.
  • У всякого Федорки свои отговорки.
  • Эх, Ерёма, сидел бы ты дома.
  • Словно Мамай прошёл.
  • Крепка рать правдою
  • Идёт Кутузов бить французов.

Во 2 классе…

Во 2 классе…

Измени поговорку! Аппетит проходит во время еды. Город не тётка. Машу маслом не испортишь. Своя ноша не тонет. Готовь сени летом, а телегу зимой. Нет козы без шипов. Не в свои бани не садись.

Измени поговорку!

  • Аппетит проходит во время еды.
  • Город не тётка.
  • Машу маслом не испортишь.
  • Своя ноша не тонет.
  • Готовь сени летом, а телегу зимой.
  • Нет козы без шипов.
  • Не в свои бани не садись.
Пословица всем делам помощница . Русский язык Изучение антонимов. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Изучение частей речи, орфограмм, словарных слов. Н е спе ши языком, т о р о пись делом.

Пословица всем делам помощница .

Русский язык

Изучение антонимов.

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Изучение частей речи, орфограмм, словарных слов.

Н е спе ши языком, т о р о пись делом.

Пословица всем делам помощница. Математика Одна голова хорошо, а две - лучше. Семеро  одного не ждут. Технология Семь раз отмерь – один раз отрежь. Не затем руки, чтобы зря болтались. Окружающий мир Осень идёт и дождь за собой ведёт.

Пословица всем делам помощница.

Математика

Одна голова хорошо, а две - лучше.

Семеро одного не ждут.

Технология

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Не затем руки, чтобы зря болтались.

Окружающий мир

Осень идёт и дождь за собой ведёт.

Пословицы в литературных произведениях Е. Пермяк «Две пословицы» Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Бережливым быть хорошо, а добрым лучше Русская народная сказка « У страха глаза велики»

Пословицы в литературных произведениях

Е. Пермяк «Две пословицы»

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Бережливым быть хорошо, а добрым лучше

Русская народная сказка

  • « У страха глаза велики»
Пьесы А.Н.Островского

Пьесы А.Н.Островского

В.И. Даль.  Пословицы русского народа .  30 тысяч пословиц Русские пословицы и поговорки собирали, записывали М. Ломоносов, А. Пушкин, А.Добролюбов, А.Кольцов, Н.Гоголь, А. Островский, М. Салтыков-Щедрин, Л. Толстой,  М. Горький.

В.И. Даль. Пословицы русского народа .

30 тысяч пословиц

Русские пословицы и поговорки собирали, записывали М. Ломоносов, А. Пушкин, А.Добролюбов, А.Кольцов, Н.Гоголь,

А. Островский, М. Салтыков-Щедрин, Л. Толстой,

М. Горький.

И.А.Крылов  Хоть видит око, да зуб неймёт. От радости в зобу дыханье спёрло. Ты всё пела? Это дело.  Так поди же попляши!

И.А.Крылов

  • Хоть видит око, да зуб неймёт.
  • От радости в зобу дыханье спёрло.
  • Ты всё пела? Это дело.

Так поди же попляши!

Н.В.Гоголь. Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов. В них отразилось много свойств наших, в них всё есть, издёвка, насмешка, попрёк- словом, всё шевелящее и задирающее за живое…

Н.В.Гоголь.

Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов. В них отразилось много свойств наших, в них всё есть, издёвка, насмешка, попрёк- словом, всё шевелящее и задирающее за живое…

Работа над проектом

Работа над проектом

В сельской библиотеке

В сельской библиотеке

Пословицы народов мира Финская. Тот не заблудится, кто спрашивает . Французская Каков отец, таков и сын . Английская. После обеда приходится платить. Тибетская. Куда лопата ведёт, туда вода течет.

Пословицы народов мира

Финская.

  • Тот не заблудится, кто спрашивает .

Французская

  • Каков отец, таков и сын .

Английская.

  • После обеда приходится платить.

Тибетская.

  • Куда лопата ведёт, туда вода течет.
Немецкая Кто надеется на ужин соседа, тот останется голодным. Японская Даже обезьяна иногда падает с дерева. Чешская. Ошпаренный петух от дождя убегает. Английская. В каждом стаде есть своя черная овца. Вьетнамская. Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый конь.

Немецкая

  • Кто надеется на ужин соседа, тот останется голодным.

Японская

  • Даже обезьяна иногда падает с дерева.

Чешская.

  • Ошпаренный петух от дождя убегает.

Английская.

  • В каждом стаде есть своя черная овца.

Вьетнамская.

  • Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый конь.
Работа над проектом

Работа над проектом

Мы работаем…

Мы работаем…

Самые популярные пословицы Без труда не выловишь и рыбку из пруда (11) Любишь кататься – люби и саночки возить (10) Поспешишь – людей насмешишь (9)  Лучше поздно, чем никогда (7) Тише едешь – дальше будешь (7) Семь раз отмерь – один отрежь (6) Дорога ложка к обеду (5) Семеро одного не ждут (4) Делу время – потехе час (3 )

Самые популярные пословицы

Без труда не выловишь и рыбку из пруда (11)

Любишь кататься – люби и саночки возить (10)

Поспешишь – людей насмешишь (9)

Лучше поздно, чем никогда (7)

Тише едешь – дальше будешь (7)

Семь раз отмерь – один отрежь (6)

Дорога ложка к обеду (5)

Семеро одного не ждут (4)

Делу время – потехе час (3 )

Самые редкие пословицы Не потопаешь – не полопаешь И на старуху бывает проруха Ученье – свет, а неученых – тьма В семье не без урода

Самые редкие пословицы

  • Не потопаешь – не полопаешь
  • И на старуху бывает проруха
  • Ученье – свет, а неученых – тьма
  • В семье не без урода
Воспитательная роль пословиц Народные афоризмы имеют определенную воспитательную задачу, созданную самим народом. Посредством пословиц и прививается целый ряд человеческих качеств: доброта, дружба, великодушие, отвага, правдивость, красота, гостеприимство , наоборот, осуждаются двуличие, зло, зависть, предательство, лень, трусость, невежество, скупость, подлость.

Воспитательная роль пословиц

  • Народные афоризмы имеют определенную воспитательную задачу, созданную самим народом.
  • Посредством пословиц и прививается целый ряд человеческих качеств: доброта, дружба, великодушие, отвага, правдивость, красота, гостеприимство , наоборот, осуждаются двуличие, зло, зависть, предательство, лень, трусость, невежество, скупость, подлость.
Современные пословицы   Народная мудрость не стоит на месте, а продолжает развиваться. Новые пословицы и поговорки появляются иногда как интересные переделки старых, а иногда вдруг возникают как будто ниоткуда.  Рыба любит где глубже, а человек где придется. Не суйся в воду возле химзаводу. Не лицо красит женщину, а наоборот. Трудно ничего не делать. Hо мы не боимся трудностей! Не научила мамка, - научит рекламка! Сало есть - ума не надо.

Современные пословицы

Народная мудрость не стоит на месте, а продолжает развиваться. Новые пословицы и поговорки появляются иногда как интересные переделки старых, а иногда вдруг возникают как будто ниоткуда.

  • Рыба любит где глубже, а человек где придется. Не суйся в воду возле химзаводу.
  • Не лицо красит женщину, а наоборот.
  • Трудно ничего не делать. Hо мы не боимся трудностей!
  • Не научила мамка, - научит рекламка!
  • Сало есть - ума не надо.
Пословицы заключают в себе нравственные нормы и правила; нравственно воздействуют на слушателя, объясняют противоречивую сущность многих жизненных явлений; обогащают и активизируют словарь учащихся; развивают устную речь, её содержательность, точность, ясность и выразительность.  Необходимо возродить былое значение пословиц и поговорок, поднять их на более высокий уровень.

Пословицы

  • заключают в себе нравственные нормы и правила;
  • нравственно воздействуют на слушателя, объясняют противоречивую сущность многих жизненных явлений;
  • обогащают и активизируют словарь учащихся;
  • развивают устную речь, её содержательность, точность, ясность и выразительность.

Необходимо возродить былое значение пословиц и поговорок, поднять их на более высокий уровень.

Наше портфолио

Наше портфолио

Из портфолио…

Из портфолио…