Тема урока: | Малые жанры унт: пословицы и поговорки |
Цели | Личностные: Осознание алгоритма успешного учебного действия. Осознание практической важности литературы. Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат. Регулятивные Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей. Умение работать с дополнительной литературой. Умение соотносить литературный материал и жизненный опыт. Умение обосновывать свой выбор. Умение аргументировать своё мнение. Предметные Метапредметные: развитие умения понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы. |
Задачи | расширить представление о предмете речи («фольклор», виды унт); совершенствовать и развивать творческие умения на основе прочитанного активизировать словарь учащихся за счет употребления фольклорной лексики совершенствовать речь учащихся на основе наблюдения за языковыми явлениями развивать память, логическое мышление, грамотную, точную, выразительную речь воспитывать культуру умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, группировка, обобщение воспитывать любовь к языку, трудолюбие, усердие, настойчивость, любознательность |
Тип урока | Комбинированный |
Формы работы учащихся. | Коллективная и индивидуальная работа, групповая работа. |
Необходимое техническое оборудование. | Компьютеры, проектор, экран |
Формируемые УУД | Личностные: готовность к самообразованию и саморазвитию, обучение навыкам коммуникативной компетенции, оценивание результата собственной деятельности, осознание уровня собственной успешности при изучении данной темы; обучение приемам сохранения здоровья. Регулятивные: ставить цели деятельности, планировать работу на уроке, выполнять учебное задание в соответствии с целью Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, умение ориентироваться на страницах учебника, понимать приведённые в нём условные обозначения. Коммуникативные: умение слушать и слышать друг друга, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, оформление речевого высказывания, своей позиции |
Планируемые результаты: | Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового. Метапредметные: Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению. Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы. Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя. |
Основные понятия | Пословица и поговорка |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник под ред. проф. Б.А.Ланина, часть 1 Раздаточный материал, презентация |
Организация учебного пространства |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности. Цель: осознанное вхождение каждого учащегося в пространство учебной деятельности | Приветствие учащихся. Создание ситуации для психологического настроя: Друзья мои! Я очень рада Войти в ваш светлый дружный класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений. Но без труда талант не впрок: Скрестите шпаги ваших мнений- Мы вместе сочиним урок! ФОЛЬКЛОР ПОВЕСТЬ РАССКАЗ РОМАН Вас ничего не смутило? (слово ФОЛЬКЛОР лишнее) Почему вы так решили? Обоснуйте. Есть ли другие версии? Запишите лишнее слово в своих тетрадях. Догадались, о чём мы будем говорить на уроке? (о фольклоре) Что для этого надо знать? Что должны уметь? Что для этого надо повторить? | Учащиеся определяют тему урока и цель урока для себя | Знание целей и задач изучения курса. Умение эмоционально пересказывать понравившееся произведение, делясь впечатлениями с друзьями | Личностные: самоопределение; смыслообразование; готовность к самообразованию и саморазвитию. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: целеполагание |
II. Проверка домашнего задания с частичным введением нового материала Цель: контроль результата усвоения с частичным введением нового материала | Дома вы выбирали вопрос из рубрики «Повторим изученное» и находили на него ответ. Давайте проверим выполнение домашнего задания: Работа в рабочих тетрадях (ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, СКАЗКИ, ЧАСТУШКИ, ПЕСНИ, ПРИБАУТКИ, ПОТЕШКИ, СКОРОГОВОРКИ, БЫЛИНЫ, СЧИТАЛКИ, АНЕКДОТЫ, ЗАГАДКИ…) Продолжение беседы Какие из произведений фольклора вам больше всего нравятся и почему? Какие писатели пересказывали (перекладывали) народные сказки? Как вы думаете, почему произведения фольклора дошли до нашего времени и чем они интересны современному читателю? Каких собирателей сказок вы знаете? (При необходимости см. Презентацию) Можем ли мы назвать автора фольклорных произведений? Почему? Как вы думаете, для чего разные народы стремятся сохранить свой фольклор? Задание: Обратите внимание на рубрику «Возьмите на заметку!» (стр. 10), прочитайте её. | Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируя свои знания Ученики заполняют рабочие тетради, стр. 4 Размышляют, приводят примеры Вспоминают изученное Работают с учебником | Воспроизведение и коррекция опорных знаний. Подготовка к сознательному и активному восприятию нового материала на уроке. Умение давать ответы на вопросы, которые возникают, и формулировать их самостоятельно. Обобщение полученных знаний, их углубленное осмысление. | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, использовать речь для регуляции своего действия Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Личностные: Способность к самооценке |
III. Актуализация знаний Цель. организация подготовки учащихся к объяснению нового знания, актуализация изученных способов действий, актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; мотивация учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», Постановка проблемного вопроса и постановка новой учебной задачи | Посмотрите на записи в рабочих тетрадях. Разделите жанры на малые и большие. Свой ответ аргументируйте. Подчеркните их. Какой из этих жанров содержит поучение, наставление? (Пословицы – один из малых жанров унт) Согласны вы с этой версией? Почему? Кто думает иначе? Посмотрите на лесенку успеха: чтобы быть успешным на уроке, надо пройти по этим ступенькам. УЗНАЛ ХОЧУ ЗНАТЬ ЗНАЮ Что вы знаете по данной теме? Что хотите узнать? Поставьте перед собой цель, которой мы должны достичь в конце урока | Отвечают ученики: Это пословица, т.к. пословица – это краткое, мудрое изречение с назидательным, поучительным смыслом, народный афоризм. Пословица – это законченное суждение, характеризует поступки человека, образ жизни. Формулирую тему Ученики самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действие в соответствии с ней | Умение использовать полученные ранее знания в новой учебной ситуации Знакомство со структурой пословицы Понимание скрытой мысли пословицы Умение отвечать на проблемный вопрос Умение формулировать тему урока и цели Умение раскрывать внутренний потенциал. Развитие творческого мировосприятия. Активизация познавательного интереса к предмету, познанию нового. | Познавательные: анализ, обобщение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие; Регулятивные: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения. |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. понимание многозначности пословицы, её поучительности, скрытого смысла | 1. Проведем эксперимент: Задание: Прочитайте пословицу «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и, отвечая на мои вопросы, определите жанровые признаки пословицы. Запишите их в рабочие тетради (Литературная мастерская, задание № 1, стр. 4) Сравните сказку и пословицу. Назовите черты сходства и черты различия (поучительность и краткость) Что объединяет пословицу и стихотворение? (складность) Сколько смыслов имеет предложение, которое мы называем пословицей? (несколько, то есть пословица многозначна). Исходя из этого ответа, сформулируйте еще одну черту пословицы (многозначность) При затруднении можно обратиться к учебнику: стр. 11, рубрика «Повторим пройденное» и дописать неназванные признаки. «ядрышком»? Размышляя над вопросом, обратитесь к той же пословице «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» | Ученики определяют жанровые признаки пословицы, записывая их в рабочие тетради Участвуют в организованной учителем совместной деятельности, отвечают на мини-вопросы учителя Отвечают дети: «Скорлупка» – это то, о чем говорится напрямую. Например, пословицу «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» можно понять так: чтобы поймать рыбу, надо потрудиться – приготовить удочку, наживку, подождать, пока рыбка клюнет. «Ядрышко» пословицы» это скрытая в ней мысль | Знание структуры учебника и условных обозначений. Умение самостоятельно искать и выделять нужную информацию. Умение выразительно читать незнакомый текст. Умение определять свою степень овладения материалом Умение соотносить жанровую принадлежность произведение. Умение сопоставлять | Познавательные: анализ, сравнение, аналогия; подведение под понятие; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; |
V. Физкультминутка Цель: повысить или удержать умственную работоспособность детей на уроке; обеспечить кратковременный активный отдых для учеников | Отдых наш – физкультминутка (шагаем на месте) Занимай свои места: Шаг на месте левой, правой, Раз и два, раз и два! Прямо спину все держите, Раз и два, раз и два! И под ноги не смотрите, - (движения руками: в стороны, вверх, в стороны, вниз) Раз и два, раз и два! | Делают зарядку | обучение приемам сохранения здоровья; | Личностные: сохранение здоровья |
VI. Первичное закрепление Цель. закрепить знания, в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решать типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | Решение задачи на соотношение Задание: соотнесите «скорлупку» и «ядрышко» пословицы, сделав орешек целым. прямой смысл = скорлупка | скрытый смысл = ядрышко | 1) У короткого ума длинный язык. | А. Другому человеку не запретишь говорить | 2) Глаза - зеркало души. | Б. Болтливый человек обычно не бывает умным. | 3) В своем болоте и лягушка поёт. | В. Люди, интересующиеся одним делом, хорошо понимают друг друга | 4) Рыбак рыбака видит издалека. | Г. По выражению глаз можно узнать о характере человека. | 5) Рот не огород: не затворишь ворот. | Д. Дома, на родине, живется радостнее, веселее, чем в чужом краю. | | Решают задачу 1 – Б 2 – Г 3 – Д 4 – В 5 – А «5» - 0 ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки | Умение логично и точно отвечать на вопросы. Умение размышлять над поставленным вопросом и аргументировать свой ответ. Умение определять свою степень овладения материалом Умение оценивать свою работу | Познавательные: Сериация, то есть упорядочение предметов по некоему признаку, установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Личностные: Способность к самооценке |
VII.Самостоятельная работа Цель. мобилизовать знания детей; выполнение задания нового вида, осуществление самопроверки, выявление и корректирование возможных ошибок, определение способов действий, которые вызывают у учеников затруднения | Игра «Найди вторую половинку» Работа в группах (См. Приложение) Сначала вспомним правила работы в группе: 1. Думайте вместе. 2. Уважайте мнение других. 3. Не спрашивайте у учителя, спрашивайте у группы. 4. Оцените работу свою и всей группы. Поставьте оценку в оценочный лист. 5. При завершении работы возьмитесь за руки и поднимите их вверх. Это сигнал учителю и другим группам, что работа окончена | Группа 1. Соберите пословицу Группа 2. Отгадайте, что за поговорка, и составьте несколько предложений, чтобы получился мини-рассказ Группа 3. Исправьте ошибки наборщика "Сколько волка не корми, а он ноги на стол". "Любишь кататься — имей сто рублей" Баба с возу, а хомут найдется. На всякий роток не вынешь и рыбку из пруда. Группа 4. Исправьте ошибки наборщика Бала бы шея – кобыле легче. Беды мучат, а руки делают. Без труда не накинешь платок. Чужую беду руками разведу, а худая сама бежит. Самооценка (см. Приложение) | Работа в группах Ученики отвечают: Ответы группы 3: Сколько волка не корми, он всё в лес смотрит. Любишь кататься – люби и саночки возить. Баба с возу – кобыле легче. На всякий роток не накинешь платок. Ответы группы 4: Была бы шея, а хомут найдётся. Глаза боятся, а руки делают. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу. | Умение сопоставлять исходный материал Умение размышлять над поставленным вопросом и аргументировать свой ответ. Умение определять свою степень овладения материалом | Познавательные: анализ, сравнение, выполнение действий по алгоритму; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Регулятивные: контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Личностные: Способность к самооценке |
VIII. Обобщение | Игра «Знаю - не знаю» Ответьте одним словом То, о чем говорится напрямую (скорлупка) Скрытый смысл пословицы (ядрышко) Устное народное творчество (фольклор) Краткое, мудрое изречение с назидательным, поучительным смыслом, народный афоризм (пословица) Оцените свою работу | Отвечают на вопросы игры | Знание терминов, Умение обобщать полученные знания и применять их на практике | Познавательные: обобщение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Регулятивные: контроль, коррекция, оценка; Личностные: Способность к самооценке |
Рефлексия Цель. осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. | Вернемся к лесенке успеха, о которой говорили в начале урока УЗНАЛ ХОЧУ ЗНАТЬ ЗНАЮ № | Вопросы | ответы | Само-оценка за урок | да | нет | Не знаю | 1 | Считаете ли вы тему урока интересной? | | | | | 2 | Урок вам понравился? | | | | 3 | Остались ли вопросы, на которые вы сегодня не получили ответа? | | | |
| Обобщают изученное Высказывают свое мнение. | Развитие устной речи, умение слушать других Умение оценивать свою работу и работу класса | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
IX. Домашнее задание. | Всем: Прочитать рубрику «Возьмите на заметку» на стр. 12 учебника Дополнительное задание для любознательных, стр. 13 учебника На выбор 1) Подобрать 5-6 пословиц с цифрой 7. 2) подобрать к пословицам других народов русскую с таким же смыслом Вылетевшее слово и на четверке лошадей не догонишь (китайск.). Нет подушки мягче, чем чистая совесть (французск.) Быстро сделанная работа хорошей не бывает (индийск.). | Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. У кого совесть чиста, тот спит спокойно Поспешишь – людей насмешишь | Воспроизведение и коррекция опорных знаний. Подготовка к сознательному и активному восприятию нового материала на уроке. Умение давать ответы на вопросы, которые возникают, и формулировать их самостоятельно. Обобщение полученных знаний, их углубленное осмысление. | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, использовать речь для регуляции своего действия Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей |
 | Короткий самоанализ: что получилось? Что не получилось? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ |
1. Впишите свои фамилии и имена
2. Оцените свою работу на уроке и поставьте соответствующие баллы от 1 до 5 в первый столбик
3. Оцените работу группы на уроке и поставьте соответствующие баллы от 1 до 5 во второй столбик
4. Данные баллы суммируйте и поставьте в третий столбик.
5. По завершении оценивания лист сдайте учителю