СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пословицы и поговорки. Б.Ланин 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему «Малые жанры унт: пословицы и поговорки» соответствует требованиям ФГОС. В начале урока предполагается  осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. Ученики осознанно формулируют цели как всего урока, так и  каждого его этапа. 

На данном уроке происходит актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов, мотивация учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление, фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Особое внимание уделяется коммуникативному взаимодействию (фронтально, в группах) учеников, которые решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. Ученики осуществляют самопроверку, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения. 

Просмотр содержимого документа
«Пословицы и поговорки. Б.Ланин 5 класс»

Технологическая карта урока № 3

Дата: ____________

Тема урока:

Малые жанры унт: пословицы и поговорки

Цели

Личностные:

  • Осознание алгоритма успешного учебного действия.

  • Осознание практической важности литературы.

  • Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Регулятивные

  • Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.

  • Умение работать с дополнительной литературой.

  • Умение соотносить литературный материал и жизненный опыт.

  • Умение обосновывать свой выбор.

  • Умение аргументировать своё мнение.

Предметные

  • Активизация ранее полученных знаний..

  • Знакомство с теорией литературы.

Метапредметные:

  • развитие умения понимать проблему, выдвигать гипотезу,

  • подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.

Задачи

  • расширить представление о предмете речи («фольклор», виды унт);

  • совершенствовать и развивать творческие умения на основе прочитанного

  • активизировать словарь учащихся за счет употребления фольклорной лексики

  • совершенствовать речь учащихся на основе наблюдения за языковыми явлениями

  • развивать память, логическое мышление, грамотную, точную, выразительную речь

  • воспитывать культуру умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, группировка, обобщение

  • воспитывать любовь к языку, трудолюбие, усердие, настойчивость, любознательность

Тип урока

Комбинированный

Формы работы учащихся.

Коллективная и индивидуальная работа, групповая работа.

Необходимое техническое оборудование.

Компьютеры, проектор, экран

Формируемые УУД

Личностные:

готовность к самообразованию и саморазвитию,

обучение навыкам коммуникативной компетенции,

оценивание результата собственной деятельности,

осознание уровня собственной успешности при изучении данной темы;

обучение приемам сохранения здоровья.

Регулятивные:

ставить цели деятельности, планировать работу на уроке,

выполнять учебное задание в соответствии с целью

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,

поиск и выделение необходимой информации,

умение ориентироваться на страницах учебника, понимать приведённые в нём условные обозначения.

Коммуникативные:

умение слушать и слышать друг друга,

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

оформление речевого высказывания, своей позиции

Планируемые результаты:


Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового.

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Основные понятия

Пословица и поговорка

Ресурсы:

- основные

- дополнительные


Учебник под ред. проф. Б.А.Ланина, часть 1

Раздаточный материал, презентация

Организация учебного пространства

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

осознанное вхождение каждого учащегося в пространство учебной деятельности


Приветствие учащихся.

Создание ситуации для психологического настроя:

Друзья мои! Я очень рада

Войти в ваш светлый дружный класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок:

Скрестите шпаги ваших мнений-

Мы вместе сочиним урок!

  • А для этого мы должны определить тему урока. Посмотрите на слайд, где размещены четыре слова.

ФОЛЬКЛОР ПОВЕСТЬ РАССКАЗ РОМАН

  • Вас ничего не смутило? (слово ФОЛЬКЛОР лишнее)

  • Почему вы так решили? Обоснуйте.

  • Есть ли другие версии?

  • Запишите лишнее слово в своих тетрадях.

  • Догадались, о чём мы будем говорить на уроке? (о фольклоре)

  • Что для этого надо знать?

  • Что должны уметь?

  • Что для этого надо повторить?






















Учащиеся определяют тему урока и цель урока для себя


Знание целей и задач изучения курса.

Умение эмоционально пересказывать понравившееся произведение, делясь впечатлениями с друзьями

Личностные:

самоопределение;

смыслообразование;

готовность к самообразованию и саморазвитию.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные:

целеполагание


II. Проверка домашнего задания с частичным введением нового материала


Цель:

контроль результата усвоения с частичным введением нового материала

Дома вы выбирали вопрос из рубрики «Повторим изученное» и находили на него ответ. Давайте проверим выполнение домашнего задания:

  • Что такое фольклор?

  • Чем фольклор отличается от литературы?

  • Какие произведения фольклора вам известны?


Работа в рабочих тетрадях

  • Задание: запишите жанры УНТ

(ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, СКАЗКИ, ЧАСТУШКИ, ПЕСНИ, ПРИБАУТКИ, ПОТЕШКИ, СКОРОГОВОРКИ, БЫЛИНЫ, СЧИТАЛКИ, АНЕКДОТЫ, ЗАГАДКИ…)


Продолжение беседы

  • Какие из произведений фольклора вам больше всего нравятся и почему?

  • Какие писатели пересказывали (перекладывали) народные сказки?

  • Как вы думаете, почему произведения фольклора дошли до нашего времени и чем они интересны современному читателю?

  • Каких собирателей сказок вы знаете?

(При необходимости см. Презентацию)

  • Можем ли мы назвать автора фольклорных произведений? Почему?

  • Как вы думаете, для чего разные народы стремятся сохранить свой фольклор?

Задание:

Обратите внимание на рубрику «Возьмите на заметку!» (стр. 10), прочитайте её.

  • Что нового вы узнали?





Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируя свои знания






Ученики заполняют рабочие тетради, стр. 4






Размышляют, приводят примеры

Вспоминают изученное











Работают с учебником

Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Подготовка к сознательному и активному восприятию нового материала на уроке.

Умение давать ответы на вопросы, которые возникают, и формулировать их самостоятельно.

Обобщение полученных знаний, их углубленное осмысление.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию, использовать речь для регуляции своего действия

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,

устанавливать причинно-следственные связи,

обобщать

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные:

Способность к самооценке

III. Актуализация знаний


Цель.

организация подготовки учащихся к объяснению нового знания,

актуализация изученных способов действий,

актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

мотивация учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,

Постановка проблемного вопроса и постановка новой учебной задачи


  • Посмотрите на записи в рабочих тетрадях. Разделите жанры на малые и большие. Свой ответ аргументируйте. Подчеркните их.

  • Какой из этих жанров содержит поучение, наставление?













  • Сформулируйте вторую часть темы урока.

(Пословицы – один из малых жанров унт)

  • Согласны вы с этой версией? Почему?

  • Кто думает иначе?

  • Посмотрите на лесенку успеха: чтобы быть успешным на уроке, надо пройти по этим ступенькам.

    УЗНАЛ


ХОЧУ ЗНАТЬ



ЗНАЮ




  • Что вы знаете по данной теме?

  • Что хотите узнать? Поставьте перед собой цель, которой мы должны достичь в конце урока





Отвечают ученики:

Это пословица, т.к. пословица это краткое, мудрое изречение с назидательным, поучительным смыслом, народный афоризм. Пословица – это законченное суждение, характеризует поступки человека, образ жизни.


Формулирую тему


Ученики самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действие в соответствии с ней

Умение использовать полученные ранее знания в новой учебной ситуации


Знакомство со структурой пословицы

Понимание скрытой мысли пословицы


Умение отвечать на проблемный вопрос

Умение формулировать тему урока и цели

Умение раскрывать внутренний потенциал.

Развитие творческого мировосприятия.

Активизация познавательного интереса к предмету, познанию нового.

Познавательные:

анализ, обобщение,

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

подведение под понятие;

Регулятивные:

выполнение пробного учебного действия;

фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

учет разных мнений;

использование критериев для обоснования своего суждения.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

понимание многозначности пословицы, её поучительности, скрытого смысла


1. Проведем эксперимент:

Задание:

Прочитайте пословицу «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и, отвечая на мои вопросы, определите жанровые признаки пословицы. Запишите их в рабочие тетради (Литературная мастерская, задание № 1, стр. 4)

  • Сравните сказку и пословицу. Назовите черты сходства и черты различия (поучительность и краткость)

  • Что объединяет пословицу и стихотворение? (складность)

  • Сколько смыслов имеет предложение, которое мы называем пословицей? (несколько, то есть пословица многозначна).

  • Исходя из этого ответа, сформулируйте еще одну черту пословицы (многозначность)

  • При затруднении можно обратиться к учебнику: стр. 11, рубрика «Повторим пройденное» и дописать неназванные признаки.


  • Пословица похожа на орешек: в ней есть «скорлупка» и «ядрышко». Как вы думаете, что является «скорлупкой» пословицы, а что –

«ядрышком»? Размышляя над вопросом, обратитесь к той же пословице «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»






Ученики определяют жанровые признаки пословицы, записывая их в рабочие тетради


Участвуют в организованной учителем совместной деятельности, отвечают на мини-вопросы учителя









Отвечают дети:

«Скорлупка» – это то, о чем говорится напрямую. Например, пословицу «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» можно понять так: чтобы поймать рыбу, надо потрудиться – приготовить удочку, наживку, подождать, пока рыбка клюнет.

«Ядрышко» пословицы»

это скрытая в ней мысль

Знание структуры учебника и условных обозначений.

Умение самостоятельно искать и выделять нужную информацию.

Умение выразительно читать незнакомый текст.


Умение определять свою степень овладения материалом Умение соотносить жанровую принадлежность произведение.

Умение сопоставлять

Познавательные:

анализ, сравнение, аналогия;

подведение под понятие;

определение основной и второстепенной информации;

постановка и формулирование проблемы;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;


V. Физкультминутка

Цель:

повысить или удержать умственную работоспособность детей на уроке; обеспечить кратковременный активный отдых для учеников

Отдых наш – физкультминутка

(шагаем на месте)

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите, -

(движения руками: в стороны, вверх, в стороны, вниз)

Раз и два, раз и два!


Делают зарядку

обучение приемам сохранения здоровья;


Личностные:

сохранение здоровья

VI. Первичное закрепление

Цель.

закрепить знания,

в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решать типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Решение задачи на соотношение

Задание: соотнесите «скорлупку» и «ядрышко» пословицы, сделав орешек целым.


прямой смысл = скорлупка

скрытый смысл = ядрышко

1) У короткого ума длинный язык.

А. Другому человеку не запретишь говорить

2) Глаза - зеркало души.

Б. Болтливый человек обычно не бывает умным.

3) В своем болоте и лягушка поёт.

В. Люди, интересующиеся одним делом, хорошо понимают друг друга

4) Рыбак рыбака видит издалека.

Г. По выражению глаз можно узнать о характере человека.

5) Рот не огород: не затворишь ворот.

Д. Дома, на родине, живется радостнее, веселее, чем в чужом краю.


  • Оцените свою работу

Решают задачу

1 – Б

2 – Г

3 – Д

4 – В

5 – А














«5» - 0 ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

Умение логично и точно отвечать на вопросы.

Умение размышлять над поставленным вопросом и аргументировать свой ответ.


Умение определять свою степень овладения материалом









Умение оценивать свою работу

Познавательные:

Сериация, то есть упорядочение предметов по некоему признаку,

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений, доказательство;

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные:

Способность к самооценке

VII.Самостоятельная работа

Цель.

мобилизовать знания детей;

выполнение задания нового вида, осуществление самопроверки,

выявление и корректирование возможных ошибок, определение способов действий, которые вызывают у учеников затруднения











Игра «Найди вторую половинку»

Работа в группах (См. Приложение)

Сначала вспомним правила работы в группе:

1. Думайте вместе.

2. Уважайте мнение других.

3. Не спрашивайте у учителя, спрашивайте у группы.

4. Оцените работу свою и всей группы. Поставьте оценку в оценочный лист.

5. При завершении работы возьмитесь за руки и поднимите их вверх. Это сигнал учителю и другим группам, что работа окончена



Группа 1. Соберите пословицу

Группа 2. Отгадайте, что за поговорка, и составьте несколько предложений, чтобы получился мини-рассказ

Группа 3. Исправьте ошибки наборщика

"Сколько волка не корми, а он ноги на стол".

"Любишь кататься —

имей сто рублей" 

Баба с возу, а хомут найдется.

На всякий роток не вынешь и рыбку из пруда.




Группа 4. Исправьте ошибки наборщика

Бала бы шея – кобыле легче.

Беды мучат, а руки делают.

Без труда не накинешь платок.

Чужую беду руками разведу, а худая сама бежит.


Самооценка (см. Приложение)

Работа в группах





Ученики отвечают:

Ответы группы 3:

Сколько волка не корми, он всё в лес смотрит.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Баба с возу – кобыле легче.

На всякий роток не накинешь платок.

Ответы группы 4:

Была бы шея, а хомут найдётся.

Глаза боятся, а руки делают.

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.


Умение сопоставлять исходный материал







Умение размышлять над поставленным вопросом и аргументировать свой ответ.


Умение определять свою степень овладения материалом

Познавательные:

анализ, сравнение,

выполнение действий по алгоритму;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Регулятивные:

контроль;

коррекция;

оценка;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные:

Способность к самооценке

VIII. Обобщение


Игра «Знаю - не знаю»

Ответьте одним словом

То, о чем говорится напрямую (скорлупка)

Скрытый смысл пословицы (ядрышко)

Устное народное творчество (фольклор)

Краткое, мудрое изречение с назидательным, поучительным смыслом, народный афоризм (пословица)


Оцените свою работу

Отвечают на вопросы игры

Знание терминов,

Умение обобщать полученные знания и применять их на практике

Познавательные:

обобщение,

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка;

Личностные:

Способность к самооценке

Рефлексия

Цель.

осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Вернемся к лесенке успеха, о которой говорили в начале урока

УЗНАЛ


ХОЧУ ЗНАТЬ



ЗНАЮ




  • Что узнали на уроке?

  • Заполните таблицу (предлагаются специальные карточки).


Вопросы

ответы

Само-оценка за урок

да

нет

Не знаю

1

Считаете ли вы тему урока интересной?





2

Урок вам понравился?




3

Остались ли вопросы, на которые вы сегодня не получили ответа?









Обобщают изученное











Высказывают свое мнение.


Развитие устной речи, умение слушать других


Умение оценивать свою работу и работу класса

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Личностные:

самооценка на основе критерия успешности;

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

IX. Домашнее задание.

Всем:

Прочитать рубрику «Возьмите на заметку» на стр. 12 учебника

Дополнительное задание для любознательных, стр. 13 учебника

На выбор

1) Подобрать 5-6 пословиц с цифрой 7.

2) подобрать к пословицам других народов русскую с таким же смыслом

Вылетевшее слово и на четверке лошадей не догонишь (китайск.).


Нет подушки мягче, чем чистая совесть (французск.)


Быстро сделанная работа хорошей не бывает (индийск.).










Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

У кого совесть чиста, тот спит спокойно


Поспешишь – людей насмешишь

Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Подготовка к сознательному и активному восприятию нового материала на уроке.

Умение давать ответы на вопросы, которые возникают, и формулировать их самостоятельно.

Обобщение полученных знаний, их углубленное осмысление.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию, использовать речь для регуляции своего действия

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Короткий самоанализ: что получилось? Что не получилось?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
















ПРИЛОЖЕНИЕ

МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ

Группа 1. Собери пословицу

Группа 2. Отгадайте, что за поговорка и составьте несколько предложений, чтобы получился мини-рассказ

Дополнительный материал для учителя

Жанр

Задача жанра

1. Пословица — краткое изречение.

Кратко и точно оценить характеры и поступки людей.

2. Поговорка не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него.

Намекает (скрыто оценивает) различные явления человеческой жизни.

3. Считалка — стихотворное произведение прикладного характера. Имеет две части. “Формула” — тот и выйдет вон.

Помочь весело распределить роли в игре.

4. Загадка иносказательно описывает предмет.
Три типа:

1) перечисление признаков загаданного;
2) открытое сравнение признаков загаданного;
3) скрытое сравнение признаков загаданного.

Учит угадывать задуманное.

5. Побасёнка — разговор о действиях героев, проявляющих их черты характера.

Высмеять плохие черты характера или показать остроумие героя.

6. Небылица рассказывает необычную, выдуманную, “перевёрнутую” картину жизни.

Весело учить различать действительность и фантазию, развивать воображение.

7. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых малышами вместе с взрослыми.

Весело учить малыша жестам, навыкам.




















Оценочный лист группы № ______


ФИ ученика, входящего в группу

Критерии оценивания

самооценка

оценка работы всей группы

итог

1.

Активность работы в группе




Личный вклад в работу группы



Соблюдение культуры общения



2.

Активность работы в группе




Личный вклад в работу группы



Соблюдение культуры общения



3.

Активность работы в группе




Личный вклад в работу группы



Соблюдение культуры общения



4.

Активность работы в группе




Личный вклад в работу группы



Соблюдение культуры общения



Правила работы в группе

1. Выслушивайте до конца своего товарища, не перебивая его.

2. Общайтесь в группе вежливо и доброжелательно.

3. Помогайте друг другу при затруднении.

4. Работайте активно, к заданию относитесь серьёзно.

5. По окончании работы возьмитесь за руки и поднимите их вверх. Это сигнал учителю и другим группам, что вы завершили работу.


Инструкция

1. Впишите свои фамилии и имена

2. Оцените свою работу на уроке и поставьте соответствующие баллы от 1 до 5 в первый столбик

3. Оцените работу группы на уроке и поставьте соответствующие баллы от 1 до 5 во второй столбик

4. Данные баллы суммируйте и поставьте в третий столбик.

5. По завершении оценивания лист сдайте учителю

8