СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пословицы и поговорки. Сказка "Лиса и Медведь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пословицы и поговорки. Сказка "Лиса и Медведь"»

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ. Сказка «Лиса и Медведь»

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ. Сказка «Лиса и Медведь»

ЦЕЛИ Поговорить о пословицах и поговорках русского народа Узнать виды пословиц и поговорок Сравнить пословицы разных народов Познакомиться с понятием сказки Проанализировать сказку «Лиса и Медведь» Узнать значение образа медведя

ЦЕЛИ

  • Поговорить о пословицах и поговорках русского народа
  • Узнать виды пословиц и поговорок
  • Сравнить пословицы разных народов
  • Познакомиться с понятием сказки
  • Проанализировать сказку «Лиса и Медведь»
  • Узнать значение образа медведя
Бывает так, что мы осваиваем новое дело, а у нас ничего не получается. Нам говорят: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» или «Терпенье и труд всё перетрут». Два друга увлекаются одни и тем же делом. О них скажут: «Два сапога — пара». Такие выражения слышали все. Что это такое?
  • Бывает так, что мы осваиваем новое дело, а у нас ничего не получается. Нам говорят: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» или «Терпенье и труд всё перетрут». Два друга увлекаются одни и тем же делом. О них скажут: «Два сапога — пара».
  • Такие выражения слышали все. Что это такое?
Пословица — это краткое народное изречение, имеющее поучительный характер.  Пословица всегда выражает законченную мысль. Тише едешь — дальше будешь. Семь раз отмерь, один отрежь. Не говори гоп, пока не перепрыгнешь. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Волков бояться — в лес не ходить.

Пословица — это краткое народное изречение, имеющее поучительный характер.  Пословица всегда выражает законченную мысль.

  • Тише едешь — дальше будешь.
  • Семь раз отмерь, один отрежь.
  • Не говори гоп, пока не перепрыгнешь.
  • Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
  • Волков бояться — в лес не ходить.
Поговорка — это краткое народное изречение, метко и ярко характеризующее какое-то явление.  Поговорки не выражают законченной мысли. Нет дыма без огня. Говорят, что кур доят. Первый блин комом. Повторение мать ученья. Дуракам закон не писан.

Поговорка — это краткое народное изречение, метко и ярко характеризующее какое-то явление.  Поговорки не выражают законченной мысли.

  • Нет дыма без огня.
  • Говорят, что кур доят.
  • Первый блин комом.
  • Повторение мать ученья.
  • Дуракам закон не писан.
Пословицы и поговорки появились очень давно. Их никто не придумывал специально. Очевидно, впервые они произносились к конкретному случаю. Кто-то пытался перейти реку, попадал на глубокое место и начинал тонуть.

Пословицы и поговорки появились очень давно. Их никто не придумывал специально. Очевидно, впервые они произносились к конкретному случаю. Кто-то пытался перейти реку, попадал на глубокое место и начинал тонуть.

В пословице самое главное — это её смысл. Пословицы учат, как надо и как не надо поступать. Главное — понять, о чём говорит пословица. И тогда можно избежать многих неприятностей. Не буди лихо, пока оно тихо. Бесплатный сыр только в мышеловке. В гостях хорошо, а дома лучше. Всё тайное становится явным.

В пословице самое главное — это её смысл. Пословицы учат, как надо и как не надо поступать. Главное — понять, о чём говорит пословица. И тогда можно избежать многих неприятностей.

  • Не буди лихо, пока оно тихо.
  • Бесплатный сыр только в мышеловке.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Всё тайное становится явным.
В поговорке же главным является её красота, меткость, складность. Поговорка украшает речь, делает её красочной, оживлённой, весёлой. После дождичка в четверг. Не в бровь, а в глаз. Бумага всё стерпит. Нет дыма без огня.

В поговорке же главным является её красота, меткость, складность. Поговорка украшает речь, делает её красочной, оживлённой, весёлой.

  • После дождичка в четверг.
  • Не в бровь, а в глаз.
  • Бумага всё стерпит.
  • Нет дыма без огня.
 Если разбивать пословицы на родственные группы, то можно выделить пословицы о труде, о хлебе, о Родине, о семье, о дружбе, о животных, о добре и зле, о зависти и многие-многие другие. Без друга в жизни туго. Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок. Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска — и стол доска. Конь — не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник.  Довольно часто пословицами становились фразы из произведений писателей. Особенно преуспел в этом наш великий баснописец Иван Андреевич Крылов. Едва ли не в каждой его басне можно найти пословицу: Ты всё пела? Это дело. Так поди же попляши.

Если разбивать пословицы на родственные группы, то можно выделить пословицы о труде, о хлебе, о Родине, о семье, о дружбе, о животных, о добре и зле, о зависти и многие-многие другие.

  • Без друга в жизни туго.
  • Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.
  • Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска — и стол доска.
  • Конь — не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник.

Довольно часто пословицами становились фразы из произведений писателей. Особенно преуспел в этом наш великий баснописец Иван Андреевич Крылов. Едва ли не в каждой его басне можно найти пословицу:

  • Ты всё пела? Это дело. Так поди же попляши.
 Пословицами и поговорками богат не только русский язык. Все народы мира облекали в них накопленную веками мудрость. Вот почему нельзя сказать, что человек в совершенстве владеет иностранным языком, если он не знает его пословиц и поговорок.  А поскольку все люди хотят мирно жить, спокойно трудиться, иметь родных и друзей, то и пословицы разных народов во многом схожи. В любой стране уважают аккуратность и трудолюбие, осуждают лень и злость, призывают к защите родной страны.

Пословицами и поговорками богат не только русский язык. Все народы мира облекали в них накопленную веками мудрость. Вот почему нельзя сказать, что человек в совершенстве владеет иностранным языком, если он не знает его пословиц и поговорок.

А поскольку все люди хотят мирно жить, спокойно трудиться, иметь родных и друзей, то и пословицы разных народов во многом схожи. В любой стране уважают аккуратность и трудолюбие, осуждают лень и злость, призывают к защите родной страны.

ПРОДОЛЖИТЕ РЯД 1) Василиса Премудрая, Иван Царевич, Иван-дурак… (Елена Прекрасная, Морозко, Мороз Иванович…) 2) Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч… (водяной, леший, кикимора, русалка, домовой...) 3) Шапка-невидимка, меч-кладенец, скатерть-самобранка… (сапоги-скороходы, живая и мертвая вода, молодильные яблоки…) О чем пойдет речь на нашем уроке?

ПРОДОЛЖИТЕ РЯД

  • 1) Василиса Премудрая, Иван Царевич, Иван-дурак…

(Елена Прекрасная, Морозко, Мороз Иванович…)

  • 2) Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч…

(водяной, леший, кикимора, русалка, домовой...)

  • 3) Шапка-невидимка, меч-кладенец, скатерть-самобранка…

(сапоги-скороходы, живая и мертвая вода, молодильные яблоки…)

О чем пойдет речь на нашем уроке?

Что отличает сказку от других произведений устного народного творчества? Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин

Что отличает сказку от других произведений устного народного творчества?

Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин "байка" или "басень", от слова "бать" - рассказывать. Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые " сказки сказывают небывалые". Но ученые полагают, что в народе слово "сказка" употреблялось и раньше. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о них на сегодняшний момент не осталось никаких сведений. Однако уже в XIX веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.

Сказка - один из жанров фольклора, либо литературы; эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера.  Сказка литературная в отличие от фольклорной, принадлежит конкретному автору, она не бытовала до публикации в устной форме и не имеет вариантов.

Сказка - один из жанров фольклора, либо литературы; эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. 

Сказка литературная в отличие от фольклорной, принадлежит конкретному автору, она не бытовала до публикации в устной форме и не имеет вариантов.

СТРУКТУРА СКАЗКИ Присказка – необязательный эстетический элемент в сказке. Ее цель – подготовить слушателей к восприятию сказки, настроить их. Она существует сама по себе: не связана с содержанием произведения (чаще всего встречается перед волшебной сказкой). Зачин – начало сказочного действия, обязательный элемент сказки. Подчеркивает необычность, неопределенность того мира, где происходит действие сказки. Зачин определяет место действия и время действия, называет героев сказки. Основная часть сказки – трехступенчатое строение сюжета: подготовительная цепь действий, центральное действие и развязка. Исход или концовка – заключительная часть сказки. В ней могут быть подведены итоги сказочного действия.

СТРУКТУРА СКАЗКИ

  • Присказка – необязательный эстетический элемент в сказке. Ее цель – подготовить слушателей к восприятию сказки, настроить их. Она существует сама по себе: не связана с содержанием произведения (чаще всего встречается перед волшебной сказкой).
  • Зачин – начало сказочного действия, обязательный элемент сказки. Подчеркивает необычность, неопределенность того мира, где происходит действие сказки. Зачин определяет место действия и время действия, называет героев сказки.
  • Основная часть сказки – трехступенчатое строение сюжета: подготовительная цепь действий, центральное действие и развязка.
  • Исход или концовка – заключительная часть сказки. В ней могут быть подведены итоги сказочного действия.
Какие виды сказок вам известны?   Сегодня к уроку вы читали сказку «Лиса и медведь». К какому виду сказки она относится? Сказки о животных возникли очень давно, в эпоху язычества, и отразили наблюдения над животными человека первобытного общества – охотника и зверолова, а затем и скотовода. Жанр формировался долгое время, обогащался сюжетами, типами персонажей.
  • Какие виды сказок вам известны?  
  • Сегодня к уроку вы читали сказку «Лиса и медведь». К какому виду сказки она относится?

Сказки о животных возникли очень давно, в эпоху язычества, и отразили наблюдения над животными человека первобытного общества – охотника и зверолова, а затем и скотовода. Жанр формировался долгое время, обогащался сюжетами, типами персонажей.

Сказки о животных называются животным эпосом; их отличительной особенностью является то, что главными героями становятся животные. Это могут быть как звери, так и рыбы или птицы. Нередко ключевое место отводится предметам или растениям, а иногда даже природные явления становятся персонажами. Если в животном эпосе присутствует человек, то он либо является второстепенным, временами практически незаметным, либо примерно равен персонажу-животному, но такое встречается гораздо реже.

Сказки о животных называются животным эпосом; их отличительной особенностью является то, что главными героями становятся животные. Это могут быть как звери, так и рыбы или птицы. Нередко ключевое место отводится предметам или растениям, а иногда даже природные явления становятся персонажами. Если в животном эпосе присутствует человек, то он либо является второстепенным, временами практически незаметным, либо примерно равен персонажу-животному, но такое встречается гораздо реже.

В образах животных представлены качества человека. Герои-животные стали воплощением определенных качеств: лиса - хитрости, волк - глупости и жадности, медведь – доверчивости, заяц – трусости. Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и считают главным (лев или медведь). Образы животных стали средством морального поучения. В сказках о животных высмеиваются глупость, жадность, лень, лживость, хитрость, корысть, болтливость.

В образах животных представлены качества человека. Герои-животные стали воплощением определенных качеств: лиса - хитрости, волк - глупости и жадности, медведь – доверчивости, заяц – трусости. Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и считают главным (лев или медведь).

Образы животных стали средством морального поучения. В сказках о животных высмеиваются глупость, жадность, лень, лживость, хитрость, корысть, болтливость.

АНАЛИЗ СКАЗКИ «ЛИСА И МЕДВЕДЬ» 1. Какое впечатление оставила у вас сказка? Какие чувства вызвала? Почему? 2. Почему Медведь согласился, чтобы Лиса пожила в его доме, а потом поверил, что она помогает детям? Как это его характеризует? 3. Как Лисе удалось незаметно для Медведя съесть весь его запас мёда и избежать наказания за кражу? Как вы можете охарактеризовать её поведение? 4. Как вы думаете, догадался ли Медведь после ухода Лисы, что она его обманула?

АНАЛИЗ СКАЗКИ «ЛИСА И МЕДВЕДЬ»

1. Какое впечатление оставила у вас сказка? Какие чувства вызвала? Почему?

2. Почему Медведь согласился, чтобы Лиса пожила в его доме, а потом поверил, что она помогает детям? Как это его характеризует?

3. Как Лисе удалось незаметно для Медведя съесть весь его запас мёда и избежать наказания за кражу? Как вы можете охарактеризовать её поведение?

4. Как вы думаете, догадался ли Медведь после ухода Лисы, что она его обманула?

ОБРАЗ МЕДВЕДЯ  Россия — страна лесов, в которых живёт множество зверей и птиц. Но всё же главным — хозяином леса — издревле считали именно медведя. Древние люди настолько уважительно относились к этому зверю, что даже никогда не произносили его настоящее имя.  Слово медведь, как считают учёные, произошло путём сложения слов мёд и еда, то есть буквально «медоед». Чувство суеверного страха и почтения по отношению к этому животному подкреплялось тем, что медведь и напоминал человека: он мог ходить на двух лапах, умываться, почти по-человечески заботиться о своём потомстве. Так постепенно у русского народа складывалось представление о медведе как хозяине и хранителе лесов, который в родстве с человеком, но намного могущественнее его.

ОБРАЗ МЕДВЕДЯ

Россия — страна лесов, в которых живёт множество зверей и птиц. Но всё же главным — хозяином леса — издревле считали именно медведя. Древние люди настолько уважительно относились к этому зверю, что даже никогда не произносили его настоящее имя.

Слово медведь, как считают учёные, произошло путём сложения слов мёд и еда, то есть буквально «медоед». Чувство суеверного страха и почтения по отношению к этому животному подкреплялось тем, что медведь и напоминал человека: он мог ходить на двух лапах, умываться, почти по-человечески заботиться о своём потомстве. Так постепенно у русского народа складывалось представление о медведе как хозяине и хранителе лесов, который в родстве с человеком, но намного могущественнее его.

В сказках эти древние представления народа тоже нашли отражение: ни один другой персонаж из мира животных в русских сказках не имеет полного имени, кроме медведя, — Михайло Потапыч (или Иваныч) Топтыгин, что является знаком особого уважения к нему. Со временем медведь стал символом России.

В сказках эти древние представления народа тоже нашли отражение: ни один другой персонаж из мира животных в русских сказках не имеет полного имени, кроме медведя, — Михайло Потапыч (или Иваныч) Топтыгин, что является знаком особого уважения к нему. Со временем медведь стал символом России.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Какие виды пословиц бывают? Что такое сказка? Значение образа медведя

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

  • Какие виды пословиц бывают?
  • Что такое сказка?
  • Значение образа медведя
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Прочитать сказку К. Г. Паустовского «Дремучий медведь» Письменно ответить на вопрос: Чему научила вас сказка? Чего вы точно не будете делать? А что будете делать обязательно в отношениях с людьми?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Прочитать сказку К. Г. Паустовского «Дремучий медведь»
  • Письменно ответить на вопрос: Чему научила вас сказка? Чего вы точно не будете делать? А что будете делать обязательно в отношениях с людьми?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!