СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пословицы и поговорки (увлекательные задания)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пословицы и поговорки (увлекательные задания)»

На слайде представлены пословицы и поговорки. Назовите, в какой колонке перечислены пословицы, а в какой – поговорки? Почему?



  • На воде вилами писано

  • Языком кружева плетет

  • Положить зубы на полку

  • Гляди в оба

  • Легок на помине

  • Хоть шаром покати

  • Свинью подложить

  • Остаться с носом

  • Когда рак на горе свистнет

  • Рвет и мечет

  • Ни в зуб ногой


  • Весна красна цветами, а осень пирогами

  • Шуба лежит, а сам дрожит.

  • От умного научишься, а от глупого разучишься.

  • Сломить дерево – секунда, а вырастить целый год;

  • На зеркало нечего пенять, коли рожа крива;

  • Когда придет беда, не пойдет на ум и беда;

  • Ученье – свет, а неученье – тьма.



Большинство пословиц нельзя понимать буквально. Рассмотрим прямой и метафорический, т.е. переносный смысл пословиц.

      Лес рубят — щепки летят. (см.слайды)
      Прямой смысл — когда рубят деревья, действительно из-под топора летят щепки. Переносный смысл — нельзя сделать большое дело, не совершив маленьких погрешностей.
      Не зная броду, не суйся в воду. (см.слайды)
      Прямой смысл — реку вброд переходить можно тогда, когда хорошо знаешь, где находится брод. Переносный смысл — если хочешь сделать серьезное дело, надо сначала изучить, как его делать, чтобы не навредить самому себе.
      Цыплят по осени считают.(см.слайды)
      Прямой смысл — цыплят можно считать тогда, когда они вылупляются, но за лето некоторые могут умереть, кого-то из них унесет коршун или лиса. Поэтому говорят, что цыплят надо считать осенью, когда они уже выросли и научились прятаться от врагов. Переносный смысл — итоги надо подводить тогда, когда дело доведено до конца.
      От яблони — яблочки, а от сосны — шишки.(см.слайды)
      Прямой смысл — на яблоне растут яблоки, а на сосне растут только шишки. Переносный — не надо ждать, что дело, в результате которого должен возникнуть один результат, принесет другой.

5.Творческая работа.

Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, вы должны достаточно быстро оценить ситуацию, как бы   приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение.   Чтобы учиться использовать в своей речи пословицы и поговорки, предлагаю вам принять участие в небольшой игре, которая называется «Красна речь пословицей». Эта игра состоит из нескольких туров. Итак, начинаем. (см.слайды)

1 ТУР «Перевертыши». Узнайте пословицы в искаженном виде.(см.слайды)

  1. Враги не знают друг друга в счастье (Друзья познаются в беде);

  2. Глупые ноги ругают к старости. (Умную голову почитают смолоду);

  3. На своей Родине и зима прекрасна. (На чужой стороне и весна не красна);

  4. Великое безделье хуже крошечного бизнеса. (Маленькое дело лучше большого безделья);

  5. Чужие штаны подальше от себя (Своя рубашка ближе к телу);

  6. Безделье неумеху не страшится. (Дело мастера боится);

  7. Чижа романами угощают. (Соловья баснями не кормят);

  8. Умный умного не слышит близко. (Дурак дурака боится);

  9. Черт всем скажет, боров слопает. (Бог не выдаст, свинья не съест).

2 ТУР «Одним словом». Замените поговорки одним словом. (см.слайды)

  1. На попятный двор. (Отказаться);

  2. Заткнуть за пояс. (Победить);

  3. При царе Горохе. (Давно);

  4. Хоть шаром покати. (Ничего нет);

  5. Легок на помине. (Появился быстро);

  6. У черта на куличиках. (Далеко);

  7. Яблоку негде упасть. (Тесно);

  8. Как снег на голову. (Внезапно);

  9. Ни к селу ни к городу. (Невпопад).

3 ТУР «Откуда пословица?». Из какого источника появилась пословица? (см.слайды)

  1. Битый не битого везет. (Из сказки «Лиса и волк»);

  2. Кому вершки, а кому корешки. (Из сказки «Мужик и медведь»);

  3. А Васька слушает да ест. (Из басни И. Крылова «Кот и повар»);

  4. А воз и ныне там. (Из басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»);

  5. А ларчик просто открывался. (Из басни И. Крылова «Ларчик»).

4 ТУР «О чем пословица?». Определите темы пословиц:

«Трудолюбие», «Глупость», «Дружба», «Родина», «Учение», «Нерадивость», «Трусость» и т.д.

Список пословиц:

- С родной земли – умри, не сходи

- Своя земля и в горсти мила

- Всякая сосна своему бору шумит

- Глупа та птица, которой свое гнездо не мило

- Продай кафтан, да купи буквицу

- Корень учения горек, да плод сладок

- Сперва аз да буки, а там – и науки

- Неразумного учить – в бездонную кадку воду лить

- Под лежачий камень вода не течет

- Дерево смотри в плодах, а людей смотри в делах

- Горька работа, да сладок хлеб

- Двое пашут, а семеро руками машут

- На голове густо, а в голове пусто

- Лоб, что лопата, а ума небогато

- Волков боятся - в лес не ходить

6.Подведение итогов.

Выставляем оценки за лучшие ответы и комментарии на уроке.

  1. Рефлексия

Какую роль играют пословицы и поговорки в речи?

8.Заключение:

Таким образом, пословицы и поговорки – это источник народной мудрости, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Пословицы и поговорки сопровождают человека всю жизнь. Они посвящены Родине и труду, учению и лени, здоровью и природе, родителям и друзьям. Благодаря точности и простоте пословицы легко усваиваться в детском возрасте и воспринимаются как жизненная норма. Пословицы и поговорки обогащают и украшают речь человека, развивают воображение.

9.Домашнее задание:

Проиллюстрировать пословицу или поговорку.