МБУК «Централизованная библиотечная система»
городского округа ЗАТО Большой Камень
Центральная городская детская библиотека
«Посмеёмся вместе с Чеховым»
Литературное многоборье к 155 - летию со дня рождения
А.П. Чехова
Большой Камень, 2015
ББК 83.3Р1
Л 49
Литературное многоборье «Посмеёмся вместе с Чеховым»: сценарий массового мероприятия к 155–летию со дня рождения А. П. Чехова для учащихся 6-7 классов/ Центральная городская детская библиотека, сост. К.В. Ершова – Большой Камень, 2015.- 9 с.
Цель мероприятия:
1. Способствовать формированию у учащихся интереса к русской классической литературе.
Задачи мероприятия:
Познакомить читателей с жизнью и творчеством известного русского писателя Антона Павловича Чехова.
Развивать навыки групповой работы.
Целевая аудитория:
Читатели 6-7 классов
Используемые материалы, оборудование и реквизиты:
Книжные закладки с изображением А.П. Чехова
Компьютер
Компьютерная викторина «Знаете ли вы биографию А.П. Чехова?»
Компьютерная презентация «Биография А.П. Чехова»
Набор фишек
Набор фломастеров или цветных карандашей, листов бумаги для рисования
Используемая литература:
Антон Павлович Чехов: (1860 – 1904). Вып.1 / [сост. Андреева М.С.].- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009.-16 с.: 8 л. цв. ил. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека»).
Землянухина, С.Я. Наследие его жизни [о творчестве А.П. Чехова]/ С. Землянухина // Читаем, учимся, играем.- 1999.- № 6.- С. 68-71
Макарова, Б.А. Великий насмешник: [к юбилею А.П. Чехова] / Б. Макарова // Читаем, учимся, играем. - 2011.-№2. – С.23-29
Носырина, О.Н. Доктор Чехов /О. Носырина // Читаем, учимся, играем.- 2010.- №5.- С. 90-94.
Предварительная работа:
Чтобы многоборье прошло интересно, участникам необходимо прочитать рассказы А.П. Чехова «Радость», «Коллекция», «Хирургия», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Пересолил», «Дочь Альбиона», «Злой мальчик».
1
Ход игры:
Организационный момент:
Все участники мероприятия делятся на три команды. Каждая команда выбирает себе командира. Во время игры команды будут выполнять задания и зарабатывает фишки. Победит та команда, которая наберёт наибольшее количество фишек.
ЧАСТЬ 1. «БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ»
Слайд №1 (Портрет А.П. Чехова)
Ведущий:
Уважаемые ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством замечательного русского писателя А.П. Чехова. В 2015 году исполняется 155 лет со дня рождения. Чехов – последний из великих писателей русской литературы 19 века. Он жил во времена глубоких перемен во всём мировом искусстве и далеко опередил свое время. Наше мероприятие называется «Посмеёмся вместе с Чеховым» - литературное многоборье. Во время мероприятия вы проверите и закрепите свои знания фактов о жизни и творчестве А.П. Чехова.
Слайд № 2 (Домик в Таганроге, где родился)
Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге 29 января 1860 года. Недавние предки Чехова и со стороны отца, и со стороны матери были крепостными, позже выкупившимися на волю. Будущий писатель, был третьим сыном в семье. Все шестеро детей воспитывались в строгости, знавали и розги.
Слайд № 3 (Квартира музей)
В те далекие годы жизнь детей была далеко не беззаботна, а часто безрадостна. С малых лет многие из них вынуждены были зарабатывать себе на хлеб и учёбу. Антон Чехов не был исключением. Именно поэтому, став писателем, в своих рассказах он часто повествует о жизни детей своего времени, жалея их и сочувствуя им. (Рассказы «Ванька», «Спать хочется»).
Слайд № 4 (Отец А.П. Чехова)
Отец писателя, Павел Егорович, имел небольшую лавочку в Таганроге, был человеком талантливым; рисовал, увлекался музыкой, особенно церковным пением. Но в то же время отличался требовательным и деспотичным характером.
Слайд № 5 (Лавка отца А.П. Чехова)
Антон Чехов и его старшие братья с малых лет долгими часами сидели в лавке отца. Часто до поздней ночи они маялись на спевках церковного хора, которым руководил отец, а в праздники, поднявшись еще до рассвета, отправлялись петь в церковь.
2
Павел Егорович хотел сделать своих детей по-настоящему образованными людьми. Он отдал их всех в гимназию, нанял для них учителя музыки, рано начал учить языкам.
Слайд № 6 (Мать А.П. Чехова)
Мать А. П. Чехова Евгения Яковлевна Чехова урожденная купеческая дочь Морозова. Самые нежные, тёплые ощущения раннего детства связаны у Чехова матерью. «Мать – добрая, кроткая и разумная женщина, ей я и мои братья обязаны многим», - писал А. П. Чехов в одном из своих писем. Сострадание к людям, ко всему живому, переданное ему матерью, повлияло на желание А. П. Чехова стать врачом и писателем.
Слайд № 7 (А.П. Чехов о родителях)
«Отец и мать, единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук» так говорил, А.П. Чехов, когда ему было 17 лет.
Слайд № 8 (А.П. Чехов гимназист)
Отец семейства, видя процветание местных греков, сначала определил Антона в греческую школу. Но вскоре его перевели в Таганрогскую классическую гимназию, где учились его старшие братья. Антоше не нравилась гимназия. Веселому, подвижному мальчику неуютно было сидеть на уроках. Классы выходили в полутемные коридоры, в каждой двери было круглое окошко. Надзиратель, как часовой. Шагал по коридору и заглядывал в окошки – следил за поведением учащихся.
При Таганрогском уездном училище открыли ремесленный класс, где обучали сапожному и портняжному делу. Антон, обучаясь портняжному мастерству, выучился шить себе брюки, жилеты и был очень доволен. Таким образом, юному А. П. Чехову приходилось совмещать учебу с ежедневной изнурительной работой.
Антон Павлович с детства любил животных. В его доме постоянно жили разные звери и птицы. В Таганроге у него были голуби. В Ялте разгуливал ручной журавль. В московском доме жили собаки. Из своей поездки на остров Сахалин он привёз дикую пальмовую кошку и мангусту. Во многих рассказах, таких как «Каштанка», «Белолобый» и другие, Чехов показывал, что доброе отношение к животным важно не только для животного – оно гораздо важнее для самого человека.
Слайд № 9 (Таганрогская гимназия)
Учеба в Таганрогской гимназии способствовала пробуждению у юного Чехова интереса к литературе и театру.
Слайд № 10 (А.П. Чехов студент)
Окончив гимназию в 1879 году, А. П. Чехов перебирается к семье в Москву.
3
В этом же году он поступает на медицинский факультет Московского университет, который окончил в 1894 году.
Ещё будучи студентом, он начинает писать рассказы и сценки для юмористических журналов. Первый его рассказ – «Письмо ученому соседу» - появился под псевдонимом «Антоша Чехонте» в журнале «Стрекоза» в 1890 году.
Слайд № 11 (Антоша Чехонте)
Откуда же такой псевдоним? Учитель Закона Божьего таганрогской гимназии Фёдор Покровский любил давать ученикам прозвище. Однажды он развернул классный журнал и произнёс: «Антоша Чехонте!» Прозвище, данное Покровским, стало одним из псевдонимов молодого писателя. У Антона Павловича было много другие псевдонимы, их было около пятидесяти.
Пять лет работы в юмористических журналах стали для А. П. Чехова школой мастерства. Именно в этот период родились чеховские афоризмы, впоследствии ставшие крылатыми: «Краткость – сестра таланта», «Искусство писать – это искусство сокращать».
Ранний период творчества Антона Чехова завершается выходом в свет первых сборников его рассказов «Пёстрые рассказы». Эти рассказы полны искрящегося смеха, тонкого, умного юмора. Они не потеряли свою актуальность и в наше время. Он становится известным писателем, но ещё не считает себя профессиональным литератором.
Не забывает А. П. Чехов и о своей профессии: работает земским врачом под Москвой. Встречи с крестьянами, помещиками, врачами, учителями, чиновниками дают пищу для творчества.
В 1890-е годы А. П. Чехов сближается с композитором П. И. Чайковским, в это же время начинается его дружба с художником И. И. Левитаном. Писателя, композитора и художника объединяло многое. В их творчестве проявляется глубокий лиризм, тонкое понимание внутреннего мира человека, любовь к родной природе.
Слайд № 12 (А.П. Чехов на Сахалине)
Стремление погрузится в гущу жизни, глубже узнать Родину побудили А. П. Чехова совершить поездку на далёкий Сахалин, превращенный царизмом в огромную каторжную тюрьму.
Слайд № 13 (книга А.П. Чехова «Остров Сахалин»)
Результатом его путешествия стала книга «Остров Сахалин». «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!» - восклицает он в письме к сестре.
4
Ребята, отмечая юбилей Антона Павловича Чехова, нельзя не вспомнить исторический факт пребывания писателя в городе Владивостоке во время путешествия на остров Сахалин. В одном из писем он писал: «…Когда я был во Владивостоке, то погода была чудная, теплая, несмотря на октябрь, по бухте ходил настоящий кит и плескал хвостищем, впечатление, одним словом оказалось роскошное. Во Владивостоке в мирное время живётся нескучно, по европейски… Если вы охотник, то сколько разговоров про охоту и тигров. А какая вкусная рыбы! Устрицы по всему побережью крупные, вкусные…»
Слайд № 14 (Имение в Мелихово)
Вернувшись из поездки, в 1892 году А. П. Чехов поселился под Москвой в небольшом имении Мелехово. Здесь он создаёт свои лучшие произведения: рассказы «Палата №6», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник» и другие.
Не меркнут прекрасные слова Антона Павловича о человеке. Они и сегодня звучат как доброе наставление писателя: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Тема любви, высокой, самоотверженной, красной нитью проходит через такие произведения, как «Попрыгунья», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином».
Важное место в творческой биографии А. П. Чехова играет драматургия. Писатель в течение всей своей жизни, начиная ещё с гимназических времён, увлекался драматургией. Созданные им пьесы – «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад» - стали важным событием в театральной жизни России конца 19 начала 20 века.
Слайд № 15 (Дружба с писателями)
Шёл 1900 год. По настоянию врачей Антон Павлович поселился в Ялте. Незаметно подкрадывалась к нему страшная неизлечимая болезнь – чахотка. Наступает последний период жизни А. П. Чехова, период богатый творческими успехами отмеченный дружбой с Л. Н. Толстым, А. М. Горьким, актёрами Художественного театра. Л.Н. Толстой сравнил творчество А.П. Чехова с А.С. Пушкиным. Он сказал: «Чехов – это Пушкин в прозе».
Слайд № 16 (Жена А.П. Чехова О.Л. Книппер)
В 1901 году писатель женился на актрисе Художественного театра О. Л. Книппер. Подходила весна 1904 года. Здоровье Чехова всё ухудшалось. Врачи посоветовали увезти его в Германию. Однако, несмотря на болезнь, жизнерадостность не покидает писателя. Сохранились воспоминания жены О. Л. Книппер-Чеховой о последних часах жизни Антона Павловича. «Даже за несколько часов до смерти он заставлял меня смеяться, выдумывая один из рассказов».
Слайд № 17 (Надгробный памятник)
А. П. Чехов умирает 15 июля 1904 года в немецком курортном городке Баденвейлере. В Москву тело А. П. Чехова было перевезено через несколько дней после смерти. 5
Похороны состоялись в середине июля 1904 года. Могила писателя – на кладбище Новодевичьего монастыря, недалеко от могилы его отца.
Слайд № 18 (Памятник в Таганроге)
Антон Павлович Чехов в 1888 году писал: «Всё, мною написанное, забудется через пять-десять лет, но пути, мною проложенные, будут целы и невредимы – в этом моя единственная заслуга…». Ребята как вы думаете, почему этого не случилось, почему его не забыли?
Варианты ответов:
Пороки в обществе будут всегда, и если художник может высмеять эти пороки, он будет актуален в любое время.
Красивый язык не умирает.
Все движения человеческой души так точно описаны Чеховым. Это будет жить всегда.
За сорок четыре года своей жизни А.П. Чехов написал множество рассказов и пьес. Его пьесы до сих пор идут на сценах разных театров в нашей стране и за рубежом.
ЧАСТЬ 2. «КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА»
Ведущий:
А сейчас ребята, мы проверим, как внимательно вы слушали мой рассказ.
Конкурс 1 «Мозговой штурм»
Назовите первый печатный рассказ Чехова (Письмо учёному соседу)
Кто из героев Чехова попал в пьяном виде под лошадь и очень обрадовался, когда об этом написали в газете? (Митя Кулдаров, рассказ «Радость»)
Кто из героев Чехова умер оттого, что чихнул в театре на генерала? (Чиновник Червяков, рассказ «Смерть чиновника»)
Как звали (укажите имя) героев рассказа «Хирургия», фельдшера и дьячка? (Фельдшер – Курятин Сергей Кузьмич, дьячок – Воимигласов Ефим Михеевич).
Можно ли пересолить собственный рассказ? («Пересолил»)
Помогите вспомнить лошадиную фамилию (Овсов)
Конкурс 2 «Знаете ли вы биографию А.П. Чехова?» (компьютерная викторина)
Конкурс 3 «Узнай рассказ по фрагменту текста»
Не рассуждайте, если у вас рот раскрыт… Этот легко рвать, а бывает так, что одни только корешки… Этот – раз плюнуть …. (Хирургия)
6
Это хорошо, что не шалят… Но на всякий случай все-таки я взял с собой три револьвера. А с револьвером, знаешь, шутки плохи. С десятью разбойниками можно справиться… (Пересолил)
По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?... Кто кричал? (Хамелеон)
Тут, в нашем уезде, ваше превосходительство, лет десять назад служил акцизный Яков Васильевич. Заговаривал зубы – первый сорт. Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюет, и как рукой! Сила ему такая дадена…(Лошадиная фамилия)
Дураком каким прикидывается! Точно вчера родился или с неба упал. Разве ты не понимаешь, глупая голова, к чему ведет это отвинчивание?…(Злоумышленник)
В гимназии вместе учились! Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казённую книжку папироской прожёг, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо… (Толстый и тонкий)
Конкурс 4 «Экспромт «Лучшая иллюстрация к рассказу Чехова».
От каждой команды приглашаются художники, им предоставляется 5-7 минут для работы. Каждый выбирает карточку с названием рассказа, к которому рисует свою иллюстрацию: «Хирургия», «Пересолил», «Хамелеон». Ведущая после выполнения работы оценивает конкурс, а команда соперника получает балл, если узнает, чему посвящена иллюстрация.
Конкурс 5 «Узнай меня».
Представители команд разыграют между собой карточки, на которых написан деформированный текст, по которому надо выяснить, фрагменты каких произведений составляют текст.
Текст карточек:
1. «Надумал, ваше превосходительство! Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов фамилия акцизного!». «Вы живете, как дикие звери, газет не читаете, не обращаете никакого внимания на гласность, а в газетах так много замечательного! Ежели что случится, сейчас всем известно, ничего не укроется! Как я счастлив!» «Я вчера приходил беспокоить ваше-ство не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что чихая, брызнул-с… а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться?» «Видал? Нате, мол, вам! Ах ты, кикимора! Для детей только и держу этого тритона. Не будь детей, я бы ее и за десять верст к своему имению не подпустил… Нос точно у ястреба… А талия? Это кукла напоминает мне длинный гвоздь. Так знаешь, взял бы и в землю вбил…
«Лошадиная фамилия»
«Радость»
«Смерть чиновника»
«Дочь Альбиона»
7
2. «Куда же это он меня повез? Ехал все прямо и вдруг налево. Чего доброго завезет, подлец, в какую-нибудь трущобу и… Бывают ведь случаи» «Я этого так не оставлю! Я покажу, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его мерзавца, так он у меня узнает, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!...» «Я буду тебе табак тереть, богу молиться, а если что, то секи меня как сидорову козу. А ежели, думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить али за место Федьки в подпаски пойду»… Толстый вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой. Сам он съёжился, сгорбился, сузился…
«Пересолил»
«Хамелеон»
«Ванька»
«Толстый и тонкий»
3. Сей засушенный таракан купался когда-то в щах, которые я ел в буфете одной железнодорожной станции, а этот гвоздь – в котлете, на той же станции. Ну-с, раскройте рот пошире… - говорит он, подходя с щипцами к дьячку. – Сейчас мы его… того… Раз плюнуть… Десну подрезать только…тракцию сделать по вертикальной оси … и всё… Куда Лапкин с Анной Семёновной, туда и он. Ни на минуту не оставлял их одних. Подлец!- скрежетал зубами Лапкин. – Как мал, и какой уже большой подлец! Разве ты не понимаешь. Глупая голова. К чему ведёт это отвинчивание? Недогляди сторож, так ведь поезд мог бы сойти с рельсов, людей бы убило! Ты людей убил бы!
«Коллекция»
«Хирургия»
«Злой мальчик»
«Злоумышленник»
Конкурс 6 «Литературная импровизация»
Участники получают карточки с названиями чеховских произведений: «Смерть чиновника», «Дочь Альбиона», «Толстый и тонкий». За 5 минут команда должна приготовить представление этих персонажей (пантомима, монолог, диалог и т.д.)
Подведение итогов конкурсов
Проходит подсчёт набранных баллов и объявление команды победительницы. Участникам игры в качестве подарка вручаются книжные закладки с изображением А.П. Чехова и сведениями о нём.
Заключительное слово
Ведущий: Ребята! Прошло 155 лет со дня рождения великого писателя и драматурга. Но годы не властны над его творениями. Гуманизм А.П. Чехова, его искромётный юмор, глубокая вера в возможности русского человека понятны и близки нам, людям 21 века.
8
Закончить наше мероприятие я хочу словами писателя Корнея Ивановича Чуковского: «Через столько мировых катастроф, через три войны, через три революции прошла юмористика Чехова. Сколько царств рушилось вокруг, прогремело знаменитых имён, сколько сменилось литературных течений и мод, эти чеховские однодневки, как ни в чём не бывало, живут до сих пор, и наши внуки также хохочут над ними, как хохотали отцы и деды. То, что считалось безделками, оказалось нержавеющей сталью»
9
Центральная городская детская библиотека
692806, Россия, Приморский край
г. Большой Камень
Ул. Приморского комсомола, д.1
Тел. (8 42335) 57627, (8 42335) 57210
Сайт: http://bk-detstvo.narod.ru
E- mail: [email protected]