СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Посмеёмся вместе с Чеховым» Литературное многоборье к 155 - летию со дня рождения А.П. Чехова

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ББК 83.3Р1

Л 49

Литературное многоборье «Посмеёмся вместе с Чеховым»: сценарий массового мероприятия к 155–летию со дня рождения А. П. Чехова для учащихся 6-7 классов/ ,2016

 

Просмотр содержимого документа
««Посмеёмся вместе с Чеховым» Литературное многоборье к 155 - летию со дня рождения А.П. Чехова»

МБУК «Централизованная библиотечная система»

городского округа ЗАТО Большой Камень


Центральная городская детская библиотека





«Посмеёмся вместе с Чеховым»

Литературное многоборье к 155 - летию со дня рождения

А.П. Чехова







Большой Камень, 2015



ББК 83.3Р1

Л 49

Литературное многоборье «Посмеёмся вместе с Чеховым»: сценарий массового мероприятия к 155–летию со дня рождения А. П. Чехова для учащихся 6-7 классов/ Центральная городская детская библиотека, сост. К.В. Ершова – Большой Камень, 2015.- 9 с.







































Цель мероприятия:

1. Способствовать формированию у учащихся интереса к русской классической литературе.

Задачи мероприятия:

  1. Познакомить читателей с жизнью и творчеством известного русского писателя Антона Павловича Чехова.

  2. Развивать навыки групповой работы.

Целевая аудитория:

Читатели 6-7 классов

Используемые материалы, оборудование и реквизиты:

  1. Книжные закладки с изображением А.П. Чехова

  2. Компьютер

  3. Компьютерная викторина «Знаете ли вы биографию А.П. Чехова?»

  4. Компьютерная презентация «Биография А.П. Чехова»

  5. Набор фишек

  6. Набор фломастеров или цветных карандашей, листов бумаги для рисования


Используемая литература:


  1. Антон Павлович Чехов: (1860 – 1904). Вып.1 / [сост. Андреева М.С.].- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009.-16 с.: 8 л. цв. ил. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека»).

  2. Землянухина, С.Я. Наследие его жизни [о творчестве А.П. Чехова]/ С. Землянухина // Читаем, учимся, играем.- 1999.- № 6.- С. 68-71

  3. Макарова, Б.А. Великий насмешник: [к юбилею А.П. Чехова] / Б. Макарова // Читаем, учимся, играем. - 2011.-№2. – С.23-29

  4. Носырина, О.Н. Доктор Чехов /О. Носырина // Читаем, учимся, играем.- 2010.- №5.- С. 90-94.

Предварительная работа:

Чтобы многоборье прошло интересно, участникам необходимо прочитать рассказы А.П. Чехова «Радость», «Коллекция», «Хирургия», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Пересолил», «Дочь Альбиона», «Злой мальчик».


1


Ход игры:


Организационный момент:

Все участники мероприятия делятся на три команды. Каждая команда выбирает себе командира. Во время игры команды будут выполнять задания и зарабатывает фишки. Победит та команда, которая наберёт наибольшее количество фишек.

ЧАСТЬ 1. «БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ»

Слайд №1 (Портрет А.П. Чехова)

Ведущий:

Уважаемые ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством замечательного русского писателя А.П. Чехова. В 2015 году исполняется 155 лет со дня рождения. Чехов – последний из великих писателей русской литературы 19 века. Он жил во времена глубоких перемен во всём мировом искусстве и далеко опередил свое время. Наше мероприятие называется «Посмеёмся вместе с Чеховым» - литературное многоборье. Во время мероприятия вы проверите и закрепите свои знания фактов о жизни и творчестве А.П. Чехова.

Слайд № 2 (Домик в Таганроге, где родился)

Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге 29 января 1860 года. Недавние предки Чехова и со стороны отца, и со стороны матери были крепостными, позже выкупившимися на волю. Будущий писатель, был третьим сыном в семье. Все шестеро детей воспитывались в строгости, знавали и розги.

Слайд № 3 (Квартира музей)

В те далекие годы жизнь детей была далеко не беззаботна, а часто безрадостна. С малых лет многие из них вынуждены были зарабатывать себе на хлеб и учёбу. Антон Чехов не был исключением. Именно поэтому, став писателем, в своих рассказах он часто повествует о жизни детей своего времени, жалея их и сочувствуя им. (Рассказы «Ванька», «Спать хочется»).

Слайд № 4 (Отец А.П. Чехова)

Отец писателя, Павел Егорович, имел небольшую лавочку в Таганроге, был человеком талантливым; рисовал, увлекался музыкой, особенно церковным пением. Но в то же время отличался требовательным и деспотичным характером.

Слайд № 5 (Лавка отца А.П. Чехова)

Антон Чехов и его старшие братья с малых лет долгими часами сидели в лавке отца. Часто до поздней ночи они маялись на спевках церковного хора, которым руководил отец, а в праздники, поднявшись еще до рассвета, отправлялись петь в церковь.

2

Павел Егорович хотел сделать своих детей по-настоящему образованными людьми. Он отдал их всех в гимназию, нанял для них учителя музыки, рано начал учить языкам.

Слайд № 6 (Мать А.П. Чехова)

Мать А. П. Чехова Евгения Яковлевна Чехова урожденная купеческая дочь Морозова. Самые нежные, тёплые ощущения раннего детства связаны у Чехова матерью. «Мать – добрая, кроткая и разумная женщина, ей я и мои братья обязаны многим», - писал А. П. Чехов в одном из своих писем. Сострадание к людям, ко всему живому, переданное ему матерью, повлияло на желание А. П. Чехова стать врачом и писателем.

Слайд № 7 (А.П. Чехов о родителях)

«Отец и мать, единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук» так говорил, А.П. Чехов, когда ему было 17 лет.

Слайд № 8 (А.П. Чехов гимназист)

Отец семейства, видя процветание местных греков, сначала определил Антона в греческую школу. Но вскоре его перевели в Таганрогскую классическую гимназию, где учились его старшие братья. Антоше не нравилась гимназия. Веселому, подвижному мальчику неуютно было сидеть на уроках. Классы выходили в полутемные коридоры, в каждой двери было круглое окошко. Надзиратель, как часовой. Шагал по коридору и заглядывал в окошки – следил за поведением учащихся.

При Таганрогском уездном училище открыли ремесленный класс, где обучали сапожному и портняжному делу. Антон, обучаясь портняжному мастерству, выучился шить себе брюки, жилеты и был очень доволен. Таким образом, юному А. П. Чехову приходилось совмещать учебу с ежедневной изнурительной работой.

Антон Павлович с детства любил животных. В его доме постоянно жили разные звери и птицы. В Таганроге у него были голуби. В Ялте разгуливал ручной журавль. В московском доме жили собаки. Из своей поездки на остров Сахалин он привёз дикую пальмовую кошку и мангусту. Во многих рассказах, таких как «Каштанка», «Белолобый» и другие, Чехов показывал, что доброе отношение к животным важно не только для животного – оно гораздо важнее для самого человека.

Слайд № 9 (Таганрогская гимназия)

Учеба в Таганрогской гимназии способствовала пробуждению у юного Чехова интереса к литературе и театру.

Слайд № 10 (А.П. Чехов студент)

Окончив гимназию в 1879 году, А. П. Чехов перебирается к семье в Москву.

3

В этом же году он поступает на медицинский факультет Московского университет, который окончил в 1894 году.

Ещё будучи студентом, он начинает писать рассказы и сценки для юмористических журналов. Первый его рассказ – «Письмо ученому соседу» - появился под псевдонимом «Антоша Чехонте» в журнале «Стрекоза» в 1890 году.

Слайд № 11 (Антоша Чехонте)

Откуда же такой псевдоним? Учитель Закона Божьего таганрогской гимназии Фёдор Покровский любил давать ученикам прозвище. Однажды он развернул классный журнал и произнёс: «Антоша Чехонте!» Прозвище, данное Покровским, стало одним из псевдонимов молодого писателя. У Антона Павловича было много другие псевдонимы, их было около пятидесяти.

Пять лет работы в юмористических журналах стали для А. П. Чехова школой мастерства. Именно в этот период родились чеховские афоризмы, впоследствии ставшие крылатыми: «Краткость – сестра таланта», «Искусство писать – это искусство сокращать».

Ранний период творчества Антона Чехова завершается выходом в свет первых сборников его рассказов «Пёстрые рассказы». Эти рассказы полны искрящегося смеха, тонкого, умного юмора. Они не потеряли свою актуальность и в наше время. Он становится известным писателем, но ещё не считает себя профессиональным литератором.

Не забывает А. П. Чехов и о своей профессии: работает земским врачом под Москвой. Встречи с крестьянами, помещиками, врачами, учителями, чиновниками дают пищу для творчества.

В 1890-е годы А. П. Чехов сближается с композитором П. И. Чайковским, в это же время начинается его дружба с художником И. И. Левитаном. Писателя, композитора и художника объединяло многое. В их творчестве проявляется глубокий лиризм, тонкое понимание внутреннего мира человека, любовь к родной природе.

Слайд № 12 (А.П. Чехов на Сахалине)

Стремление погрузится в гущу жизни, глубже узнать Родину побудили А. П. Чехова совершить поездку на далёкий Сахалин, превращенный царизмом в огромную каторжную тюрьму.

Слайд № 13 (книга А.П. Чехова «Остров Сахалин»)

Результатом его путешествия стала книга «Остров Сахалин». «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!» - восклицает он в письме к сестре.





4

Ребята, отмечая юбилей Антона Павловича Чехова, нельзя не вспомнить исторический факт пребывания писателя в городе Владивостоке во время путешествия на остров Сахалин. В одном из писем он писал: «…Когда я был во Владивостоке, то погода была чудная, теплая, несмотря на октябрь, по бухте ходил настоящий кит и плескал хвостищем, впечатление, одним словом оказалось роскошное. Во Владивостоке в мирное время живётся нескучно, по европейски… Если вы охотник, то сколько разговоров про охоту и тигров. А какая вкусная рыбы! Устрицы по всему побережью крупные, вкусные…»

Слайд № 14 (Имение в Мелихово)

Вернувшись из поездки, в 1892 году А. П. Чехов поселился под Москвой в небольшом имении Мелехово. Здесь он создаёт свои лучшие произведения: рассказы «Палата №6», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник» и другие.

Не меркнут прекрасные слова Антона Павловича о человеке. Они и сегодня звучат как доброе наставление писателя: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Тема любви, высокой, самоотверженной, красной нитью проходит через такие произведения, как «Попрыгунья», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином».

Важное место в творческой биографии А. П. Чехова играет драматургия. Писатель в течение всей своей жизни, начиная ещё с гимназических времён, увлекался драматургией. Созданные им пьесы – «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад» - стали важным событием в театральной жизни России конца 19 начала 20 века.

Слайд № 15 (Дружба с писателями)

Шёл 1900 год. По настоянию врачей Антон Павлович поселился в Ялте. Незаметно подкрадывалась к нему страшная неизлечимая болезнь – чахотка. Наступает последний период жизни А. П. Чехова, период богатый творческими успехами отмеченный дружбой с Л. Н. Толстым, А. М. Горьким, актёрами Художественного театра. Л.Н. Толстой сравнил творчество А.П. Чехова с А.С. Пушкиным. Он сказал: «Чехов – это Пушкин в прозе».

Слайд № 16 (Жена А.П. Чехова О.Л. Книппер)

В 1901 году писатель женился на актрисе Художественного театра О. Л. Книппер. Подходила весна 1904 года. Здоровье Чехова всё ухудшалось. Врачи посоветовали увезти его в Германию. Однако, несмотря на болезнь, жизнерадостность не покидает писателя. Сохранились воспоминания жены О. Л. Книппер-Чеховой о последних часах жизни Антона Павловича. «Даже за несколько часов до смерти он заставлял меня смеяться, выдумывая один из рассказов».

Слайд № 17 (Надгробный памятник)

А. П. Чехов умирает 15 июля 1904 года в немецком курортном городке Баденвейлере. В Москву тело А. П. Чехова было перевезено через несколько дней после смерти. 5

Похороны состоялись в середине июля 1904 года. Могила писателя – на кладбище Новодевичьего монастыря, недалеко от могилы его отца.

Слайд № 18 (Памятник в Таганроге)

Антон Павлович Чехов в 1888 году писал: «Всё, мною написанное, забудется через пять-десять лет, но пути, мною проложенные, будут целы и невредимы – в этом моя единственная заслуга…». Ребята как вы думаете, почему этого не случилось, почему его не забыли?

Варианты ответов:

Пороки в обществе будут всегда, и если художник может высмеять эти пороки, он будет актуален в любое время.

Красивый язык не умирает.

Все движения человеческой души так точно описаны Чеховым. Это будет жить всегда.

За сорок четыре года своей жизни А.П. Чехов написал множество рассказов и пьес. Его пьесы до сих пор идут на сценах разных театров в нашей стране и за рубежом.

ЧАСТЬ 2. «КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА»

Ведущий:

А сейчас ребята, мы проверим, как внимательно вы слушали мой рассказ.

Конкурс 1 «Мозговой штурм»

  1. Назовите первый печатный рассказ Чехова (Письмо учёному соседу)

  2. Кто из героев Чехова попал в пьяном виде под лошадь и очень обрадовался, когда об этом написали в газете? (Митя Кулдаров, рассказ «Радость»)

  3. Кто из героев Чехова умер оттого, что чихнул в театре на генерала? (Чиновник Червяков, рассказ «Смерть чиновника»)

  4. Как звали (укажите имя) героев рассказа «Хирургия», фельдшера и дьячка? (Фельдшер – Курятин Сергей Кузьмич, дьячок – Воимигласов Ефим Михеевич).

  5. Можно ли пересолить собственный рассказ? («Пересолил»)

  6. Помогите вспомнить лошадиную фамилию (Овсов)

Конкурс 2 «Знаете ли вы биографию А.П. Чехова?» (компьютерная викторина)

Конкурс 3 «Узнай рассказ по фрагменту текста»

  1. Не рассуждайте, если у вас рот раскрыт… Этот легко рвать, а бывает так, что одни только корешки… Этот – раз плюнуть …. (Хирургия)

6

  1. Это хорошо, что не шалят… Но на всякий случай все-таки я взял с собой три револьвера. А с револьвером, знаешь, шутки плохи. С десятью разбойниками можно справиться… (Пересолил)



  1. По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?... Кто кричал? (Хамелеон)



  1. Тут, в нашем уезде, ваше превосходительство, лет десять назад служил акцизный Яков Васильевич. Заговаривал зубы – первый сорт. Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюет, и как рукой! Сила ему такая дадена…(Лошадиная фамилия)



  1. Дураком каким прикидывается! Точно вчера родился или с неба упал. Разве ты не понимаешь, глупая голова, к чему ведет это отвинчивание?…(Злоумышленник)



  1. В гимназии вместе учились! Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казённую книжку папироской прожёг, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо… (Толстый и тонкий)

Конкурс 4 «Экспромт «Лучшая иллюстрация к рассказу Чехова».

От каждой команды приглашаются художники, им предоставляется 5-7 минут для работы. Каждый выбирает карточку с названием рассказа, к которому рисует свою иллюстрацию: «Хирургия», «Пересолил», «Хамелеон». Ведущая после выполнения работы оценивает конкурс, а команда соперника получает балл, если узнает, чему посвящена иллюстрация.

Конкурс 5 «Узнай меня».

Представители команд разыграют между собой карточки, на которых написан деформированный текст, по которому надо выяснить, фрагменты каких произведений составляют текст.

Текст карточек:

1. «Надумал, ваше превосходительство! Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов фамилия акцизного!». «Вы живете, как дикие звери, газет не читаете, не обращаете никакого внимания на гласность, а в газетах так много замечательного! Ежели что случится, сейчас всем известно, ничего не укроется! Как я счастлив!» «Я вчера приходил беспокоить ваше-ство не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что чихая, брызнул-с… а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться?» «Видал? Нате, мол, вам! Ах ты, кикимора! Для детей только и держу этого тритона. Не будь детей, я бы ее и за десять верст к своему имению не подпустил… Нос точно у ястреба… А талия? Это кукла напоминает мне длинный гвоздь. Так знаешь, взял бы и в землю вбил…

    • «Лошадиная фамилия»

    • «Радость»

    • «Смерть чиновника»

    • «Дочь Альбиона»

7

2. «Куда же это он меня повез? Ехал все прямо и вдруг налево. Чего доброго завезет, подлец, в какую-нибудь трущобу и… Бывают ведь случаи» «Я этого так не оставлю! Я покажу, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его мерзавца, так он у меня узнает, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!...» «Я буду тебе табак тереть, богу молиться, а если что, то секи меня как сидорову козу. А ежели, думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить али за место Федьки в подпаски пойду»… Толстый вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой. Сам он съёжился, сгорбился, сузился…

  • «Пересолил»

  • «Хамелеон»

  • «Ванька»

  • «Толстый и тонкий»


3. Сей засушенный таракан купался когда-то в щах, которые я ел в буфете одной железнодорожной станции, а этот гвоздь – в котлете, на той же станции. Ну-с, раскройте рот пошире… - говорит он, подходя с щипцами к дьячку. – Сейчас мы его… того… Раз плюнуть… Десну подрезать только…тракцию сделать по вертикальной оси … и всё… Куда Лапкин с Анной Семёновной, туда и он. Ни на минуту не оставлял их одних. Подлец!- скрежетал зубами Лапкин. – Как мал, и какой уже большой подлец! Разве ты не понимаешь. Глупая голова. К чему ведёт это отвинчивание? Недогляди сторож, так ведь поезд мог бы сойти с рельсов, людей бы убило! Ты людей убил бы!

  • «Коллекция»

  • «Хирургия»

  • «Злой мальчик»

  • «Злоумышленник»

Конкурс 6 «Литературная импровизация»

Участники получают карточки с названиями чеховских произведений: «Смерть чиновника», «Дочь Альбиона», «Толстый и тонкий». За 5 минут команда должна приготовить представление этих персонажей (пантомима, монолог, диалог и т.д.)

Подведение итогов конкурсов

Проходит подсчёт набранных баллов и объявление команды победительницы. Участникам игры в качестве подарка вручаются книжные закладки с изображением А.П. Чехова и сведениями о нём.

Заключительное слово

Ведущий: Ребята! Прошло 155 лет со дня рождения великого писателя и драматурга. Но годы не властны над его творениями. Гуманизм А.П. Чехова, его искромётный юмор, глубокая вера в возможности русского человека понятны и близки нам, людям 21 века.

8

Закончить наше мероприятие я хочу словами писателя Корнея Ивановича Чуковского: «Через столько мировых катастроф, через три войны, через три революции прошла юмористика Чехова. Сколько царств рушилось вокруг, прогремело знаменитых имён, сколько сменилось литературных течений и мод, эти чеховские однодневки, как ни в чём не бывало, живут до сих пор, и наши внуки также хохочут над ними, как хохотали отцы и деды. То, что считалось безделками, оказалось нержавеющей сталью»













































9













































Центральная городская детская библиотека


692806, Россия, Приморский край

г. Большой Камень

Ул. Приморского комсомола, д.1

Тел. (8 42335) 57627, (8 42335) 57210

Сайт: http://bk-detstvo.narod.ru

E- mail: [email protected]