СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пособие "ОРФОГРАФИЯ" 5-11классы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал необходим для дистанционных уроков и уроков с элементами дистанционного обучения- он всегда под рукой

Просмотр содержимого документа
«Пособие "ОРФОГРАФИЯ" 5-11классы»

Патрушева Фларида Сагадатовна - учитель русского языка и литературы ГБОУ

СОШ №119 Санкт-Петербург

Практическое пособие «ОРФОГРАФИЯ»

для дистанционных уроков и уроков с применением элементов

дистанционного обучения

5-11классы


  1. Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глагольных форм

ПРОБЛЕМА: как вычислить неясно звучащую гласную в конце глагольной формы? можно ли проверять написание одной глагольной формы по другой?

РЕШЕНИЕ:

Принципы вычисления гласных в окончаниях и суффиксах глагольных форм.


НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

ПРОШЕДШЕЕ

Что (с)делать ? – инфинитив

II спряжение: 1) на –ИТЬ (кр. БРИТЬ, СТЕЛИТЬ); 2) исключения:

ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ,

ЗАВИСЕТЬ, СМОТРЕТЬ, ТЕРПЕТЬ,

ВЕРТЕТЬ, ДЫШАТЬ, СЛЫШАТЬ,

ДЕРЖАТЬ, ГНАТЬ

I спряжение:1) все остальные глаголы + 2)БРИТЬ, СТЕЛИТЬ

Что (с)делать ?



ТЬ +

ГЛАГОЛ

I спряжение II спряжение

Я СЕЮ Я ВИЖУ

ТЫ СЕЕШЬ ТЫ ВИДИШЬ

ОН СЕЕТ ОН ВИДИТ

МЫ СЕЕМ МЫ ВИДИМ

ВЫ СЕЕТЕ ВЫ ВИДИТЕ

ОНИ СЕЮТ ОНИ ВИДЯТ



-Л -

СЕЯТЬ + Л

ВИДЕТЬ + Л

ДЕЙСТ. ПР

-УЩ- (-ЮЩ-) - АЩ- (-ЯЩ-)

СЕЮЩИЙ ВИДЯЩИЙ

-ВШ-

СЕЯТЬ + ВШ + ИЙ

ВИДЕТЬ + ВШ + ИЙ

СТРАД. ПРИЧ.

-ЕМ- -ИМ-

СЕЕМЫЙ ВИДИМЫЙ

-НН-

СЕЯТЬ + НН + ЫЙ

ВИДЕТЬ + НН + ЫЙ

КЛЕИТЬ + ЕНН + ЫЙ

КОМЕНТАРИИ: 1. Суть схематизированного в таблице решения проблемы состоит прежде всего в том, что глагольные формы настоящего и прошедшего времени требуют принципиально разного подхода.

2. ХОД РАССУЖДЕНИЯ № 1 (для глагольных форм настоящего времени):

— заданную форму перевести в инфинитив (т.е. в неопределенную форму глагола), используя вопрос: что (ч)делать? Если на конце инфинитива окажется –ИТЬ (кроме двух глаголов), то это глагол II спряжения; если инфинитив совпадает с одним из вынесенных в преамбулу таблицы 11-ти глаголов, то это тоже глагол II спряжения; если же на конце инфинитива будет сочетание букв с любой другой гласной (-АТЬ, -ЯТЬ, -ЕТЬ, -ОТЬ и др.) или встретятся глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, то это глагол I спряжения;

— таким образом, из наблюдения рождается вывод, направляющий на дальнейшую работу;

— узнав тип спряжения заданной глагольной формы, выбрать соответственно один из двух столбиков первого раздела таблицы и получить набор гласных «работающих» на это спряжение.

Запомнить: I – Е, У/Ю/; II – И, А/Я/ . В заданную глагольную форму вставить соответствующую ей гласную.

3. ХОД РАССУЖДЕНИЯ № 2 (для глагольных форм прошедшего времени):

— снова начать работу над заданной глагольной формой с инфинитива, но ни в коем случае не делать никаких выводов, а, отбросив окончание –ТЬ, механически присоединить к основе инфинитива, которая оканчивается уже на готовую гласную, суффикс заданной формы. Исключение составит лишь гласная И перед –НН, которая не сохраняется, заменяясь гласной Е.

Ситуация риска

Ложный путь

Как надо

ты леле…шь дитя

на –ИТЬ – II – ИШЬ

они кле..т карту

на –ЯТЬ – I – ЮТ

Лелеешь – лелеять

I – ЕШЬ

Клеят – клеить

II - ЯТ

Написание глаголов в инфинитиве надо знать в словарном порядке, вычислить его невозможно. Полезно запомнить, какие гласные в конце основы у следующих глаголов:

БЛЕЯТЬ, ВЕЯТЬ, ЗАТЕЯТЬ, КАЯТЬСЯ, ЛАЯТЬ, ЛЕЛЕЯТЬ, МАЯТЬСЯ, НАДЕЯТЬСЯ, ОТЧАЯТЬСЯ, РЕЯТЬ, СЕЯТЬ, ТАЯТЬ, ЧУЯТЬ.

Но: КЛЕИТЬ.

МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ. ДАНО:

1) он кол..т дрова, 2) леч..щий врач, 3) замеч..нная ошибка, 4) вы ед..те домой, 5) вытерп..л боль, 6) завис..мый человек, 7) они услыш..т шум, 8) ненавид..щий врага боец, 9) стел..щийся дым, 10) управля..мый снаряд, 11) он кле..т обои, 12) та..щий снег, 13) они стро..т дом, 14) раска..лся в содеянном, 15) вы подпиш..тесь на газету, 16) ненавид..щий взгляд, 17) колебл..мый ветром камыш, 18) замет..вший ошибку ученик, 19) едва слыш..мый звук, 20) обещ..нный подарок.

РАССУЖДЕНИЕ:

  1. 1) он колет – колотьI, 4) вы едете – ехатьI, 15) вы подпишитесь – подписаться – I;

  2. 7) они услышат – услышать – искл. – II, 11) они клеят – клеитьII, 13) они строят – строитьII;

  3. 9) стелющийся – стелиться – искл. – I, 12) тающий – таять – I;

  4. 2) лечащий – лечитьII, 16) ненавидящий – ненавидеть искл. – II,

  5. 10) управляемый – управлятьI, 17) колеблемый – колебатьI;

  6. 6) зависимый – зависеть – искл.- II, 19) слышимый – слышать - искл. – II;

  7. 5) вытерпел – вытерпеть, 14) раскаялся – раскаяться;

  8. 8) ненавидевший – ненавидеть, 18) заметивший – заметить;

  9. 3) замеченная – заметить, обещанный – обещать.



  1. Правописание гласных О-Ё-Е после шипящих и Ц

ПРОБЛЕМА: можно ли на письме ориентироваться на произношение? как выбирать между О и Ё, если эти буквы обозначают в произношении один и тот же звук [о′]

РЕШЕНИЕ:

Условия употребления гласных О-Ё-Е после шипящих.

О без чередований

Шорох, шов, крыжовник

О в иноязычных словах:

Шоссе, шоколад

Ё // Е

Жёрнов – жернова

Жёлудь – желуди

Шёпот - шептать

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

НАРЕЧИЕ


-ОК мешок

-ОНК- собачонка

-ОНОК медвежонок

-ОН от княжон

-ОВ- -ЕВ-

парчовый - плюшевый

-ОН

смешон


горячо

общо

но: ещё

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (окончание)

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

О… - Е

Шалашом - плюшем

О… - Е…

Большого – горячего

ПРИМЕЧАНИЕ:

  1. В глагольных формах (в любой части слова) – О,

только Ё : шёл, сжёг, поражённый, напряжён

  1. После Ц – по произношению: О – Е:

Танцор - танцевать

Ситуация риска

Ложный путь

Как надо

Сильный ож…г –

Ож..г руку – жечь

Подж..г сарая –

подж..г сарай

поджечь

Что? ожог – сущ.

Что сделал? – ожег – глагол

Что? поджог – сущ.

что сделал? – поджег – глагол


Словарик обиходных слов

с буквой О в корнях.

Жокей чащоба

Жонглер чопорный

Изжога шов

Капюшон шок

Крыжовник шоколад

Обжора шорох (но: шероховатый)

Прожорливый шорты

Трещотка шоссе

Трущоба шотландский, шофер

  1. Правописание Ь после шипящих. На конце слова

ПРОБЛЕМА: употреблять Ь на письме в соответствии с произношением или вычислять по установленным нормам?

РЕШЕНИЕ: Условия употребления Ь после шипящих на конце различных частей речи


СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

КРАТКОЕ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Ь

Ь

Ь

III склонение - мышь

II склонение Плащ

Р. п. мн. ч. Из-за туч

горяч

ГЛАГОЛ

НАРЕЧИЕ

Ь!

Ь!

Инфинитив:беречь;2-е лицо ед. ч.: несешь; пов. накл:режь, режьте, режься

Навзничь; исключения:

уж, замуж, невтерпеж



  1. Правописание обиходных суффиксов существительных, прилагательных и глаголов

ПРОБЛЕМА: как выбирать написание – вычислять или знать?

РЕШЕНИЕ: Ситуации на запоминание и вычисление обиходных суффиксов.


СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

  1. И или Е ?

Ключ?к

Напильн?к

Кувшинч?к

Ореш?к

Ип. — Рп.


Н Н

Ч Ч

-ЕК — [ - ] К-А  

  1. –ЧИК или –ЩИК?

Навод?ик. Лет?ик

Воз?ик. Разнос?ик. Свар?ик


Д, Т

З,С

Ж + ЧИК Др. согл. + ЩИК

  1. И или Е?

Протал?на

Протал?нка

Крив?зна

Больш?нство


Сос?нка

Нищ?та

Свеж?сть

Студенч?ство


Н -А

Н -К-А

ЗН -А

НСТВ -О


НК -А

Т -А

СТЬ

СТВ -О

  1. О или А?

Болт?вня

Бег?тня

Выс?та

Сух?сть


А

ВН -Я

ТН -Я

Т -А

СТЬ


Прилагательные: К или СК?

Низ?кий Ткац?кий

Немец?кий Казац?кий Француз?кий

Кр. Ф –ма

-К — -ОК -Ц К

Др. согл. СК

И или Е?

Пор?стый

Доверч?вый

Приветл?вый

Е

СТ -ЫЙ

Ч В -ЫЙ

Л В -ЫЙ

Глагол –Ы (И) ВАТЬ или -О (Е)ВАТЬ?

оправд?вать рассматр?вать

бесед?вать гор?вать


-?ВАТЬ

созд?вать подогр?вать

зап?вать зап?вать

Инфинитив — I л.

-ЫВАТЬ — -ЫВАЮ

-ИВАТЬ — -ИВАЮ

-ОВАТЬ — - [ - ]УЮ

-ЕВАТЬ — - [ - ]ЮЮ

создавать – создать подогревать – подогреть

запевать – запеть запивать - запить


КОММЕНТАРИИ к вычисляемым суффиксам:

1. Гласная И в суффиксах существительных –ИК, -НИК-, -ЧИК- при склонении сохраняются, а гласная Е в суффиксе –ЕК- выпадает.

2. Суффикс -ЧИК- употребляется только после корней, оканчивающихся на согласные Д, Т, З, С, Ж.

3. Суффикс –К- употребляется в качественных прилагательных, имеющих краткую форму на –ОК-, и в относительных после корня, оканчивающегося на Ц.

4. Если при спряжении глагола суффикс -?ВА (-?ВА-) выпадает, то это суффикс –ОВА- (-ЕВА-), если сохраняется, то –ЫВА- (-ИВА-). Суффикс –ВА присоединятся к уже имеющейся гласной в инфинитиве глагола другого вида и именно так и проверяется. Суффикс –ВА- ударный в отличии от –ЫВА- (-ИВА-) и суффикс –ОВА- (-ЕВА-).

5.Среди невычисляемых суффиксов, как показывает практика, наибольшую опасность ошибки вызывает употребление суффиксов –ИН, -ИНК-, -ЕНК-. А между тем, решение вопроса очень просто: у существительных нет суффикса –ЕН-, а только –ИН- с окончанием женского рода –А- (соломина, горошина, диковина). В уменьшительно-ласкательной форме эти существительные получают к уже имеющемуся суффиксу –ИН- добавочный суффикс –К- (солом-ин-к-а, горош-ин-к-а, диков-ин-к-а). Существительные же без суффикса –ИН образуют ту же форму с помощью одного суффикса -ЕНК-.


  1. Правописание безударной гласной в корне слова

ПРОБЛЕМА: проверять или вычислять? РЕШЕНИЕ:

  1. Безударная гласная, проверяемая ударением

Справочная таблица Словарик обиходных слов из группы риска

Благословлять – благое слово

но: прославлять – слава

славословить – славить словом

Вдохновлять – вдох

вдохнуть, выдохнуть

но: выдыхать, отдых

великолепный – великий (старинное: большой)

висеть – виснуть

но: вешать, весить

впечатление – печать

выпадать – падать

западать, отпадать

Далекий – даль

удалять(ся), вдалеке

долина – дол

Закалять – закалка

запасаться – запас

запах – пахнет

запрягать – упряжка

зарядит – ряд

снарядить, подрядить

но: проредить (всходы) - редко

Извинить – повинный

изнемогать – не может

иссякать – иссякнет

источать – источник

истощаться – тощий

прилепить – лепка

прилипать – липкий

примерять – мерка


Малейший – малый

мелькать – мельком

миновать – минет, мимо

Нагромождать – громоздкий

наслаждаться – сладко

Обитать – обитель

обнажать – наг (нагой = голый)

объединять – единый

одолевать – доля

опалить – запал

опоздать – поздно

орошать – росы

остановиться – стан

отставать - отстать

отягощать – тягость

очаровать – чары

Поглощать – глотка

подражать – дорога (оро//ра) = тем же путем

порабощать – раб

посветить – свет

просветить

но: посвятить – свято

преподавать – дать

продавать, задавать

приближаться – близко

приведение (в порядок) – привел

но: привидение (призрак) – видеть

просека – просечь


Развеваться (на ветру) – веять

навевать, обвевать

развиваться (умственно, физически) – вить

завивать, обвивать, свивать

раздражать – дразнить

распахнуть – нараспашку

Свирепеть – свирепый

сокращать – краткий

составлять – ставить

состоять – стоя

сотрясать – тряска

старожил – старый житель

сторожить – сторож, сторожка

примирять – мир

усмирять, смирить

Удовольствие – вдоволь

угасать – гаснет

угождать – угоден

указать – кажется

заказать, наказать, доказать

укрощать – кроткий

утаить – тайный

утомить – истома

исцелить – целый

целительный, целебный

приглашать – глас, голос (оло//ла)

оглашать, соглашаться, глашатай



Ситуации риска
Ложный путь Как надо

предн…значать - ?

______

предназначать

Четко видеть границы частей слова, не включать в корень приставки.


Ложный путь Как надо
с…док – сидя

с…дение – сесть

седок – сесть

сидение – сидя

Историческое чередование Е//И. запомнить состав семей: сидетьсидение, сидящий, сидевший; сесть – седло, седлать, седок, седалище.
Ложный путь Как надо
ср…жаться, отр…зить, выр…жать - ?


сражаться, отразить, выражать и т. п.
  • РАЗ - / - РАЖ – (З//Ж)


Корень слова утратил собственное лексическое значение, слово приобретает смысл от приставки. Запомнить написание корня и узнать его по сигналу: З//Ж.


2) Чередующаяся гласная, вычисляемая по условию.

Справочная таблица


Пиши всегда … Смотри на суффикс…
О: 1) – ГОР –

2) – КЛОН –

3) – ТВОР –

А: 4) – ЗАР –

Исключения:

утварь

  1. - КОС - / - КАС – (А)

  2. в глаголах

Е

А – И (А)

Я

сочетать

Смотри на согласную в конце корня Учитывай смысл слова
  1. - РОС - / - РАСТ - ,

- РАЩ -

  1. - СКОЧ - / - СКАК

  2. – ЛОЖ - / - ЛАГ


Исключения:

Отрасль, росток,

Скачу, скачи,

Скачок, полог.

  1. – МОК – (впитывать)

- МАК – (погружать)

  1. – РОВН – (ровный)

- РАВН – (равный)

  1. – ПЛОВ – (пловец, пловчиха)

- ПЛАВ – (остальные)


равнина;

запомни: поравняться

Комментарии: 1 столбик. Под ударением в этих корнях бывает и О и А. Пиши, что слышишь. Если не слышишь ясно (т. е. без ударения), пиши, как видишь в таблице. Ср.: зори, зарево, зарница.

2 столбик. Пиши – КАС - , если дальше суффикс – А -. Пиши И перед суффиксом – А – в следующих глагольных основах:





О-, В(Ы)-, С-, У-,

НА-, ПО-, ПОД-,

ОТ-, ОБ-, ЗА-,

РАЗ(С)-, ИЗ(С)-

и др.

-бирать

-дирать

-мирать

-пирать

-тирать

-стилать

-нимать

-минать

-жимать

-чинать

-читать

-жигать

-блистать


3 столбик. Запомни, какая гласная перед какой согласной пишется.

4 столбик. Ориентируйся на лексическое значение корней.

Механизм действий по проблеме.

Дано:

Вым…рать, обг…рать, обр…сти, нак…сить, заг…реть, усм…рить, к…сательная, упр…стить, зап…вать (хлеб), бл…стательный, ск…чок, зап…вать (песню), сл…гаемое, обж…гаться, сокр…щение, оз…рять, проз…рливый, зар…внять, пост…лить, р…внина, недор…сль, к…сяк.

Рассуждение

1) проверяю

2) вычисляю

накосить – косит

усмирить – смирный

упростить – просто

запивать – пить

запевать – петь

сокращение – кратко

прозорливый – взор

косяк - косо

вымирать

обгорать

обрасти

загореть

касательная

блистательный

скачок (искл.)

слагаемое

обжигаться

озарять

заровнять

постелить

равнина (искл.)

недоросль


II. Правописание непроизносимых согласных.

Проблема: непроизносимый согласный истинный или ложный?

не слышится, но пишется или чудится, но не пишется?

Решение:

Справочная таблица.

Словарик обиходных слов из группы риска


Непроизносимые Ложнонепроизносимые
Агентство (агенты)

Безвестный (весть)

Безмолвствовать (молва)

Безгласный (голос)

Блеснуть (блеск)

!!! блестеть – блистать - блеснуть

Властный (власть)

Гигантский (гиганты)

Горестный (горесть)

Громоздкий (громоздить)

Грустный (грусть)

Доблестный (доблесть)

Звездный (звезда)

Здравствовать (здрав)

Злостный (злость)

Известный (известие)

Вкусный (вкусить)


Гнусный (гнусен)




Интересный (интересы)

Искусный (искусен)

!!! искусство

Комендантский (коменданты)

Корыстный (корысть)

Костный (кость)

Крепостной (крепость)

Крестник (крестить)

Лестница (-)

Но: лесенка

Лестный (лесть)

Местный (место)

Ненавистный (ненависть)




Косный (косен)



Наперсница

(перси = грудь, не перст!)

напрасный (напрасен)

Непроизносимые Ложнонепроизносимые

Ненастный (ненастье)

Несчастный (несчастье)

Областной (область)

Окрестность (окрест = вокруг)

Пастбище (пасти)

Повестка (весть)

Поздний (опоздать)

Постлать (стелить)

Праздник (празден)





Опасность (опасен)



!!! празднество (не праздненство)

Президентский (президент)

Прелестный (прелесть)

Происшедший (про-ис-ходить)

Радостный (радость)

Редкостный (редкость)

Сверстник ( - )

Свистнуть (свист)

Сердце (сердечный)

Солнце (солнечный)

Страстный (страсть)

Сумасшедший (с-ума-сшедший)

Счастливый (счастье)

Тростник (тросточка)

Уздцы (уздечка)

Устный (уста)

Хлестнуть (хлестать)

Хрустнуть (хрустеть)

Целостный (в целости)

Частный (часть)

Честный (честь)

Чувствовать ( - )

Шефствовать (шефы)

Явствовать (явный)

Яростный (ярость)


Пресный (пресен)




Ровесник ( - )





Словесный (словеса)

Согласный (согласен)







Участвовать (участь)

Чествовать (честь)


Шествовать ( - )

Яства (стар. ясти = есть, кушать)


Ситуация риска


Ложный путь Как надо

Горес?ный – горе (без Т?)

Горестный - горесть

Учитывая параллельное словообразование:

злоба злобный

зло

злость злостный


Не проверять словом, которое не «накладывается» на нуждающуюся в проверке часть слова.

  1. Правописание букв З и С в приставках. Удвоенные согласные на стыке приставки и корня.

ПРОБЛЕМА: З или С? З или ЗЗ? С или СС?

РЕШЕНИЕ:

Справочная таблица

З …С


взбежать Б — П вспорхнуть

развариться В — Ф расфрантиться

безграничный Г — К бесконечный

разделять Д — Т растерять

изжить Ж — Ш исшить

воззвать З — С восстать

разлепить Л Х нисходить

чрезмерный М Ц бесценный

изнежить Н Ч бесчестный

низринуться Р Щ расщедриться

С З

З

сбежать – спалить сгинуть – скинуть

сделать – стащить

сжить – сшить

здоровье здание здесь зги не видно

Комментарии:

  1. Если в приставке, содержащей 2 или 3 буквы, слышишь З – С, пиши подобное первой букве корня: звонкое З перед звонкой согласной, глухое С перед глухой.

  2. Если приставка состоит из одной буквы, пиши только С.

  3. Запомни четыре семьи слов, где З – первая буква корня.

  4. Если корень начинается с З или С, произойдет удвоение согласных – ЗЗ или СС. Сочетание ЗС или СЗ невозможно.

  1. Правописание приставок ПРИ- / ПРЕ-

Проблема: ПРИ- или ПРЕ-? Решение: Справочная таблица

1. Выбор приставки по лексическому значению

ПРИ +

ПРИ

ПРИ около

приклеить (присоедин.)

прибежать (приближен.)

приобрести (прибавлен.)

пригореть

приморский

ПРЕ = пере

ПРЕ

преграда

прекрасный

превзойти

Проблемы в проблеме: 1) во многих словах правописание приставок ПРИ-/ПРЕ- признано необъяснимым; 2) различие слов-близнецов. Решение:

  1. Расширить для себя радиус действия смысловых значений приставок:

  • включись в переносный смысл слов:

а) «войти во что-то» = присоединиться к …

ПРИ + причислить к …, пристроиться к …, привыкнуть к …, приспособиться к …,

Пристраститься к …, приготовиться к …

б) «обманчиво причислить себя к …»

ПРИ + прибедняться, придуриваться.

  • «поймай» смысловое значение приставки на предыдущем этапе словообразования:

а) ПРИ + призвание – призвать к …

прикладной – приложить

приемлемый – принимать, брать

прибой – прибивать к берегу

прибежище – прибегать

пристанище – приставать (пристань)

б) ПРИ

припеваючи – припевать

в) ПРЕ = ПЕРЕ непрерывно – без перерыва

непрестанно – не переставая

непременно – без каких-либо перемен

  • выдели нюансы в основном смысловом значении:

а) ПРЕ = ПЕРЕ преодолеть, превозмочь,

претерпеть – «перевалить через»

б) ПРЕ = ПЕРЕ препоручить, преподавать, преподнести, препроводить, предание,

преследовать («передать от … к …, передвигаться от … к …»)

в) ПРЕ = ПЕРЕ преобразовать, преобразить, превращать, преставиться (умереть)

(«переиначивать»)

г) ПРЕ = ПЕРЕ препираться, пререкаться, пренебречь («перечить»)

  • пиши слова-синонимы одинаково:

прекратить = пресечь

препятствие = преграда

  • проясни смысловое значение с помощью дополнительных слов:

преуспеть (успевать в жизни на высшем уровне)

пресытиться (насытиться до отвала)

превозносить (возносить до небес)

превышать (использовать выше положенного)


Различай слова-близнецы по смыслу их употребления прибывать в город — пребывать в городе (долго), пребывать в покое

приклонить(ся) к земле, полу — преклонить(ся) перед героем, подвигом

притворить дверь — претворить(ся) в жизнь

притвориться больным

приступить к делу — преступить закон, приличия

притерпеться к боли (привыкнуть) — претерпеть боль (преодолеть)

придать форму — предать тело земле,

предаться печали

призирать сирот (т.е. заботиться) — презирать трусов (т.е. не уважать)

приемник радиоволн — преемник традиций

приходящий поезд — преходящее явление (т.е. проходящее)


Механизм действий по проблеме.

ДАНО:

Ра?дать - ?дать - ?дание

По?дороветь - ?доровый – о?доровительный

?бежавший – и?бегнуть – ра?бежаться;

и(с,сс?)треблять, ра(с,сс?)тегнуть, и(з,зз?)ябнуть,

и(с,сс?)тари, и(с,сс?)торгнуть, ро(с,сс?)казни,

ро(с,сс?)ыпь, вра(с,сс?)ыпную, и(с,сс?)править.

и(с,сс?)тупленный, ра(з,зз?)еваться, ра (з,зз?)евать,

бе(с,сс?)четный, ра(с,сс?)телить.

РАССУЖДЕНИЕ

1) …з/с : раздавать, избежать, разбежаться

2) с : сдать, сбежавший

3) з : поздороветь, здоровый, оздоровительный

4) …з з : расстегнуть: иззябнуть, исстари, россказни, россыпь,

с с врассыпную, исступленный, раззеваться, расстелить.

5) …з/с : истреблять, исторгнуть, исправить, разевать

(исторические изменения)

  1. Употребление разделительных Ъ и Ь и буквы Ы в сходной функции.

ПРОБЛЕМА: в каких случаях употреблять и что выбрать? РЕШЕНИЕ:

Справочная таблица.

Условия употребления и выбора разделительных

Ъ, Ь и буквы Ы

2.

С

у

ч

е

т

о

м


г

л

а

с

н

ы

х



1. Местоположение в слове

ехать

емка

юморить

язвить

Ы искать



бар ер

бел ё

п ю

сем я

руч и

компан он

Вопреки правилу:

детясли

сложносокращенное слово

мединститут

дезинфекция – иностранное слово

межиздательский, сверхизысканный –

При меж и сверх


Механизм действий по проблеме.

Дано:

Раз?яренный, суч?я, без?сходный, раз?емный, под?опечный, под?тожить,

С?ехидничать, об?устроить, без?нтересный, без?ядерный, медвеж?и, сверх?естественный, парт?ячейка, без?нициативный, нав?ючить, почтал?он,

Контр?игра, пред?нфарктное.

Рассуждение

Ъ е,ё,ю,я разъяренный, разъемный, съехидничать,

безъядерный, сверхъестественный;

Ы И безысходный, подытожить, безынтересный,

безынициативный, предынфарктное;

а, о, у, ы, э подопечный, обустроить;

Ь е, ё, ю, я, и, о сучья, медвежьи, навьючить, почтальон;


Исключения партячейка, контригра.




9. Правописание падежных окончаний имен существительных.

ПРОБЛЕМА: Е или И в окончании существительного? РЕШЕНИЕ:

Справочная таблица.

Разделение гласных Е – И при склонении существительных в ед. ч.








П

А

Д

Е

Ж

И





ТИПЫ СКЛОНЕНИЙ


I II III

ПАРТА КОНЬ

пи МЫШЬ

ЗЕМЛЯ САРАЙ РОЖЬ

ПАПА ОКНО

АВИАЦИЯ ДЯДЯ ПОЛЕ



ИИ Р И И



ИИ Д И

Е


ИИ П Е Е И



ИИ



АЛЛЮМИНИЙ , НАСЕЛЕНИЕ


Комментарии:

1. Система безударных падежных окончаний существительных в целом обычно не приводит на письме к ошибкам за исключением сформулированной выше проблемы.

2. Принадлежность существительных к определенному типу склонений заучивается. Порядок же размещения гласных Е – И в падежных окончаниях каждого типа склонения хотя и можно вычислить по аналогии со словами с ударным окончанием (такие слова в таблице взяты в рамку), но эффективнее запомнить рисунок таблицы, используя его в дальнейшей работе как трафарет.

Ситуация риска.


Ложный путь Как надо

Запутаться в тюл…

И – III, П. п.


Играть на роял…

И - III, П. п.

…………..в тюле

II, П. п.


……………на рояле

II, П. п.


Не путать род имен существительных (а следовательно, их принадлежность к типу склонения). Учитывать, что некоторые существительные с развитием языка поменяли свой род или в просторечии в них нарушается категория рода.


10. Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глагольных форм.

ПРОБЛЕМА: как вычислить неясно звучащую гласную в конце глагольной формы? можно ли проверять написание одной глагольной формы по другой?

РЕШЕНИЕ:

Справочная таблица.

Принципы вычисления гласных в окончаниях и суффиксах глагольных форм


НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

ПРОШЕДШЕЕ

Что (с)делать ? – инфинитив

II спряжение:

  1. на –ИТЬ (кр. БРИТЬ, СТЕЛИТЬ)

  2. исключения:

ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ,

ЗАВИСЕТЬ, СМОТРЕТЬ, ТЕРПЕТЬ,

ВЕРТЕТЬ, ДЫШАТЬ, СЛЫШАТЬ,

ДЕРЖАТЬ, ГНАТЬ

I спряжение:

  1. все остальные глаголы

  2. БРИТЬ, СТЕЛИТЬ

Что (с)делать?



ТЬ +

ГЛАГОЛ

I спряжение II спряжение

Я СЕЮ Я ВИЖУ

ТЫ СЕЕШЬ ТЫ ВИДИШЬ

ОН СЕЕТ ОН ВИДИТ

МЫ СЕЕМ МЫ ВИДИМ

ВЫ СЕЕТЕ ВЫ ВИДИТЕ

ОНИ СЕЮТ ОНИ ВИДЯТ



-Л -

СЕЯТЬ + Л

ВИДЕТЬ + Л

ДЕЙСТ. ПР

-УЩ- (-ЮЩ-) - АЩ- (-ЯЩ-)

СЕЮЩИЙ ВИДЯЩИЙ

-ВШ-

СЕЯТЬ + ВШ + ИЙ

ВИДЕТЬ + ВШ + ИЙ

СТРАД. ПРИЧ.

-ЕМ- -ИМ-

СЕЕМЫЙ ВИДИМЫЙ

-НН-

СЕЯТЬ + НН + ЫЙ

ВИДЕТЬ + НН + ЫЙ

КЛЕИТЬ + ЕНН + ЫЙ

КОМЕНТАРИИ:

1. Суть схематизированного в таблице решения проблемы состоит прежде всего в том, что глагольные формы настоящего и прошедшего времени требуют принципиально разного подхода.

2. ХОД РАССУЖДЕНИЯ № 1 (для глагольных форм настоящего времени):

— заданную форму перевести в инфинитив (т.е. в неопределенную форму глагола), используя вопрос: что (ч)делать? Если на конце инфинитива окажется –ИТЬ (кроме двух глаголов), то это глагол II спряжения; если инфинитив совпадает с одним из вынесенных в преамбулу таблицы 11-ти глаголов, то это тоже глагол II спряжения; если же на конце инфинитива будет сочетание букв с любой другой гласной (-АТЬ, -ЯТЬ, -ЕТЬ, -ОТЬ и др.) или встретятся глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, то это глагол I спряжения;

— таким образом, из наблюдения рождается вывод, направляющий на дальнейшую работу;

— узнав тип спряжения заданной глагольной формы, выбрать соответственно один из двух столбиков первого раздела таблицы и получит набор гласных «работающих» на это спряжение.

Запомнить: I – Е, У/Ю/; II – И, А/Я/ . В заданную глагольную форму вставить соответствующую ей гласную.

3. ХОД РАССУЖДЕНИЯ № 2 (для глагольных форм прошедшего времени):

— снова начать работу над заданной глагольной формой с инфинитива, но ни в коем случае не делать никаких выводов, а, отбросив окончание –ТЬ, механически присоединить к основе инфинитива, которая оканчивается уже на готовую гласную, суффикс заданной формы. Исключение составит лишь гласная И перед –НН, которая не сохраняется, заменяясь гласной Е.

Ситуация риска.

Ложный путь

Как надо

ты леле…шь дитя

на –ИТЬ – II ИШЬ

они кле..т карту

на –ЯТЬ – I – ЮТ

Лелеешь – лелеять

I ЕШЬ

Клеят – клеить

II - ЯТ

Написание глаголов в инфинитиве надо знать в словарном порядке, вычислить его невозможно. Полезно запомнить, какие гласные в конце основы у следующих глаголов:

БЛЕЯТЬ, ВЕЯТЬ, ЗАТЕЯТЬ, КАЯТЬСЯ, ЛАЯТЬ, ЛЕЛЕЯТЬ, МАЯТЬСЯ, НАДЕЯТЬСЯ, ОТЧАЯТЬСЯ, РЕЯТЬ, СЕЯТЬ, ТАЯТЬ, ЧУЯТЬ.

Но: КЛЕИТЬ.

МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ.

ДАНО:

1) он кол..т дрова, 2) леч..щий врач, 3) замеч..нная ошибка, 4) вы ед..те домой, 5) вытерп..л боль, 6) завис..мый человек, 7) они услыш..т шум, 8) ненавид..щий врага боец, 9) стел..щийся дым, 10) управля..мый снаряд, 11) он кле..т обои, 12) та..щий снег, 13) они стро..т дом, 14) раска..лся в содеянном, 15) вы подпиш..тесь на газету, 16) ненавид..щий взгляд, 17) колебл..мый ветром камыш, 18) замет..вший ошибку ученик, 19) едва слыш..мый звук, 20) обещ..нный подарок.

РАССУЖДЕНИЕ:

  1. 1) он колет – колотьI, 4) вы едете – ехатьI, 15) вы подпишитесь – подписаться – I;

  2. 7) они услышат – услышать – искл. – II, 11) они клеят – клеитьII, 13) они строят – строитьII;

  3. 9) стелющийся – стелиться – искл. – I, 12) тающий – таять – I;

  4. 2) лечащий – лечитьII, 16) ненавидящий – ненавидеть искл. – II,

  5. 10) управляемый – управлятьI, 17) колеблемый – колебатьI;

  6. 6) зависимый – зависеть – искл.- II, 19) слышимый – слышать - искл. – II;

  7. 5 ) вытерпел – вытерпеть, 14) раскаялся – раскаяться;

  8. 8 ) ненавидевший – ненавидеть, 18) заметивший – заметить;

  9. 3 ) замеченная – заметить, обещанный – обещать.

  1. Правописание гласных О-Ё-Е после шипящих и Ц.

ПРОБЛЕМА: можно ли на письме ориентироваться на произношение?

как выбирать между О и Ё, если эти буквы обозначают в

произношении один и тот же звук [о′]

РЕШЕНИЕ:

Справочная таблица.

Условия употребления гласных О-Ё-Е после шипящих.


О без чередований

Шорох, шов, крыжовник

О в иноязычных словах:

Шоссе, шоколад

Ё // Е

Жёрнов – жернова

Жёлудь – желуди

Шёпот - шептать


СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

НАРЕЧИЕ


-ОК

мешок

-ОНК-

собачонка

-ОНОК

медвежонок

-ОН

от княжон

-ОВ- -ЕВ-

парчовый - плюшевый


-ОН

смешон


горячо

общо


но: ещё


СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

О… - Е

Шалашом - плюшем

О… - Е… Большого – горячего

ПРИМЕЧАНИЕ:

  1. В глагольных формах (в любой части слова) – О,

только Ё : шёл, сжёг, поражённый, напряжён

  1. После Ц – по произношению: О – Е:

Танцор - танцевать

Ситуация риска

Ложный путь

Как надо

Сильный ож…г –

Ож..г руку – жечь

Подж..г сарая –

подж..г сарай

поджечь

Что? ожог – существительное

Что сделал? – ожег – глагол

Что? поджог - существительное

что сделал? – поджег – глагол


Разное написание одного и того же в сущности слова применено для различения частей речи.

Словарик обиходных слов с буквой О в корнях.


Жокей чащоба

Жонглер чопорный

Изжога шов

Капюшон шок

Крыжовник шоколад

Обжора шорох (но: шероховатый)

Прожорливый шорты

Трещотка шоссе

Трущоба шотландский

шофер

  1. Правописание Ь после шипящих на конце слова

ПРОБЛЕМА: употреблять Ь на письме в соответствии с произношением или вычислять по

установленным нормам? РЕШЕНИЕ:

Справочная таблица.

Условия употребления Ь после шипящих на конце

различных частей речи.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

КРАТКОЕ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Ь

Ь

Ь

III склонение

мышь

II склонение

Плащ

Р. п. мн. ч.

Из-за туч


горяч

ГЛАГОЛ

НАРЕЧИЕ

Ь!

Ь!

Инфинитив: беречь

2-е лицо ед. ч.: несешь

повелит. накл.: режь

режьте

режься


навзничь

исключения:

уж, замуж,

невтерпеж



ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Закрепление материала

• Запишите словосочетания, объясняя чередующуюся гласную

Предл...гать ничью.

Прил...жение к журналу.

Зал...жить фундамент.

Популярное изл...жение.

Изл...гать грамотно.

Ул...житься в секунды.

Распол…гаться группами.

Разл...житъ костер.

Пол...жительный герой.

Распол...гающая улыбка.

Дружеское распол...жение.

Сл...гаемые успеха.

Отл...жить визит.

Изл...гать программу.

Строить предпол...жение.

Пол...гатъся на коллектив








Проверяемые безударные гласные в корне слова

                                          Карточка№1

Акроб…тический этюд, за…лелась заря, б…рхатистые лепестки, б…лизна скатерти, шёлковый в…ерок, пронзительно зав...зжал, сильное нав…днение, в…ждение автомобиля, гипн…тический сон, сизокрылая г…лубка, тот ёще гр…мотей, приехал изд……лека, восстание дек…бристов, д…ловой человек, …ловая лапа, стоять в т…ни дер…ка, кн…гиня Ольга, ком…риный укус, виноградная л…за, …синий рой, надутые п…руса, н…бесная  с…нева, сп…ртивный костюм.

                                                               

                                                Карточка №2        

Вкусная …да, держать в …жовых  рукавицах, пож…лтелые листья, ж…мчужно-голубой цвет, ж…лое здание, запр…тить  разговаривать на уроке, яркая зв…зда, з…л…тые колосья, гашёная изв…сть, кавал…рийский полк, к…словатый  вкус, кл…вать носом, к…нечный  результат, кр…соваться перед зеркалом, л…б…диная шея, л…дниковый период, л…чебные процедуры, лил…ватый оттенок, пустая м…слёнка, старая м…белишка, забавный медв…жонок, м…дицинский работник, м…длительный ребёнок.

                                                 Карточка№3

Не для шапки только  г…л…ва на пл…чах.

По платью встр…чают,по уму пров…жают.

Умную речь хор…шо слушать.

В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой – и свой раст…рять.

На кр…сивого гл…деть хорошо, с умным жить л…гко.

Ворона за море л…тала, а ума не достала.

Ума палата,да разума м…ловато.

                                                  Карточка№4

У Глафиры Сергеевны гл…за были н…бесно-голубого цвета.

Дмитрий бл…стяще г…ворил по-н…мецки.

Мне всё здесь было в н…винку.

Мы ост…новились на н…члег у Ивана П…тровича.

По небу быстро н…слись …блака.

Ст…рик надел …вчинный полушубок и вышел из избы.

На под…коннике ст…яло много горшков с цв…еами.

Ол…нёнок ни на шаг не отх…дил от своей матери.

На улице было уже по-…сеннему прохладно.

Наша с…мья …тдыхала прошлым летом на Канарских …стравах.

     

                                            Корни с чередованием гласных о//а                                                                                                                                                                                                                            

                                                             Карточка №5

Щёки г…рят, Бронзовый заг…р, алая з…ря, светлые з…ри, имена существительные первого скл…нения, глубокий покл…н, лёгкое прик… сновение, к…саться земли ногами, хорошо написанное изл…жение, нал…гать штраф, южное р..стение, дети подр..сли, ср…щение корней деревьев, нежный р…сток, отр…сли лёгкой промышленности, Р…стислав Александрович,подг…ревшее на сковороде мясо,сшить платье на выр…ст,выр…сти из пальто,

перекл…нить голову,сл…жить полномочия.

                                           

                                             Карточка№6

Жить в Р…стове-на-Дону,от з…ри до з…ри, скл…ниться над книгой, выг…ревшая  на солнце ткань,выл…жить продукты из сумки,занимается з…ренька, лёгкий накл…н головы, раскл…няться перед зрителями, жадный р…стовщик, сильно выр…-сти за лето, малыш выр…с, предл…жить выпить кофе, ясно изл…гать мысли, отр…слевоепроизводство, к…снулся моей руки, уг…рный газ, к…сательная к кругу, отблески далёкой з…рницы,укл…ниться от работы, подр…сшие кусты.

                                              Карточка №7

Во время еды не кладите руки на стол и не накл…няйтесь сильно над тарелкой.

Пол…жи, пожалуйста, книги на место. Неук…снительно соблюдайте правила дорожного движения!

Это вас не к…сается!

Казалось, всё небо охватило пунцовое з…рево.

Сегодня я поднялась ни свет ни з…ря.

Мой старший брат отр…стил длинные усы и бороду.

Найдите в предл…жении главные и второстепенные члены.

Пол…гаю, вы примете верное решение.

Хорошо удить рыбу на вечерней з…рьке.

                                             Карточка№8

Окушки и щучки любят погреться в тёплой воде и понежиться на солнце.

Для этого выходят они из глубины на самую мель.

И подолгу стоят неподвижно.

Будто бы заг…рают.

Только заг…р рыбий особый.

Мы, люди, от заг…ра темнеем, а рыбы от заг…ра светлеют.

Выходят они из глубины на мель тёмные, а «позаг…рают» - и станут светлыми.

Слаб рыбий заг…р.

Стоит щуке или окуню вновь опуститься в глубину, и готово – сошёл весь «заг…р»!

Снова станут тёмными, будто и не грелись на солнце…

                                              Корни с чередованием гласных е//и

                                                                               Карточка№9

Соб…ру коллекцию марок, соб…рать грибы, ярко бл…стеть на солнце, бл…стать на сцене, зад…реет нос, уд…рать во все лопатки, выж…чь сухую траву, выж…гать по дереву,зам…реть от страха, с зам…ранием сердца, зап…реть на замок, зап…рать двер на ключ, наст…лить паркет, расст…лать ковёр, ст…реть пыль с мебели, ут…рать слёзы, переб…рать ягоды, приб…ру комноту, заниматься очковт…рательством, выт…реть ноги, решать примеры на вычетание, выч…сть из двадцати пятнадцать.

                                                       Карточка№10                                                      

Выт…рать-выт…реть;

Заб-рать-заб…ру;

Забл…стать-забл…стеть;

Вым…рать-вым…-реть;

Нап…рать-нап…реть;

Уст…лать-уст…лить;

Зад…рать-зад…ру;

Выж…гать-выж…чь;

Выч…тать-выч…сть.

                                                      Карточка№11

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Бл…стят, как есть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылёк

И, точно белый лепесток,

На паутине зам…рает,

Пригретый солнечным теплом…

                                                       Карточка№12

Каморка зап…ралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный… Вот однажды проб…ралась Татьяна по двору, осторожно поднимая на растопыренных пальцах накрахмаленную барынину кофту… Герасим побаивался барыни, но всётаки надеялся на её милость и соб…рался уже отправиться к ней с просьбой, не позволит ли она ему жениться на Татьяне. Татьяна так и обм…рла… Всю ночь Герасим возился с собачонкой, укладывал её, обт…рал…

                                                       

                                   Непроизносимые согласные в корне слова

                                                       Карточка№13

Вес…ник победы, мес…ное  радио, любящие сер…це, кос…ный мозг,скупое северное со…нце, учас…ник школьной олимпиады по физике, уча…ствовать в шахматном турнире, аген…ство по туризму, чудес…ная весенняя погода, почу…ствовать запах газа, опас…ный  горный маршрут, по-стариковски брю…жать, крес…ный  ход, в окрес…ных  деревнях и сёлах, голлан…ские моряки, лес…ные слова, прелес…ные фиалки, сахарный трос…ник, горные пас…бища, пресс…ная вода, грус…ное настроение.

                                     

                                                       Карточка№14        

Семён вошёл в комнату и громко поприветствовал всех присутствующих:» Здра…ствуйте! Очень рад вас видеть!» Мой друг-добрейший и чес…нейший человек. Вчера был ужас…ный  ненас…ный день. Стол ломился от заморских я…ств. Я я…ственно слышала голос нашего  гувернёра. Колина бабушка была ровес…ницей  двадцатого века. Мне кажется, любимый праз…ник всех людей-Новый год. На чердак вела узкая длинная лес…ница. Почти все мои одноклассники являются моими сверс…никами.

                                                       Карточка№15

В Любани было солнечно, а над Ленинградом лежал туман.

Это был тот лёгкий голубоватый туман, за которым неяс…ным пятном проступает утреннее со…нце.

То тут, то там его багряные отблески пробивались через туман, ложились на воду, на стене домов.

Было яс…но, что этот туман очень непрочный, что его снесёт первым же движением воздуха с залива и за ним откроется чистое небо и город в блеске росистых поутру садов.

                                                      Карточка№16

Взгляну я в окошко,

Раскину рогожку,

Посею ггорожку,

Положу хлеба краюшка.

Всякий видит,

Да не всякий чует.

Кому светло,

Кому темно,

А  мне голубо.

                                                     Карточка№17

Жёлтые голо…к иного…ков, богатое насле…ство, ближайшая сосе…ка,мер…кие комары, теннисная раке…ка, в ре…колесье не заблудишься, ре…кий звук, отправиться в похо…, камешек в мой огоро…, великий наро…, зале…ть на дерево,Красная площа…ь, черничный пиро…, сва…ьба старшей сестры, мяч упру…, спортивная хо…ьба, котёнок ры…, кружевная наки…ка, утренняя заря…ка, приобрести сноро…ку, гимнастический снаря…, отре…ки материи, цветок кукушкины слё…ки.

 

                                                    Карточка№18

Моло… - с игру…ками, стар – с поду..ками.

Быль моло…цу не укор.

Старый ду… не скоро сломится.

                     ( Русские пословицы о молодости и старости)

Товарами ла…ка красится.

Лишняя дене…кА карману не в тягость.

У дене… гла… нет.

На улице моро…, а в кармрне деньги тают.

Тор… - яма: стой прямо.

                    ( Русские пословицы о торговли и деньгах)

                                                     Карточка №19

Благородный тру…, учитель стро…, скошенный лу…, Голо…ка чеснока, не хватает сло…, безударный сло…, чечевичная похлё…ка, красивая похо…ка, на дорогах гололё…, малиновый пудин…, сромные рома…ки и нежные незабу…ки, колючий ё…, серая лоша…ка, играть в ша…ки, чуть слышные ша…ки, грубая орфографическая оши…ка, рыбный су…чик, красный гри…, прохо… закрыт, горячий бутырбро…, похо… на отца, повторить сто ра…, конфеты «Грилья… в шоколаде», вкусная шокола…ка.  

                                                    Карточка №20

Ро… - вырос из костного вещества на черепе у некоторых животных.

Рого… - Многолетняя высокая болотная трава, листья которой идут на плетения, на приготовление бумаги и на изготовление волокна, а корневище содержит сахар и крахмал.

Ро…ь – злак, из молотых зёрен которого выпекают чёрный хле… .

Ро… - то же, что су…ьба.

                       ( Словарь русского языка С. И. Ожегова)

                                                 

                                                                           Карточка №21

Бе…рукавка – бе…крайний, в…дутый – в…плеск, во…горание – во…певание, и…вечный – и…колоть, ни…вести – ни…падать, ра…жечь – ра…качать, ро…ыгрыш – ро…пись, р…сказывать – р…ссказни, р…зыскивать – р…зыск, б…зудержный – б…зупречный, бе…кризисный – бе…грешный, бе…культурный – бе…рассудный, ни…верженный – ни…проверженный, в…будораженный – в…полошённый, во…благодарить – во…торжествовать, бе…действенный – бе…контрольный, и…редка – и…коса.

                                                                          Карточка №22

… конец измучился - …бежал в класс, д..рисовать потрет – д…сидеть до конца фильма, з…писать адрес – з…дремать в кресле, н…дземные части растения – н..дреснутая чашка, река о…мельчала – о…тесать бревно, о…ваёванные земли – о…петые мошенники, п..длёдный лов рыбы – п…дтянуться на перекладине, пре…вестник бури – пре…писание врача, …делать последнее предупреждение - …фотографировать друзей, по…стреленная птица – по…забыл стихотворение.

                                                                          Карточка №23

Пр…лететь в Швейцарию, пр…отличная работа, пр…гадкий мальчишка, пр…рисовать цветы на картине, пр…рвать гастроли, пр…клеить марку на конверт, жить в Пр…карпатье, пр…градить дорогу, пр…открыть дверь, пр…ступить закон, пр…колоть на платье брошь, пр…нарядиться к празднику, пр…бывать в плохом настроении, пр…бывать в пункт назначения, пр…ступить к делу, пр…творить план в жизнь, пр…творить форточку, пр…дать строгость выражению лица, пр…дать товарища.

                                                                          Карточка №24

Неправильно, когда женщина говорит о себе: «Я покушала», - это в…спринимается как глупое манерничанье. Ещё нелепей и смешней, когда так – слащаво – «уважительно» - говорит о себе мужщина. Также не следует говорить о себе: «Я прибыл». Скромнее сказать: «Я пр…ехал»… Здесь невольно в…поминаются выражения , какими кое – кто из подчиненных говорит о высоком начальстве, которое: не …паздывает, а «з…держивается», не читает, а «пр…сматривает»… (По Б. Тимофееву)

                                                                         Карточка №25

Воспитат…ль, стекол…щик, приказч…к, дворн…к, храбр…сть, красн…та, присвоен…е, напарн…к, кофейн…к, шипуч…ка, берёз…нька, реч…нька, букет…к, пап…нька, фант…к, пёр…шко, плать…шко, плать…це, сара…шко, носит…ль, голуб…нька, горл…шко, кипятильн…к, год…к, бант…к, рубл…к, косич…ки, надсмотрщ…к, угнетат…ль, правонарушен…е, прав…та, предпринимат…ль, одноклассн…ик, окислен…е, корж…к, соучастн…к, темн…та.

                                                                         



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!