МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №3 “Солнышко”»
Пособие по развитию музыкально-игрового творчества
«Море музыки»
Пособие включает наглядный и раздаточный материалы. Оно универсально, мобильно, просто в обращении, доступно детям среднего и старшего дошкольного возраста, используется в индивидуальной и подгрупповой работе (10-12 человек).
Описание пособия
Учебный стенд «Море музыки» (70х50 см).
Магнитная доска, дублирующая изображение стенда в сине-белых тонах (40х50см).
Раздаточный материал: карточки с изображением элементов игры.
Как работать с пособием
Дети отправляются в морское путешествие (цветное изображение). Число участников определяется количеством карточек. Детям раздают карточки и предлагают прослушать произведение. Аналогичными карточками пользуется и водящий (ребёнок, музыкальный руководитель, воспитатель). Он во время анализа произведения крепит их к сине - белому изображению магнитной доски, постепенно «раскрашивая» и «оживляя» море, рассказывая о музыке. Остальные дети одновременно вместе с водящим поднимают соответствующую карточку. Не следует сразу на одном занятии выполнять все задания, их можно выполнить на двух-трёх занятиях, постепенно раскрашивая «Море музыки».
Анализ произведения ведём по следующей схеме:
1.Эмоциональная сфера, характеризующая чувства и настроения, переданные в музыке (дети с помощью музыкального руководителя отвечают на вопрос: какая музыка?)
2. Средства музыкальной выразительности:
-темп (корабли с названиями «Быстрый», «Умеренный», «Медленный»);
-регистр (звуковысотный утёс: высокий, низкий);
-динамика (дельфин - мама - громко, дельфинёнок - тихо);
-лад (маяк: мажор - веселый моряк, минор - грустный моряк);
-тембр (тембровый остров - палитра красок).
3. Жанры (три кита: песня, танец, марш).
Музыкальный репертуар для слушания подбирается согласно плану музыкального руководителя. Пособие «Море музыки» может быть использовано как музыкально-дидактическая игра. Например: игра «Что делают дети?», «Определи жанр музыки», «Три краски». В целом же это последовательный анализ музыкального произведения.
Пособие используется, начиная со средней группы. В этом возрасте при определении общего характера музыкального произведения появляется ориентация на мелодию и интонацию. Этим обусловлены и задачи, которые ставятся перед детьми при прослушивание того или иного произведения: определение не только настроения, но и специальное выделение её выразительных средств: (темп, динамика, регистр, лад), через понятные детям слова - высоко-низко, громко-тихо, медленно быстро, весело-грустно.
При прослушивании симфонической музыки не предполагается детального анализа, внимание детей обращается на красоту музыки, на богатство оркестровых красок, тембр того или иного инструмента.
Детей старшего дошкольного возраста отличает возросший уровень интеллекта, более богатый жизненный, в том числе эмоциональный, и музыкальный опыт. Эти особенности детей позволяют музыкальному руководителю не только продолжать и углублять прежние направления работы над развитием эмоциональной отзывчивости на музыку и умения услышать в ней то или иное содержание, - но и начать новое. Мы имеем в виду передачу детям необходимого объёма теоретических сведений о музыке. Так детям даётся представление о жанре - ключевом понятии музыкального искусства; закрепляются понятия темп, динамика, лад, регистр, тембр; дети получают более глубокие представления о музыкальных инструментах и т.д. Форма преподнесения таких сведений должна быть максимально доступной и интересной.
Игровое пособие решает эти задачи, так как не предлагает готовую информацию, а создает для детей «поисковую ситуацию», в которой дети самостоятельно «добывают знания», приходя в результате совместного с педагогом анализа и собственных размышлений к самостоятельным суждениям и выводам.
Приложение




