ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Для самостоятельной работы студентов
По предмету: МАТЕМАТИКА Тема: «Решение иррациональных неравенств»
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело Курс: 1
(базовой подготовки)
Купино
2022
Рассмотрено на заседании предметной цикловой
комиссии по общеобразовательным предметам,
общему гуманитарному и социально-экономическому, математическому и
естественно-научному циклу
Протокол № _____ от «_____» _________20____г.
Автор – составитель: преподаватель математики высшей категории Тюменцева О.Н.
Купино
2022 г
Пояснительная записка к методическому пособию
Методическое пособие предназначено для повторения теоретических и практических знаний по теме.
Цель пособия – повторить понятия: иррациональных чисел и их свойств, методов решения иррациональных неравенств и подготовится к занятию по теме «Решение иррациональных и тригонометрических неравенств».
Данное пособие рекомендовано для студентов первого курса специальности 34.02.01 Сестринское дело. Пособие содержит определения, свойства и формулы по теме: Решение иррациональных неравенств, тест для самоконтроля и ключи к тесту.
Пособие направлено на формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом, формирование навыков решения задач, формирование и развитие творческого потенциала, повышение интереса к предмету.
Решение иррациональных неравенств
Всякое неравенство, в состав которого входит функция, стоящая под корнем, называется иррациональным. Существует два типа таких неравенств:
В первом случае корень меньше функции g(x), во втором — больше. Если g(x) — константа, неравенство резко упрощается. Обратите внимание: внешне эти неравенства очень похожи, но схемы решения у них принципиально различаются.
При решении иррациональных неравенств довольно часто необходимо возводить обе части неравенства в некоторую степень, это довольно ответственная операция. Напомним особенности.
Обе части неравенства можно возвести в квадрат, если обе они неотрицательны, только тогда мы получаем из верного неравенства верное неравенство.
Обе части неравенства можно возвести куб в любом случае, если исходное неравенство было верным, то при возведении в куб мы получим верное неравенство.
Рассмотрим неравенство вида:
Подкоренное выражение должно быть неотрицательным. Функция может принимать любые значения, необходимо рассмотреть два случая.
В первом случае обе части неравенства неотрицательны, имеем право возвести в квадрат. Во втором случае правая часть отрицательна, и мы не имеем права возводить в квадрат. В таком случае необходимо смотреть на смысл неравенства: здесь положительное выражение (квадратный корень) больше отрицательного выражения, значит, неравенство выполняется всегда.
Итак, имеем следующую схему решения:
В первой системе мы не защищаем отдельно подкоренное выражение, т. к. при выполнении второго неравенства системы подкоренное выражение автоматически должно быть положительно.
Пример 1 – решить неравенство:
Согласно схеме, переходим к эквивалентной совокупности двух систем неравенств:
Проиллюстрируем:
Рис. 1 – иллюстрация решения примера 1
Ответ:
Как мы видим, при избавлении от иррациональности, например, при возведении в квадрат, получаем совокупность систем. Иногда эту сложную конструкцию можно упростить. В полученной совокупности мы имеем право упростить первую систему и получить эквивалентную совокупность:
В качестве самостоятельного упражнения необходимо доказать эквивалентность данных совокупностей.
Рассмотрим неравенство вида:
Аналогично предыдущему неравенству, рассматриваем два случая:
В первом случае обе части неравенства неотрицательны, имеем право возвести в квадрат. Во втором случае правая часть отрицательна, и мы не имеем права возводить в квадрат. В таком случае необходимо смотреть на смысл неравенства: здесь положительное выражение (квадратный корень) меньше отрицательного выражения, значит, неравенство противоречиво. Вторую систему рассматривать не нужно.
Имеем эквивалентную систему:
Решение иррациональных неравенств графическим способом
Иногда иррациональное неравенство можно решить графическим методом. Данный способ применим, когда соответствующие графики можно достаточно легко построить и найти их точки пересечения.
Пример 2 – решить неравенства графически:
а)
б)
Первое неравенство мы уже решали и знаем ответ.
Чтобы решить неравенства графически, нужно построить график функции, стоящей в левой части, и график функции, стоящей в правой части.
Рис. 2. Графики функций и
Для построения графика функции необходимо преобразовать параболу в параболу (зеркально отобразить относительно оси у), полученную кривую сместить на 7 единиц вправо. График подтверждает, что данная функция монотонно убывает на своей области определения.
График функции – это прямая, ее легко построить. Точка пересечения с осью у – (0;-1).
Первая функция монотонно убывает, вторая монотонно возрастает. Если уравнение имеет корень, то он единственный, по графику легко его угадать: .
Когда значение аргумента меньше корня, парабола находится выше прямой. Когда значение аргумента находится в пределах от трех до семи, прямая проходит выше параболы.
Имеем ответ:
а) ; б)
Решение иррациональных неравенств методом интервалов
Эффективным методом решения иррациональных неравенств является метод интервалов.
Пример 3 – решить неравенства методом интервалов:
а)
б)
согласно методу интервалов, необходимо временно отойти от неравенства. Для этого перенести в заданном неравенстве все в левую часть (получить справа ноль) и ввести функцию, равную левой части:
теперь необходимо изучить полученную функцию.
ОДЗ:
Корни:
Данное уравнение мы уже решали графически, поэтому не останавливаемся на определении корня.
Теперь необходимо выделить интервалы знакопостоянства и определить знак функции на каждом интервале:
Рис. 3. Интервалы знакопостоянства к примеру 3
Напомним, что для определения знаков на интервале необходимо взять пробную точку и подставить ее в функцию, полученный знак функция будет сохранять на всем интервале.
Проверим значение в граничной точке:
Очевиден ответ:
а) ; б)
Рассмотрим следующий тип неравенств:
Сначала запишем ОДЗ:
Корни существуют, они неотрицательны, обе части можем возвести в квадрат. Получаем:
Получили эквивалентную систему:
Полученную систему можно упростить. При выполнении второго и третьего неравенств первое истинно автоматически. Имеем::
Пример 4 – решить неравенство:
Действуем по схеме – получаем эквивалентную систему:
Ответ:
Рассмотрим неравенства вида:
В данном случае имеем дело с корнем нечетной степени, в левой и правой части неравенства могут стоять любые (как положительные, так и отрицательные) числа. Имеем эквивалентное неравенство:
Пример 5 – решить неравенство:
Ответ:
Тест по теме Решение иррациональных неравенств
Решить неравенство:
(-2; 2 ]
(2; 2 ]
[2; 2 ]
(2; 2 ]
(2; 2 ]
Решить неравенство:
[ )
(0; )
[0; )
[0; )
[0; )
Решить неравенство:
(-∞; )
(-∞; )
(-∞; ]
( ∞)
( ; ]
4. Решить неравенство: ≥
(-∞; ]
( ;
(
(-∞; ]
Нет решения
5. ≥
(2;4]
(-∞;4]
[2;4]
[2;4)
[2;+∞)
6. ≤
(-1; 0)
(-1; -2- ]U (0;+∞)
[-1; -2+ )U (0;+∞)
(-1; -2+ ]U (0;+∞)
(-1; -2]U (2;+∞)
7.Решить неравенство: (х+2) ≥ 0
[-2;4]
[-2;4]U[5;+∞)
[-2;5)U(5;+∞)
[-2; +∞)
[-2; ]U[5;+∞)
8. Решить неравенство: ≥ 0
( ;10)
( ;1)U(1;10)
(-∞; )U[1;10)
[1;10)
(-∞; ]U[1;10)
9. Решить неравенство: - 1
[-20;+∞)
[-20;0)U(5;+∞)
[-5;0)U(20;+∞)
(5;+∞)
(-20;0]U[5;+∞)
10. Решить неравенство:
( ;1]
( ;1)
( ; )
( ;1]
[ ;1]
Ответы к тесту
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
b | e | a | d | c | d | b | e | b | a |
Критерии оценивания тестовых заданий
10 вопросов 5 (отлично) (10-9 ответов)
10 вопросов 4 (хорошо) (8 ответов)
10 вопросов 3 (удов) (7 ответов)
Литература
Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М.: 2018
Башмаков М.И. Сборник задач: учеб. пособие (базовый уровень). 11 кл. – М.: 2012
Интернет-ресурсы
http://school-collection.edu.ru – Электронный учебник «Математика в
школе, XXI век».
http://fcior.edu.ru - информационные, тренировочные и контрольные материалы.
www.school-collection.edu.ru – Единая коллекции Цифровых образовательных ресурсов