Постановка к празднику
«Прощая, моя любимая Азбука» в 1 классе.
Цель мероприятия: завершение изучения Азбуки (повторение изученных звуков и букв).
Задачи:
- продолжать развивать речь, память, мышление;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу, интерес к книге;
- способствовать сотрудничеству с родителями по выработке у детей стремления к более тесному общения с книгой;
- развивать интерес к сценическому искусству.
Ход:
Ведущий: Всем добрый день! Сегодня у нас немного грустный, но и приятный праздник. Мы пришли прощаться с очень уважаемой, а для многих – первой в жизни прочитанной самостоятельно книгой – Азбукой.
Звучит детская песня, Аля сидит на стуле за столом, думает.
Автор: …Аля писала письмо. Она очень старалась.
Аля: Вот сижу уже целый час, хочу написать письмо маме. Ничего не получается: буквы не слушаются (начинает хныкать), падают, местами меняются, ни за что не хотят браться за руки, точно все друг с другом перессорились. Ну, просто наказание!
Буква А (вбегает, размахивает руками): А, а, а!!!
Аля (вскакивает): Что с тобой, что случилось?
Буква А (уселась на пол): Кляксич!
Аля: Ничего не понимаю!
Буква А: Да Кляксич же! Противный Кляксич пробрался в Азбуку! Он ссорит буквы друг с другом, он их ненавидит, он хочет их всех заменить своими родственниками – кляксами. Меня он уже выгнал! И теперь на моём месте стоит жирная клякса. (Буква А - расплакалась).
Аля: Надо что – то придумать. Нельзя же ему уступать! Надо бороться!
Буква А: Что уж тут придумаешь? Ты ведь даже своё письмо не сможешь подписать! Кляксич, когда узнал, что ты пишешь письмо маме, расхвастался: «Букву А я уже выгнал, букву Л я запру под замок, а букву Я так запрячу, что её никто не найдёт. Как тогда Аля подпишет своё письмо? Я хозяин Азбуки!».
Аля: Подписать письмо без нужных букв я не смогу. А если не подписать, то как мама поймёт, кто написал ей письмо? (Подумав, сказала) Знаю! Я сейчас возьму большую папину резинку, то есть ластик, и мы с тобой отправимся в Азбуку, разыщем Кляксича и сотрём его. Правильно?
Буква А (обрадовалась): Ещё как правильно!
Автор: Взявшись за руки, Аля и буква А, направились прямо в Азбуку.
(Звучи мелодия песни «Вместе весело шагать») У самого входа в Азбуку дорогу им преградила добродушная с виду буква Б. В руках у неё была корзина.
Буква Б: Бублики брать будете?
Буква А: Да какие там бублики! У нас важное дело. Пропустите нас, пожалуйста.
Буква Б: Бросьте! Берите белые бублики и баранки. Быстрее.
Аля и буква А пытаются обойти букву Б.
Автор: Буква Б была упитанная, Аля и буква А никак не могли её обойти. Пришлось покупать бублики. Они купили их целую строчку, вот такую…
Аля (берёт из корзины строчку букв О).
Буква Б: Больше берите, больше.
Автор: Но у Али и буквы А больше нет свободной строчки. Бублики некуда класть. Ребята, помогите нарисовать бублики. Кто сколько сможет! Покажите.
Аля и буква А собирают у ребят листы с написанными буквами О.
Буква Б: Мало, мало! Вон доска, хочу ещё бубликов.
Буква А: Надо же, мало ей.
Автор: Ребята, помогите нарисовать бублики. По очереди каждый из вас нарисует по 1 бублику. Может тогда ей и хватит!
Дети рисуют на доске буквы О.
Аля: Теперь хватит?
Буква Б (довольная): Теперь хватит! Проходите!
Аля и буква А проходят…
Вопросительный знак ходит туда – сюда
Буква А: Ты не видел Кляксича?
Вопросительный знак: Кляксича?! Как же, Кляксича – то видел. Он уехал на поезде. Куда? А я откуда знаю. (И посмотрел вопросительно).
Аля: Скорей на вокзал!
Буква В (в фуражке): В вагоны! В вагоны! Входите в вагоны!
Вы в восьмой вагон? (спросила у Али).
Ваши вещи.
Аля: Странно, что она просит предъявить вещи, а не билеты. Давай отдадим ей строчку с бубликами!
Буква В: Великолепно!
Автор: Поезд тронулся и остановился. Подумать только! Дальше пути не было!
Буква А: Это Кляксич! Кто же ещё унёс рельсы, разобрал шпалы?! (впала в отчаяние).
Автор: Вы забыли. У нас ребята. Они вас выручат из беды. За работу, ребята! Все на ремонт путей. Будем укладывать шпалы. Работаем так же по – очереди. Рисовать будем по 2 шпалы. Рисуем! Кто нарисовал – садится на своё место.
Автор: Пути починили. Аля и буква А уехали. Наконец – то поезд подошёл к перрону. Аля и буква А вышли. Они устали и решили постучать в первый попавшийся дом. Это был голубой домик с голубыми гардинами на окнах. Из окон до прохожих доносилось громкое пение…
Буква Г: Глупый гном глядел, глядел,
громкий горн гудел, гудел,
громче горна грохнул гром,
громче грома гаркнул гном.
Аля: Что это за глупая песня?
Буква А: Ничего удивительного. Глупость с какой буквы начинается?
Аля: С буквы Г.
Буква А: Вот видишь – с Г. Значит, эта буква вполне может оказаться глупой.
Аля и буква А стучатся в дверь.
Аля и буква А: Здравствуйте.
Буква Г: Здравствуйте, чего хотели?
Аля: Узнать, где Кляксич.
Буква Г: Может, я и расскажу вам, где Кляксич, только сначала решите задачу: «Если от поезда отстал один пассажир и от другого поезда отстал один пассажир, то сколько всего отстало пассажиров?». Нате бумагу и решайте, а то не услышите от меня ни слова.
Аля: (написала на доске: 1+1=2) Это же была самая пустяковая задача на свете!
Буква Г: Глубоко ошибаетесь. Ответ не сходится. А раз вы ничего не понимаете в математике, то нечего вам тут ходить и спрашивать про Кляксича. Ничего я вам не скажу.
Аля и буква А ушли; Аля крепко сжала резинку, А – расстроилась.
Буква А: Ребята, помогите решить задачу: «Если от поезда отстал один пассажир и от другого поезда отстал один пассажир, то сколько всего пассажиров отстало?».
Ответы детей.
Буква Г (кричит): Ноль! В ответе будет ноль! Если пассажир отстал от поезда, то он уже не пассажир, а растяпа! Понятно вам?
Буква Д Дикий удод наклевался ягод
Умный удод – он наелся на год,
Наелся удод – и песни поёт
Ясные дни напролёт.
Аля: Странная песня.
Буква Д: Здрасьте!
Аля и А: Здравствуй буква Д. Мы ищем Кляксича, ты не видела его? Где он? Знаешь?
Буква Д: Знаю! Кляксич утром был здесь. Грозил всем буквам, что заменит их кляксами, если впустят букву А обратно в алфавит. Он уже хвастался друзьям, что поссорил некоторые буквы между собой.
Аля: Куда же они девались потом?
Буква Д: Потом они отправились к букве Л, чтобы схватить её и засадить под замок. Некоторые буквы боятся и слушаются Кляксича. Но только не я. Я то знаю, что на свете самая добрая вещь – это дружба.
Буква А: Ты не заметила, по какой дороге он пошли?
Буква Д: По моему, вот той дорогой, через лес, к букве Л.
Автор: И вот путешественники остановились перед калиткой в заборе. За забором стоял дом. Там жили: буква И, буква Ы и буква Й. Букву Й звали Тимофей. И с Ы целыми днями сидели на террасе и спорили, кто из них главнее.
Буква И: Я главнее, потому, что я могу сказать слово «микроб».
Буква Ы: Это не так важно. А сумеешь ли ты сказать слово «мормышка»?
Буква И: Мне и не к чему говорить этот вздор. Я выражаюсь поэтично: «ирис, миндаль, мимоза, миг».
Буква Ы: Не спорю! Зато ты не сможешь сказать слово – «МЫ».
Автор: Так они спорили целыми днями. А когда им надоедало ссориться, они распевали свою любимую песенку…
Буква И и Ы поют: На полу скребётся мЫшка,
Спит в берлоге бурый мИшка,
Этот мишка очень мИл,
Только лапы он не мЫл.
Аля: Мы хотим узнать, не видели ли вы Кляксича? Мы его давно ищем.
Тимофей: Кляксич с дружками проходил тут ещё вчера вечером. Дома был только один я. Я услышал их разговор: они отправились на левый берег реки Чернилки к букву Л и собираются её схватить. Зачем и за что, я не понял. Они велели мне ни в коем случае никому не рассказывать, куда они пошли.
Буква И: Очень мило! Какой – то негодник, даже не буква, а клякса, будет нами командовать!
Буква Ы: Выскочка!
Аля: Конечно, они стерегут в сарае беднягу Л.
Буква К: Куда? Стоять!
Аля: Нам нужно видеть букву Л Эта буква нужна мне, чтобы подписать письмо.(она сделала шаг к букве К).
Буква К выхватила револьвер: Ни с места! Кира мыла раму! У Киры косы!
Аля: Что ты бредишь? Лучше открой дверь!
Буква К: Нельзя! Косы хороши. Кира мала!
Аля спрашивает у буквы М: Что это с ней?
Буква М: Эта буква К долго работала в Азбуке. А теперь Азбуку написали новую. Взяли туда букву К помоложе. А эта обиделась. Она считает, что та Азбука была лучше. Вот и бормочет слова, которые были в Азбуке на её странице.
Буква К: Каша. Кони. Сок. Ком.
Буква М: Кляксич обещал ей поставить кляксу на новое К. Вот она и подлизывается.
Буква А: А ты, ты – то Что?
Буква М: А я что? Я не злая. Мёд. Малина. Мак. Мармелад. Я вкусная буква.
Буква А: Так помоги же нам. Давай выпустим букву Л, а в сарай запрём злую букву К.
Буква М: Можно! Но я не помню, какой предмет нужно взять, чтобы освободить букву Л. Этот предмет начинается на букву К. Ребята, подскажите, что это за предмет. Про него ещё есть загадка: «Шевельнул бородкой гном и впустил хозяев в дом».
Ответы детей…(ключ)
Автор: И не успела злющая буква К оглянуться, как оказалась в сарае, а буква Л радостно выбежала навстречу Але.
Буква К кричит из сарая: Каша! Куры! Кира ушла в кино!
Аля, буква А, буква Л собрались уходить.
Буква К (кричит): Я больше не буду злиться. Помогите мне подобреть. Можно я для вас спою частушки. Спасибо, дорогие ребята!
Аля, буквы К, Л на сцене, навстречу идут буквы Н, О, П.
Буквы Н,О,П бормочут: Жил на свете умный слон,
У него был телепон.
Ходит слоник топ- топ – топ.
Звонит слоновый телепон.
Буква А: Вы кто?
Буква О: Мы Н О П. Научно – опытный пункт.
Буква Н: Опыт прошел блестяще. Вместо обычного непрочного скоропортящегося стихотворения мы лабораторным путём получили устойчивые стихи, не боящиеся ни ядовитых веществ, ни плохой погоды.
Буква А: Постойте, подождите! Что же это вы делаете? Вы же заменяете своими буквами другие буквы! Вас что, Кляксич подговорил, что ли?
Буква П: Тсс! Тсс! Мы продолжаем опыт.
Аля: Пошли! Тут всё равно толку не добьёмся!
Сорока (летит,): Здра- СС – те!
Сонная сорока сидела на сосне.
Снегири и сойки снились ей во сне.
«Скорей» - сердились сойки.
«Спешим!»- снегирь свистел.
Сороку стукнул по спине,
И сон с неё слетел.
Аля: Всё ясно. Сорока не знает других слов; кроме как на букву С, других произносить не хочет.
Сорока: Поиграйте со мной! Со мной! С Сорокой!
Автор: некогда буквам играть, им надо искать букву Я, с ней, наверно что–то случилось. Беда, беда, Кляксич за ней охотится! С тобой ребята поиграют
Аля, буквы Л и А уходят за кулисы… сорока играет с детьми.
Сорока: Я хочу устроить небольшое состязание. Какая половина зала назовёт больше скороговорок? Родители и гости тоже могут участвовать…
Ещё хочу поиграть в игру…
До свидания, большое спасибо, улетаю, улетаю…
Аля, буква Л и А снова появляются на сцене и устало садятся на скамейку, на соседнюю скамейку плюхнулись буквы Ч и Ц, обе хохочут.
Аля (сердитым голосом): Что весёлого слышно?
Буква Ч: Мы играем в прятки. Вот посмотри, сумеешь ли ты нас отыскать?!
Буквы Ч и Ц тараторят вместе:
Чапнула чапля цёрные цернила.
Цёрная чапля чиркулем цертила.
Полуцился оцень цистенький цертёж,
Станешь вверх ногами – сразу разберёшь!
Буква А ворчит: Очень весело!
Буквы Ч и Ц хохочут, потом начинают махать руками, борются.
Аля: Да успокойтесь вы. Чего дерётесь? Сначала смеются, потом дерутся…
Буква Ч: Кто сказал, что мы подрались?
Мы не дрались, а боролись!
Буква Ц: Правда, мы чуть–чуть кусались, и щипались, и кололись.
Буква Ч: Правда, мы друг друга мяли, и бодались, и лягались.
Буква Ц: Нас, конечно, разнимали.
Буква Ч: Кто сказал, что это драка? Правда, он мне руку стиснул.
Буква Ц: Правда, я чуть–чуть заплакал, правда, он немножко взвизгнул.
Буква Ч: И расстались мы поссорясь, и так громко сердце билось.
Буква Ц: Но сначала мы смеялись,
А потом уже боролись,
Драка после получилась.
Буква Ц и Ч обнимаются..
Буква А: Вы бы мне лучше сказали, где буква Я! Где Кляксич?
Буквы Ц и Ч: Мы ничего не знаем! Спросите лучше у сестёр Ш и Щ. Они серьёзные. Да вот они и сами.
Буквы Ш и Щ выходят из зала…
Аля: Скажите, куда девался Кляксич?
Буква Ш: Он пошел куда-то в самый конец Азбуки. Я слышал как он ругался с Ъ и Ь знаками.
Буква Щ: Кляксич их на что-то подговаривал. Твёрдый знак не соглашался, ругался с Кляксичем и кричал: «Мне не страшно! Вот съем тебя и объедки собакам кину».
Буква Ш: А мягкий знак упрашивал: «Разве тебе не жаль? Брось! Оставь!».
Аля: А где сейчас буква Я?
Буквы Ш и Щ: Не знаем (разворачиваются и уходят).
Аля, А и Л стоят на сцене, Л видит зелёную коробку.
Буква Л: Смотрите, странная зелёная коробка. Это проделки Кляксича!
Смотрят…
Буква А: А здесь надпись: «Это волшебная коробка. Она откроется, если вы решите весёлые задачи». Ребята, читаю, слушайте:
Три цыплёнка стоят,
На скорлупку глядят.
Два яйца в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей?
Буква А открывает коробку, в ней лежат вещи…
Буква Л: В коробке лежит какая-то записка. Но она заколдованная. Её невозможно прочесть. Кто сумеет прочесть эти перекрученные буквы? Наверно, ребята нам помогут.
Аля показывает надпись – АНДОБОВС Я АВКУБ.
Ответы детей…
Буква Я выбегает на сцену: А вот и Я, я, я!
Автор: Ну вот, теперь, когда всё закончилось благополучно, и буква Я освободилась из плена, Аля может написать своей маме письмо и подписать его… Ребята, какими буквами? (А, Л, Я). Буквы выстраиваются.
Аля: Но куда же девался злой Кляксич?
Автор: Он сбежал. Покинул Азбуку вместе с друзьями Помаркой и Ошибкой. Они теперь вместе бегают из тетрадки в тетрадку и строят людям всякие пакости. Будьте внимательны, не пускайте их в свои тетрадки!
Давайте поблагодарим аплодисментами «Мою любимую Азбуку» и проводим её. На следующий год она будет учить других первоклашек.
Буквы – ребята, внимание! По порядку алфавита, стройся! (Дети с масками – буквами выстраиваются)
Гласные, здесь?
Согласные, здесь?
Буквы, которые не обозначают звуков, здесь?
Песня «33 родных сестрицы»
Потрудились мы немало,
Много слов мы прочитали,
Позади нелегкий труд,
Впереди нас книги ждут.
Сегодня праздник необычный:
Спасибо, Азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.
До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придет.
Песня «Прощай Букварь»