СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Постановка рук (кистей и пальцев) на саксофоне в начале обучения.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Настоящая статья посвящается решению одной из важных задач правильной постановки исполнительского аппарата саксофониста на начальном этапе обучения. В данном случае, внимание акцентируется на правильной постановке кистей рук и пальцев. Статья содержит выводы, сделанные в результате изучения и анализа работ выдающихся педагогов-саксофонистов, а также собственной  исполнительской  и педагогической  деятельности.  

Просмотр содержимого документа
«Постановка рук (кистей и пальцев) на саксофоне в начале обучения.»

Геннадий Иванович Мазуркевич
- преподаватель, класс саксофона.

Детская школа искусств № 2
имени И. П. Гринёва.





ПОСТАНОВКА РУК (КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ) НА САКСОФОНЕ В НАЧАЛЕ ОБУЧЕНИЯ.



Аннотация: Настоящая статья посвящается решению одной из важных задач правильной постановки исполнительского аппарата саксофониста на начальном этапе обучения. В данном случае, внимание акцентируется на правильной постановке кистей рук и пальцев. Статья содержит выводы, сделанные в результате изучения и анализа работ выдающихся педагогов-саксофонистов, а также собственной исполнительской и педагогической деятельности.

Ключевые слова: саксофонист, обучение музыке, техника игры, руки саксофониста.


Abstract: This article is devoted to the solution of one of the important tasks of the correct formulation of the saxophonist's performing apparatus at the initial stage of training. In this case, attention is focused on the correct formulation of hands and fingers. The article contains the conclusions made as a result of studying and analysis of works of outstanding teachers-saxophonists, and also own performing and pedagogical activity.

Кеу words: saxophonist, teaching music, playing technique, hands saxophonist.


Во все времена саксофон – это инструмент, который ярко выделяется среди других духовых инструментов своим красивым, гибким и певучим звучанием.
Чтобы успешно овладеть техникой игры на саксофоне, особенно, на первоначальном этапе обучения, будущему музыканту в первую очередь необходимо хорошо уяснить основные правила постановки с последующим выполнением их в процессе индивидуальной работы.
Как правило, такой важной проблеме как постановка рук при игре на саксофоне и в методической литературе и в практической деятельности педагогов с детьми уделяется очень мало внимания. Частично, этот вопрос освещает в своих работах В.Д. Иванов [2, стр. 4]. К сожалению, по этой причине, на высших ступенях образования в колледжах или в высших учебных заведениях педагоги сталкиваются с проблемой неправильной постановки рук, и, как следствие, этого недостаточно лёгкой техникой игры юного исполнителя.
Понятно, что при достаточно большом объёме методических пособий, которые сейчас используются преподавателями при такой скудности информации, ребёнок просто не обратит внимания на такую малозначительную вещь как постановка кистей и пальцев. Но, впоследствии, когда это уже становится проблемой чисто в техническом плане, юному исполнителю приходится приложить немало усилий для переучивания и перестановки положения пальцев.
Контроль правильности выполнения приёмов общей постановки и в частности кистей рук и пальцев необходимо осуществлять с самых первых дней занятий на саксофоне.
Руки не должны быть напряжены и прижаты к туловищу. Мышцы пальцев и кисти при этом не напрягаются и не вызывают чрезмерного утомления.
При обучении малышей игре на саксофоне очень трудно
избавиться от зажатости в постановке рук. Дети, как правило, ставят руки в удобное для себя положение, прижимая кисти в районе указательного пальца к корпусу инструмента, вследствие чего ребёнок не может дотянуться до самых нижних клапанов мизинцами, это в свою очередь вызывает постоянное напряжение в руках при игре на инструменте. В таком положении правая кисть может задевать боковые клапана, находящиеся чуть выше указательного пальца. Так же часто встречается такая ошибка, как «зажатая кисть» то есть из-за перенапряжения рук, прогибаются пальцы в районе первой и второй фаланг, сильно задираются вверх указательный, средний и безымянный пальцы, а мизинцы наоборот как бы подворачиваются за корпус инструмента.
Первоочередная задача педагога доходчиво объяснить ученику как должны располагаться пальцы при игре на инструменте. Для этого разные педагоги используют разные методы и приёмы. В сети интернет в настоящее время распространены открытые уроки настоящих мэтров обучения игре на саксофоне. Хотелось бы остановиться на видео мастер класса профессора Российской академии музыки имени Гнесиных, Маргариты Константиновны Шапошниковой, она является одной из немногих педагогов, которые уделяют особенно пристальное внимание рассматриваемому вопросу [4].
Маргарита Константиновна Шапошникова закончила Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу кларнета в 1964году, училась она в классе известного кларнетиста, народного артиста России, профессора Ивана Понтелеевича Мозговенко .
Одним из её приёмов является то, что инструмент не сразу даётся ученику в руки, а кладётся на стол перед ним и затем отдельно ставятся пальцы, каждый палец индивидуально. Пальцы ставятся приблизительно так, как они ставятся при игре на фортепиано, то есть в круглом расслабленном положении. При этом ученик должен прощупать каждый клапан, каждое углубление и поставить в эту как бы чашечку клапана сначала прямой палец, а затем согнуть его почти до перпендикуляра.
Обучающийся должен ясно представить и понять, какой именно частью пальца происходит закрытие клапана. Для этого есть несколько способов.
Один из них проводится самой Маргаритой Константиновной и заключается в следующем: нужно чтобы ребёнок подошёл к стене и встал к ней лицом на расстоянии чуть меньше вытянутой руки, упёрся в неё кончиками пальцев, медленно прижался, и отжался от неё. Опора, в таком случае, будет приходиться на самую верхнюю часть подушечек пальцев. Именно потому, что упираться в стену кончиками пальцев, в том месте, где заканчиваются ногти, неудобно и больно, ребёнок будет вынужденно использовать для опоры подушечки пальцев. Нужно так же отметить, что при этом используется часть подушечки, а именно верхняя, то есть пальцы становятся к стене почти вертикально.
Такой приём очень действенен, так как ученик запоминает информацию тактильно, то есть наощупь лучше, чем на слух, тем более, что опыт проводится с его собственным участием.
Каждый преподаватель в этом случае может придумать свой приём или метод, который будет успешно применять в своей педагогической деятельности.
В своей педагогической практике я использую метод, который, на мой взгляд, является достаточно наглядным и простым. Я предлагаю ученикам представлять, как они берут в руку яблоко или апельсин. Хорошо, если один из этих фруктов окажется в процессе обучения, как говорится, под рукой. Это обстоятельство способствует лучшему усвоению темы занятий.
Приведённый способ достаточно прост и будет полезен ученикам тем, что его легко вспомнить при занятиях в домашних условиях, ведь не каждый дома будет становиться к стене, чтобы упираться в неё пальцами.
Когда ученик усвоит, какая именно из частей пальца используется при нажатии на клапан, можно приступать к постановке пальцев на самом инструменте. Главное не спешить и выставить каждый палец учащегося в нужное положение отдельно, то есть начиная с левой руки ( верхняя часть саксофона), затем правой руки (нижняя часть саксофона). Прежде чем переходить к разучиванию с учеником произведений, где используются мизинцы, нужно обязательно выставить основные пальцы (указательный, средний, безымянный).
Ещё одной причиной многих ошибок и неудобств часто становится большой палец правой руки. Это обстоятельство, особенно подчёркивает в своих работах известный саксофонист и педагог А.Б. Ривчун [1стр.4].
В начальный период обучения, когда учащийся ещё привыкает к постановке губного аппарата (амбушюра), постановке пальцев, он также привыкает и к тому, что вес саксофона опирается на один палец, и шейный гайтан. В настоящее время существуют, различные виды гайтанов, шейные, грудные, что даёт возможность меньше уставать даже самым маленьким ученикам.
Если у ребёнка новый инструмент, ему будет гораздо проще, потому как на многих новых моделях инструментов подставка под большой палец делается с регулируемой высотой. Если же инструмент старой модели с нерегулируемой подставкой, то могут возникнуть определённые трудности, заключающиеся в том, что большой палец будет находиться очень высоко по отношению к остальным пальцам, а мизинцем придётся доставать до нижних клапанов, вследствие чего у ребёнка будет всё то же перенапряжение в руках. Единственным средством тут будет постепенное привыкание к такой постановке. Если же подставка регулируемая, то лучше всего отрегулировать её максимально удобно по отношению к уровню остальных пальцев. Нужно обязательно учитывать и конструкцию самой руки ребёнка, ведь не у всех детей маленькие и короткие пальцы, тут нужна работа с каждым учеником в отдельности. Сама же подставка должна упираться на межфаланговый сустав или чуть поближе к ногтю.
В.Д. Иванов в своей работе «Школа академической игры на саксофоне» [3] правильно подчёркивает, что изначально, для обучения ребёнка игре на саксофоне, требуется внимательно изучить всё , что составляет исполнительский аппарат музыканта-духовика: губы, язык, зубы, челюсти, осанку…и, конечно, пальцы.
На начальном этапе обучения ученик может чувствовать определённый дискомфорт в кистях рук, и в частности в области большого пальца правой руки но, как правило, это чувство быстро проходит, и наступает привыкание к инструменту любой конструкции.
Сами пальцы должны быть расположены приблизительно в сантиметре от клапанов. Нужно учитывать, что при высоко поднятых пальцах увеличивается амплитуда движения, следовательно, увеличивается время опускания и напряжённость в мышцах. Поэтому именно на начальной стадии обучения необходимо добиваться от юных исполнителей минимальной амплитуды движения пальцев при игре на инструменте. Частично, этого можно достичь, если ставить свою руку поверх руки ребёнка, не давая, таким образом, ему возможности задирать пальцы далеко от корпуса инструмента. Впоследствии, у ученика заметно увеличивается техническая подвижность пальцев, уменьшается мышечное напряжение.
Во время игры нужно обращать внимание на положение самих рук. Правый локоть отводится несколько назад, в сторону от туловища. Пальцы рук размещаются на шести основных клапанах с перламутровыми клавишами. Касание клавиш и рычагов должно быть лёгким, осуществляться подушечками пальцев, без усиленного давления с некоторым опережением атаки звука. При нажатии указательными пальцами на боковые клапаны следует подключать небольшое движение кистей.
В устойчивом положении самого инструмента немалую роль играет, и большой палец левой руки - он должен находиться на площадке рядом с октавным клапаном.
В самом начале работы с маленькими детьми лучше всего будет первое время слегка поддерживать инструмент за раструб, чтобы не вызывать в ещё не совсем окрепших руках ребёнка лишнего перенапряжения. Самое главное при обучении дать полное расслабление пальцам и кистям, не допускать ни малейшего зажимания и неудобств в игре на саксофоне. Это относится не только к правилам постановки рук, но и дыхания, а также постановки губного аппарата (амбушюра).
Во время занятий необходимо следить за состоянием ребёнка. Если ученик устал, то у него уже не будет правильной постановки губ и подбородка.
В утомлённом состоянии он начнёт зажимать губами и подбородком трость, от чего, вместо нормального звука будет раздаваться просто писк. В связи с этим, лучше прекратить занятие и дать ребёнку отдохнуть. База правильной игры закладывается именно на первом году обучения, поэтому очень важно учесть все нюансы и ничего не упустить.
Кроме всего прочего, педагогу необходимо найти такой контакт с ребёнком, чтобы он не испытывал страх ошибиться. Важно терпеливо и доброжелательно обучать юного музыканта мастерству, объяснять ему, что игра на саксофоне, как и на любом другом музыкальном инструменте – это не физические упражнения. Здесь требуется естественное расслабление и душевная собранность. При этом, ученик на уровне подсознания должен помнить о правильной, в идеале доведённой до автоматизма, постановке кистей рук и пальцев на инструменте. Только такой подход может обеспечить в дальнейшем не принуждённое и спокойное поведение исполнителя на сцене.

Список литературы:

1. А. Ривчун «Школа игры на саксофоне», М.: Музыка,2001. 145с.

2. В. Иванов «Основы индивидуальной техники саксофониста, М.: Музыка,1993. 25с.

3. В. Иванов «Школа академической игры на саксофоне», М.: Брасс Коллегиум, 2003. 150 с.

4. Шапошникова М.К. Мастер класс в Марьячи [Электронный ресурс.] – URL: https://www.youtube.com/watch?v=QVhnqr8xPzQ (Дата обращения 06.04.2018)