СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Постановка шипящего звука Ш

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал для логопедов.

Просмотр содержимого документа
«Постановка шипящего звука Ш»

Постановка звука Ш

Верное произношение возможно при соблюдении определенных условий. Губы принимают положение «рупора» — чуть скруглены и выдвинуты вперед. Между верхними и нижними зубами остается пространство около 1 мм. Широкий язык принимает форму «чашечки» (боковые стороны прижаты к зубами, а кончик находится за верхними зубами, между языком и небом остается щель).

Если все правильно, то струя выдыхаемого воздуха идет посредине, они широкая и теплая. Голосовые связки разомкнуты, и получается глухой согласный звук Ш.

Необходимо регулярно выполнять упражнения для постановки с логопедом или в домашних условиях, чтобы достичь нужного результата.

Артикуляционная гимнастика

Важно осуществлять постановку поэтапно — сначала важно сформировать достаточную силу и длительность выхода. Логопеды практикуют различные артикуляционные занятия для расслабления языка и отработки его подъема. Нужно идти от простого к сложному, наращивая нагрузку.

На первом этапе постановки звука Ш даются легкие, но важные задания для подготовки мышц языка: сделать губы трубочкой, широко открыть рот на несколько секунд, облизать широким языком в форме чашечки верхнюю губу, водить языком по небу, от зубов к горлу.

Более сложные распространенные упражнения для постановки Ш:

  1. «Широкий язычок». Попросите ребенка улыбнуться и чуть приоткрыв рот, показать расслабленный язык «блинчиком», после чего — положить язычок на нижнюю губу. В идеале нужно удерживать положение до 5 секунд;

  2. «Прячем конфету». Пусть малыш сделает язык «блинчиком» на нижней губе. Положите ему кусочек пастилы или зефира и попросите спрятать лакомство, приклеив на небо за верхними зубами. Рот не должен открываться слишком широко, а упражнение нужно делать в медленном темпе;

  3. «Грибок». Попросите юного ученика широко улыбнуться и показать зубы, а затем прижать весь язык к небу. Удерживая положение, нужно постараться как можно шире открыть рот. Оптимально выполнять задание перед зеркалом — ребенок увидит сходство языка и уздечки с грибом;

  4. «Желобок». Это задание важно, поскольку учит формировать бугорок на языке, необходимый для постановки Ш. Сначала ваш подопечный показывает широкий язык, укладывая его «блинчиком» на нижнюю губу и чуть приоткрыв рот. Затем прижимает край языка в том же положении к боковым уголкам рта, сам язык немного сужает — формируется тот самый «желобок»;

  5. «Чашечка». Кончик и боковые края языка приподнимаются и удерживаются в таком положении. Для усиления эффекта логопед или родитель могут налить в «чашечку» немного воды.

Для исключения трудностей в постановке Ш во время занятий следите за тем, чтобы ребенок не упирался в небо всем язычком.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!