ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р].
Цели:
-Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений.
-Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.
-Учить правильно произносить звук [р] с механической помощью.
-Продолжать учить выделять звук [р] из ряда слов.
-Упражнять в правильном употреблении падежных форм имен существительных.
-Развивать память, мышление, мелкую моторику.
Оборудование
Игрушка «Щенок»; зонт с шариком на конце; предметные картинки с изображением трактора, машины; набор геометрических фигур; набор предметных картинок (зонт, шляпа, туфли, велосипед, глобус, телефон, утенок) с символами на обратной стороне; картинки с изображением животных (заяц, белка, лев, олень); счетные палочки.
Организационный момент.
Логопед сегодня я хочу познакомить тебя с маленьким щенком. Он учиться рычать.
2.Для начала нужно хорошо размять и подготовить язычок. Покажи щенку, какие упражнения для этого нужно выполнить («Чашечка», «Индюк», «Лошадка», «Барабан», «Парус»).
3.Давай немного погуляем вместе со щенком. Посмотри-ка, по дороге едет трактор и громко-громко тарахтит. Покажи щенку, как работает трактор, а я тебе помогу нашей волшебной палочкой (постановка звука [р] от звука [ж] с механической помощью).
4.Немного дальше водитель ремонтирует машину, ищет нужные детали. Помоги ему, подай ему только ту деталь, если в слове слышится звук [р]. А щенок тебе поможет.
Логопед проговаривает ряд слов: корка, вилка, банка, парта, норка, полка, норма. Учащийся должен взять деталь, которую логопед сопровождает словом со звуком [р].
5. Отремонтировал водитель машину и завел. Покажи щенку, как он это сделал.
6.Побежал щенок за машиной по дороге. Чтобы он не заблудился, помоги ему запомнить дорогу. Для этого назови картинки и запомни символ на обратной стороне каждой из них. (Выкладывает картинки в виде дорожки, после названия каждую картинку переворачивает и учащийся видит соответствующий символ).
7.Щенок оказался в зоопарке. Слышит громкое, сердитое рычание (постановка звука [р] с механической помощью). Помоги ему определить, кто из этих животных рычит. Покажи и назови это животное.
8.Конечно, это лев рычит, потому что ему нужна новая клетка. Построй ему новую, удобную, просторную клетку.
Учащийся выкладывает изображение клетки из счетных палочек. Рад лев новой клетке и довольно рычит (постановка звука [р] с механической помощью).
9.Ходит щенок по зоопарку, животных рассматривает. Постоял около …льва, посмотрел на ..лису, увидел …зайца, остановился рядом с …оленем, подошел к …медведю, подумал о …волке, посмеялся над …обезьяной. Посмотри, щенка очень хвосты интересуют. У него хвост собачий, а у лисы, зайца, волка, льва, оленя чей хвост?
Учащийся образует прилагательные.
Тут обезьяна дернула щенка за хвост, и от неожиданности он зарычал. Покажи, как он это сделал. Обрадовался щенок, что теперь сам может рычать, и побежал домой. Посмотри на символы и назови картинки, которые они обозначают.
Учащийся по символу вспоминает картинку, которую логопед тут же переворачивает, чтобы учащийся мог проверить правильность своего ответа.
10.Итог занятия.
Логопед. Щенок по дорожке вернулся домой. И наше занятие подошло к концу. Сегодня ты снова учился произносить звук [р].
Давай еще раз посмотрим, как это у тебя получается (постановка звука [р] с механической помощью.