Копорова Ульяна Дмитриевна Б-СДО-31
Постановка звука [Ш]. Автоматизация звука [Ш].
Организационный момент
(Здороваемся с учеником, создаем положительную мотивацию на занятие)
2.Артикуляционная гимнастика:
(Использую логопедические карточки «Артикуляционная гимнастика» Т.А. Воробьевой, О.И. Крупенчук)
Общие артикуляционные упражнения
Статические подготовительные упражнения для языка
«Самовар»/»Паровозик»
Цель: укреплять мускулатуру губ и щек
Выполнение упражнения: Сжать губы, надуть щеки, удерживать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «пых».
Динамические упражнения для языка
«Часики»(«Маятник»)
Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность
Выполнение упражнения: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.
«Чистим зубы снаружи»
Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений, укреплять мускулатуру языка.
Выполнение упражнения: улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.
«Чистим верхние зубы»
Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка, отрабатывать подъем языка
Выполнение упражнения: улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения их стороны в сторону.
«Чистим нижние зубы»
Цель: научиться удерживать кончик языка за нижними зубами, укреплять кончик языка, развивать подвижность языка.
Выполнение упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.
«Гармошка»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Выполнение упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
Специальные артикуляционные упражнения, необходимые для постановки звука [Ш]
«Улыбка»
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы, укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Выполнение упражнения: улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 5-10.
«Лопаточка»
Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.
Выполнение упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
«Вкусное варенье»
Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх, укреплять мышцы языка.
Выполнение упражнения: улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».
«Чашечка»
Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов, укреплять мускулатуру языка.
Выполнение упражнения: улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
«Грибочек»
Цель: отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для произношения звука [ш], укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Выполнение упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
«Лошадка»
Цель: отрабатывать подъем языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку), укреплять мышцы языка.
Выполнение упражнения: улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
Упражнение на развитие речевого дыхания
Осенний ветерок
Для выполнения этого упражнения нужны настоящие листья или листья из бумаги.
И.п.: ноги вместе, руки держат листья на уровне лица. 1 — плавный вдох; 2 — на выдохе произносить: «Ф-ф-ф!». При правильном выполнении упражнения листочек отклоняется в сторону. Повторить 4—5 раз.
Можно рассыпать листья на парту и предложить ребенку сильно подуть на них, чтобы листья разлетелись. Или предложить ребенку подуть на лист, предварительно привязав к нему веревку (целенаправленный выдох).
Объявление темы урока.
Егор, сегодня мы с тобой научимся говорить один очень интересный и нужный звук. А какой, ты узнаешь позже.
Постановка звука.
Поскольку нельзя быть уверенным в том, что определенный способ постановки звука поможет, я включаю в конспект несколько разных способов постановки звука [Ш].
(Использую «Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. Издание переработанное и дополненное»/ М.А.Полякова. – М.:Т.Дмитриева, 2018)
I способ – постановка звука от правильного Т
Ребенок приставляет широкий кончик языка к внешней поверхности альвеол и тянет Т. За ним идет шипящий звук. Этим звуком ребенок «целится» себе в ладонь.
Предварительно пусть ощупает то место, к которому нужно прислонить язык.
Говорим ребенку, что у него во рту «шипит змея». Язык не должен отрываться от альвеол.
Если ребенок «роняет» язык (слышится «шипящий» выдох, возможно, со свистящим оттенком), кладем ему на кончик языка обрывок фантика от конфеты. Говорим, что это его «шипящий звук».
Пусть ребенок прижмет фантик к альвеолам спереди и «шипит как змея». Пусть удерживает языком звук, чтобы тот не упал.
Можно попросить ребенка выплюнуть звук (фантик) себе на ладонь. Это действие хорошо организует речевой выдох.
При длительном произнесении Т рот ребенка приоткрыт. Пока он тянет звук (точнее следующий за ним шипящий) пусть поставит верхние резцы на нижние в форме вертикального прикуса. Возникнет почти полноценный Ш. «Змеиное шипение» должно ложиться на ладонь горячей широкой струей.
Затем нужно сразу «шипеть» как змея (без опорного Т). Губы ребенка – в широкой улыбке, открывающей верхние и нижние резцы.
Пока ребенок «шипит», большим и средним пальцами нажимаем на его щеки в районе коренных зубов – язык сам собой плотнее прижмется изнутри к коренным зубам, а губы выступят вперед «рупором». Звук Ш станет совсем точным.
В дальнейшем пусть ребенок сам нажимает себе на щеки. Потом выговаривает звук без вспомогательных средств.
Далее обучаем «змею» разговаривать – произносим слоги по карточкам с символами гласных звуков.
II способ – постановка звука от артикуляционного упражнения «Чашечка».
Просим ребенка сделать из языка «чашечку». Прислоняем «край чашечки» - широкий кончик языка, к остриям верхних зубов. В чашечке очень горячий чай, надо подуть на край чашечки, чтобы остудить чай. Выдох надо ощущать на подставленной ко рту ладони. Будет слышен неясный свистящий звук. Теперь чашечку нужно аккуратно занести в рот, так, чтобы не расплескать чай. «Край чашечки» скользит от остриев верхних зубов по внутренней стороне резцов, потом по нёбу до альвеол. Все это время не перестаем дуть «на край чашечки». Свистящий звук перейдет в шипящий. Когда услышим звук Ш, говорим ребенку, что так «шипит змея». В дальнейшем пусть ребенок сразу приставляет «край чашечки» к альвеолам и «шипит». «Шипение ложится» на ладонь, оно «горячее». Округляем и вытягиваем губы — выйдет полноценный Ш. Учим змею разговаривать слогами.
Научившись произносить изолированный звук Ш, вспоминаем и ищем, что и кто еще умеет шипеть. Шипит проколотая шина, рассерженная кошка и гусь, шелестят листья деревьев на ветру, осенние опавшие листья под ногами, скребется мышь под полом.
(Поскольку ребенок не может произносить звуки [С] и [Р] , то мы не можем поставить звук [Ш]от правильных С и Р)
Анализ артикуляции по плану.
Давай с тобой подумаем, где находится язык, когда мы произносим звук [Ш]. Что происходит с губами?
В каком положении находятся зубы?
Где находится кончик языка?
Где находятся края языка?
Какая струя воздуха выходит изо рта?
(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)
Закрепление изолированного звука
Когда Саша гулял по лесу, он заметил, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш). Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказался в осеннем лесу.
Развитие фонематического слуха:
Егор, сейчас тебе нужно будет выполнить одно задание. Когда ты услышишь звук [Ш] – хлопай в ладоши, если звука нет – топай.
— опознание звука из ряда изолированных, отличных по артикуляционным и акустическим признакам;
Ш, К, П, Ш, Г, Ш, Р, М, Ш, З, Ш, С, Ш, Ж, Ш
— опознание из слогов;
ША, КА, ТА, ШО, РО, ШИ, СЫ, ШЭ, ЗЭ, ШУ, ЖУ, ЩУ, ША
— опознание из слов.
ШКАФ, КРАН, ШКОЛА,ЗРЕНИЕ, ШНУР, ГАРАЖ, АРБУЗ, КРУИЗ, ШАЛАШ, ВАРЕЖКИ, ДОЖДЬ, КНИЖКА, ВОЖДЬ, ГВОЗДЬ, ШАПКА,СОРНЯК, ШИШКА, КОШКА, САЛФЕТКА, КАША, КОСА, КОЗА, КРЫША, КРЫСА, МАШИНА, КАРТИНА, ЛОШАДЬ, КРЫЖОВНИК, ЛЯГУШАТА.
8.Закрепление звука в слогах.
Я буду говорить тебе слоги, а ты будешь повторять, хорошо?
ША, ШО, ШУ, ШИ, ШЭ, ОШО, УШУ, ЫШИ, АШИ.
Закрепление в словах.
Егор, посмотри на картинки. Какие предметы ты видишь? Назови их.
Закрепление в предложениях.
Посмотри внимательно на картинку. Это Маша и Миша, они едут на машине. Скажи, пожалуйста, что в машине у Миши и Маши. Говори полным предложением.
У Миши и Маши в машине….
Подведение итогов урока.
Говорим, какой звук мы научились произносить, вспоминаем правильное положение органов артикуляции при произнесении звука. Хвалим ребенка, даем домашнее задание.
Домашнее задание – потренироваться дома произносить звук [Ш]. Нарисовать предмет, название которого содержит в себе звук [Ш].