Конспект индивидуального занятия по постановке звука [ж]
Цель: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука ж.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-формирование кинестетического образа звука ж (ощущения положения органов артикуляции);
-формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
- упражнение в правильности произнесения звука ж.
Коррекционно-развивающие:
-развитие артикуляционного аппарата;
-развитие фонематического слуха;
улучшение мелкой моторики.
Воспитательные:
-воспитание интереса к занятиям;
- воспитание самостоятельности.
Оборудование: предметные картинки.
Ход занятия
1.Организационный момент
2. Артикуляционная гимнастика
Статические подготовительные упражнения для языка
«Ковшик»
Широко рот открываем,
Краешки приподнимаем,
Язычок — баловничок,
Спинку низко опускает.
Очень он на ковш похож,
В него воду вылить можно,
Держи воду, не спеши,
Ковшик всем свой покажи.
«Часики»
Отдохнул и потянулся,
Влево, вправо повернулся,
Вот так: тик-так, тик-так.
«Почистим зубы»
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
«Гармошка»
На гармошке чтоб сыграть,
Нужно челюсть опускать,
Язычок не отрываем,
Очень здорово играем.
Логопед: Жила была на свете девочка Даша. Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Дашу к себе на блины («Блинчик»). Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»). А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»). Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»). А соседская белочка отвезла Дашу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Даше лошадку («Лошадка»). Даша и не заметила, как оказалась дома.
3. Постановка звука.
1-й способ: При губно-зубном сигматизме, ребенку бывает трудно переключиться с привычного произнесения звука на правильное. А если еще и уздечка подъязычная коротка и упражнение "чашечка" не даётся, действует такой способ.
Нам пригодится деревянный шпатель.
Просим ребенка улыбнуться, высунуть язык - блинчик. Кладем под язык шпатель, приподнимаем им язык и надавливаем, убирая язык в рот. Получается такая пассивная "чашечка", к тому же губы "заблокированы" и не складываются в привычную для ребенка позу. Теперь просим сильно подуть ртом и добавить голос. Получается звук, близкий к Ж.
2-й способ: При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом участвует. Возникает звук: ж-ж-ж.
4. Анализ артикуляции
В каком положении находятся губы?
В каком положении находятся зубы?
Где находится кончик языка?
Где находятся края языка?
Какая струя воздуха выходит изо рта?
(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки сомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)
5. Закрепление изолированного произнесения звука
Когда Маша гуляла по лесу, она заметила, как жужжит комар: Ж-Ж-Ж-Ж.
6. Развитие фонематического слуха
А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук Ж, сразу лови его - хлопай в ладошки:
М-Ж-К-Ж-Т-Н-Ж-Д-П-Ж-Ц-С-Ж
7. Домашнее задание
Придумай как можно больше слов, где звук Ж слышится:
- в начале слова;
- в середине слова;
- в конце слова.
8. Итог занятия.
Звук Ж- согласный, звонкий, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. Ты сегодня очень старался, молодец!