СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Постановка звука "Ж"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука "Ж".

Просмотр содержимого документа
«Постановка звука "Ж"»

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [ж]

Цель: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука ж.

Задачи:

 Коррекционно-образовательные:

-формирование кинестетического образа звука ж (ощущения положения органов артикуляции);

-формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

- упражнение в правильности произнесения звука ж.

Коррекционно-развивающие:

-развитие  артикуляционного  аппарата;

-развитие фонематического слуха;

улучшение мелкой моторики.

Воспитательные:

-воспитание интереса к занятиям;

- воспитание самостоятельности.

Оборудование: предметные картинки.

Ход занятия

1.Организационный момент

2. Артикуляционная гимнастика

Статические подготовительные упражнения для языка

«Ковшик»

Широко рот открываем,

Краешки приподнимаем,

Язычок — баловничок,

Спинку низко опускает.

Очень он на ковш похож,

В него воду вылить можно,

Держи воду, не спеши,

Ковшик всем свой покажи.

«Часики»

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так.

«Почистим зубы»

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

«Гармошка»

На гармошке чтоб сыграть,

Нужно челюсть опускать,

Язычок не отрываем,

Очень здорово играем.

 Логопед: Жила была на свете девочка Даша. Она очень любила животных. И вот однажды, собирая  в лесу грибы, она  встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече  и улыбнулся («Улыбка»). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Дашу к себе на блины («Блинчик»).  Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»). А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»). Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича  грибами («Грибочек»). А соседская белочка отвезла Дашу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Даше лошадку («Лошадка»). Даша и не заметила, как оказалась дома.

3. Постановка звука.

1-й способ: При губно-зубном сигматизме, ребенку бывает трудно переключиться с привычного произнесения звука на правильное. А если еще и уздечка подъязычная коротка и упражнение "чашечка" не даётся, действует такой способ.

 Нам пригодится деревянный шпатель.

 Просим ребенка улыбнуться, высунуть язык - блинчик. Кладем под язык шпатель, приподнимаем им язык и надавливаем, убирая язык в рот. Получается такая пассивная "чашечка", к тому же губы "заблокированы" и не складываются в привычную для ребенка позу. Теперь просим сильно подуть ртом и добавить голос. Получается звук, близкий к Ж.

2-й способ: При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом участвует. Возникает звук: ж-ж-ж.

 4. Анализ артикуляции

В каком положении находятся губы?

В каком положении  находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

Какая струя воздуха выходит изо рта?

(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки сомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

5. Закрепление изолированного произнесения звука

Когда Маша гуляла по лесу, она заметила, как жужжит комар: Ж-Ж-Ж-Ж.

6. Развитие фонематического слуха

 А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук Ж, сразу лови его - хлопай в ладошки:

М-Ж-К-Ж-Т-Н-Ж-Д-П-Ж-Ц-С-Ж

7. Домашнее задание

Придумай  как можно больше слов, где звук Ж слышится:

- в начале слова;

- в середине слова;

- в конце слова.

8. Итог занятия.

Звук Ж- согласный, звонкий, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. Ты сегодня очень старался, молодец!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!