Марина Цветаева «Моим стихам, написанным так рано...»
Это стихотворение было написано Мариной Цветаевой в мае 1913 года, т. е. в ранний период творчества. К этому времени она уже была автором двух стихотворных сборников - «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь», первый из которых был встречен доброжелательными отзывами М.Волошина, Н.Гумилева, В.Брюсова, а второй — весьма сдержанно.
В 1913 году Цветаева уже писала стихи для третьего сборника «Юношеские стихи», который, однако, не был опубликован. Эти строки родились в Коктебеле, когда она жила на даче у М.Волошина.
Воспитанная на античности, Марина воспринимала безвестность как «рок», не противилась ему, но всегда верила, что у ее стихов есть будущее. Эту уверенность и отражает стихотворение.
Прочитаем стихотворение
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет.
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
(Май 1913 г., Коктебель)
1. Слушаем...
Послушаем чтение этого стихотворения
Учащимся можно предложить чтение стихотворения Алисой Фрейндлих
Объясните, какой из вариантов чтения данного стихотворения вам ближе? Почему?
2. Читаем…
Еще раз прочитайте это стихотворение целиком
3. Размышляем…
Определим синтаксическую структуру стихотворения
1. Внимательно перечитайте стихотворение и определите, из скольких предложений оно состоит
а) из одного
б) из двух
в) из трехсложным
*Даже, если в тексте много незнакомых слов, по знакам препинания можно определить, что весь текст — одно предложение: единственная точка стоит в конце последней строки.
2. Выделите в тексте строку, в которой выражены главные члены этого предложения: субъект и предикат.
* Настанет свой черед.
3. Как Вы думаете, какой смысл имеет эта строка? Выберите все синонимичные варианты
а) Придет пора
б) Подойдет очередь
в) Наступит время
4. Выделите в тексте все ответы на вопрос: чему придет свой черед?
* Моим стихам. Моим стихам. Моим стихам.
Перечитаем стихотворение. Разберем определения к номинации логического субъекта
1. Выделите в тексте все определения к словосочетанию «моим стихам», выраженные причастиями.
2. Перечитайте первые две строки. О каких стихах говорит поэт?
а) О своих ранних стихах
б) Обо всех своих стихах
3. Прочитайте третью и четвертую строки. Представьте себе то, о чем пишет поэт: «брызги из фонтана» и «искры из ракет». О каком движении идет речь?
а) сверху вниз
б) снизу вверх
* Сорваться — оторваться и, не удержавшись, упасть.
4. Прочитайте пятую и шестую строки. Обратите внимание на то, что здесь использовано причастие от глагола с тем же корнем, что в предыдущих строках, но с другой приставкой (ворвавшимся — сорвавшимся). Как Вы думаете, о каком движении идет речь?
а) Внутрь
б) Наружу
*Ворваться — проникнуть куда-нибудь, с силой преодолевая препятствия.
5. Давайте еще раз перечитаем строки:
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам.
Как, по Вашему мнению, стоит понимать образный смысл этих строк: какими были стихи?
а) Плохими
б) Нарушающими покой
6. О чем были, по словам Марины Цветаевой, её ранние стихи? Выберите все правильные ответы.
О природе
О смерти
О животных
О юности
7. Как современники, по мнению Марины Цветаевой, относились к её ранним стихам? Выберите возможные варианты ответа
Не читали
Не покупали
Не издавали
* «Нечитанные стихи!», «Разбросаны в пыли по магазинам, Где их никто не брал и не берет!» Восклицательные знаки передают сильные эмоции пишущего: волнение и даже возмущение.
8. Как Вы думаете, какого мнения поэт о своих собственных стихах?
Высокого мнения
Невысокого мнения
* Марина Цветаева сравнивает свои стихи с «драгоценными винами», которые с годами становятся более востребованными. Она уверена, что со временем читатели их оценят.
Не секрет, что многие поэты обладают даром предвидения. В этом стихотворении она предсказала судьбу своих стихов.
4. Анализируем...
Стихотворение проникнуто двумя настроениями, которые, переплетаясь, сменяют друг друга, - печалью по поводу непризнанных стихов и оптимистическим пафосом.
Сильная позиция — словосочетание «моим стихам», которое встречается в каждой строфе, т. е. трижды. Повтор и позиция делают местоимением моим исключительно важным для смысла всего стихотворения. Отсюда заключаем, что тема стихотворения — о поэзии, но не вообще поэзии, а именно о судьбе ее поэзии.
Последнее двустишье звучит одновременно и диссонансом, и логическим завершением.
Стихотворение написано пятистопным ямбом, за исключением последней строки каждого четверостишья, где ямб трехстопный. Последняя строка выбивается из ряда более длинных строк своей сжатостью, концентрацией поэтической энергии, в ней заключен главный смысл каждой строфы. Следовательно, и размер, и форма организации строфы — классические, что подчеркивает вписанность ее поэзии в мировое культурное пространство.
Последние в каждой строфе строки выполняют в стихотворении особую нагрузку: они иллюстрируют основные черты характера поэта. Попытаемся доказать это.
Французский исследователь Ларошфуко считал, что у каждого человека не один характер, а три: желаемый, кажущийся и действительный.
Желаемый — это то, как человек сам воспринимает себя и каким хочет быть. Марина Цветаева хочет быть яркой, дерзкой, желает, чтобы ее поэзия была Как искры из ракет. Поэтому и рифма такая — поэт — ракет.
Кажущийся характер — это тот, который воспринимается окружающими, а они Цветаеву пока не воспринимают, не понимают, а потому и не читают: Нечитанным стихам.
В действительности же она — настоящий поэт, потому, когда пройдет это бурное кровавое время, все вспомнят о вечном, и ее поэзии настанет свой черед. И это будет закономерным признанием и оценкой ее творчества.
Рифма в стихотворении перекрестная, точная; в каждой 1-й и 3-й строках — женская (с ударением на предпоследнем слоге: рано-фонтана), в каждой 2-й и 4-й строках — мужская (с ударением на последнем слоге: поэт — ракет).
Пиррихий в большинстве строк позволяет избежать чрезмерной монотонности ямбического стиха и создать атмосферу размышления, хотя определенная динамика и ритмичность сохраняются.
В стихотворении активно используется прием звуковой организации строки — аллитерация:
...Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет.
Ворвавшимся, как маленькие черти…
Повтор Р и С создает впечатление искристости стиха: когда Р как бы взрывает стих, то С — мягко гасит взрыв, создавая сонм.
Когда во второй строфе начинаются размышления о вечном, изменяется и набор звуков — теперь уже преобладают сонорные звуки — М, Н:
… где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
- Нечитанным стихам! -
Грамматический анализ стихотворения показывает, что на 40 знаменательных слов приходится 19 существительных, 8 местоимений, 5 причастий, 4 глагола, 3 наречия и 2 прилагательных. Как видим, нелюбовь М.Цветаевой к глаголу начинает формироваться в самый ранний период творчества, постепенно превращаясь в полную «безглагольность».
Совершенно очевидно, что основную смысловую нагрузку несут существительные, т.е. важным для Цветаевой является именование явлений, а не действия с ними.
Местоимения — тоже достаточно частая часть речи в ее поэтике, но в данном стихотворении трижды повторяется местоимение «моим» и дважды «я». именно данные местоимения придают особый, личный, интимный характер стихотворению. М.Цветаева тем самым подчеркивает, что пишет именно о себе.
Глаголов хотя и немного, но они выполняют важную роль, усиливаемую причастиями (это тоже глагольные формы): они определяют время и противопоставляют его другому времени: не знал, не брал — прошедшее время в период непризнания ее поэтом; глагол в будущем времени, когда выражена неизбежность ее признания — настанет черед.
На основную идею стихотворения хорошо работает цветаевская лексика: если в первой строфе — это конкретная и несколько возвышенная лексика, связанная с воздухом: брызги фонтана, искры ракет, то во второй строфе преобладают абстрактные слова, связанные с вечными понятиями — черти, святилище, сон, фимиам, юность, смерть. Символическое положительное значение имеет и слово вино, его позитивная коннотация усилена также эпитетом драгоценные. Это древняя поэтическая метафора, несущая оттенок высокого стиля. Большинство слов третьей строфы (пыль, магазин) — конкретные, бытовые, приземленные, показывающие, что в умелых руках Мастера и эта лексика может стать поэтической.
Наречие рано в первой строке указывает на еще одну причину нечитаемости стихов: они слишком рано написаны, их пора еще не пришла, поэтому современники их не оценили.
Ключевым словом, несущим важный идейный смысл, является слово стихи. Именно оно определило и тему, и идею данного стихотворения. Этим словом М.Цветаева манипулирует и играет, оно повторяется 4 раза, все тропы созданы при его непосредственном участии: эпитеты и метафоры — совавшиеся, ворвавшиеся, разбросанные, нечитанные стихи, сравнения — стихи, как брызги из фонтана, как искры из ракет, как маленькие черти, как драгоценные вина.
Важную роль в стихотворении играют синтаксические конструкции, выделенные тире и скобками — Нечитанным стихам; Где их никто не брал и не берет! В них усиливается акцент на том, что сегодня ее стихи не нужны, и эта непризнанность огорчает ее и печалит. Еще один прием в стихотворении — антитеза. Здесь противопоставлено не только время — настоящее и будущее, но и сам результат — стихи не берут, но придет их черед; есть здесь и частные противопоставления, которые формируют, однако, общую идею — черти — святилище.
Итак, все стихотворение — это размышление о поэзии, о ее судьбе, ее предназначении. Не случайно сама М.Цветаева сказала о заключительной строфе своего стихотворения, что это «формула — наперед — всей моей писательской (и человеческой) судьбы». То, что здесь точно предсказана судьба ее творчества, можно констатировать именно сейчас, когда «черед» ее стихам, наконец, настал.
В стихотворении «Моим стихам, как драгоценным винам...» М.Цветаева произносит смело и уверенно: «я — поэт». И она действительно Поэт, т.е. мудрец, являющий нам в образе спасительную истину, волшебник, способный простыми созвучиями вознести читателя в мир душевного экстаза. Это стихотворение бьется ритмами доброго и страдающего сердца. Ведь не о будущей славе мечтает лирическая героиня, а горько сожалеет, что черед для ее стихов еще не настал.
Использованные ресурсы
Уроки чтения с Н.В. Кулибиной «Уроки чтения — праздник, который всегда с тобой»