СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Постигаем смысл стихотворения М.И.Цветаевой "Моим стихам..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Марина Цветаева «Моим стихам, написанным так рано...»

 

Это стихотворение было написано Мариной Цветаевой в мае 1913 года, т. е. в ранний период творчества. К этому времени она уже была автором двух стихотворных сборников - «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь», первый из которых был встречен доброжелательными отзывами М.Волошина, Н.Гумилева, В.Брюсова, а второй — весьма сдержанно.

В 1913 году Цветаева уже писала стихи для третьего сборника «Юношеские стихи», который, однако, не был опубликован. Эти строки родились в Коктебеле, когда она жила на даче у М.Волошина.

Воспитанная на античности, Марина воспринимала безвестность как «рок», не противилась ему, но всегда верила, что у ее стихов есть будущее. Эту уверенность и отражает стихотворение.

 

Прочитаем стихотворение

 

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я — поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет.

 

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

- Нечитанным стихам! -

 

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

(Май 1913 г., Коктебель)

 

1. Слушаем...

 

Послушаем чтение этого стихотворения

Учащимся можно предложить чтение стихотворения Алисой Фрейндлих

 

или Чтение Веры Воронковой

 

https://www.youtube.com/watch?v=0Y5djzB1Cdw

 

 

  • Объясните, какой из вариантов чтения данного стихотворения вам ближе? Почему?

 

2. Читаем…

Еще раз прочитайте это стихотворение целиком

3. Размышляем…

  • Определим синтаксическую структуру стихотворения

1. Внимательно перечитайте стихотворение и определите, из скольких предложений оно состоит

а) из одного

б) из двух

в) из трехсложным

*Даже, если в тексте много незнакомых слов, по знакам препинания можно определить, что весь текст — одно предложение: единственная точка стоит в конце последней строки.

 

2. Выделите в тексте строку, в которой выражены главные члены этого предложения: субъект и предикат.

* Настанет свой черед.

 

3. Как Вы думаете, какой смысл имеет эта строка? Выберите все синонимичные варианты

а) Придет пора

б) Подойдет очередь

в) Наступит время

 

4. Выделите в тексте все ответы на вопрос: чему придет свой черед?

* Моим стихам. Моим стихам. Моим стихам.

 

  • Перечитаем стихотворение. Разберем определения к номинации логического субъекта

 

1. Выделите в тексте все определения к словосочетанию «моим стихам», выраженные причастиями.

* написанным, сорвавшимся, ворвавшимся, нечитанным, разбросанным

2. Перечитайте первые две строки. О каких стихах говорит поэт?

а) О своих ранних стихах

б) Обо всех своих стихах

3. Прочитайте третью и четвертую строки. Представьте себе то, о чем пишет поэт: «брызги из фонтана» и «искры из ракет». О каком движении идет речь?

а) сверху вниз

б) снизу вверх

* Сорваться — оторваться и, не удержавшись, упасть.

4. Прочитайте пятую и шестую строки. Обратите внимание на то, что здесь использовано причастие от глагола с тем же корнем, что в предыдущих строках, но с другой приставкой (ворвавшимся — сорвавшимся). Как Вы думаете, о каком движении идет речь?

а) Внутрь

б) Наружу

*Ворваться — проникнуть куда-нибудь, с силой преодолевая препятствия.

 

5. Давайте еще раз перечитаем строки:

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

 

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам.

 

Как, по Вашему мнению, стоит понимать образный смысл этих строк: какими были стихи?

а) Плохими

б) Нарушающими покой

 

6. О чем были, по словам Марины Цветаевой, её ранние стихи? Выберите все правильные ответы.

О природе

О смерти

О животных

О юности

7. Как современники, по мнению Марины Цветаевой, относились к её ранним стихам? Выберите возможные варианты ответа

Не читали

Не покупали

Не издавали

* «Нечитанные стихи!», «Разбросаны в пыли по магазинам, Где их никто не брал и не берет!» Восклицательные знаки передают сильные эмоции пишущего: волнение и даже возмущение.

8. Как Вы думаете, какого мнения поэт о своих собственных стихах?

Высокого мнения

Невысокого мнения

* Марина Цветаева сравнивает свои стихи с «драгоценными винами», которые с годами становятся более востребованными. Она уверена, что со временем читатели их оценят.

 

Не секрет, что многие поэты обладают даром предвидения. В этом стихотворении она предсказала судьбу своих стихов.

 

4. Анализируем...

 

Стихотворение проникнуто двумя настроениями, которые, переплетаясь, сменяют друг друга, - печалью по поводу непризнанных стихов и оптимистическим пафосом.

Сильная позиция — словосочетание «моим стихам», которое встречается в каждой строфе, т. е. трижды. Повтор и позиция делают местоимением моим исключительно важным для смысла всего стихотворения. Отсюда заключаем, что тема стихотворения — о поэзии, но не вообще поэзии, а именно о судьбе ее поэзии.

Последнее двустишье звучит одновременно и диссонансом, и логическим завершением.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, за исключением последней строки каждого четверостишья, где ямб трехстопный. Последняя строка выбивается из ряда более длинных строк своей сжатостью, концентрацией поэтической энергии, в ней заключен главный смысл каждой строфы. Следовательно, и размер, и форма организации строфы — классические, что подчеркивает вписанность ее поэзии в мировое культурное пространство.

Последние в каждой строфе строки выполняют в стихотворении особую нагрузку: они иллюстрируют основные черты характера поэта. Попытаемся доказать это.

Французский исследователь Ларошфуко считал, что у каждого человека не один характер, а три: желаемый, кажущийся и действительный.

Желаемый — это то, как человек сам воспринимает себя и каким хочет быть. Марина Цветаева хочет быть яркой, дерзкой, желает, чтобы ее поэзия была Как искры из ракет. Поэтому и рифма такая — поэт — ракет.

Кажущийся характер — это тот, который воспринимается окружающими, а они Цветаеву пока не воспринимают, не понимают, а потому и не читают: Нечитанным стихам.

В действительности же она — настоящий поэт, потому, когда пройдет это бурное кровавое время, все вспомнят о вечном, и ее поэзии настанет свой черед. И это будет закономерным признанием и оценкой ее творчества.

Рифма в стихотворении перекрестная, точная; в каждой 1-й и 3-й строках — женская (с ударением на предпоследнем слоге: рано-фонтана), в каждой 2-й и 4-й строках — мужская (с ударением на последнем слоге: поэт — ракет).

Пиррихий в большинстве строк позволяет избежать чрезмерной монотонности ямбического стиха и создать атмосферу размышления, хотя определенная динамика и ритмичность сохраняются.

В стихотворении активно используется прием звуковой организации строки — аллитерация:

...Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет.

Ворвавшимся, как маленькие черти…

 

Повтор Р и С создает впечатление искристости стиха: когда Р как бы взрывает стих, то С — мягко гасит взрыв, создавая сонм.

Когда во второй строфе начинаются размышления о вечном, изменяется и набор звуков — теперь уже преобладают сонорные звуки — М, Н:

… где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

- Нечитанным стихам! -

Грамматический анализ стихотворения показывает, что на 40 знаменательных слов приходится 19 существительных, 8 местоимений, 5 причастий, 4 глагола, 3 наречия и 2 прилагательных. Как видим, нелюбовь М.Цветаевой к глаголу начинает формироваться в самый ранний период творчества, постепенно превращаясь в полную «безглагольность».

Совершенно очевидно, что основную смысловую нагрузку несут существительные, т.е. важным для Цветаевой является именование явлений, а не действия с ними.

Местоимения — тоже достаточно частая часть речи в ее поэтике, но в данном стихотворении трижды повторяется местоимение «моим» и дважды «я». именно данные местоимения придают особый, личный, интимный характер стихотворению. М.Цветаева тем самым подчеркивает, что пишет именно о себе.

Глаголов хотя и немного, но они выполняют важную роль, усиливаемую причастиями (это тоже глагольные формы): они определяют время и противопоставляют его другому времени: не знал, не брал — прошедшее время в период непризнания ее поэтом; глагол в будущем времени, когда выражена неизбежность ее признания — настанет черед.

На основную идею стихотворения хорошо работает цветаевская лексика: если в первой строфе — это конкретная и несколько возвышенная лексика, связанная с воздухом: брызги фонтана, искры ракет, то во второй строфе преобладают абстрактные слова, связанные с вечными понятиями — черти, святилище, сон, фимиам, юность, смерть. Символическое положительное значение имеет и слово вино, его позитивная коннотация усилена также эпитетом драгоценные. Это древняя поэтическая метафора, несущая оттенок высокого стиля. Большинство слов третьей строфы (пыль, магазин) — конкретные, бытовые, приземленные, показывающие, что в умелых руках Мастера и эта лексика может стать поэтической.

Наречие рано в первой строке указывает на еще одну причину нечитаемости стихов: они слишком рано написаны, их пора еще не пришла, поэтому современники их не оценили.

Ключевым словом, несущим важный идейный смысл, является слово стихи. Именно оно определило и тему, и идею данного стихотворения. Этим словом М.Цветаева манипулирует и играет, оно повторяется 4 раза, все тропы созданы при его непосредственном участии: эпитеты и метафоры — совавшиеся, ворвавшиеся, разбросанные, нечитанные стихи, сравнения — стихи, как брызги из фонтана, как искры из ракет, как маленькие черти, как драгоценные вина.

Важную роль в стихотворении играют синтаксические конструкции, выделенные тире и скобками — Нечитанным стихам; Где их никто не брал и не берет! В них усиливается акцент на том, что сегодня ее стихи не нужны, и эта непризнанность огорчает ее и печалит. Еще один прием в стихотворении — антитеза. Здесь противопоставлено не только время — настоящее и будущее, но и сам результат — стихи не берут, но придет их черед; есть здесь и частные противопоставления, которые формируют, однако, общую идею — черти — святилище.

Итак, все стихотворение — это размышление о поэзии, о ее судьбе, ее предназначении. Не случайно сама М.Цветаева сказала о заключительной строфе своего стихотворения, что это «формула — наперед — всей моей писательской (и человеческой) судьбы». То, что здесь точно предсказана судьба ее творчества, можно констатировать именно сейчас, когда «черед» ее стихам, наконец, настал.

 

В стихотворении «Моим стихам, как драгоценным винам...» М.Цветаева произносит смело и уверенно: «я — поэт». И она действительно Поэт, т.е. мудрец, являющий нам в образе спасительную истину, волшебник, способный простыми созвучиями вознести читателя в мир душевного экстаза. Это стихотворение бьется ритмами доброго и страдающего сердца. Ведь не о будущей славе мечтает лирическая героиня, а горько сожалеет, что черед для ее стихов еще не настал.

 

Использованные ресурсы

Уроки чтения с Н.В. Кулибиной «Уроки чтения — праздник, который всегда с тобой»

https://ac.pushkininstitute.ru/storage/MoimSti/index.htm#

 

Маслова В.А. Русская поэзия ХХ века. Лингвокультурологический взгляд. - Москва, «Высшая школа», 2006 — с. 106 - 109