СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Постоянно действующий семинар «Безопасная образовательная среда» «Социальные сети в лицейском образовании: утопия или реальность?»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель семинара: знакомство с новыми формами работы в дистанционном и онлайн-режимах наряду с традиционными методами представления информации; выявление передового педагогического опыта; поиск оптимальных педагогических, технологических решений, распространения новых идей в области применения информационно-коммуникационных технологий в системе образования.

Задачи семинара:

формировать желание педагогов и воспитателей общежития оценивать уровень интеграции собственной педагогической деятельности в информационную образовательную среду;

анализировать возможности использования социальных сетей в лицейском образовании;

выбирать электронные образовательные ресурсы в соответствии с целями и задачами своей профессиональной педагогической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Постоянно действующий семинар «Безопасная образовательная среда» «Социальные сети в лицейском образовании: утопия или реальность?»»

Постоянно действующий семинар

«Безопасная образовательная среда»

«Социальные сети в лицейском образовании: утопия или реальность?»


Цель семинара:

знакомство с новыми формами работы в дистанционном и онлайн-режимах наряду с традиционными методами представления информации; выявление передового педагогического опыта; поиск оптимальных педагогических, технологических решений, распространения новых идей в области применения информационно-коммуникационных технологий в системе образования.


Задачи семинара:

формировать желание педагогов и воспитателей общежития оценивать уровень интеграции собственной педагогической деятельности в информационную образовательную среду;

анализировать возможности использования социальных сетей в лицейском образовании;

выбирать электронные образовательные ресурсы в соответствии с целями и задачами своей профессиональной педагогической деятельности.


Современное общество предъявляет новые требования к системе образования. Одной из ее целей является формирование высокого уровня информационной культуры. Особая роль при этом отводится использованию Интернет-ресурсов в педагогической практике учителей и воспитателей. Сегодня уже не вызывает сомнения, что обучение и воспитание наших лицеистов становится эффективнее, если педагог и воспитатель владеет Интернет-технологиями и широко использует возможности Интернета в своей практике.

Этой теме был посвящен не один наш предыдущий семинар. Казалось бы, о чем еще говорить тогда…если и так все понимают, что без этого нам уже не удастся работать. А может быть будем переливать из пустого в порожнее?


Каковы ваши предположения и ожидания от сегодняшнего семинара?

Метод «Ключевое слово»

Цель: рефлексия участников педагогического процесса.

Материалы: небольшие листы бумаги (самоклеющиеся), маркеры.

Время работы: 5 мин в начале семинара, 5 мин. в конце семинара. Структура работы: участникам педагогического взаимодействия предлагается на листочках бумаги написать одно слово, с которым у них ассоциируется содержание данного семинара или результаты взаимодействия. В конце семинара участники ответят на вопрос: Соответствует ли ключевое слово ожиданиям в начале работы?

Перед вами на столах лежат шляпы. Перед проведением семинара вы разделились на группы, в которых вы сейчас находитесь. И будете работать в соответствии с заявленным цветом шляпы.


Прием: «Шесть шляп мышления»

Белая шляпа. Примеряя этот головной убор, мы сосредотачиваемся на имеющихся в распоряжении данных. Пытаемся понять, какой информации нам недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения обозначенной проблемы.

Красная шляпа. Надевая её, мы включаем интуицию и чувства. Что подсказывает вам внутренний голос? Интуитивные догадки и ощущения на этом этапе очень важны, поскольку позволяют судить об эмоциональном фоне и отношении к проблеме через призму человеческих чувств.

Чёрная шляпа. В ней вы должны быть пессимистом, но со здоровой долей критицизма. Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков в будущем, дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций. Старайтесь в каждой идее найти слабые места и обратить на них внимание.

Жёлтая шляпа. Она является противоположностью чёрной и подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Выделяйте сильные стороны и преимущества каждого решения. Особенно это важно, если все варианты кажутся довольно мрачными.

Зелёная шляпа отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. Никаких оценок предложенных ранее решений, только их дальнейшее развитие любыми доступными способами

Синяя шляпа не связана непосредственно с выработкой решения. Её надевает руководитель, или эксперт – тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. Он управляет всем процессом – даёт слово каждому, следит за соблюдением предложенной тематики.

Нашу сегодняшнюю тему «Социальные сети в лицейском образовании: утопия или реальность?» я бы представила в виде серии вопросов, которые звучат так:


  1. Социальные сети. Что означает данное понятие? Какие социальные сети используются лицеистами и для каких целей? (Белая шляпа)

  2. Социальные сети можно использовать в образовании! В чем плюсы использования социальных сетей в образовательном процессе?Для чего они могут быть использованы? (красная шляпа)

  3. В чем минусы использования социальных сетей в образовании? Каковы недостатки подобной работы? (черная шляпа)

  4. А может быть все не так уж и плохо. Как избежать минусов в работе с социальными сетями? (желтая шляпа)

  5. Предложите свои варианты использования социальных сетей в организации образовательного процесса (зеленая шляпа)

Вступительное слово ведущего:

Образование социальных сетей и сетевых сообществ считается величайшим достижением «всемирной паутины». Наиболее общее и распространенное определение социальным сетям можно найти в универсальной интернет-энциклопедии: «Социальные сети – это платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы. Термин впервые был введен социологом из Манчестерской школы Джеймсом Барнсом в 1954 году, задолго до появления Интернета вообще.

Актуальная трактовка означает определенный круг знакомых человека, где центром социальной сети является сам человек, а отношениями – связи между человеком и его кругом общения.

При более детальном рассмотрении социальных сетей следует отметить их типовую характеристику: односторонние и двусторонние сети, сети друзей, коллег, сверстников и т. д.


Характерными особенностями социальной сети являются:

предоставление практически полного спектра возможностей для обмена информацией (фото + видео + сервис блогов + сервис микроблогов + сообщества + ЛС/чат + возможность отметить местоположение и т.п.);

создание профилей, в которых требуется указать реальные ФИО и максимальное количество информации о себе;

подавляющее большинство друзей пользователя в социальной сети – это не виртуальные друзья по интересам, а реальные друзья, родственники, коллеги.


Сайты социальной сети обладают следующими возможностями:

активное общение;

создание публичного или полупубличного профиля пользователя (например, профиль может содержать дату рождения, школу, вуз, хобби и другое);

пользователь может создавать и поддерживать список других пользователей, с которыми у него имеются некоторые отношения (например, дружбы, родства, деловых и рабочих связей и т. п.);

просмотр и обход связей между пользователями внутри системы (например, пользователь может видеть друзей своих друзей).

Возможности социальных сетей как средства коммуникации реализуются в конкретных практиках их использования. В их основе – функции и цели осуществляемой коммуникации, условиями для которой служат предоставляемые веб-сервисом инструменты взаимодействия, а также поддерживаемая с их помощью структура социальной сети как коммуникативной модели, обеспечивающей распространение информации, поддержание групповых норм, эффективное использование имеющихся контактов как ресурса, составляющего социальный капитал.


- Как вы считаете, почему наиболее активными пользователями Интернета, а также социальных сетей является молодежь?

1.Сайты социальных сетей помогают молодым людям в самореализации, самопрезентации.

2.В социальных сетях отсутствуют какие-либо условности, которых невозможно избежать в реальном общении, многим трудно общаться в реальной жизни и гораздо проще излагать свои мысли письменно.

3.В Интернете существуют тысячи разнообразных социальных сетей, которыми пользуются порядка 80% всех пользователей Интернета.

4. Каждая из социальных сетей имеет свои особенности, позволяющие пользователям совершать какие-либо действия, присущие только этой социальной сети.

Существуют разнообразные социальные сайты, в которых зарегистрирована молодежь: Одноклассники.ru, AlterGeo, Гайдпарк, В кругу друзей, Привет.ру, Мой Круг, ВСети.by, ВКонтакте, Google+ , Facebook, LinkedIn, Myspace, Livejournal, Twitter, Friendster, Свой Круг.


Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и появление новых возможностей их использования в образовании актуализирует поиск адекватных подходов к организации образовательного процесса в лицее, что способствует развитию общеучебной и предметной компетенции, коммуникативных умений и навыков, а также обеспечивает лицеистов необходимой информацией. Давайте вместе выделим основные возможности применения социальных сетей в образовательном процессе в лицее:

  1. Расширение работы с лицеистами при помощи создания определенных групп или сообществ в социальных сетях, которые объединяют неравнодушных, творческих молодых людей по стремлению к некой области знаний, а также по желанию сотрудничать в процессе применения этих знаний на практике. Члены сообщества хорошо понимают друг друга, поскольку работают над схожими проблемами, а также могут получить недостающие им знания.

  2. Применение образовательных и научных социальных сетей. Наиболее популярным инструментом (программным обеспечением) обучения и развития признается социальная сеть Facebook, позволяющая преподавателям различных учреждений образования создавать учебные курсы для обучающихся, сотрудники одного учреждения могут находиться на постоянной связи с коллегами из других учреждений

  3. Информационная поддержка учебного курса в социальной сети дает возможность лицеистам, пропустившим занятие, принимать участие в обсуждениях и выполнять задания из дома.

  4. Социальные сети обеспечивают мобильное непрерывное образование и самообразование.

  5. В социальных сетях можно организовать эффективную коллективную работу над учебным проектом.

  6. В социальной сети можно организовать прохождение онлайн-опроса и быструю обработку данных.

  7. Разнообразие форм коммуникации: форумы, опросы, голосования, возможность обмениваться полезными ссылками, возможность совместной подготовки проекта или презентации.


Основные достоинства «социальных сетей» заключаются в том, что:

- регистрация и пользование в большинстве из них абсолютно бесплатны, что позволяет экономить денежные средства, тем более, что не нужны дополнительные денежные ресурсы;

- в большинстве случаев предоставляется неограниченное дисковое пространство для хранения различного контента, например аудио-видео-файлы, изображения и др.;

надежная защита от хакерских атак, надежность хранения данных, т.к. многие «социальные сети» тратят немалые средства на поддержание своей защиты;

удобство сервисов рассылки и уведомления об информации, что делает их удобными в общении с учащимися;

создание условий для ребят, не попавших на занятия;

возможность наблюдения за учебной деятельностью;

возможность принимать непосредственное участие в режиме онлайн и многое другое.

Использование социальных сетей в образовательном процессе способствует обмену информацией, повышает мотивацию учащихся в учебной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей и познавательный интерес. Все эти факторы положительно влияют на формирование знаний и умений.

Современный учащийся должен уметь самостоятельно и активно работать с информацией, подвергать ее критической оценке и применять в соответствии с целями и задачами своей деятельности.


Какие Интернет-технологии сегодня в глобальной сети Интернет можно активно использовать в процессе обучения? Одной из наиболее известных является создание учебных блогов. Легкость ведения, а также доступа позволяет публиковать информацию не только при помощи персонального компьютера, но и посредством мобильных телефонов, смартфона.

В переводе с английского блог – это сетевой журнал, веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны короткие записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке. Отличия блога от традиционного дневника обусловлены средой. Блоги публичны и предполагают сторонних читателей. Каждый лицеист может выложить информацию, точку зрения и другие материалы. В процессе учебы также можно делиться информацией, обсуждать конкретные детали, получать комментарии на опубликованный материал.

Не менее популярны преподавательские блоги, при помощи которых можно эффективно управлять самостоятельной внеаудиторной работой обучаемых, а также создавать задания, направленные на совершенствование навыков речевой деятельности. Обучению разным видам письма (поискового, просмотрового, ознакомительного и изучающего) способствует неограниченная возможность размещать ссылки в любом количестве на отличные друг от друга материалы. Также блоги ничем не уступают в возможности приобретения навыков говорения и аудирования.

Закономерную популярность набирает еще один вид обучения в социальной сети – это eLearning (ElectronicEducation, система электронного обучения при помощи информационных технологий). Прогрессивные возможности дистанционного обучения делают процесс более простым и понятным для юного поколения.

В последнее время все чаще появляются научные и образовательные социальные сети. Признанным в этой области инструментом обучения и развития является американская социальная сеть Facebook, число пользователей которой свыше 800 миллионов людей. На платформе Facebook преподаватели создаютсобственные образовательные курсы.

Использование в виртуальных учебных группах технологий форумов, вебинаров, мультимедийных интерактивных презентаций предельно облегчают усвоение материала, способствуют легкому выстраиванию образовательных траекторий. Перечисленные способы интеграции социальных платформ в обучение дают возможность коллективной оценки работы, стимулируют познавательную деятельность.


Существует ряд проблем, связанных с использованием социальной сети в образовательном процессе:

- индивидуализация обучения сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение учителей илицеистов, учащихся между собой, предлагая им общение в виде "диалога с компьютером". При этом орган активизации мышления человека-речь, оказывается выключенной на долгое время. Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке;

- свертываются социальные контакты, сокращается практика социального взаимодействия и общения, что ведет чаще всего к индивидуализму;

- оказывается затруднен переход от знаковой системы как формы представления знания на страницах учебника, экране дисплея к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, чем логика организации системы знаков. Это классическая проблема применения знаний на практике (на психологическом языке - проблема перехода от мысли к действию);

- нелинейная структура информации подвергает учащегося "соблазну" следовать по предлагаемым ссылкам, что отвлекает от основного русла изложения учебного материала;

- также могут отвлекать внимание в процессе обучения колоссальные объемы информации, предоставляемые такими средствами информации как справочники, энциклопедии, Интернет-порталы;

- становится проблемой Интернет-списывание, состоящее в том, что из сети заимствуются готовые проекты, рефераты, доклады, решения задач и так далее, вовсе не соответствующие повышению эффективности обучения и воспитания;

- средства ИКТ могут стать не только мощным средством становления и развития лицеистов (как личности, субъекта познания, практической деятельности, общения, самосознания), но и наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности;

- во многих случаях использование средств информатизации лишает лицеистов проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на реальном обучении;

отсутствие сетевого этикета участников,

отсутствие удобного инструментария, специально разработанного в учебных целях (например, ведение электронной ведомости или журнала), как в системах управления обучением;

отсутствие доступа к социальным сетям из учебных аудиторий лицея;

активная коммуникация, обширный информационный поток и обилие развлекательного контента вместе с образовательным контентом, которые отвлекают от учебного процесса;

высокая степень время- и трудозатрат для организации и поддержки учебного процесса в условиях непрерывного обучения в социальной сети для преподавателя;

открытость учебного пространства всему интернет-сообществу, которое неприемлемо или некомфортно для учебного процесса;

невозможность оценивания работы преподавателя в социальном обучении для оплаты его труда.

Более того, преподаватель должен интуитивно чувствовать аудиторию и подбирать под нее учебные материалы. Для решения настоящих проблем следует разрабатывать эффективные методики применения социальных сетей в образовательном пространстве.




Можно использовать, например, для подготовки учащихся к олимпиаде, творческому конкурсу, конференции. Можно организовать и провести конкурс Интернет- проектов для обучающихся или педагогов и воспитателей.

Я считаю, если педагоги и воспитатели в своей работе используют социальные сети, значит, им небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, их беспокоит, насколько они, соответствуют требованиям данного времени. Также применение новых информационных технологий в образовании позволяет работать с лицеистами с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему педагогу расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.

Все эти тенденции развития социальных сетей создают ситуацию, когда всеохватность аудитории и одновременное использование максимального количества предоставляемых современными интернет-технологиями возможностей переводят образовательную активность на абсолютно другой, значительно более высокий уровень. Социальные сети – это не просто возможность пообщаться, это важный образовательный инструментлицея.


Все верно, коллеги. Мы готовимся к Методической неделе. В этом году в качестве одного из творческих мероприятий в котором смогут поучаствовать все, кроме традиционных семинаров, круглых столов и педсовета станет конкурс педагогических проектов, точнее, Интернет-проектов.

Номинации конкурсных работ в рамках подготовки к предстоящей методической неделе. Проекты можно готовить индивидуально, это могут быть групповые проекты (например, от УМО или творческой группы), могут быть межпредметные проекты. Проекты могут быть подготовлены совместно с лицеистами. Тематика проектов следующая:


Проект 1. Традиции, воплощенные во времени – проект, показывающий работу классных руководителей, воспитателей общежития лицея, направленную на воспитание любви к родному краю, малой Родине, популяризацию родного языка, изучение истории, обычаев и традиций своего народа, экологическое воспитание и др..


Проект 2. Инновации: мы всегда и во всем на шаг впереди – проект, отражающий использование педагогическими работниками лицея информационно-коммуникационных технологий в преподавании учебных предметов, в дополнительном образовании при проведении факультативных занятий, занятий по интересам, возможно…деятельности вне образовательного процесса.


Проект 3. Наш выбор – кибербезопасность – проект, отражающий работу по воспитанию культуры безопасного поведения в сети Интернет, а также работу по организации информационной безопасности в самом учреждении образования.


Проект 4. Мир, где познание в радость – включает в себя задумки по реализации учебных и исследовательских проектов, реализуемых обучающимися в процессе обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий.


Проект 5. Твой выбор – твое будущее – проект, посвященный использованию информационно-коммуникационных технологий в воспитании у лицеистов потребности в здоровом образе жизни и правовой культуре лицеистов.


Проект 6. Один день без Интернета – проект, нацеленный на то, чтобы показать учащимся, что Интернет важен для нас, но он не является жизненно важным обязательным условием нашей жизни и у нас есть очень много других возможностей для получения информации (книги в библиотеке, рассказ друга, сообщение одноклассника, звонок другу и т.д.), для проверки информации (беседа с экспертом в этой области, рассказ учителя, работа со справочной литературой), для общения с друзьями (звонок по телефону, личная встреча, прогулка с друзьями и т.д.)


Форма представления проектов: фотоколлаж, видеофильм, интерактивная презентация, методическая разработка, например, квеста или квиза, сценарная разработка внеклассного мероприятия, интерактивная газета и т.д. Ваше творчество приветствуется.


Критерии оценки представленных работ:

- Глубина и полнота изложения темы

- Интерактивность и креативность работы, оригинальность идеи

- Значимость и вклад всех участников в реализацию проекта

- Обоснование актуальности темы проекта

- Образ продукта полностью раскрывает тему, прослеживается логика изложения накопленного опыта работы

- Завершённость (смысловая и жанрово-композиционная)

- Целостность (содержательно-тематическая, стилевая, языковая).


Сроки представления материалов для изучения и оценки: до 22 января. Подведение итогов пройдет на заседании педагогического совета «Методические особенности подготовки учащихся лицея к централизованному экзамену по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования», который состоится 1 февраля 2024 года.