«Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов.
Магнитное поле Земли»
Цель урока: Ввести понятие постоянного магнита и магнитного поля Земли.
Задачи урока:
• Образовательная: познакомить со свойствами постоянных магнитов и их применением; дать представление о магнитном поле Земли.
• Развивающая: развивать аналитическое мышление и творческую самостоятельность учащихся, при работе в малых группах, умение проводить исследования и анализировать полученные результаты.
• Воспитывающая: воспитание культуры речи учащихся, умение к самостоятельному исследованию, к совместной и коллективной работе в группе, рациональном разделении труда, к уважению чужой точки зрения.
Средства обучения: Полосовые магниты (15 шт.), подковообразные магниты (1 шт.), магнитные стрелки на подставке (15 шт.), стальные скрепки (1 упок.), наборы калориметрические (3 цилиндра: железный, алюминиевый, латунный) (15 шт.), стеклянные трапеции(15 шт.), железные опилки (15 коробочек.), листы белой бумаги размером А4 (15 шт.). Компьютер, мультимедийный проектор, экран, Flash-презентация,DVDдиск «Магнетизм .Ч 2.»
Метод обучения: словесно-наглядный.
Приемы обучения: Flash-презентация, видеофильм «Магнитное поле Земли», «Магнитное поле постоянных магнитов», демонстрация, наблюдения учащихся объяснение.
Хронометраж урока:
Организационное начало урока – 1 мин.
Постановка учебной проблемы и цели урока – 5 мин.
Изучение нового материала – 20 мин.
Физкультминутка – 2 мин.
Закрепления новых знаний – 10 мин.
Информация о домашнем задании – 2 мин.
Подведение итогов, рефлексия – 5 мин.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка учебной проблемы и цели урока.
Что в черном ящике?
Старинная легенда рассказывает о пастухе имени Магнус. Он однажды обнаружил, что железный наконечник его палки и гвозди сапог притягиваются к черному камню. Этот камень стали называть камнем «Магнуса» или просто « ».Но известно и другое предание, которое гласит о том, что это слово произошло от названия местности, где добывали железную руду – холмы Магнезии в Малой Азии. Об этом упоминал философ и физик Фалес в VI веке до н.э. Как мы видим за много веков до н. э. было известно, что некоторые породы обладают свойством притягивать куски железа.
Как вы думаете, что явится предметом изучения, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Ученики отвечают на поставленный вопрос). Действительно, речь пойдёт о постоянных магнитах, а также о магнитном поле Земли. Как вы думаете , что о магнитах вы хотели бы узнать?
Что же такое магнит?
Какова его история?
Какими свойствами он обладает?
Где применяется магнит?
На эти вопросы мы постараемся ответить с вами на сегодняшнем уроке.
Учитель: Открываем тетради записываем дату и тему урока: «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли».
III. Изучение нового материала
План изложения нового материала
1. Постоянные магниты и их свойства
2. Происхождение магнитного поля постоянных магнитов
3. Магнитное поле Земли.
1. Постоянные магниты и их свойства
Каждый из нас с раннего детства слышал что-нибудь о магните. Многие держали его в руках, а у некоторых даже были игрушки, в которых использовались магниты. Многое о магнитах написано и в литературе.
« Сесть на железный круг
И, взяв большой магнит,
Его забросить вверх высоко,
Докуда будет видеть око;
Он за собой железо приманит…» Эдмон Ростан.
Что описано в этом стихотворении?
Так знаменитый герой фантазер Сирано де Бержерак предлагал полететь на Луну.
- Возможно, ли подниматься подобным образом? Это не важно. Нам сейчас важен лишь один из участников этого «полета» - магнит.
Первые сведения о магнитах теряются в глубокой древности. В старинных летописях сохранилось упоминание о том, что в 1110 г. до нашей эры в Китае были устройства, показывающие направление на юг.
Первые магниты были естественного происхождения. Оказалось, что это были куски руды – магнитного железняка (магнетита). Магнетит состоит из FеО(31%) и Fе2О3 (69%). Это хрупкий черный минерал с плотностью 5000кг/м3.
В древние времена магниту приписывали « живую душу». Китайцы говорили, что магнит притягивает к себе железо, как нежная мать привлекает своих детей. И поэтому дали ему поэтическое название “Любящий камень”.
Магнетит обладает не очень сильными магнитными свойствами. Это можно проверить, если поднести к нему предметы (скрепку, кнопку, иглу).
Учитель: А как вы думаете, можно ли создать магнит со значительно более сильными магнитными свойствами. Для этого обратимся к опыту.
Опыт №1.
На столе у меня лежит магнит и стальной цилиндр. Потру магнитом стальной цилиндр.
Затем поднесу к магнитной стрелке стальной цилиндр. Сделайте вывод.
Все ли тела могут стать магнитами?
Опыт с алюминием, латунью, стеклом. (Провести опыты аналогично№1).
1ряд делает опыт с алюминием
2 ряд с латунью
3 ряд со стеклом.
Итак, какой вывод вы можете сделать?
Не все тела намагничиваются.
К такому же выводу пришел в 1269 году П. Перегрин. Он установил, что если потереть стальную спицу магнитом естественного происхождения, то спица тоже станет магнитом. Такие магниты называют искусственными магнитами - сталь, никель, кобальт.
Подведем итог, что же мы называем магнитами? Ребята формулируют определение.
Тела длительное время сохраняющие намагниченность, называют постоянными магнитами или магнитами.
2. Происхождение магнитного поля постоянных магнитов
Как объяснить намагниченность магнитов?
Оказывается, что все дело в особом поле, создаваемом магнитом. Вокруг любого магнита существует магнитное поле. Оно и притягивает железо к магниту.
Что является источником магнитного поля?
Работа с учебником. Найдите в тексте п.59 ответ на вопрос Как появляется магнитное поле вокруг магнитов?
В 1820 году французский ученый Андре Ампер предложил, что магнитное свойство постоянного магнита обусловлены множеством круговых токов, циркулирующих внутри молекул этих тел. Эти токи были названы молекулярными.
Во времена Ампера природа этих токов была неизвестна. Теперь же мы знаем, что внутри атомов и молекул действительно движутся заряженные частицы электроны, благодаря которым и возникает намагниченность тела.
Рассмотрим свойства магнитов. (Демонстрация опыта учителем)
1.магнит полосовой опускаем в железные опилки.
Те участки магнита, около которых обнаруживается сильное магнитное действие и где сильнее всего магнитное поле называют магнитными полюсами. (записывают определение в тетради)
Учитель: Сколько же полюсов у магнита?
Два.
Их назвали северным полюсом (N) окрашен в синий цвет и южный полюс (S) окрашен в красный цвет. (изобразили в тетради)
Учитель:А сейчас проведите эксперимент по выяснению свойств магнита. У каждого ряда свое задание.
1ряд.
Поднесите северный полюс магнита к северному полюсу стрелки. Что вы можете сказать о взаимодействии магнита с одноименным полюсом стрелки?
2 ряд.
Поднесите южный полюс магнита к южному полюсу стрелки. Что вы можете сказать о взаимодействии магнита с одноименным полюсом стрелки?
3 ряд.
Поднесите северный полюс магнита к южному полюсу стрелки. Затем южный полюс магнита к северному полюсу стрелки. Что вы можете сказать о взаимодействии магнита с разноименными полюсами?
После выполнения эксперимента делают выводы.
Одноименные полюсы отталкиваются, разноименные притягиваются.(выступления учащихся по результатам эксперимента, записывают в тетради)
Учитель: Магнитное действие постоянных магнитов объясняется тем, что вокруг любого магнита имеется магнитное поле. С помощью железных опилок получают картину магнитного поля постоянных магнитов. В этом вы убедитесь при просмотре видеофильма «линии магнитного поля постоянных магнитов»
Вывод: магнитные линии магнитного поля постоянных магнитов - замкнутые кривые, выходящие из северного полюса магнита и входящие в южный вне магнита. (Рисуют в тетради.)
3. Магнитное поле Земли.
Далее учащиеся размещают магнитные стрелки в разных местах стола и наблюдают за показаниями стрелок.
С глубокой древности известно, что магнитная стрелка, свободно вращающаяся вокруг вертикальной оси, всегда устанавливается в данном месте Земли в определенном направлении. Этот факт объясняется тем, что вокруг Земли существует магнитное поле и магнитная стрелка устанавливается вдоль его магнитных линий. (Видеофильм « Магнитное поле Земли»)7 мин. Без выводов.
Магнитные бури – кратковременные изменения магнитного поля Земли, которые сильно влияют на стрелку компаса. Наблюдения показывают, что появление магнитных бурь связано с солнечной активностью. В период усиления солнечной активности с поверхности Солнца в мировое пространство выбрасываются потоки заряженных частиц, электронов и протонов. Магнитное поле, образуемое этими движущимися частицами, изменяет магнитное поле Земли и вызывает магнитную бурю. Магнитные бури – явление кратковременное.
На земном шаре встречаются области, в которых направление магнитной стрелки постоянно отклонено от направления магнитной линии Земли. Такие области называют областями магнитной аномалии.
Полеты межпланетных космических станций и космических кораблей на Луну и вокруг Луны позволили установить отсутствие у нее магнитного поля. Проведенные исследования не обнаружили магнитное поле у планеты Венера; у Марса имеется слабое магнитное поле.
После просмотра видеофильма записывают определение магнитных бурь и магнитной аномалии.
Учитель :Как влияет магнитное поле на человека?
Показ презентации созданной учеником.
(Физкультминутка, во время которой, выполняем зарядку для глаз.)
1. Верх-вниз, влево-вправо
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
2. Круг
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
IV . Закрепление материала.
Учитель: Теперь я предлагаю вам ответить на вопросы по новому материалу (Презентация).
Почему на Земле есть Северное сияние, а на Луне нет?
Когда к магнитной стрелке поднесли один из полюсов постоянного магнита, то южный полюс стрелки оттолкнулся. Какой полюс поднесли?
Магнит поднесли к предмету, а он не притягивается. Какова причина этого явления?
Северный конец стрелки магнита показывает на север. Но ведь он должен притянуться к южному полюсу магнита. Что это означает?
На рисунке изображен полосовой магнит АВ и его магнитное поле. Какой из полюсов северный, а какой южный?
Учащиеся отвечают на вопросы, проводят самоконтроль с помощью тренажера.
Тест со взаимоконтролем.
Какие вопросы вызвали затруднения?
ответы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Г | А | Б | Г | В | А | В | В | Б | А | Б | Б | Г | Г |
V . Подведение итогов урока.
• Какие тела называют постоянными магнитами?
• Что называют полюсами магнита?
• Какие из известных вам веществ, притягиваются магнитом?
• Как взаимодействуют между собой полюсы магнитов?
• Совпадают ли магнитные полюсы Земли с её географическими полюсами?
Оценки за урок.
VI. Домашнее задание.
§§ 59-60, вопросы к параграфам (устно).
Ответить на вопрос Может ли магнит потерять магнитные свойства?
Творческое задание д/з:
Найти в интернете информацию про КМА или подготовить доклад по теме «Компас. История его открытия» (задание по выбору).
YII. Рефлексия.
Учитель: что сегодня на уроке самое важное; самое интересное и самое трудное.
Опишите свое состояние с помощью смайликов.
Я благодарю всех за урок! Мы сегодня отлично поработали вместе.